Лопушь.
Это старинное село протянулось длинной улицей вдоль Десны. Станешь на высоком берегу реки и перед тобой открываются дали, простор, голубизна. Красота. Лопушь - родина писателя, поэта, публициста Николая Матвеевича Грибачева. Родился он в декабре 1910 года. Богата и своеобразна у него биография. В годы Отечественной войны он воевал на многих фронтах, командовал саперным батальоном, потом был военным журналистом. Сколько прошагал он военными дорогами. Дошел до Берлина. Сколько потом исколесил по стране. Во многих зарубежных странах побывал: Швейцария и Корея, США и Франция, Австралия и Финляндия, Южная Америка и Япония, Дания и Германия... По словам писателя, он девять раз пересекал Атлантический океан, один раз - Тихий, шесть раз - экватор.
Самый же заветный уголок земли был для него на брянской земле - село Лопушь, где прошли его юные годы, откуда он пошел в большую дорогу.
Над Десной, под песней соловьиной,
В дальние безвестные края
Теплой стежкой, в травах еле видной,
Уходила молодость моя ...
На всю жизнь родной край остался у него любимым, заветным уголком земли.
Когда мне очень грустно станет
Не к пользе есть,
не в пору спать, -
Меня неудержимо тянет
К лесам, к полям родным опять ...
...И еду, тайно уповая,
Что не в каких-нибудь иных,
Что если есть вода живая,
Так только тут, в местах родных.
Николай Матвеевич часто навещал земляков, подолгу гостил у своей матери, перешагнувшей в жизни своей столетний юбилей.
На родной земле писатель нашел сюжеты и для своих книг "Десна-красавица", "Дорогие земляки", "Августовские звезды", поэмы "Колхоз "Большевик", "Весна в "Победе" и других произведений.
С 1950 года Николай Матвеевич долгие годы был главным редактором журнала "Советский Союз", выходившем на сорока языках.
Н.М. Грибачев четырежды избирался депутатом Верховного Совета РСФСР, был председателем Верховного Совета. Он дважды лауреат Государственной и лауреат Ленинской премий. Удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Лопушь - древнее село. На его юго-западной окраине находится городище. Расположено оно на мысу правого коренного берега Десны. Высота от подошвы семнадцать метров. С напольной стороны полукольцевой вал высотой два с половиной метра и шириной почти три. Он сильно оплыл в сторону площадки. В некоторых местах сохранились остатки полукольцевого рва местами глубиной три и более метров. Эскарпом отделена от площадки северо-восточная часть мыса. Часть археологического памятника разрушена карьером, повреждена окопами. Культурный слой толщиной до метра и чуть больше. Обследовали городище Ф.М. Заверняева и А.С. Смирнов в 1948 и 1973 годах. Собраны обломки лепной керамики юхновской культуры и рыболовных грузил.
В двух километрах к востоку от северной окраины села находится другой археологический памятник - древнее селище. Оно расположено в устье речушки Ловча, левого притока Десны. Здесь обнаружены обломки лепной керамики раннего железного века.
Интересный материал об археологических памятниках и селе Лопушь опубликован в двенадцатом номере "Орловских Епархиальных ведомостей" за 1865 год. "Местоположение его на восток к Десне гористое, среди села почти ровное. Весною и летом вид из села бывает прекрасный и веселый.
Церковь в селе одна - деревянная, на каменном фундаменте, построенная тщением прихожан 1782 года... В ней два престола: 1-й во имя святителя Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских с явленною и чудотворную их иконою, 2-й во святителя и чудотворца Николая. Народное придание гласит, что означенная икона святителя Афанасия и Кирилла единовременна появлению своему иконе Печерской Божьей Матери, что в брянском Свенском монастыре, и иконе Николая Угодника, что в селе Утах (Трубчевского уезда).
По преданию все означенные иконы писаны живописцем Алимпием Киево-Печерским, - и в этом нет сомнения, так как в написании их видна кисть одного художника...".
Далее сообщается, что близ церкви второго мая бывает "порядочная ярмарка". И автор, между прочим, отмечает ее замечательность тем, "что на ней очень много продается сетей, неводов для ловления рыбы".
Какова была местность вокруг села? Ниже церкви - урочища. По луговой части: Зажова, малая и большая, озера. Старое озеро - год от году зарастает и заплывает. Криница - озеро; в нем вода очень прозрачна. Урочище Репище.
Урочища: Суходоль, Сыть, большая и малая Стрелицы, Васильевский угол - идут из Почепской дороги. Там есть и доселе колодец под названием Разбойнический. Предание гласит, что здесь некогда был убит разбойник Василий.
"В пяти верстах от церкви, - пишет автор, - находится гремучий колодец, с ключевой водой, выходящий из небольшого пригорка. Этот ключ по показанию путешественников был слышен за версту, теперь слышен на несколько сажен. Вода эта, между прочим, и целебная для внутренних и наружных болезней ... Жаль, что до сего времени не было обращено внимаие господ медиков на оный ключ", - подчеркивается в статье.
А вот что пишут "ведомости" об археологических памятниках того периода. "По полевой: замечательно урочище под названием Городище, менее чем одна четверть версты от церкви на юг, - это огромный насыпной курган, на котором, по народному сказанию, в древности атаман разбойников Кудеяр имел стан...
В одной версте от церкви, на север, находится большой ров, в котором, по рассказу стариков, один из дворовых людей Толбузиных нашел в кувшине кожаные деньги, в форме кошуков. Еще достойны применения 5 курганов насыпных, лежащие в одной версте от села на северо-запад. Один из сих курганов почти распахан..." Примечательно еще то, что сообщает о здешних находках крестьянин помещиков Брусиловых, Константин Дмитриев Воронин, выпахал лет семь назад оловянную кружку серебряных польских монет. Их находили и другие. Монеты времен царствования Сигизмунда Первого и Третьего.
