ВЫГОНИЧСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Церковь Николая Чудотворца


  По писцовым книгам 161 и 162 годов письма и дозора Андрея Измайлова прибыло вновь 35 церквей, в том числе церковь Николая Чудотворца.
  162 года церковь церковное место Николы чудотворца в селе Пониковиче дани 19 алтын с деньгою, заезда гривна.
  186 года по указу святейшего патриарха сего церконаго места данныя деньги велено на прошлые на 172-185 годы снять и впредь их в жилых книгах не писать и на то церковное место ныне положить оброк вновь.
  187 года отмечено: впредь сей церковной земли не писать.
  200 года марта 16 по указу святейшего патриарха и по помете на выписке Андрея Денисовича Владыкина, а по челобитью Якова Иванова сына Толбузина велено ему в Подгородном стану в селе Паниковичахъ на церковной Николаевской земле, которая написана в Брянских писцовых книгах Андрея Измайлова 161 года, построить деревянную церковь во имя Николая чудотворца, а дани тое церкви на попа с причетники положено с попова, с 2 дворов вотчинниковых, да по писцовым книгам с пашни с 20 чети, с 20 копен овна по указной статье, да с приходских с 11 дворов крестьянских по 3 денег с двора, итого 24 алтына 5 денег заезда гривна и те данныя деньги велено взимать с 201 года выписка о том в очисном стану у меня Ивашка Неустроева.
  1746 года Николая чудотворца в Подгородном стану в селе Пониковичах рубль 14,5 копейки.
  207 года сентября 10 по благословенной грамоте дан антиминс ко освящению новопостроенной церкви Николая чудотворца в село Паниковицо, а взял антиминс тоя ж церкви поп Алексей Афонасьев и росписался.

"Брянской десятины жилые данные церкви 7136 (1628) – 1746 годы". Сборник Орловского Церковно-Археологического Комитета. 1905 год.

***

  Трубчевского уезда в селе Пониковце церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая до 1807 года состояла штатною, а в этом году мая 21 дня, по поводу просьбы прихожанина оной прапорщика Николая Ильича Львова о дозволении ему в том селе вместо обветшавшей деревянной церкви соорудить, на его иждивение, каменную, на основании справки, что при Пониковской церкви состояло всего 155 душ обоего пола, - упразднена и приписана к ближайшей церкви села Упороя; а так как в то время Упоройская каменная церковь не была еще окончена постройкою, то до освящения последней, в Пониковской церкви велено совершать Богослужение по прежнему. С тех пор жители Пониковца постоянно утруждали епархиальное начальство о восстановлении своего прихода, пока наконец просьба помещика подпоручика Ивана Сергеевича Мясоедова из деревни Песочни, Брянского уезда, в 1825 году, была отказана Святейшим Синодом.
  Сведения эти заимствованы при разборе Архива Орловской Духовной Консистории из подлинных актов.

Орловские епархиальные ведомости, № 3, 1873 год.

