По писцовым книгам 161 и 162 годов письма и дозора Андрея Измайлова прибыло вновь 35 церквей, в том числе церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
162 года церковь Введение Пресвятой Богородицы, да в приделе святого пророка Илии, да церковное место Николая чудотворца в селе Выгоничах дани рубль 19 алтын 3 деньги, заезда гривна.
186 года по указу святейшего патриарха Иоакима и по выписке за пометою дьяка Перфилья Семенникова с сей церкви данных денег на прошлые на 172-185 годы велено снять и впредь их в жилой книге не писать и церковную землю по сыску кому даведется велено отдать на оброк охочим людем.
198 года в Патриарший Казенный Приказ в приходной оброчной книге пустовых церковных земель нынешнего 198 года во Брянской десятине написано: с церковные земли Введения Пресвятой Богородицы в подгородном стану в селе Сегодичах (?) города Брянска на Рождественском попе Петре оброку и пошлин 22 алтына 4 деньги, а в выписи со Брянских писцовых книг какова прислана из Поместнаго Приказа за приписью дьяка Ивана Хрипкова письма и меры князь Петра 3венигородскаго да подъячаго Ивана Кавелина 134, 135, 136, 137 годов в подгородном стану написано: за Дмитрием Афанасьевым сыном Тютчевым поле села Выгонича без жеребья на речьке на Суменке, а жеребей того села в поместье за князь Андреем Волконским, а другая половина того села в вотчине и в поместье за братом его за Софроном Тютчевым, а в селе церковь Пресвятой Богородицы да в приделе Бориса и Глеба, да Афонасия Александрийскаго обе деревянные, клецки, стоят пусты, пашни церковныя 20 чети в поле, а в дву по тому ж, сена по выгонной дopoге 20 копен да по той же дуброве и по окчеву лесу церковной бортной ухожей, а хаживал в тот бортный ухожей сам поп, или кому прикажет, да за рекою за Десною церковное озеро попово и в прошлом во 196 году по указу блаженныя памяти святейшего Иоакима патриарха Московского и всеа росии, а по челобитью Василья Подлинева велено на церковной Введенской земле построить ему церковь во имя Введения ж Пресвятой Богородицы и о строении там церкви ему благословенная грамота дана и в нынешнем во 198 году по указу великих государей и по помете на выписке казначея Андрея Денисовича Владыкина, а по челобитью Брянскаго уезда села Выгонич Введенскаго попа Петра велено новопостроенную церковь Введения Пресвятой Богородицы освятить и данью обложить, а дани положено той церкви на попа с причетники с попова, с дьячкова, с 5 дворов помещиковых по 6 денег с двора, с 31 двора крестьянского по 3 деньги с двора, с пашни с 20 чети с сенных покосов с 20 копен по указной статье 1 рубль 4 алтына 4 деньги, заезда гривна, да церковнаго бортнаго ухожья оброку гривна и с церковнаго озерка гривна и те данныя и оброчныя деньги по вышеписанному окладу велвно имать со 199 года.
1746 года Введения Пресвятой Богородицы в селе Выгоничах рубль 54 копейки, да с бортнаго ухожья, да с озерка по гривне.
"Брянской десятины жилые данные церкви 7136 (1628) – 1746 годы". Сборник Орловского Церковно-Археологического Комитета. 1905 год.
***
Список священнослужителей, удостоенных в 1-й день апреля 1879 года Высочайших наград за отлично-усердную службу по епархиальному ведомству, по Орловской епархии: скуфьями, от Святейшего Синода выдаваемыми: Трубчевского уезда села Выгонич священник Аркадий Aндреев…
Орловские епархиальные ведомости, № 11, 1879 год.
***
По определению Святейшего Синода, от 18 марта 1886 года, согласно представлению Епархиального Начальства, удостоен награждения Святейшим Синодом, за заслуги по гражданскому ведомству, наперсным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым, камилавкою – трубчевского уезда, церкви села Выгонич, священник Аркадий Андреев.
Орловские епархиальные ведомости, № 10, 1886 год.
***
Село Выгоничи расположено у шоссе Брянск-Гомель, в 6 км к северо-востоку от одноименного райцентра, на обеих сторонах речки Клинок - правого притока Десны. В начале ХХ века это село принадлежало Красносельской волости; ныне оно входит в состав Скрябинского сельского поселения.
Максимальное население села Выгоничи составляло 680 жителей, проживающих в 132 домах (по состоянию на 1920 год). В настоящее время в селе около 80 жителей.
