Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы
Год постройки: 1903-1904 годы. Действует
Расположена на окраине города на кладбище (улица Пролетарская, 9). Сооружена в 1903-04 годах на месте находившейся здесь с 18 века молельни старообрядцев (беспоповцев). Бревенчатые стены здания рублены без остатка и обшиты тесом, цоколь кирпичный. Деревянный ярусный храм с традиционным композиционным построением и неоклассицистическим, характерным для начала 20 века убранством фасадов. Основной, несколько растянутый в ширину четверик с более узкой завершающей частью несет широкий восьмерик с граненым куполом, увенчанным главой на восьмигранной шее. Пятигранный алтарь, на купольном покрытии которого находится четверик с маленькой главкой, имеет по бокам небольшие пристройки с крыльцом с северной стороны. Над протяженной трапезной с двускатной кровлей возвышается ярусная колокольня; глухой ее четверик завершен сквозным восьмериком с куполом и главкой. Объемную композицию завершают входные крыльца на западном и протяженных боковых фасадах. В декоре фасадов с карнизами большого выноса, лопатками на углах и простыми обрамлениями проемов выделяются явно подражающие классицизму портики с двумя парами широко раздвинутых к углам колонн и пологими фронтонами, которые украшают главный, западный вход и четверик колокольни. В интерьере главное помещение с плоскими парусами при переходе к восьмерику и граненым сомкнутым сводом гораздо выше, чем остальные. Оно тремя проемами соединено с алтарем и одним широким - с трапезной, которая, как и центральная часть паперти, имеет подшивные потолки в форме коробовых сводов. Перекрытия остальных помещений плоские. Трехъярусный сборный иконостас выполнен во второй половине 19 века в духе эклектики, иконы - в 19 - начале 20 века. Центральная часть его над царскими вратами выделена иконами с арочным верхом и вогнутой нижней частью. Ярусы разделены раскрепованными карнизами, которые поддерживаются каннелированными колонками. Иконостас завершают три иконы в вычурном псевдобарочном обрамлении.
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России.
Брянская область". 1998. Брянск.
***
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы - одна из самых красивых и своеобразных в Злынковском районе. У нее своя любопытная история.
Злынковский район исторически интересен тем, что на этой земле смешались старообрядческое и новое вероисповедание. Такое религиозное противостояние отразилось и на архитектуре местных соборов и церквей.
Церковь Покрова расположена на месте, где некогда стояли молельные дома старообрядцев-беспоповцев. В середине XIX века одна из молелен была переделана в церковь Покрова Пресвятой Богородицы и освящена как единоверческая.
Полностью оформилась и обзавелась дополнительными пристройками и куполами церковь к началу XX века. Представляет собой бревенчатую постройку, обшитую тесом.
Храм закрыли после революции и приспособили под склад зерна. Во времена оккупации немецко-фашистские захватчики, дабы расположить к себе местных жителей, разрешали проводить службы в церквах и храмах района. Снова жители Злынковского района могли посещать службу.
Не закрыли ее и после освобождения Брянщины от немецко-фашистских оккупантов. Так, с 1943 года и по сей день продолжает службу церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Злынке.
Г. Иванов. Злынковский район.
***
Вакантное священническое место при Покровской церкви посада Злынки, Новозыбковского уезда, с 17 октября 1893 года.
Черниговские Епархиальные Известия, №№ 4-13, 1894 года.
***
Определен на должность псаломщика сын псаломщика Григорий Антонов Воскресенский назначен исправляющим должность псаломщика к Покровской церкви посада Злынки, Новозыбковского уезда, 8 апреля 1894 года. Определен на должность псаломщика исправляющий должность псаломщика при Покровской церкви посада Злынки, Новозыбковского уезда, Порфирий Михайловский на 2-е псаломщическое место к Покровской церкви села Большой-Дымерки, Остерского уезда, 6 апреля 1894 года.
Черниговские епархиальные известия, № 8, 1894 год.
***
Рукоположен в сан священника окончивший курс Черниговской Духовной Семинарии Стефан Шепелев 14 сентября 1894 года к Покровской церкви посада Злынки, Новозыбковского уезда.
Черниговские епархиальные известия, № 19, 1894 год.
***
Присоединена из католичества к православию священником Покровской церкви посада Злынки, Новозыбковского уезда, Стефаном Шепелевым дворянка города Минска Фекла Иосифова Боровикова, 25 июня 1895 года.
Черниговские епархиальные известия, № 15, 1895 год.
