ВЫГОНИЧСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Удельные Уты: храм над водной гладью


  "Сворачиваешь с трассы на сельскую дорогу и застываешь от изумления – над водной гладью возвышается изящный белоснежный храм с зелеными куполами. Словно корабль, причаливший к берегу и ждущий своих пассажиров…
  Зеленая крыша.
  У Сергиевского храма села Удельные Уты собрались люди, ждут батюшку. Сегодня здесь радость - настоятель храма отец Алексий привез для поклонения икону с частицей мощей преподобного Сергия Радонежского, написанную специально к 700-летию со дня рождения святого, которое празднуется в этом году. Преподобного прихожане храма почитают особо – один из приделов освящен во имя Сергия Радонежского.
  С гордостью оглядывая храм, председатель местного хозяйства товарищества на вере "Десна", церковный староста Виктор Владимирович Коршунов вспоминает, как еще лет двадцать назад на здание было страшно взглянуть: полуразрушенное, разграбленное, без окон и дверей, что говорить, даже крыши не было. В 90-е наконец-то пришло время восстанавливать поруганную святыню.
  - Я только начал работать председателем колхоза, и как-то все не ладилось, - рассказывает Виктор Владимирович. - И вот однажды снится сон: вижу нашу обезглавленную церковь с зелеными крышей и куполами. Красивая такая ... И чей-то голос мне говорит: "Нужно восстановить храм, тогда село будет жить, а иначе тяжело будет". Я тогда о храме вообще ничего не знал. Поехал к нашему старожилу, Анне Николаевне, спрашиваю, какого цвета крыша была, она: "Я не помню". Но потом выяснили - действительно зеленая, как мне и приснилось. Так, с начала 90-х стали восстанавливать храм. Поставили леса, начали штукатурить снаружи и внутри, латать крышу. В совхозе много народу работало тогда, вот по субботам при храме все и трудились. Поначалу тяжело было, некоторые говорили: "Да бросьте вы это дело, все разбили, теперь-то что ...". Но все как-то пошло-пошло своим чередом, люди начали помогать: и местные работяги, и школьники, и сотрудники больницы - многие приняли участие. Общими усилиями стали приводить храм в порядок. Он стоит на берегу, и когда на месте болота сделали плотину, церковь по-другому стала смотреться, а вместе с ней и все село.
  Кстати, и на работе, подмечает Виктор Владимирович, дела тоже стали Анна Николаевна Рубанова ладиться.
  Будка из икон.
  Свою историю храм Сергия Радонежского ведет с XVIII столетия. Первоначально он был деревянным, но когда здание обветшало, на средства местного помещика Алексея Васильевича Подлинева в 1769 году выстроили каменный храм. Главный престол освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы, правый предел - во имя Преподобного Сергия Радонежского, левый - во имя Святителя Николая.
  В этом году святыне исполнилось 245 лет. За эти годы храм практически не перестраивался. Только во второй половине XIX века реконструировалась колокольня. Ну а в ХХ веке, когда с приходом новой власти начались гонения на Церковь, храм был закрыт. Шел 1922 год.
  - Один из моих предшественников, его уже нет с нами, был мудрый дед, и когда начали разбивать храм, священника выгонять, он, чтобы сохранить святыню, сделал в храме склад, где хранилось зерно. Храм закрыли, склад под замком, а так как это было колхозное имущество, то здание не трогали. Видимо, тоже промысел Божий ... - рассказывает председатель.
  Старожил села 84-летняя Анна Николаевна Рубанова, в девичестве Львова, помнит храм еще до войны: красивый, с большим, на всю стену, деревянным иконостасом, который до наших дней не удалось сохранить, местные жители его разрушали, растаскивали иконы.
  - И дети тягали большие иконы во рвы, будку из них делали. Крепко кто понимал ... - горько вздыхает Анна Николаевна.
  В память женщины врезалась еще одна страшная картина:
  - В углах в храме были ангелы нарисованы, да хорошо так. И помнится, шел один наш житель с винтовкой куда-то, он был военрук, и заглянул в церковь. Бах, бах в этих ангелов и пострелял их. До трассы дошел, увидел "бабочку", мины раньше были такие красивые, полез, и как вытянул эту "бабочку", так его всего на клоки и разорвало ...
  Тяготились души верующих без молитвы. После войны, вспоминает Анна Николаевна, ее дедушка, раньше служивший при храме, вместе со старым псаломщиком собирались помолиться в опустошенной церкви.
