ВЫГОНИЧСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Выгоничская земля от истоков к будущему, Т.И. Локтина, 2007 год


  Уты – милый сердцу край.
  Уты. Кто вам дал имя такое, когда и почему? Есть легенда о происхождении названия села. Когда-то, мол, какой-то барин имел много уток, от которых, буквально, "кишела" местная речушка Утянка. В эту легенду можно с ходу поверить, она близка к истине, ведь гидронимы (в данном случае речка Утянка) самые устойчивые. Но по архивным данным есть и другие названия: Выдрянка, Вобрянка, Ута, Уты. И все же чаша весов у историков склоняется к тому, что Уты получили название от речки Утянки.
  По письменным источникам, село Уты датируется с 1626 года. Но ряд аргументов отодвигает эту дату в более древние времена. Жители села неоднократно находили орудия труда, обломки глиняной посуды, которые говорят современникам о том, что на территории Утов люди жили еще и VI - VII веках, т.е. около тысячи трехсот лет назад.
  Долгое время нынешние Уты представляли собой два разных села. Мирковы Уты были помещичьим селением, а Удельные Уты принадлежали удельному ведомству, и доходы шли на содержание членов царской семьи.
  В 1626 году помещик Салов владел в селе Уты пашней, лугами и лесными угодьями. В первой четверти XVIII века судьба Утов во многом связывается с деятельностью одного из "птенцов гнезда Петрова" - Василием Дмитриевичем Корчминым, сподвижником Петра I.
  У Василия Корчмина было два десятка дворовых крепостных крес¬тьян. Другим помещиком в селе Уты был "... Кирилл Федоров сын Саврасов". Современная улица Луговая - это бывшая деревня Саврасовка, название которой, вероятно, и произошло от помещика Саврасова.
  В 1728 году Василий Корчмин умер. Перед смертью у него была тяжба по поводу своего заложенного имения. Но он проиграл, и новым владельцем стал Яков Павлов. Вероятно, деревня Павловка происходит от этой фамилии.
  Сегодняшние Уты - это несколько населенных пунктов, почти слившихся друг с другом (село Мирковы Уты, село Удельные Уты, деревни Саврасовка, Лбы, Павловка, поселок Деснянский). Все они упоминаются в архивных документах XVIII века. XVIII век оставил все-таки о себе память. Она отражена в архитектурных памятниках. Один из них трехэтажный дом, названный по имени одного из его последних владельцев, генерал-майора Гулевича, женившегося в 1833 году на дочери местного помещика Молчановой, от которой получил в придан - ное земельные владения в окрестности Утов. Дом стоит на возвышенном месте.
  В нескольких десятках метров от здания и сада находился винокуренный завод. Этот завод в 1768 году выпускал 126 тысяч ведер вина в год.
  В 400 метрах от дома генерала Гулевича расположена церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Сергия Радонежского. Церковь построена в 1766 году местным помещиком Алексеем Васильевичем Подлиневым. Какое удачное место наши прадеды выбрали! Возникает двойственное чувство. Первое, это гордость за то, что храм стоит, дай Бог, чтобы стоял и дальше. Второе, охватывает стыд и неловкость перед предками, людьми с золотыми руками, что чудо сотворили. Стыдно, что были в ХХ веке вандалы. Кроме времени, дождя, ветра, которые, естественно, способствуют разрушению, приложили свою руку и люди. Многое растащили по домам. Во время войны один воинствующий атеист методично стрелял в глаза святым, которые были изображены на иконостасе. На другой день он подорвался на мине.
  В послевоенные годы использовалась в качестве хозяйственного помещения. Сейчас силами местных жителей церковь восстановлена, создан церковный совет, в церкви идет служба.
  Весть о падении самодержавия в Уты принес местный житель Костин Афанасий Денисович. Он был участником войны. Его ранило, лечился в госпитале. Новость о том, что царя нет, он узнал в Брянске. Пришел Костин в родное село ранним утром, рассвета дожидаться не стал и начал кричать, что есть духу: "Царя свергли. Ура!".
  В 1918 году был образован Уручьенский волостной Совет (сюда относились и Уты). Сельский Совет возник и в Утах. Первыми председателями сельских Советов были С.С. Пивиков (село Удельные Уты), А.М. Леонов (село Мирковы Уты), М.С. Степин (деревня Саврасовка), К.Г. Сухобоков (деревня Павловка).
  В годы первой мировой войны в 1916 году в Уручье и в Уты были направлены на работу 35 военнопленных. После революции был издан указ о том, чтобы отправить военнопленных в свои страны. Интересно сложилась судьба одного из них, поляка Яна Вула.
