Престолы: Николая Чудотворца
Год постройки: 1890-1900 годы. Действует
Храмовый комплекс церквей Вознесения и Николая Чудотворца расположен в центре города на левом берегу реки, на южной стороне бывшей торговой площади, за сквером, на густо поросшем деревьями участке (улица Карла Маркса, 17а, 19). В конце 18 века здесь была сооружена православная деревянная часовня Вознесения (заложена в 1791 году, а освящена в 1794 году. К 1845 году пришла в крайнюю ветхость). Вместо нее во второй половине 19 века возведены каменные церкви: Вознесения – в 1870 году, как теплый единоверческий храм, а Николая - в конце 19 века, как холодный; тогда же сооружена и ограда с воротами. Характерный для эпохи эклектики комплекс двух храмов – летнего и зимнего, обнесенных оградой (остались только ворота), - нарядная архитектура которого отличается стилистическим разнообразием. Прямоугольный в плане участок вытянут вдоль улицы. Монументальная и внушительная церковь Вознесения поставлена в глубине его, в северо-западном углу. Церковь Николая Чудотворца с колокольней, доминирующей в композиции, выдвинута ближе к улице и занимает противоположный по диагонали угол. К западу от этого храма расположены ориентированные прямо на фасад церкви Вознесения ворота ограды.
Церковь Николая Чудотворца - своеобразный пример стилизаторской архитектуры конца 19 века, подражающей формам украинского барокко. Здание построено из кирпича и оштукатурено. Его основной кубический объем с пятигранным алтарем и короткой пониженной трапезной увенчан оригинальной большой главой луковичной формы, не имеющей барабана и поставленной прямо на кровлю. Доминирует в объемной композиции высокая ярусная колокольня - два четверика и крупный восьмерик звона, завершенный также на украинский манер большой грушевидной главой. Нарядный декор фасадов храма со стоит из членящих стены пилястр, широких карнизов с поясами городков внизу и рамочных наличников окон с лучковыми перемычками, украшенных замковыми камнями и треугольными сандриками. В более пышном убранстве колокольни преобладают типично украинские ниши различной формы, пилястры на углах и кокошники у основания главы. Внутри основное помещение храма перекрыто куполом. Узкими проемами оно соединено с алтарем, имеющим коробовый свод с граненой конхой, и с трапезной, перекрытой плоским потолком. Такие же перекрытия у ярусов колокольни. Из внутреннего убранства сохранились лишь фрагменты настенных росписей в куполе храма и на потолке трапезной, где в гризайльной технике изображены фигуры святых.
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России.
Брянская область". 1998. Брянск.
***
Присоединены из раскола к православию: священником Николаевской единоверческой церкви посада Злынки, Новозыбковского уезда, Иоанном Рогайловым мещанин посада Ардони, Суражского уезда, Григорий Иванов Ерусалимцев, 26 лет; сын купеческого сына Василия Егорова Санникова раскольника и законной жены его Марии Феодоровны — единоверки — Виктор, 6 месяцев; мещанка посада Клинцов Суражского уезда Парасковия Васильева Яковлева, 30 лет; дети мещанина посада Злынки, Новозыбковского уезда, Фаддея Афанасьева Иванова — Ванифатий 2-х лет и Парасковия 7-ми лет; сыновья мещанина того же посада — Кодрата Иосифова Петухова — Михаил 7-ми лет и Феодор 6-ти лет — в 1897 году и в текущем году мещане посада Злынки — Григорий Стефанов Кашеваров, 28 лет, и Прохор Иванов Масадов, 22 лет; мещане города Новозыбкова — Евсей Александров Губарев, 15 лет и Анна Александрова Губарева, 21 года; крестьянки слободы Красной-Злынки Новозыбковского уезда — Евфросиния Иванова Червякова, 22 лет, и Татьяна Иванова Максименкова, 18 лет; мещане посада Злынки — Киприан Леонтьев Артельев, 41 года, Евтроний Иванов Воронин, 33 лет, Матрена Манилова Степанова, 18 лет, Михей Николаев Кирилов, 20 лет и мещанка города Гомеля Могилевской губернии Пелагея Тимофеева Клистерова, 4-х лет.
