Село Лопушь стоит на правом, высоком берегу судоходной реки Десны, в 33-х верстах от города Брянска и в 55 от уездного своего города Трубчевска. Прежде оно принадлежало к Брянскому уезду, что видно из скрепы по листам старой книги, найденной в церковном архиве, "Пролог", где написано так: сия книга брянского уезду подгородного стану села Лопоши попа Петра Никитина. Местоположение его, на восток к Десне, гористое, среди села почти ровное. Весною и летом вид из села бывает прекрасный и веселый.
Церковь в селе одна; она - деревянная, на каменном фундаменте, построенная тщанием прихожан 1783 года, по благословению, данному преосвященным Феоктистом, бывшим епископом Севским и Брянским, викарием Московской епархии. На построение церкви в церковном архиве есть храмозданная грамота, данная означенным Преосвященным 1784 года, июля (без числа) дня. В ней два престола: 1-й по имя святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, с явленною и чудотворною их иконою, а 2-й во имя святителя и чудотворца Николая. Народное предание гласит, что означенная икона святителей Афанасия и Кирилла единовременна по явлению своему иконе Печерской Божией Матери, что в брянском Свенском монастыре, и иконе святого Николая Угодника, что в селе Утах (Трубчевского уезда). А так как достоверно известно, что явление иконы Пресвятой Богородицы Свенской было в 1288 году, то и сия икона явилась тогда же.
Великие угодники Христовы Афанасий и Кирилл (святой Афанасий изображен с обнаженною главою в саккосе, а святой Кирилл в фелони и митре) представлены на иконе во весь рост, в молитвенном положении, со взорами, обращенными к иконе Знамения Божией Матери, которая изображена вверху, над их главами, в малом виде, именно: в длину одна четверть аршина, а в ширину 3 с половиной вершка. Дерево иконы липовое. Риза сделана на оную лет 35 назад, вследствие сновидения, усердием рабы Божией некой Татианы, что выбито на самой ризе, - медная, посеребренная, - венцы сребренные. Стоит она в небогатом киоте за правым клиросом.
По преданию, все означенные иконы писаны живописцем Алипием Киево-Печерским, - и в этом нет сомнения, так как в написании их видна кисть одного художника.
Оная икона находится в особенном почитании как местных и окрестных жителей, так и отдаленных; доказательством чему служит то, что в весенний престольный праздник, который бывает 2 мая, стекается ежегодно до 1000 и более поклонников, и все, притекающие с верою и усердием, не отходят без душевного благодатного утешения. А зимний престольный праздник - 18 января. В этот день народу бывает мало.
В холерное время (в 1851-1855 годы), по принятии иконы сей окрестными жителями в их селения, болезнь видимо прекращалась. Родители, прибегающие с малолетними детьми больными, после молитв перед угодниками, находят их здоровыми. Посему сии святители и признаются покровителями детей по преимуществу.
Икону сию поднимали в Карачевский уезд (указ за № 322 от 19 июля 1853 года), с указного дозволения высокопреосвященного Смарагда, бывшего архиепископа Орловского и Севского, и в Брянске дважды усердием граждан. На подъятие иконы оной в Брянск указа не отыскано. А вот два живых примера благодатного действия от иконы св. угодников, бывших над лицами, живущими в том городе.
У брянского купца Ивана Яковлева Климова был сын болен, Иван Иванович, и близок был к смерти. Отец сего сына обратился за помощью к явленным и чудотворным угодникам. По благословению преосвященного Смарагда он взял икону в дом, и когда икона перенесена была чрез больного, лежащего на полу, он почувствовал тотчас некоторое облегчение, во время пения на всенощном бдении «хвалите имя Господне» - он видимо поправился здоровьем и наконец в скором времени совершенно выздоровел. Сей купец Иван Иванович Климов и до сих пор живет и, в знак памяти и благодарности сердца своего, приходит ежегодно пешком в село Лопушь для моления пред святителями.
