В 1629 году в селе была деревянная "клецкая" церковь Преображения Спаса. После Смутного времени она стояла пустой и ветхой, разоренной литовскими людьми. Церковь имела "пашни середней земли, озерки Мачулище и Роговице с белой рыбой за Десною и бортный ухожей со знаменем, соха в ней, в вверху тень... В ухожей хаживал сам поп или кому прикажет".
Село Полужье даже в 1626 году через 10 лет после последних отголосков Смутного времени представляло собой печальную картину. Если где-то в царствование Бориса Годунова здесь было три помещичьих двора, 5 дворов церковнослужителей и 14 дворов крестьян, то теперь здесь возвышалась полуразвалившаяся церковь, один помещичий двор и один крестьянский.
В 1663 году в церкви служил поп Федор Михайлов. В 1664 году над Полужьем снова разразилась беда. Церковь, усадьба помещика, все крестьянские дворы были сожжены нагрянувшими под Брянск войсками польского короля Яна Казимирова и союзными с ними татарами. Крестьяне сумели попрятаться по лесам, а после ухода поляков снова отстроили свои избы, господские хоромы и деревянную церквушку.
Преображенская церковь села Полужье была приписана к приходу села Выгоничи. Церковь каменная, построена в 1776 году сенатором Н.Г. Самойловым, холодная. Ранее церковь была деревянная, сожжена поляками. С 1870 года Полужье было приписано к селу Кокино, а в 1903 году отнесено к приходу села Выгоничи. Численность населения в Полужье доходила до 300 душ мужского пола. В соединенном приходе причт двухчленный, с 1900 года жалованье из казны служители церкви получали 400 рублей. Земли церковной 80 десятин. Разрушен был при отступлении немецко-фашистских войск в 1943 году.
В начале 2000-х на месте храма местные жители установили крест. Простоял он не долго. Местный руководитель продал землю и теперь на месте храма частное подворье.
Сейчас происходит нравственное очищение части общества, оно выздоравливает после тяжелой болезни: вновь открываются и реставрируются храмы, собирается материал о разрушенных ранее церквах, исчезнувших из нашей жизни колоколен и звонниц. Разве можно было предположить, что на территории Выгоничекого района Брянской области в начале XX века было 19 церквей. Уже много лет на этой земле не слышно колокольного звона. И лежат ее пределы без старины, без благовеста. Но история церквей Выгоничской земли теперь не потеряна. Она стала достоянием учащихся школ района. О церквах заговорили на уроках по истории родного края. Многие церкви в районе пытаются восстановить или построить заново (Скуратово, Выгоничи, Городец и другие).
***
По писцовым книгам 161 и 162 годов письма и дозора Андрея Измайлова прибыло вновь 35 церквей, в том числе церковь Преображения Господня.
162 года церковь Преображенье Спасово в селе Полужье дани 29 алтын 3 деньги, заезда гривна.
163 года февраля 11 по выписке за пометою дьяка Перфилья Иванова отдана сей церкви земля и сенные покосы и бортные ухожья и рыбная ловля помещику Петру Елизарьеву Похвисневу до теx мест, как у сей церкви поп будет потому, что ся церковь разорена от татар и от польских людей в прошлом во 172 году и ему Петру данныя деньги по всегодно платить сполна.
185 года в доимках отмечено: на 176, 177, 182, 183 и 184 годы всего на 5 лет дани и заезда 4 рубля 3 алтына 5 денег взято, платил Иван Михайлов Похвиснев, а на 178 и 179 год взял данныя деньги Свинского монастыря игумен Никодим, а на 181 год взял старший поповский троицкой поп Иван.
1746 года - Преображения Спасово в селе Полужье рубль 25 копеек.
1703 года генваря в день Иван Михайлов сын Похвиснев в поданном в Патриарший Казенный Приказ прошении писал: "в прошлом 1702 году в Петров пост во Брянском yезде в Подгородном стану, в селе Полужье, церковь божия во имя Преображения Господня волею Божию от молнии сгорела, и прошу на том погорелом месте построить новую церковь во имя Преображении Господня деревянную и дать благословенную грамоту". Помета: "выписать".
И против сей пометы выписано: "в Брянских писцовых книгах 161 года написано: церковь Преображения Господня в селе Полужье у той церкви 4 места дворовых пустых, 2 двора помещиковых, 2 двора задворных людей, 8 дворов крестьянских, 2 озерка, да бортной ухожей, пашни церковныя 20 чети в поле, а в дву потому ж, сена 10 копен дани положено 29 алтын 3 деньги, заезда гривна, и по тому окладу данныя деньги в Патриаршу домовую казну на прошлые годы по нынешней 1703 год плачены".
Подписано: "дать благословенная грамота церковь строить". Отмечено: "дана".
1720 года октября в день Драгунского полку капитан Иван Петров сын Похвиснев, в Патриарший Казенный Приказ писал: "в прошлом 1703 году бил челом брат мой Иван Михайлов сын Похвиснев и подал челобитную в Москве в Казенном приказе, что в вотчине нашей в селе Полуже, на погорелом церковном месте церковь построить и оная церковь построена, а не освящена, а та церковь во имя Преображения Господня, и прошу дать во оную построенную церковь антиминс, миp и масло и ко освящению благословенную грамоту на Брянского протопопа Леонтия Федорова сына".
Помета: "1720 года октября в 29 день, справясь со отпуском первым, отпустить антиминс и указ против прощения". И против сей пометы выписано: в Патриарший Казенный Приказ, в записной печатной книге прошлого 1703 года написано: "февраля в 14 день запечатана благословенная грамота по челобитью Ивана Похвиснева велено ему во Брянском yезде в селе Полужье вместо сгорелой церкви построить вновь церковь во имя Преображения Господня, пошлины приняты". Отмечено: "отпущен".
1744 года апреля 11 с указу в Брянское Духовное Правление о строении в селе Полужье Введенской церкви с приделом преподобного Илии, пошлин 20 копеек, нужнейших пол копейки. (Освящена в 1752 году февраля дня 18)
1753 года февраля 18 с указу о освящении в селе Палуже Введенской церкви, подписных 10 копеек.
"Брянской десятины жилые данные церкви 7136 (1628) – 1746 годы". Сборник Орловского Церковно-Археологического Комитета. 1905 год.
***
Посвящен в стихарь указной причетники трубчевского уезда села Палужья Алексей Любомудров.
Орловские епархиальные ведомости, № 22, 1866 год.
***
Причетник трубчевского уезда сел Городца - Петр Митропольский и Палужья – Алексей Любомудров перемещены один на место другого.
Орловские епархиальные ведомости, № 10, 1868 год.
***
Трубчевского уезда, села Сосновки священник Алексей Бельский, согласно его и прихожан желанию, перемещен в село Кокино, а священник села Палужьи Василий Mитропольский перемещен, по его желанию в село Сосновку.
Орловские епархиальные ведомости, № 24, 1870 год.