***
3 сентября, в 8 часов вечера, возвратился в Чернигов из поездки по епархии Преосвященнейший Питирим, Епископ Новгородсеверский. Во время своей поездки Преосвященный посетил следующие села и города: Холявин, Роище, Репки, Кротынь, Радуль, где Преосвященный совершал литургию, Лопатни, Каменку, Ярыловичи, Горностаевку, Добрянку, где был отслжен молебен, Владимировку, Ваганичи, Хоробичи, Лемошовку, Сеньковку, Хреновку, Чуровичи, Фоевичи, Спиридонову-Буду, Карпиловку, Злынку, где был отслужен молебен, Деменку, Новозыбков, где Преосвященный совершал литургию, Замышлов, Манюки, Белый-Колодезь, Великую-Топаль, где Преосвященный служил панихиду по почившем Государе Александре III, 30 августа, Нижнее, Логоватое, Скрябин, Стародуб, Елионку, Солову, Воронок, где Преосвященный совершал литургию, Лужки, где был отслужен молебен, по окончании которого миссионеры вели беседу с раскольниками, Бразлов, Могилевец, Климов, Покровский-монастырь, Митьковку, Новозыбков, Городню, Дубровное, Смычин, Седнев и Бобровицу.
Черниговские епархиальные известия, № 18, 1895 год.
***
Священник Покровской православной церкви посада Злынки, Новозыбковского уезда, Стефан Шепелев рапортом своим, от 9 октября сего года донес Его Преосвященству, Преосвященнейшему Антонию, Епископу Черниговскому и Нежинскому, что во время ремонта приходской его церкви особенно полезную деятельность проявил и оказал материальную помощь в размере 65 рублей местный становой пристав, он же и председатель церковно-приходского попечительства Петр Анисимович Овсеенко. На сем рапорте 12 сего октября последовала следующая Архипастырская резолюция: Председателю Попечительства Покровской Злынской православной церкви Петру Анисимовичу Овсеенко за его пожертвование и полезную деятельность при ремонте означенной церкви преподается Архипастырское благословение.
Черниговские епархиальные известия, № 21, 1895 год.
***
Присоединен к православию из раскола священником Покровской православной церкви посада Злынки, Новозыбковского уезда, Стефаном Шепелевым 8-го сего сентября чрез Св. Миропомазание раскольник Белокриницкой лже-иерархии, мещанин города Новозыбкова унтер-офицер в отставке Иларион Иванов Коровин, 27-ми лет от роду.
Черниговские епархиальные известия, № 22, 1895 год.
***
Присоединен к православию священником Покровской церкви посада Злынки, Новозыбковского уезда, Стефаном Шепелепым 14 ноября сего года присоединен к православию старообрядец Белокриницкой лже-иерархии мещанин посада Злынки Афанасий Семенов Шижов 22 лет.
Черниговские епархиальные известия, № 24, 1895 год.
***
Определен законоучителем в Карпиловское начальное народное училище священник Покровской церкви посада Злынки, Новозыбковского уезда, Стефан Шепелев, 18 ноября 1895 года.
Черниговские епархиальные известия, № 24, 1895 год.
***
Присоединена к православию священником Покровской церкви посада Злынки, Новозыбковского уезда, Стефаном Шепелевым, мещанка названного посада, раскольница беглопоповского толка, девица 17-ти лет, Параскевия Андреева Бирюкова, 9 сентября 1896 года.
Черниговские епархиальные известия, № 20, 1896 год.
***
Перемещен на праздное священническое место при Петро-Павловской церкви села Добродеевки, Новозыбковского уезда, священник Покровской церкви посада Злынки, того же уезда, Стефан Шепелев, с 8 января 1897 года.
Черниговские епархиальные известия, № 2, 1897 год.
***
Вакантное священническое место при Покровской церкви посада Злынки, Новозыбковского уезда, с 8 января 1897 года.
Черниговские Епархиальные Известия, №№ 2-8, 1897 года.
***
Во исполнение Архипастырской резолюции, 15 марта последовавшей, сим объявляется, что на священническое место при Покровской православной церкви посада Злынки, Новозыбковского уезда, могут подавать Его Преосвященству прошения и о.о. диаконы с достаточным образованием, вполне одобряемые со стороны поведения и искренно расположенные ко св. церкви православной.
Черниговские епархиальные известия, № 7, 1897 год.
***
Маршрут для обозрения Его Преосвященством церквей Черниговской епархии в июне и июле месяцах 1897 года.
Новозыбковский уезд. Посад Злынка. Церквей – 4. 28 июня (суббота).
Черниговские епархиальные известия, № 11, 1897 год.
***
Псаломщики Покровской церкви посада Злынки, Новозыбковского уезда, Григорий Воскресенский и села Нового-Ропска, того же уезда, Иван Россиневич, согласно обоюдному их желанию, перемещены один на место другого, 8 мая 1897 года.
Черниговские епархиальные известия, № 11, 1897 год.
***
Рукоположен в сан священника к Покровской церкви посада Злынки, Новозыбковского уезда, штатный диакон Троицкой церкви города Городни, Феодосий Никольский, 4 мая 1897 года.
Черниговские епархиальные известия, № 11, 1897 год.
***
Выражается благодарность и признательность Его Преосвященства: церковному старосте Покровской церкви посада Злынки, Нововыбковского уезда, Трофиму Георгиеву Павлову, председателю попечительства сей церкви Петру Онисимову Овсеенко, прихожавам сей церкви, старообрядцам и раскольникам беглопоповской секты, вложившим свои лепты на приобретение в означенную церковь иконы святителя Феодосия, Черниговского Чудотворца с киотом, стоимостью 140 рублей.