  Ян Вула оказался в деревне Павловка, Когда появилась возможность уехать в Польшу, то он отказался, решил остаться в России. Здесь пустил глубокие корни, обзавелся семьей, построил дом, приобрел русскую фамилию и имя (Иван Мартынович Гришин). Его золотые руки, ум и трудолюбие были оценены местными жителями. Он был отменным столяром, плотником, слесарем и изобретателем. Добросовестно трудился, многих научил своему ремеслу. Когда началась Великая Отечественная война, принял активное участие в строительстве оборонительных сооружений, помогал партизанам. После освобождения Брянщины участвовал в восстановительных работах. В колхозе ему, как правило, поручали наиболее тонкие столярные работы.
  Умер Иван Мартынович Гришин (Ян Була) в 1974 году. А за год до смерти побывал на родине, откуда 60 лет не было вестей. Не знал он того, что его родственники живы. В свою очередь, они считали Яна давно погибшим, еще в 1916 году, когда получили от него письмо.
  Написал его сын Михаил Иванович Гришин, бывший учитель Утынской средней школы; письмо было отправлено в Польшу, в село Болентин, где когда-то жил его отец, откуда ушел на войну. Адресовал самому младшему - брату Владеку Буле, которому в 1914 году было лишь три года. Через месяц пришел вызов на переговоры. Решили, что местом встречи будет Польша, Болентин. Отправились в поездку трое: отец, сын и невестка Гришиных. Долгожданная встреча состоялась.
  К концу 1918 года в Утах главные работы по распределению земли были почти закончены. Но анализ ситуации показывал, что абсолютного уравнивания всех крестьян в землепользовании не произошло (оно и не могло быть). Как ни странно, многие крестьяне тянулись к участию в коллективной обработке земли. Крестьяне полагали, что поля, раздробленные на сотни полосок, на которых простой бороны завернуть негде, убивают все сельское хозяйство, не дают возможности жить.
  В апреле 1918 года в помещичьей усадьбе был организован совхоз, у работников хозяйства дела пошли неплохо. В немалой степени благополучие состояло в том, что один из бывших владельцев Абель Рудольф Генрихович - весьма компетентный аграрник. Он по образованию был агроном, окончил в Киеве высшее учебное заведение, а потом еще и полный курс по данной специальности в США. По воспоминаниям старожилов, в хозяйстве была высокая культура земледелия. Имелась техника, применялись удобрения. Совхоз "Уты" в 20-е годы был одним из лучших хозяйств нашего края.
  В 1920 году в уезде было 166 школ, где учились 14 тысяч детей. Работа в области образования проводилась большая. Во многих селах и деревнях появляются избы-читальни, ликбезы, школы.
  В 1923 году в Утынском ликбезе занимались более 60 человек. Утынская четырехлетняя школа располагалась в самом лучшем помещении, в трехэтажном барском доме. Преподавали семь учителей: М.М. Шахалевич, А.М. Введенский, Л.И. Сиваева, Е.И. Сиваева, И.Ф. Черкасов, А.И. Казимирова. Большинство детей с интересом учились. В сравнении с 1916 года, в Утах в несколько раз больше обучалось детей.
  В середине 20-х годов на Брянщине было 12 школ крестьянской молодежи. Одна из таких школ открылась в Утах. Заведовал ею Петр Дмитриевич Рылько.
  Некоторый подъем в начале 20-х годов связан с введением НЭПа. Были расширены посевные площади, больше стали строить жилья, хозяйственных построек, увеличилось поголовье скота.


***

  Быт и культура села Уты.
  Почти четыре века живет и развивается село Уты, если брать во внимание первое документальное подтверждение, что 1626 год является началом истории Утов. Из окладных книг церквей Патриаршего Казенного приказа находим, что село было солидным населенным пунктом. И дальнейшая история подтверждает эту мысль, особенно ХVIII век. Именно в этом веке в Утах проживали два генерала, оставившие после себя заметный след.
  В ХVIII веке в Утах действовали две церкви (в селе Мирковы Уты - церковь Покров а Пресвятой Богородицы, а в Удельных Утах - Николая Чудотворца). В "Материалах для истории церквей" находим, что в 1705 году по челобитию Федора Саврасова (он же, вероятно, основал рядом с Мирковыми Утами деревню Саврасовка) было решено в селе Уты (Уты Удельные) "... построить вновь церковь на прежнем месте вместо ветхой церкви Николая Чудотворца и там дан приказ за подписанием казначеем монаха Тихона Макарьевского. А как та церковь построена и к освящению изготовлена будет, и об освящении той церкви и антиминс, и к кому святить ведано впредь бить челом. А та новая церковь ныне построена на прежнем месте и к освящению изготовлена и прошу об освящении новопостроенной церкви послать указ в Трубчевск соборной церкви попу Софронию Ермолаеву".