Черниговские епархиальные известия, № 19, 1898 год.
***
Освящение храма в посаде Злынке, Новозыбковского уезда.
5-го июля 1898 года с особенной торжественностью было совершено в посаде Злынке освящение нового каменного храма – во имя св. Николая Чудотворца, устроенного на собственные средства купцом фабрикантом Ф.И. Осиповым в память бракосочетания Их Императорских Величеств, ныне благополучно здравствующих. Накануне освящения, совершено было всенощное бдение отцом игуменом Климовского Покровского монастыря, при участии местного отца благочинного, 9 священников и 2-х диаконов; пели монахини Малиноостровского монастыря; масса народа наполняла храм и церковный погост. 5-го июля, в 6 часов утра, торжественно совершено было освящение воды и затем началось освящение престола.
При богослужении присутствовало немало и старообрядцев. Многие из них, и даже уставщики их моленных, принимали усердное участие в чтении и пении за божественной литургией и молебном.
По окончании освящения храма и торжественно совершенной божественной литургии, был отслужен Господу Богу молебен с провозглашением многолетий Государю Императору, Государыням Императрицам, Наследнику Цесаревичу и всему Царствующему Дому, Свят. Синоду и Преосвященному Епископу Антонию, а также и благоустроителям храма. По заамвонной молитве священником Григорием Григоровским было сказано приличное событию слово.
Новоустроенный и освященный храм сей по величине небольшой, но вместителен, так как нет в нем ни колонн, ни поперечных сводов, которые нередко в наших храмах занимают не мало места, а представляет сплошную светлую залу, разделенную мало заметной аркой на восточную и западную части. Иконостас и заклиросные киоты, прекрасной резной работы, чуть не сплошь залитые золотом и чудной, в старинном стиле, московской работы образа производят весьма приятное впечатление. А подобранная довольно со вкусом утварь, как то: роскошное, позлащенное паникадило, позлащенные резной работы металлические хоругви, серебряный, позлащенный, изящной работы, ковчег, серебряные, позлащенные массивные сосуды, такие же напрестольные кресты и евангелие ясно свидетельствуют, что строитель храма не жалел на это крупных денежных затрат и лишь заботился о возможно большем благолепии и благоукрашении храма, чего вполне он, с помощью Божиею, и достиг. Ибо, действительно, сей новоустроенный храм по своему благолепию и дорогой роскошной утвари, несомненно, должен быть причислен к разряду наилучших местных наших храмов.
Священник Григорий Григоровский.
Черниговские епархиальные известия, № 4, 1899 год.
***
Присоединены к православию священником Николаевской единоверческой церкви посада Злынки, Новозыбковского уезда, Иоанном Рогайловым: мещанин посада Злынки Фаддей Афанасьев Иванов, 32 лет, в конце 1898 года и в текущем году старообрядцы посада Злынки: мещанка Ольга Герасимова Артемьева, 22 лет, мещанка Матрона Пантелеймонова Рубцова, 29 лет, мещанка Анна Иванова Вдовына, 21 года, крестьянка Екатерина Емельянова Говядина, 43 лет, мещанина Софрония Иванова Воронина и жены его Елены Михайловой — раскольников сыновья: Иоанн 6 лет и Аверкий 4 лет; мещанин Евфимий Косьмин Бумажный, 24 лет, мещанка Надежда Феодорова Иванова, 28 лет, мещанка города Гомеля, Могилевской губернии, Стефанида Стефанова Кушнерова, 14 лет, мещанка города Новозыбкова Акилина Димитриева Яковлева, 28 лет, мещанин заштатного города Нового-Места Андрей Матвеев Воробьев, 14 лет, и мещанка заштатного города Нового-Места Наталья Матвеева Воробьева, 15 лет.
Черниговские епархиальные известия, № 18, 1899 год.
