Обзор штундистского движения в Черниговской епархии и деятельность Братства св. Михаила Черниговского против штундизма.
… За Конотопским уездом, неблагополучным в отношении к сектантству, следует назвать уезд Новозыбковский. Новозыбковское Отделение Братства указывает следующие селения, которые не чужды духа сектантского: Любечане, Спиридонова Буда, Сытая Буда, Залотницкий хутор, Соловьевка и Могилевцы, из которых наибольшее внимание обращают на себя два первые. В Любечанах продолжает не только сам упорствовать в штундизме, но и распространять его один давнишний здешний штундист Иван Артемцов. По наблюдению местного священника, отца Павла Яхонтова, он с этою целью приглашает к себе соседей, которым и внушает штундистское учение. Не безинтересно в этом отношении сообщение отца Яхонтова, как однажды (в марте месяце), поздно вечером, ему случилось подслушать беседу означенного штундиста с крестьянином С. (Самосватом). Артемцов говорил ему: "в церковь ходить не зачем; храм — это мы, вещественного храма не должно быть, где два или три собраны ... вот храм; крест — это терпение, вещественного креста не нужно, — сказано: возьми крест — терпение". На возражение собеседника ловец-штундист авторитетно заметил: "ты – дитя по вере и всего не можешь еще постигнуть своим умом", и после этого дал ему тетрадку, по которой тот и стал читать штундистские песни. В это время вошел в комнату священник в сопровождении двух крестьян. Тетрадка быстро исчезла, а на столе осталась одна открытая Библия. Когда священник заметил штундисту, что он — учитель непризванный и учит неправо, то тот ответил: "никто не имеет права запретить ему читать Слово Божие и толковать его, как он разумеет и что не только одному, но сотне прихожан будет объяснять Слово Божие; на то и Библия издана на русском языке, чтобы ее всем читать и понимать". Отец Яхонтов предполагает, что означенный штундист командирован Фастовскими штундистами для распространения штунды в селе Любечанах и окрестностях, так как он, разъезжая по базарам и ярмаркам, имеет полную возможность распространять свое учение. Фанатизм и упорство Любечанского штундиста обнаружились и при другом случае беседы его со священником в квартире последнего. Беседа была на тему об иконопечатании, которое особенно ненавистно штундистам, а в том числе и Любечанскому штундисту, который по окончании беседы заявил священнику: "если даже ангел с неба сойдет и станет говорить, что нужно кланяться иконам, то и тогда он не поверит; он скорее согласен быть расстрелянным, нежели поклониться иконам", и еще: "теперь неправда (т.е. православие) пока торжествуем над истиною (штундою), но скоро положение изменится, нужно немного подождать". Очевидно, этот человек далеко забрел в дебри заблуждения и стал даже в этом отношении вожаком других.
Что касается, далее, Спиридоновой Буды, Новозыбковского уезда, то здесь упорно в штундизме пребывает одно семейство (Ивана Мулюкова), о котором сделалось известным еще с 1896 года. Глава этой семьи — открытый и упорный штундист, и он, надо думать, невольно и силою держит в штунде всех своих семейных. По крайней мере старшая дочь его, вышедши в 1898 году в замужество за православного, сообщала местному священнику, что родители притесняли ее за то, что она не принимала штундизма: они били ее, не давали обедать, отказывали в праздничной одежде. Кроме этого, так сказать, передового штундиста в Спиридоновой Буде есть еще два лица, хотя прямо не отделяющиеся от церкви и не заявляющие своих штундистских убеждений, однако, как можно судить по некоторым их действиям, весьма склонные к таковым убеждениям.
О каких-либо новых проявлениях штундизма в других селениях Новозыбковского уезда в делах Совета Братства сведений не имеется.
Черниговские Епархиальные Известия, № 6, 1900 года.