Престолы: Вознесения Господня
Год постройки: 1870 год. Действует
Храмовый комплекс церквей Вознесения и Николая Чудотворца расположен в центре города на левом берегу реки, на южной стороне бывшей торговой площади, за сквером, на густо поросшем деревьями участке (улица Карла Маркса, 17а, 19). В конце 18 века здесь была сооружена православная деревянная часовня Вознесения (заложена в 1791 году, а освящена в 1794 году. К 1845 году пришла в крайнюю ветхость). Вместо нее во второй половине 19 века возведены каменные церкви: Вознесения – в 1870 году, как теплый единоверческий храм, а Николая - в конце 19 века, как холодный; тогда же сооружена и ограда с воротами. Характерный для эпохи эклектики комплекс двух храмов – летнего и зимнего, обнесенных оградой (остались только ворота), - нарядная архитектура которого отличается стилистическим разнообразием. Прямоугольный в плане участок вытянут вдоль улицы. Монументальная и внушительная церковь Вознесения поставлена в глубине его, в северо-западном углу. Церковь Николая Чудотворца с колокольней, доминирующей в композиции, выдвинута ближе к улице и занимает противоположный по диагонали угол. К западу от этого храма расположены ориентированные прямо на фасад церкви Вознесения ворота ограды.
Церковь Вознесения – характерный для второй половине 19 века памятник культового зодчества, эклектически сочетающий позднеклассицистические формы со стилизованным под "нарышкинское" барокко декором. Четырехстолпное купольное здание, кирпичное и оштукатуренное. Его массивный четверик с небольшой полукруглой апсидой и узким, вытянутым в длину притвором увенчан в центре поставленным на четырехгранное основание цилиндрическим барабаном с пологим куполом. Главную роль во внешнем убранстве играют подражающие архитектурному декору рубежа 17-18 веков наличники окон и порталы четверика и притвора, состоящие из пилястр и треугольных полуфронтонов. Средние части боковых фасадов с порталами и ложными восьмигранными окнами над ними выделены крупными пилястрами и пологим щипцовым фронтоном. Барабан купола оформлен в позднеклассицистическом духе, с тягой на уровне подоконников арочных окон, архивольтом в их завершении и упрощенным антаблементом с профилированным карнизом. В интерьере четыре мощных, широко расставленных крещатых столба при помощи подпружных арок и парусов несут барабан с куполом. Угловые ячейки храма перекрыты крестовыми сводами, рукава креста - коробовыми, восточная часть притвора - лотковыми. Столбы увенчаны профилированными карнизами, пяты боковых арок опираются на консоли на стенах. Из прежнего внутреннего убранства частично сохранились росписи сводов.
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России.
Брянская область". 1998. Брянск.
***
Михаил (Десницкий), Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский, бывший архиепископ Черниговский.
В 1813 году священник Вознесенской посада Злынки церкви донес владыке, что "злынские раскольники к своей часовне, издавна выстроенной, пристроили алтарь, и тайным образом чрез беглого какого-то попа в ночь с 8 на 9-е мая освятили в честь св. мученика Никиты, а 9-го по утру отправили литургию на неизвестно где взятом антиминсе". Вскоре стало известно, что подобным образом часовня превращена в церковь и в посаде Воронке, а в посаде Климовой раскольники начали строить деревянную церковь. Тогда пр. Михаил положил такую резолюцию: "с прописанием законов, указав, коими воспрещается не строить церквей без ведома Св. Синода, ни даже часовен, для прекращения расколов сообщить в губернское правление, с требованием предписания отломать вновь устроенные алтари, чрез то уничтожить незаконно освященные церкви, а в противном случае довести до сведения Св. Синода". Независимо от этого, он послал с своей стороны письмо Малороссийскому генерал-губернатору Якову Ивановичу Лобанову Ростовскому, прося его "сообщить в губернское правление с требованием предписания отломать пристроенные алтари и чрез то уничтожить незаконно-освященные церкви". "Сиятельный князь! – писал пр. Михаил. – Ежели своевольство сей злынской и прочих раскольнических слобод не прекратится и незаконным образом освященные церкви не будут уничтожены, то без сомнения дерзнуть на сие и новозыбковские раскольники, после пожара уже неизвестно по какому позволению устроившие часовню". И благодаря такому энергичному действию владыки, алтари были отломаны и попытки раскольников устроить у себя церкви остались только попытками.