***

  Село Паниковец расположено в верхнем течении речки Волосовки, правого притока Десны. Расстояние от райцентра Выгоничи - около 14 км к северу. В начале ХХ века село Паниковец принадлежало Красносельской, а с 1910 года Кокинской волости. Ныне оно входит в состав Кокинского сельского поселения. В XVII-XVIII века Паниковец числится в Подгородном стане Брянского уезда.
  После Смутного времени место церкви во имя Николая Чудотворца упоминается пустым, но это дает основание полагать, что в начале XVII века храм уже существовал. В 1692 году, после стараний Якова Ивановича Толбузина, был получен указ о строительстве в Паниковце деревянной церкви, а антиминс к освящению престола был выдан 10 сентября 1698 года. Храму была уготована долгая жизнь. Без капитальных перестроек он простоял более двух веков. К 1910 году перекрытое куполом одноглавое церковное здание было поставлено на каменный фундамент, снаружи обшито тесом и покрашено масляной краской. Храм имел размеры в плане 22 на 5,З метра, 7 дверей, 10 больших и 2 малых окна. Иконостас в храме был старым, 4-ярусным, размером 6 на 7 метров. В 1868 году к церкви была пристроена 10-метровая двухъярусная колокольня, увенчанная главкой в виде маковки и пятиаршинным (3,5 метра) шпилем. На ней висело 5 колоколов. Состояние здания в 1910 году оценивалось как "крепкое". Деревянная ограда церковного участка, длиной около 125 метров, напротив, характеризовалась как "очень ветхая". Ветха была и деревянная сторожка под соломенной крышей. В конце 1910 года к ней было при строено жилое помещение. При храме была церковно-приходская школа. Ее деревянное здание постройки рубежа XIX-XX веков отапливалось двумя печами. В составе церковного имущества в 1910 году значился также деревянный сарай возле школьного здания. В Никольской церкви хранилась явленная икона Святителя Николая, почитаемая местным населением как чудотворная. По преданию, явление этой иконы относилось к середине XVII века. Иногда образ переносили из Паниковца в села Альшаница и Госома Брянского уезда (ныне - Брянский район). Там перед ним служили молебны по домам, а порой и на полях. До 1807 года в Никольской церкви был собственный причт, а затем она была приписана к церкви Собора Михаила Архангела села Упорой. Вплоть до 1920-х годов в храме Паниковца служил ее причт, состоявший из священника и псаломщика. Церкви принадлежала 36 десятин земли. В дошедших до нас церковной летописи 1900-х годов и описи имущества 1910 года здание церкви Паниковца показано деревянным. Однако старожил села Александра Григорьевна помнит храм кирпичным, а также со слов своих родителей утверждает, что перед закрытием в храме служил собственный причт. И хотя архивных данных по этому поводу авторами книги не обнаружено, вполне возможно, что после 1916 года древний деревянный храм был снесен и вместо него выстроен каменный, который был более значительных размеров и уже не являлся приписным. С 1930 годов руководство местного колхоза, не дожидаясь официального закрытия церкви, начало использовать ее помещение для хранения зерна. Однако богослужения в Никольской церкви совершались до 1937 года, после чего она была закрыта и постепенно разобрана. В послевоенные годы на месте храма было выстроено деревянное здание сельсовета, затем построили школу. Многие жители окрестных мест вспоминают красивую церковную ограду, окружавшую территорию Никольской церкви до 1970-х годов. После этого ее стали разбирать, частично использовали для ограждения сада в Скуратове. Сейчас от ограды остались только фундаменты столбов; церковное место, находящееся близ Овражной улицы, заросло молодыми деревьями, и только одна старая липа напоминает об ушедших годах. Внизу, в нескольких десятках метров от Никольской церкви, стояла входная часовня. От нее тоже не осталось и следа. Ныне Паниковец - в ряду исчезающих сел Брянщины. Если в 1920 году в селе проживало без малого 1000 жителей, то в настоящее время - менее тридцати человек. Круглогодично здесь обитаемы только 6 или 7 домов. О восстановлении прихода не может быть и речи. Пожалуй, самым известным местом близ Паниковца является холм, называемый в народе Святым. Речь идет о правом из двух видимых с проезжей дороги холмов, который расположен ближе к селу. Сейчас на его склоне находится паниковецкое кладбище. По легенде, это и есть место явления чудотворной иконы Святителя Николая. Сохранилось предание, что эта икона была похищена из храма поляками, после чего снова явилась на том же дубу. На месте явления иконы устроили колодец, не пересыхавший в самую жаркую погоду. Над колодцем возвели деревянную часовню, а когда она обветшала, в 1893 (по другим данным – в 1889) году тщанием священника Виноградова была построена новая. Это была дубовая входная 8-гранная часовня, около 5,5 метров в поперечнике и 5 метров высотой, с 4 окнами, 3 дверями и железной кровлей. Вокруг часовни был сложен деревянный помост с дубовой оградой. Источник почитался местными жителями как целебный. В дни памяти перенесения мощей Святителя Николая и Сошествия Святого Духа совершались крестные ходы на колодец для освящения воды. Часовня всегда была украшена полотенцами. В 1960-х годах по указанию председательницы местного колхоза часовня была разрушена, а колодец засыпан. Позднее его пытались откопать, но вода нашла себе другую дорогу. Тем не менее, это место почитается и поныне. На нем установлен деревянный крест, украшаемый полотенцами и цветами.

"Храмы Трубчевского уезда", Вязьмитин О.Р., Шатохин А.В., 2013 год.