У брянской купчихи Евдокии Петровой Гридиной дети рождающиеся умирали; находясь в беременном состоянии, притекла с молитвою к святым угодникам; потом родилась у ней дочь, которая достигла совершеннолетия и теперь жива, 1859 года вышла в замужество. Ее и называют – "Афанасьевскою".
2 мая близ церкви бывает порядочная ярмарка, замечательная между прочим тем, что на ней очень много продается сетей, неводов для ловления рыбы.
Ниже церкви - урочища по луговой части:
1. 3амжова, малая и большая, озера. 2., старое озеро – год от году зарастает и заплывает. 3., криница - озеро; в нем вода очень прозрачная. 4., урочище - Репище.
По полевой: замечательно урочище, под названием Городище, менее чем одна четверть версты от церкви на юг, - это огромный насыпной курган, на котором, по народному сказанию, в древности, атаман разбойников Кудеяр имел стан. Говорят также старики, что здесь есть заклятый Кудеяром (так как он был будто бы волшебником), погреб, где, за железными дверьми, хранится большой клад, который обозначался будто бы тем, что под день Ивана Купалы (24 июня) видали ночью огни. Урочища: Суходол, Сыть, большая и малая Стрелицы, Васильевский угол идет из Почепской дороги; там есть и доселе колодезь, под названием - разбойнический. Предание гласит, что здесь некогда был убит разбойник Василий. В 5 верстах от церкви, на юге же, находится гремучий колодезь с ключевою водою, выходящий из небольшого пригорка. Этот ключ, по показанию Лопушских старожилов, прежде слышен был за версту, теперь едва слышен на несколько саженей. Такое изменение можно объяснить тем, что, в продолжение многих лет, вода его, ежегодно находя новые трещины в земле, уходила в другие подземные водохранилища. Это предположение тем вероятнее, что в последние годы увеличивалось число ключей, не в дальнем расстоянии от оного. У сего колодезя путешественники имеют обыкновение останавливаться для отдыха и прохлаждения ключевою водою. Вода эта, между прочим, и целебна для внутренних и наружных болезней. В 1848 году был случай исцеления оной водою от ужасной ломоты в ногах. Но для сего нужно употреблять ее у самого источника; перевезенная же в другое место, она лишается своей целебности. Это происходит оттого, что тогда в ней теряется жизненное начало. Жаль, что до сего времени не было обращено внимание господ медиков на оный ключ.
В одной версте от церкви, на севере, находится большой ров, в котором, по рассказу стариков, один из дворовых людей бывших помещиков Толбузиных нашел в кувшине кожаные деньги, в форме косичков.
Еще достойны примечания пять курганов насыпных, лежащие в одной версте от села на северо-запад. Один из сих курганов почти распахан. Здесь находимы были человеческие головные черепы. Не вдали от них лет 7 тому назад, как говорят поселяне, крестьянин помещиков Брусиловых, Константин Дмитриев Воронин, выпахал оловянную кружку серебряных польских монет фунта 3, и обменял торговцу. Прежде каждый крестьянин имел несколько экземпляров случайно найденных в земле оных монет. Каждую весну, во время сильных дождей, эти монеты, вымытые дождевыми ручьями на поверхность земли, собираются деревенскими мальчиками и теперь. Большая часть находимых здесь монет принадлежит времени царствований Сигизмундов 1-го и 3-го. Вероятно, занесены сюда татарами.
Старожилы говорят, что означенные курганы, в древности, устроились здесь для того, что с них подавались вести, когда шли войска. Это предание, между прочим, позволяет и нам заключить, что здесь, где находится теперь село Лопушь, по всей вероятности, происходили стычки между русскими и татарами, что было, как известно из истории, в 1668-м году.
Села Лопуши Афанасьевской церкви приходской священник Николай Зверев.
***
Описание священных древностей, находящихся Трубчевского уезда села Лопуши в Афанасьевской церкви.
Кроме явленной и чудотворной иконы святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, находящейся в приходском храме села Лопуши, описание коей помещено в № 12-м Орловских Епархиальных Ведомостей, там существуют еще многие священные древности. Именно:
1) Евангелие, напечатанное в лето от сотворения мира 7197, от Рождества же по плоти Бога слова 1688, в типографии царствующего великого града Москвы, повелением Благочестивейших Государей наших и великих Князей, Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя, и Белыя России Самодержцев. Благословением же в духовном чине Отца их и Богомольца, великого Господина, святейшего Кир Иоакима Патриарха Московского и всея России.