  - Женщины иконы из своих домов приносили, уберут тут все, так и служили ...
  Многие селяне ездили детей крестить в Красный Рог, за что бывало из партии их исключали. А на Пасху, кто не мог поехать в церковь, приходили к своему родному храму.
   - Нас, бабок, много было, собирались вместе и шли к нашему разрушенному храму на Пасху, ходим кругом, тропарь поем и яички бросаем друг в друга, ну нам же посвятит тут Господь, - вспоминает прихожанка храма Раиса Карповна Будаева.
  На чугунных плитах.
  Богослужения в храме возобновились с 1999 года.
  - Лето выдалось жаркое, два месяца стояла засуха, и этот первый год мне запомнился очень хорошо, - вспоминает настоятель храма иерей Алексий Васильев. - Материально было трудно, а работы в храме предстояло много: в трапезной части не было крыши, центральный купол требовал капитального ремонта, на стенах росли деревья. До революции на полу лежали красивые чугунные плиты. Но за время безбожной власти местные жители растащили их по своим домам. Нам пришлось собирать то, что уцелело, и возвращать в храм. Пустые оконные и дверные проемы первое время закладывали кирпичом. Когда шли восстановительные работы, молились верующие в суровых условиях: отопления не было, зимой в храме ноль-плюс два.
  Стояли на песке и оставшихся промерзших чугунных плитах, но Господь укреплял и помогал. Большой поддержкой и радостью стало принесение Казанской иконы Божией Матери, которую нашему храму подарил настоятель Тихвинской церкви в Брянске архимандрит Никита.
  - Носили со двора полотенца, подкладывали под колени, чтобы можно было только молиться. Крышу целлофаном накрывали, только бы кирпичи сверху не падали и дождь на нас не лился, все было выщерблено, - вспоминает прихожанка Татьяна Михайловна Антошина. Уже позже в церкви поставили печку.
  - Помню, придешь зимой в храм, елочка стоит, печка-буржуйка, и мальчишки, батюшкины помощники, подкладывают в нее дрова. Огонек горит, дрова трещат, и мы все вокруг стоим - молимся. А теперь у нас как в раю. Бывала во многих местах, но здесь чувствуется особая благодать – место намоленное, - говорит Анна Степановна Алексютина.
  Вскоре в храме застелили пол, а года два назад провели паровое печное отопление.
  Дети и бабушки.
  А первыми прихожанами Сергиевского храма стали не бабушки, как это обычно бывает, а дети.
  - Мы с учениками с самого начала, как только открылся храм, стали приходить сюда, разбирали и выносили мусор. Дети работали с большим энтузиазмом и желанием, - рассказывает педагог Светлана Павловна Андреева. - Мы рады, что церковь восстановилась, потому что духовное возрождение села очень помогает в воспитании детей. Тем школьникам, которые начинали восстанавливать храм, теперь по 30-35 лет, и когда они приезжают сюда, с радостью говорят: "Вот это мы делали!" Чувствуют свою причастность к храму, рассказывают об этом и гордятся тем, что в нашем селе есть такая замечательная церковь.
  - Когда я сюда приехал служить, меня удивило, что не было верующих бабушек, - вспоминает настоятель. - Обычно ведь как бывает? Приезжаешь в село, а там костяк общины - бабушки. А здесь нет. Пришли дети, открытые сердца, и только потом за ними потянулись родители.
  Так, Анна Степановна Алексютина пришла в храм вслед за сыном.
  - Ему было лет десять, когда сюда священник приехал. Я тогда еще ничего не понимала, но говорю: сынок, иди, батюшке помощь нужна. А сама думала: переходный возраст у сына, пусть идет, священник плохому не научит. И вот сын стал ходить в храм и помогать батюшке в алтаре. Сын теперь живет в Питере и по-прежнему ходит в храм.
  - Дети были моими первыми помощниками: и на клиросе пели, и в алтаре помогали, - продолжает отец Алексий. - Мы организовали при храме воскресную школу. Ездили с ребятами в паломнические поездки во многие святые места России, побывали и у мощей Преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре. Эти наши первые воспитанники уже выросли и упорхнули из села. Сейчас меня выручают мои дети, у меня их трое. Они окончили музыкальную школу в Трубчевске, и теперь дочь и сын поют на клиросе, сын также помогает в алтаре и звонит на колокольне.
  Богом данное место.
