ЗЛЫНКОВСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Годичный отчет Новозыбковского Отделения Братства Святого Михаила, князя Черниговского, за 1896 гражданский год


  Новозыбковское отделение Братства святого Михаила, князя Черниговского, в 1896 году, втором после своего открытия, имело заседаний Совета 3, общих собраний 2 и состояло из 43 действительных членов и 6 членов-соревнователей. Предметами совещаний Совета и общего собрания были вопросы, касавшиеся внебогослужебных чтений, женской Братской школы, книжной лавки, приходской пастырской миссии и кассы отделения Братства.
  Состав Совета.
  Совет состоял, под председательством священника Александра Бурневского, из следующих лиц: товарища председателя, священника Александра Колмакова, казначея И.Я. Матвиевского, членов: М.А. Туссена, В.И. Проценко, А.В. Небольсина, С.Ф. Сухова, И.М. Протопопова, А.М. Туссен, М.А. Ананьевой, А. И. Казимирова, М.М. Волкова, священников: отца Александра Фелицына, отца Иоанна Рябухина и делопроизводителя Г.М. Морачевского.
  1. Внебогослужебные чтения в Чудо-Михайловской церкви города Новозыбкова.
  По примеру прошлого 1895 года, в отчетном году внебогослужебные чтения велись в воскресные дни по программе прошлого года. Чтения выслушивались с глубоким вниманием. Бывали случаи, что при самой неблагоприятной погоде слушатели собирались на беседу. Кроме священника отца Александра Бурневского, неизменно ведшего беседы, принимали участие в чтениях: священник отец Александр Колмаков и Г.М. Марачевский.
  2. Женская школа.
  В женской Братской церковно-приходской школе, открытой 20 сентября 1895 года в церковном помещении обучались в отчетном году 42 ученицы, который по вероисповеданиям распределялись так: 26 православных, 7 единоверян, 9 из раскола. Школою заведывал законоучитель священник Александр Бурневский; учебные предметы преподавали: арифметику учитель реального училища А.Н. Яницкий, русский язык и арифметику М.И. Матвеевская, пение псаломщик Г.И. Голубцов; врач М.Н. Бурьков.
  3. Книжная лавка.
  Озабочиваясь открытием книжной лавки для склада книг религиозно-нравственного содержания, крестиков, икон и других церковных принадлежностей, Совет Отделения, согласно постановление общего собрания, вошел с ходатайством в Совет Черниговского Братства и в Городскую управу о содействии к открытию таковой лавки. Городская управа отвела место под лавку вблизи базарной площади с платой аренды в пользу города по 1 рублю в год. Совет Братства ассигновал на постройку из своих средств единовременно 200 рублей и на содержание сидельца 120 рублей в год. Так как разрешение от Совета Братства получено лишь к концу отчетного года, то постройка лавочки и ее открытие последует не раньше первой половины марта месяца.
  4. Приходская пастырская миссия.
  Деятельность Отделения Братства по делам миссии обнаружилась в пунктах Новозыбковского уезда, где свил себе гнездо штундизм. Таковыми пунктами были: села Любечаны, Спиридонова Буда и Злотницкий хутор. Село Любечаны представляет подходящую почву для развития сектанства. Здесь народ занимается отхожим промыслом, имеет сношения с южными центрами штундизма, а малочисленность прихода были причиною, что много времени здесь не было священника, почему люди отвыкли от пастырского руководства, и влияния. Представителем штундистского влияния был Иван Артемцев, который, благодаря влиянию своего священника отца Яхонтова, после продолжительного собеседования, отказался от своего заблуждения и был у Исповеди и Св. Причастия. 2-й пункт штундизма в Новозыбковском уезде – село Спиридонова Буда, где открыто признает себя штундистом крестьянин Иван Малюков со всем своим семейством и находится тайный приверженец штунды старик Онисим Спицеров. Этот пункт посетили священники отец Александр Бурневский и отец Александр Колмаков. Во время богослужения священник отец Александр Бурневский, пользуясь евангельским чтением, объяснил сущность и необходимость таинства св. Причащения, раскрыл заблуждения штундистов и призывал прихожан к ревностному исполнению православных обрядов; при беседе со штундистами старался миролюбиво склонить их к православию, указывая всю нелепость их учения; но штундисты держали себя замкнуто и дерзко. Надзор за совращенными поручен местному священнику. 3-й пункт – Злотницкий хутор. Здесь живет штундист Иван Нестеренко, человек малограмотный и в штундистском учении мало сведущий, но очень гордый своею причастностью к штунде. Нестеренка посещали священники Александр Бурневский три раза и отец Александр Колмаков один раз. После продолжительной беседы Нестеренко сознал свою несостоятельность, но по ложному стыду отказывается покаяться в своем заблуждении. В конце года в Злотницкий хутор возвратился из военной службы штундист Евдоким Савченко, но он отказывается от своего заблуждения, так как жители Злотницкого хутора далеко не сочувственно относятся к штунде и ее последователям. По вопросу об обнаружении сектанства Совет Отделения исходатайствовал перед Советом Братства, чтобы местные священники доводили до сведения Отделения о всяком случае совращения.
  Список членов Новозыбковского Отделения Братства.
  Действительные члены: Ананьева Александра Александровна, Ананьева Марья Александровна, Бурневский Александр Павлович, священник, Безпальчев Иван Федорович, Барзилович Андрей, священник, Бурьков Михаил Нилович, Волков Григорий Николаевич Волков, Козьма Дмитриевич, Волков Максим Маркович, Григоровский Григорий, священник, Герасимов Иулиан Михайлович, Грохольский Яков Иванович, князь Долгоруков Николай Дмитриевич, Дробишевская Наталья Алексеевна, Ермаков Павел Петрович, Евтушевский Василий Григорьевич, Евтушевская Лидия Ивановна, Звегинцев Александр Михайлович, Зиновьев Александр Иванович, Клопот Павел Демидович, Крикунов Иван Федорович, Казимиров Алексей Ильич, Колмаков Александр Иванович, Матвиевский Иван Яковлевич, Муханов Алексей Алексеевич, Морачевский Григорий Михайлович, Массалитин Александр Иванович, Маркович Александр Аполлонович, Небольсин Андрей Васильевич, Проценко Василий Ильич, Протопопов Иван Михайлович, Протопопова Евдокия Козьминишна, Рябухин Иоанн, священник, Сухов Степан Федорович, Сахновский Феодор Терентьевич, Тусен Михаил Александрович, Туссен Анастасия Михайловна, Тимощенко Степан, Карнилиевич, Терешоевич Анна Виталиевна, Фальковский Виталий Николаевич, Фелицын Александр, священник, Филимонов Сергей Иванович и Яницкий Александр Николаевич.
  Члены соревнователи: Баталин Симеон, священник, Езерский Григорий Михайлович, священник, Нездоймишев Роман Васильевич, Никитин Иоанн, священник, Орел Феодор Феодорович и Сокольская Елизавета Викторовна.

Черниговские Епархиальные Известия, № 10, 1897 года.