2) Крест кипарисный резной - высокой работы, с изображениями на одной стороне в средине распятого Спасителя, над главою Его - Духа Святого, а вверху - Бога Отца, по правую руку распятия - изображение Божией Матери, по левую Иоанна Богослова, внизу святого Николая Угодника; с другой стороны в средине - изображение Божией Матери, держащей в правой руке цвет, а в левой Превечного Младенца с благословляющею правою ручкою и с шаром в левой, над главою их тоже Дух Святый, вверху изображение Преподобного Максима, по правую руку Божией Матери - святой Марии Магдалины с чашею в левой руке, внизу - святой Князя Михаила. Крест сей 4 1/2 вершков длиною и около 3 вершков шириною, в серебряном киоте, вверху вделано серебряное ушко, на боковой стороне креста выбито "1809" и "84", знак года и пробы.
3) Старинный оловянный ковчег.
4) Старинная оловянная крестообразная дарохранительница.
5) Старинный оловянный потир.
6) В настоящей церкви за левым клиросом киот - с надписью внизу, в кругу, 1764 года месяца июля 4 числа.
7) В приделе у правого клироса к стене находится икона Божией Матери, на холсте, в раме, с надписью: "Изображение чудотворного образа Пресвятой Богородицы Балыкинской, написана 1741 года, ианнуария 8". Длина ее с рамою 1 3/4 аршина и 1 1/4 ширина. Икона сия замечательна по оригинальной живописи.
8) В этом же приделе с левой стороны у окна стоит икона древнейшая, с надписью: "Благословение земных плодов". Представлена она в таком виде: внизу ржаной хлеб, стоящий на корне и сжатый, поставленный в снопы, корзина с цветами и дерево с плодами, вверху иконы в облаках изображен Спаситель благословляющим все сие. Икона сия 1 аршин и 1 1/2 вершка шириною и 15 вершков длиною.
9) В церковном архиве находится еще весьма древняя, писанная на холсте, икона Божией Матери с Предвечным Младенцем и предстоящими в молитвенно-хвалебном положении, с правой стороны, 2-мя архангелами с псалтирью и нотами, а с левой стороны - 2-мя ангелами с гуслями и нотами. Надпись над нею такова:
ЕДИНОРОДН. СИНЪ. СЛОВО. БОЖIЕ. БЕСЪНТ. СIНЪ. ИЗЪВОЛIВИ СПАСЕН.
Длина ее 1 3/4 аршина, и 1 аршин и 2 вершка ширина.
10) В притворе церковном стоят два древние изображения, в киоте, замечательные; 1-е, представляет двух мужей, обращенных друг к другу с указательными жестами, у очей одного сук дерева, а пред глазами другого толстый конец бревна, и над ними следующая надпись:
В БРАТЬНЯМЪ ОЦЕ СУЧЕЦЪ ВЪДIИШЬ А В СВОЕМЪ БЕРЪНА НЕ СЛIШЫШЪ.
2-е представляет мужа, на поле, облеченного в красную короткую одежду, опоясанного, на голове шляпа с красным околышем, на ногах писаная обувь, на подобие лаптей, левою рукою поддерживает сеяльницу с хлебом, висящую на ремне через плечо, а правою рукою сеет хлеб, близ него 2 дерева и с одного из них стремятся 11 воронов к посеву его, а над всем сим надпись:
СЕЮЩIИ СЛЕ3ЯМИ ДА РАДОСТIЮ ПОЖНЕМЪ.
11) Сохранились 2 подсвечника деревянных и 2 жестяных самой простой и низкой работы.
12) Наконец уцелела, неизвестно каким образом и от кого доставшаяся в церковь, медаль, серебряная, с одной стороны вызлащенная, величиною в серебряный рубль, на ободочке которой, с одной стороны, значится: clementia, а с другой - iustitia.