  Отец Алексий веру обрел уже взрослым человеком. После армии стал ходить в Тихвинский храм в Брянске и, глядя на доброго пастыря, решил посвятить свою жизнь служению Богу. Приняв священнический сан, заочно окончил Московскую духовную семинарию и в мае 1999 года архиепископом Брянским и Севским Мелхиседеком был назначен настоятелем храма Сергия Радонежского села Удельные Уты. Семья молодого священника с радостью приняла это назначение.
  - Мы с женой очень любим творчество иеромонаха Романа (Матюшина). А в Удельных Утах прошла юность этого замечательного поэта, - рассказывает иерей Алексий. - Здесь мы познакомились с людьми, близко знавшими отца Романа, теперь это наши прихожане и первые помощники. А то, что храм был в таком удручающем состоянии, нас не испугало. Ведь в молодости на все смотришь более оптимистично.
  Молодую семью священника тепло встретили в селе.
  - Лето было очень знойное, шла полевая страда, работа кипела, - говорит сотрудница храма Светлана Михайловна Гусева. - У батюшки с матушкой совершенно не было денег, но Господь их не оставлял. Люди помогли, сразу приютили их у себя дома председатель местного хозяйства Виктор Владимирович Коршунов с женой Татьяной Егоровной. В совхозе в то время была хлебопекарня, и председатель разрешил там брать хлеб. Это было большое подспорье для семьи священника - забота и внимание, то, что они не брошены, что они нужны здесь.
  Потом для семьи батюшки свой дом гостеприимно предоставила их прихожанка Раиса Карповна Будаева.
  - Те первые годы мы вспоминаем с большой любовью. В доме не было ни газа, ни воды, зато стояло две печки, а за водой ходили в родник. Помню, как наша маленькая дочь пела полюбившиеся ей строки из песни иеромонаха Романа: "За родником белый храм ... Этот забытый край Русь нам оставила". Эти слова так хорошо подходили к нашей тогдашней жизни ... И знаете, я всей душой полюбил храм, село и его жителей. И очень мне тогда запомнились слова архиепископа Мелхиседека: "Это Богом данное тебе место". Действительно это так, я это почувствовал сердцем.
  Возвращаются иконы.
  С возрождением храма стали возвращаться в него и старинные иконы, ранее пребывавшие здесь. У образа Праведного Иосифа удивительная судьба.
  - Когда храм был разрушен, дедушка Флор, житель нашего села, забрал этот образ к себе домой. Но так как иконы тогда изымали да еще и наказывали за их хранение, он закопал образ в огороде. Около тридцати лет икона пролежала в земле, пока не была найдена внуками. Дедушка уже жил на Севере, внуки спросили его, куда девать икону. Он велел отдать обратно в храм. Так в 2000 году образ праотца Иосифа вернулся в церковь. В сельских храмах это особо почитаемый святой, он изображается с колосьями в руках и считается покровителем сельского хозяйства, - говорит отец Алексий.
  Возвращались в храм и иконы из бывшего иконостаса, их при возили из Брянска и Москвы. Вот, к примеру, икона с изображением шестикрылого Серафима совершила путешествие в Москву и оттуда вернулась обратно на родное место. А в день памяти Преподобного Сергия Радонежского привезли старинную икону на холсте.
  Тем временем в храме шли реставрационные работы.
  - И промыслительно Господь посылал нам людей, - рассказывает отец Алексий. - Однажды к нам приехал человек покреститься, покрестил и свою дочь, и с женой повенчались, и оказал храму очень существенную помощь. Тогда, в 2003 году, было большое продвижение ремонтных работ, и так постепенно до 2010-го храм наш отстраивался.
  Работы продолжаются и по сей день. А трудностей у сельского священника всегда много. Еще предстоит провести газовое отопление. Но и сделано немало. Оформлен земельный участок вокруг храма, где заботливыми руками прихожан посажены цветы, теперь здесь хотят высадить большой сад.
  - Но главное, - говорит батюшка, - привести людей к Богу. Необходимо, чтобы русские люди поняли, что главное сокровище - это православная вера. Эту веру мы должны сберечь и передать своим детям.
  Вспоминаются строчки из стихотворения отца Романа:
  А нам понять бы навсегда,
  Чтоб не жалеть о многом:
  На свете есть одна беда –
  Не повстречаться с Богом.

Елена Ларина.
"Брянские миряне", № 6, 2014 год.