Наиболее старые сведения о селе датируются началом XVII века, когда оно входило в Брянский уезд. В то давнее время в Выгоничах стояли две деревянные церкви: во имя Введения Пресвятой Богородицы во Храм, с приделом во имя Илии Пророка, и во имя Николая Чудотворца с приделами во имя Бориса и Глеба и во имя Афанасия, патриарха Александрийского. В Смутное время обе эти церкви были разорены; вскоре от Никольской церкви осталась лишь "пустовая церковная земля", а Введенская в течение многих лет значилась как ветхая и обвалившаяся. Лишь в 1688 году был выдан указ на строительство нового здания Введенской церкви, а к 1690 году она была выстроена вновь и освящена.
В 1744 году Брянское Духовное правление вновь выдало указ о строении Введенского храма с Ильинским приделом. Освящен новый храм был в 1753 году.
Однако уже в 1783 году Введенский храм "по ветхости" был разобран, и на средства помещика Брусилова был построен деревянный храм во имя Троицы Живоначальной, а на месте престола прежней церкви был поставлен каменный четырехгранный столп. Новый храм был сооружен в саду помещичьей усадьбы, на расстоянии около 100 метров от прежней церкви.
Храмы, находившиеся на территории дворянских имений, обычно были небольшими и не всегда имели собственный причт. Вот и в Выгоничской церкви в 1820 году служил священник из села Городец, а двадцать лет спустя, ввиду малочисленности прихожан и ветхости храма, приход был упразднен и причислен к городецкой церкви уже официально. Но в 1851 году на средства помещика Дубровольского, купившего имение, храм был возобновлен в прежнем здании, а приход вновь был открыт. (В описи церковного имущества 1910 года стоит иная дата возобновления храма - 1854 год).
Обшитый тесом и окрашенный масляной краской сруб храма стоял под железной кровлей на каменном фундаменте. Настоящая часть завершалась куполом с одной главой. Размеры храм имел 21 на 13 метров в плане. В здании насчитывалось 19 больших и 8 малых круглых окон. Наружных дверей было две: деревянная и полустеклянная; внутри храма имелось три деревянных двери. Тем не менее, в церкви был только один престол, отделенный от основного пространства иконостасом размером 13 на 7 метров. Колокольня имела три яруса и общую высоту 13 метров. Храмовое здание не отапливалось. Его сохранность в 1910 году оценивалась как хорошая. Церковный участок окружала деревянная решетчатая ограда протяженностью 47 метров с каменными столбами, в которой имелись ворота и две калитки. Возле храма в 1896 году было выстроено деревянное здание церковно-приходской школы, часть которого была занята караульным помещением. Это здание отапливалось русской печью.
В алтаре храма, за престолом, находилась древняя икона Введения во Храм Пресвятой Богородицы. День 21 ноября отмечался прихожанами как храмовый праздник. В селе сохранялось предание, что хор Троицкой церкви состоял только из мужчин.
С 1870 по 1900 годы уже к храму села Выгоничи была приписана Алексеевская церковь соседнего села Городец. В 1903 году к нему же числилась приписанной Преображенская церковь села Палужья.
По описанию начала ХХ века, село Выгоничи представляло собой пять небольших "деревень" (слобод), которые и составляли приход Троицкого храма. Причт храма по штату состоял из двух человек и с 1900 года получал казенное жалование 400 рублей. Церковь владела 80 десятинами земли.
В 1909-1916 годы священник Троицкой церкви Александр Бельский возглавлял третий округ Трубчевского благочиния.
Троицкая церковь села Выгоничи упоминается действующей до 1920-х годов. В послереволюционные годы ее здание намеревались переоборудовать под школу. Позднее оно сгорело.
Небольшая речка Клинок разделяет современное село Выгоничи на две части, которые связаны между собой многочисленными дорожками и мостиками. Северо-восточная часть села расположена на возвышенности, и две сельские улицы так и называются: Верхняя и Нижняя. В верхней части села, за оврагом, находилась помещичья усадьба. Остатки ее сада, где стояла Троицкая церковь, сохранились доныне. Церковное место, как его указывают местные жители со слов своих предков, представляет собой небольшой холмик, покрытый густой растительностью и пересекаемый ведущей к оврагу тропой. Рядом стоят два старых клена - остаток садовой аллеи. По соседству стоит кирпичный особняк с граненым выступом, напоминающим своей формой храмовую апсиду, - едва ли не единственный двухэтажный дом в селе. Дом принадлежит сотруднику Брянского епархиального управления. Местные жители вспоминают, что и прежде на этом месте стоял церковный дом.
Храмы Трубчевского уезда, Вязьмитин О.Р., Шатохин А.В., 2013 год.