ВЫГОНИЧСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Местные известия о явленной и чудотворной иконе Святителя Христова Николая, Архиепископа Мирликийского Чудотворца, находящейся в храме села Паниковца Трубчевского уезда Орловской епархии


  В приходском села Паниковца, Трубчевского уезда, небольшом деревянном храме находится старинная явленная и чудотворная икона во имя Святителя Христова Николая. О явлении ее у местных жителей села сохранилось следующие предание. Некогда, на том месте, где теперь означенное село, был малый хутор и здесь жил какой-то боярин-воевода; близ его дома стояла каплица с явленною оною иконою. Во время нашествия Поляков на его хутор, боярин был взят в плен и отведен в Киев, имение его разграблено; каплица, где стояла икона Святителя Николая, сожжена, а икона, так как доска оной обширна, сохранена была неприятелями для употребления ее вместо стола. На месте жительства боярина остались только два человека – скотник слепой и жена его зрячая: в минуты опустошения хутора скотник слепой находился в лесу, пася скот, а жена его успела скрыться в оном лесу.
  Удивительным может показаться, как слепой скотник мог пасти скот. Это было устроено так: по густому лесу поделаны были тропины, огороженные с обеих сторон и в конце дороги; пасущийся скот, дошедши до конца огражденного места, возвращался и, по привычке, переходил на другую тропину, третью и т.д., и в свое время приходил на ворок (место ночлега скота), и таким образом слепой скотник без труда пас скот, успевая только по чутью ходить всед за ним с длинным посохом и с обычным рожком своим.
  Когда произошло замирение (в 1648-м году), боярин, намереваясь отправиться из Киева на родину, возжелал помолиться Богу в церкви, а так как Киев в то время наполнен был кирхами и был там Николаевский Православный монастырь, то он и пошел туда. Едва он вошел в храм, как вдруг его глазам представился образ Святителя Николая, бывший в его каплице. В благоговейном трепете сердца помолившись пред образом, боярин спросил Архимандрита: откуда досталась им оная икона? Архимандрит отвечал, что икона оная замечена была плывущею по реке Днепру береговым, поймана рыболовами и поелику она оказалась православно-христианскою, то и отдана в сей монастырский храм. Боярин, объяснив, что икона оная захвачена была вместе с ним войском неприятеля, просил усердно Архимандрита, чтобы она была вручена ему, отправляющемуся теперь в свое имение. Просьба его беспрекословно была уважена. Взяв икону, он с приглашенными проводниками отправился в свое поместье. После благополучного следования с нею, на последней станции, в логу, называемом Киселевым, в 2-х верстах от места жительства, на ночлеге, на утро, у них не оказалось ее. Они долго искали оную, и, не находя, не знали что делать: отправляться ли назад, или идти в дом?.. Наконец решились прибыть в имение. Здесь скотница встретила с радостью своего господина, а скотник находился со скотом в лесу. От утомления в пути боярин лег отдохнуть. Когда пришел муж скотницы, она передает ему радость, что возвратился из плена их добрый боярин. Скотник обрадовался тому, и, между прочим, говорит жене, что у него ныне особенно от чего-то болят его слепые глаза. Жена посылает его, по обыкновению, умыться в недальнем колодезе, и, о чудо! он, умывшись, прозрел и увидел на близ стоявшем дубе у колодца икону Святителя Христова Николая. С восторгом бежит он оттуда, поздравляет своего боярина с прибытием во свояси и возвещает ему о своем исцелении и об обретенной на дереве иконе. Обрадованный боярин поспешно отправился к месту, чтобы снять с древа икону, но невидимая сила удерживала ее. Он посылает за Архимандритом Брянского Петропавловского монастыря (прежде он был мужской, и архиереи там останавливались, когда приезжали в Брянск, поэтому и назывался он архиерейским подворьем, - теперь женский); отслужено было молебное пение, - и икона благополучно и свободно была принята с места.
  Архимандрит оный, по просьбе воеводы, выхлопотал из Москвы храмозданную грамоту. Лес для постройки храма был рублен в одной версте от него, в логу, называемом Поповым. Вскоре устроен был небольшой храм и поставлена была в оном сия икона Святителя Николая. Слава о ее обретении и чудесном исцелении слепого начала привлекать к сей иконе богомольцев год от году более и более.
  В настоящее время стекаются туда сотни православного народа, особенно к весеннему престольному празднику 9-го Мая, в воспоминании всею православною христианскою церковью перенесения честных мощей иже во святых Отца нашего Николая Чудотворца от Мир в Бар граде, а собиранием православных христиан в селе Паниковце - в воспоминание того же события и в память явления иконы его в том селе на дубовом дереве у кладезя, на который в тот день бывает крестный ход для водоосвящения. Дерево то уничтожилось. Местный священник села Паниковца отец Александр Преображенский (ныне умерший) удостоверял, что в 1851 году частичка оного дерева была у Брянской мещанки Неолидовой, и что иное дерево помогало от зубной болезни. А сей колодец называется святым; над ним устроена приличная деревянная каплица.
  Кроме празднования в честь Святителя Николая 9-го Мая, ему празднуют еще в селе Паниковце ежегодно в день Святого Духа и бывает такое же стечение народа, по преданию народному, в воспоминание прежде бывшего 1-го явления оной иконы на возвышенном холме, отстоящем от храма в ? версты. На первое явление иконы была, говорят местные старожилы, и опись, но после сгоревшего дома у приходского бывшего священника и опись утратилась. На возвышенном холме оном, украшенном природою деревьями березовыми, дубовыми и прочими, находится неиссякаемый источник с чистейшею, как янтарь, водою. Каким образом вода там всегда сохраняется, поистине дивно; ибо холм весьма высоко стоит над уровнем реки Десны. Невольно приходит на память при сем слова псалмопевца: "На горах станут воды. О, дивны дела Твои Господи! Вся премудростью сотворил еси Ты!"
  Изображение Святителя Николая представлено на иконе во весь рост, с мечем в правой руке и с церковью в левой. Вокруг него в 22-х подразделениях изображения, взятые из жизни Святителя Николая, от честного рождения его и до блаженного преставления.
  На лицевой стороне иконы у ног Святителя Николая с правой стороны написано: "Сей снятый образ починиван 1741 года месяца Мая 7-го дня, в среду"; с левой: "А мастер был Московской Семен Иванов". Вся икона имеет в длину 1 аршин 3/4 и 1,5 вершка, в ширину 1,5 аршина и 1 вершок. Дерево иконы липовое. Риза на самом изображении Угодника и венцы серебряные, вызолоченные, а далее риза медная вызолоченная. Стоит она в храме у правого клироса в иконостасе к стене, в приличном деревянном, окрашенном под цвет ореха, киот за стеклом.
  Доверяя изложенному преданию о явлении иконы сей, можно полагать, что 2-е явление ее было в 1648 году по Рождеству Христову, когда православные разорили в Киеве все католические монастыри и церкви, а Гетман Малороссийский Богдан Хмельницкий, разбив Поляков при Желтых водах, при Корсуне и под Сборовым, заставил их заключить мир, выгодный для Русских. A 1-е явление ее на холме, было гораздо ранее сего времени.
  Сии известия собрал на месте и составил Трубчевского уезда села Лопуши Афанасие-Кирилловской церкви священник Василий Зверев.

"Орловские епархиальные ведомости", № 18 1870 год.