***
Вакантное псаломщическое место при Николаевской церкви посада Злынки, Новозыбковского уезда, с 18 августа 1899 года.
Черниговские епархиальные известия, № 23, 1900 год.
***
Присоединены к Православию священником Николаевской единоверческой церкви посада Злынки, Новозыбковского уезда, Иоанном Рогайловым присоединены в 1901 году к Православию: из раскола – мещане посада Злынки Иосиф Косьмин Вороник 37 лет; Евфимий Трофимов Масленников 17 лет, Феодор Иродионов Санников 54 лет, Анна Григорьева Косякова 18 лет, Софроний Иванов Воронин 34 лет, Елена Михайлова Воронина 25 лет, Параскева Александрова Воронина 25 лет; Варвара Андреева Цуканова 35 лет; мещанка посада Ардони, Суражского уезда, Матрона Трофимова Махоткина 19 лет и мещанка Чернобыльского общества Радомыльского уезда, Киевской губернии, Иустиния Савельева Журавлева 25 лет; из лютеранского исповедания: крестьяне Барисмундской волости Бауского уезда, Курляндской губернии: Микель Гедертов Стольгевич 46 лет, нареченный Михаилом, и Гедерт Гедертов Стольгевич 38 лет, нареченный Феодором.
Черниговские епархиальные известия, № 3, 1902 год.
***
Присоединены к православию священником Николаевской единоверческой церкви посада Злынки Новозыбковского уезда Иоанном Рогайловым старообрядцы-безпоповцы: мещанки посада Злынки: Евдокия Иванова Кульмакова 58 лет; Васса Иванова Евстафьева 42 лет; Анисия Григорьева Прусакова 63 лет и Гликерия Олимпиева Воронова 68 лет; беглопоповцы мещане города Новозыбкова – Филипп Иванов Безстужев 23 лет и Александра Тимофеева Михалева 19 лет; мещанин города Нежина Афанасий Павлов Кузнецов 27 лет и Дорогобужские мещане, Смоленской губернии, Пимен Михайлов Губин 3 лет и Мария Михайлова Губина 6 лет.
Черниговские епархиальные известия, № 3, 1904 год.
***
Назначено ежегодное пособие от Черниговского Епархиального Попечительства бывшему псаломщику посада Злынки Тимофею Крылову 15 рублей в год.
Черниговские епархиальные известия, № 10, 1904 год.
***
Цель составления настоящего списка - дать хотя краткие сведения, в виде настольного справочника, об историческом прошлом всех церквей Черниговской епархии, дать возможность иметь представление о том, насколько та или иная церковь может представлять интерес в архитектурном отношении и можно ли рассчитывать найти в церкви хотя некоторые памятники старины. Материалом для составления настоящего списка послужили официальные документы церквей так называемые клировыя ведомости или ведомости о церкви. В список вносилось название села или города, в честь какого события или святого посвящен престол, каменная церковь или деревянная, год постройки церкви, кем церковь построена, если строитель ее был более или менее известным лицом. Церкви построенные до начала XIX века и затем перестраивавшиеся также отмечались, чтобы знать, что первоначальной конструкции церкви видеть уже нельзя. О тех приходских церквах, которые построены в XIX веке на место существовавших прежде, или обозначены что они "построены когда и кем неизвестно", отмечалось, с каких годов имеются при них документы, именно метрические или исповедные книги. Наконец, делались отметки и о тех церквах, которые построены на место сгоревших и где едва ли уже можно рассчитывать на нахождение памятников церковной старины. Ручаться за полную точность предлагаемых сведений, к сожалению, нельзя, так как материал для них – клировые ведомости составляются очень кратко и неполно; особенно это относится к перестройкам, расширению церквей и пристройкам колоколен.
Новозыбковский уезд. Злынка, Никитская, деревянной постройки единоверческая. Обращена из раскольнической молельни в 1846 году.
Труды Черниговской губернской архивной комиссии 1906-1908 годы, выпуск 7.