Материал, опубликованный в "ведомостях", был подготовлен священником из Лопуши Василием Зверевым.
Впервые в письменных источниках Лопушь упоминается в XV веке. Однако брянский краевед В.П. Алексеев считает, как это видно из археологических материалов, поселение на месте Лопуши существовало в двенадцатом - тринадцатом веках. Каким оно было, судить можно лишь предположительно.
В конце пятнадцатого столетия в Лопуши дворянин Тимофей Капуста строит свой двор.
По переписи 1926 года в Лопуши числилось двести пятнадцать хозяйств и проживало более тысячи человек. Село в то время входило в Бежицкий уезд Выгоничскую волость.
Лопушь литературно связана не только с уроженцем этого села Н. Грибачевым. Здесь не раз гостили писатели Михаил Алексеев, поэты Сергей Смирнов, Егор Исаев...
"Начав годом раньше работу над романом "Вишневый омут", я принужден был оставить службу и заниматься только этой книгой. Поэтому мне ни что не мешало покинуть столицу когда угодно и в каком угодно направлении. Если бы поставил в конце "Омута" имена селений, где он писался, то там бы значилось: село Монастырское на Саратовщине, поселок на Нижней Волге - Никольское, Лопушь и Усух - на Брянщине", - вспоминает Михаил Алексеев об этом в рассказе "Мильен", написанном им по воспоминаниям о пребывании в Усухе.(Смотри дополнительно Усух Суземский район Брянская область).
"В сентябре, когда поля уже золотятся, а озера синеют и обдают свежестью, были мы у матери с Михаилом Алексеевым. Я вскоре и уехал, дела понуждали, а он остался работать над романом "Вишневый омут". Покойно тут, тихо, натура вот она сама в окно лезет", - пишет Николай Грибачев об одном из пребывании писателя на его родине в Лопуши.
На ту пору пришелся день поминовения родителей, и мать Николая Матвеевича Грибачева Ефросинья Дорофеевна пригласила Алексеева в компанию других женщин, старых и помоложе, но всех безмужних. Позже он написал и опубликовал рассказ "Как я был на поминках".
Писателю пришлось не раз бывать в Лопуши. Он подружился с Дорофеевной по-настоящему. Поведала она ему и свою нелегкую бабью долю. Короткую ее исповедь Михаил Алексеевич впоследствии, как он сообщает об этом в "Сказках Брянского леса", слово в слово перенес в повесть "Хлеб - имя существительное": "Не знаю уже отчего только не полюбилась я свекру да свекрови. Пока муж был дома, они ничего, помалкивали, и жить еще можно было. А как забрали моего Матвея в солдаты, тут и началось... Так уж измывались, что не приведи господь! Сядут бывало за стол, а мне и местечка на лавке не оставят. Стою за спиной свекра, свекрови и других снох, потянусь через головы ложкой к борщу, а он свекор, швырь ее в сторону, хочу хлеба ломоть взять - он по руке ложкой. Так и уйду, умоюсь слезами..."
Или вот другой пример, рожденных в Лопуши строк, рожденных с помощью опять же Ефросиньи Дорофеевны. Михаилу Алексеевичу долго не давалась глава, где его героиня Фрося, по прозванию Вишенка, многодетная молодая женщина, изменяет мужу с его товарищем и, грешная, гордая, виноватая и чистая вместе с тем, должна вернуться домой и что-то сказать на укоризненные взгляды свекрови и деверя. "Я поведал судьбу моей Вишенки Дорофеевне, а та сумрачно задумалась и вдруг выдохнула, как бы что-то давно пережитое, выстраданное: "Была Вишенка, да птица склевала..."
"Я вздрогнул, - вспоминает писатель, - и боясь, что разревусь прямо на глазах этой мудрой старухи, убежал в свою комнатушку, а ночью написал всю главу заново, и кончалась она у меня этими трагическими словами: "Какая я вам Вишенка? Была Вишенка, да птица склевала. Фроська, Фросинья - вот теперь кто я!"
Записал писатель как-то одну щемяще-пронзительно горькую песню, исполненную на Брянщине, в свой блокнот. И она полностью воспроизведена в повести "Хлеб - имя существительное".
Михаил Николаевич создал немало произведений. Долгие годы он редактировал журнал "Москва". Ему присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Знавал и я Дорофеевну. Удивлялся ее мудрости, памяти. Уже ей было под сотню лет, а она подметала дорожку, смотрела телевизор, любила посудачить о политике...
До сих пор сожалею, что не поинтересовался у Дорофеевны о происхождении названия села. Старожилы связывают его имя с растением лопух. Его еще именуют лопуга, лопуха, лопушник или репейник. Трава лопух, от нея живот распух, - говаривали в старь.
По-болгарски слово лопух звучит как и современное название села - "Лопушь". Прежде, в XV веке село называлось Лопошь.
Название населенных пунктов Лопушно, Лопушна, Лопушное, Лопушня встречается на Украине, Лопуховка, Лопухинка - в Волгоградской, Саратовской, Лопыщи - Кировской областях России.
Что означало в далекие времена Лопошь, возможно, личное имя или что-то иное? Не называлось ли раньше село Лопух?
Лопухины - княжеский и дворянский род, происходящий от легендарного касожского князя Редеди, потомок которого, Василий Варфоломеевич Глебов, прозванный Лопуха, был родоначальником Лопухиных.
Дворянские ветви рода Лопухиных внесены в VI часть родословной книги ряда губерний, в том числе и Орловской.
На Брянщине по фамилии Лопухин ныне десять человек.