Черниговские Епархиальные Известия, № 4, 1894 года.
***
Определен мещанин Феодор Ипатов исправляющим должность второго псаломщика к Вознесенской единоверческой церкви посада Злынки, Новозыбковского уезда, 5 декабря 1895 года.
Черниговские Епархиальные Известия, № 1, 1896 года.
***
Вакантное священническое место при Вознесенской единоверческой церкви посада Злынки, Новозыбковского уезда, с 12 мая 1897 года.
Черниговские Епархиальные Известия, №№ 11-24, 1897 года; №№ 1-24, 1898 года; №№ 1-24, 1899 года; №№ 1-6, 1900 года.
***
Уволен от должности Феодор Ипатов, согласно его прошению, уволен от исполнения обязанностей псаломщика при Вознесенской единоверческой церкви посада Злынки Новозыбковского уезда, 2 апреля 1899 года.
***
Вакантное псаломщическое, 2 место, при Вознесенской единоверческой церкви посада Злынки, Новозыбковского уезда, со 2 апреля 1899 года.
Черниговские Епархиальные Известия, №№ 8-18, 1899 год.
***
Согласно ходатайству отца благочинного единоверческих церквей Феодора Фомичева и прихожан Вознесенской единоверческой посада Злынки церкви исполняющий дела 1-го псаломщика при сей церкви Симеон Попов переведен на 2-е псаломщическое место при означенной церкви, а псаломщик православной церкви посада Чурович Василий Иванов переведен на первое псаломщическое место при Вознесенской единоверческой церкви посада Злынки, 22 сентября 1899 года.
Черниговские Епархиальные известия, № 20, 1899 года.
***
Перемещен на праздное священническое место при Вознесенской единоверческой церкви посада Злынки, Новозыбковского уезда, священник Предтеченской единоверческой церкви посада Елионки, Стародубского уезда, Феодор Маслюков, 17 марта 1900 года.
Черниговские Епархиальные Известия, № 7, 1900 года.
***
Цель составления настоящего списка - дать хотя краткие сведения, в виде настольного справочника, об историческом прошлом всех церквей Черниговской епархии, дать возможность иметь представление о том, насколько та или иная церковь может представлять интерес в архитектурном отношении и можно ли рассчитывать найти в церкви хотя некоторые памятники старины. Материалом для составления настоящего списка послужили официальные документы церквей так называемые клировыя ведомости или ведомости о церкви. В список вносилось название села или города, в честь какого события или святого посвящен престол, каменная церковь или деревянная, год постройки церкви, кем церковь построена, если строитель ее был более или менее известным лицом. Церкви построенные до начала XIX века и затем перестраивавшиеся также отмечались, чтобы знать, что первоначальной конструкции церкви видеть уже нельзя. О тех приходских церквах, которые построены в XIX веке на место существовавших прежде, или обозначены что они "построены когда и кем неизвестно", отмечалось, с каких годов имеются при них документы, именно метрические или исповедные книги. Наконец, делались отметки и о тех церквах, которые построены на место сгоревших и где едва ли уже можно рассчитывать на нахождение памятников церковной старины. Ручаться за полную точность предлагаемых сведений, к сожалению, нельзя, так как материал для них – клировые ведомости составляются очень кратко и неполно; особенно это относится к перестройкам, расширению церквей и пристройкам колоколен.
Новозыбковский уезд. Злынка, Вознесенская, единоверческая каменной постройки 1870 года.
Труды Черниговской губернской архивной комиссии 1906-1908 годы, выпуск 7.