Черниговские епархиальные известия, № 6, 1898 год.
***
Перемещен на праздное священническое место при Воздвиженской церкви села Кашева, Мглинского уезда, священник Покровской церкви посада Злынки, Новозыбковского уезда, Феодосий Никольский, 16 ноября 1898 года.
Черниговские епархиальные известия, № 23, 1898 год.
***
Вакантное священническое место при Покровской церкви посада Злынки, Новозыбковского уезда, с 16 ноября 1898 года.
Черниговские Епархиальные Известия, №№ 23-24, 1898 года; №№ 1-4, 1899 года.
***
Перемещен на праздное священническое место при Покровской церкви посада Злынки, Новозыбковского уезда, священник Иоанно-Богословской церкви села Творишина, Суражского уезда, Михаил Болхаревский, 19 февраля 1899 года.
Черниговские епархиальные известия, № 6, 1899 год.
***
Маршрут для обозрения Его Преосвященством Антонием, Епископом Черниговским и Нежинским, церквей Черниговской епархии в июне и июле месяцах 1899 года.
Посад Злынка, ночлег с 29 на 30 июня 1899 года, среда.
Черниговские епархиальные известия, № 11, 1899 год.
***
Перемещен на праздное священническое место при Троицкой церкви села Спиридоновой-Буды, Новозыбковского уезда, священник Покровской церкви посада Злынки, того-же уезда, Михаил Балхаревский, 2 декабря 1900 года.
Черниговские епархиальные известия, № 24, 1900 год.
***
Вакантное священническое место при Покровской церкви посада Злынки, Новозыбковского уезда, с 1 декабря 1900 года.
Черниговские Епархиальные Известия, № 24, 1900 года; №№ 1-17, 1901 года.
***
Во исполнение резолюции Его Преосвященства, от 26 сего июня последовавшего, объявляется, что на священническое места при православной Покровской церкви посада Злынки, Новозыбковского уезда, могут подавать Его Преосвященству прошения и о.о. диаконы с достаточным образованием, одобряемые во всех отношениях со стороны поведения и искренно расположенные ко святой церкви православной.
Черниговские епархиальные известия, № 14, 1901 год.
***
Перемещен на праздное священническое место при Покровской церкви посада Злынки, Новозыбковского уезда, священник церкви села Завьяловского, Тарского уезда, Омской епархии, Александр Азбукин, 6 сентября 1901 года.
Черниговские епархиальные известия, № 18, 1901 год.
***
Присоединена к православию священником Покровской церкви посада Злынки, Новозыбковского уезда, Александром Азбукиным, 13 марта 1904 года, раскольница беглопоповского толка, крестьянка поселка Злынки, девица Мария Иванова Плотникова, 19 лет.
Черниговские епархиальные известия, № 11, 1904 год.
***
Перемещен священник Покровской православной церкви посада Злынки, Новозыбковского уезда, Александр Азбукин на службу в Саратовскую епархию, 16 июня. Открыта вкансия священническая Новозыбковского уезда, в посаде Злынке, при Покровской церкви, дворов 115, душ обоего пола 726, земли нет, дом есть, жалованья 400 рублей, с 16 июня 1904 года.
Черниговские епархиальные известия, № 14, 1904 год.
***
Перемещен к Православной Покровской церкви посада Злынки, Новозыбковского уезда, священник села Спиридоновой-Буды, того же уезда, Михаил Болхаревский, 31 июля.
Черниговские епархиальные известия, № 16, 1904 год.
***
Алфавитный список церквей Черниговской епархии.
Цель составления настоящего списка - дать хотя краткие сведения, в виде настольного справочника, об историческом прошлом всех церквей Черниговской епархии, дать возможность иметь представление о том, насколько та или иная церковь может представлять интерес в архитектурном отношении и можно ли рассчитывать найти в церкви хотя некоторые памятники старины. Материалом для составления настоящего списка послужили официальные документы церквей так называемые клировыя ведомости или ведомости о церкви. В список вносилось название села или города, в честь какого события или святого посвящен престол, каменная церковь или деревянная, год постройки церкви, кем церковь построена, если строитель ее был более или менее известным лицом. Церкви построенные до начала XIX века и затем перестраивавшиеся также отмечались, чтобы знать, что первоначальной конструкции церкви видеть уже нельзя. О тех приходских церквах, которые построены в XIX веке на место существовавших прежде, или обозначены что они "построены когда и кем неизвестно", отмечалось, с каких годов имеются при них документы, именно метрические или исповедные книги. Наконец, делались отметки и о тех церквах, которые построены на место сгоревших и где едва ли уже можно рассчитывать на нахождение памятников церковной старины. Ручаться за полную точность предлагаемых сведений, к сожалению, нельзя, так как материал для них – клировые ведомости составляются очень кратко и неполно; особенно это относится к перестройкам, расширению церквей и пристройкам колоколен.
Новозыбковский уезд. Злынка, Покровская, деревянной постройки, бывшая безпоповская молельня. Обращена в церковь в 1856 году.
Труды Черниговской губернской архивной комиссии 1906-1908 годы, выпуск 7.