  А вот о чем говорит другой документ: "1705 года февраля в 7 день запечатана благословенная грамота, ведано в Трубчевском уезде в селе Утах на прежнем месте церковном построить вновь церковь во имя Николая Чудотворца, деревянную".
  Церковь Николая Чудотворца была построена на самом возвышенном месте (район Куливки), причем точно на месте бывшей. И по сей день старожилы говорят о том, что попытка построить церковь на произвольно отведенном месте не получилась. Образ Николая Чудотворца являлся совсем в другом месте, где, в конечном итоге, и была построена церковь. Простояла она до времен Великой Отечественной войны, когда была сожжена фашистами.
  Культурным очагом в XIX веке в Утах было поместье потомков генерала Гулевича. В их доме была большая библиотека. Грамотным предоставлялась возможность брать некоторые книги на дом. Семья Гулевичей была довольно либеральной. Старожилы рассказывали, что члены семьи могли запросто общаться с простым и крестьянами. Последние интересовались различными новостями, которые Гулевичи привозили из столицы.
  Многие утынцы приобретали в усадьбе высокую по тем временам культуру земледелия. Однако грамотных в XIX веке было мало. Примером тому может быть следующее: в список лиц, имеющих право быть избранными в присяжные заседатели, на 1876 год были внесены следующие крестьяне: П.М. Якушев от деревни Лбы был старшиной с 1861 по 1865 год и не имел никакого образования; П.Е. Тарасиков от села Мирковы Уты был сельским старостой и не имел образования; П.Ф. Якушев от деревни Саврасовка был старостой, тоже неграмотный. Этот список, согласно документу, можно продолжать и увидеть, что почти против каждой фамилии стоит обычное для того времени - "неграмотный".
  Село Уты в XIX веке входило в Уручьенскую волость, а всего к ней относилось 27 населенных пунктов. При населении волости более восьми тысяч в 1876 - 1877 годы обучалось всего 27 человек. В Утах лишь в конце XIX века открылось народное училище. Финансировалось оно плохо. Да и в губернии на образование отпускалось лишь 20 копеек из расчета на душу населения. Учебное помещение народного училища в селе Удельные Уты было достаточно добротным. Но не хватало оборудования, книг. Оставлял желать лучшего и состав педагогических работников. Практически все учителя не имели специального образования. Например, в деревне Лбы все предметы вел дьякон Я. Давыдов.
  Быт утынских крестьян конца XIX века мало чем отличался от того, как они жили в начале ХХ века. По воспоминаниям старожилов, у всех крестьян были деревянные избы с соломенными крышами. Утварь в избах была глиняная или деревянная. Освещалась изба лучиной. Одевались скромно, вся одежда была, в основном, собственного изготовления. Питались довольно скромно. День начинался и кончался молитвой. Работали много. Основными сельскохозяйственными культурами для утынских крестьян были рожь, пшеница, гречиха, просо. Убирали урожай вручную, скашивали или жали серпами, связывали в снопы и складывали в копны. Потом перевозили в гумно. Обмолот производился цепами. Наиболее трудоемким делом было выращивание конопли. Но эта культура давала хороший доход.
  Утынскив крестьяне умели не только хорошо работать, но и отдыхать, хотя это случалось очень редко (по праздникам). Интересно отмечался праздник первого снопа. Когда созревали хлеба, то крестьяне служили молебен и потом окропляли поле и жнецов святой водой. Священник, старший по годам, или сам хозяин брали серп и жали первый сноп.
  Неплохо утынцы встречали праздник Спаса, Святой Троицы, Георгия, престольные праздники. Престольными праздниками в Утах являлись Сергиев день и Никола (в селе Удельные Уты была церковь Николая Чудотворца, а в Мирковых Утах - Сергия Радонежского). В их честь и праздники.
  Некоторые элементы праздников сохранились и по сей день. 8 октября жители Удельных Утов (Сергиев день) целыми семьями идут в гости к родственникам из Мирковых Утов, а 19 декабря - наоборот, Никола. Очень тщательно и долго готовились к торжествам. На праздничном столе можно было найти то, что крестьяне целый год и в глаза не видели. Кроме пиршества, много пели и танцевали, шутили, рассказывали разные истории и т.д. Так продолжалось два дня.
  После революции вопросам культуры, образования уделялось большое внимание. Новая власть оказывала помощь в создании школ, ликбезов, изб-читален. Вот один из примеров, когда речь идет об оказании помощи школам, а денежных средств не хватает: "Заслушав доклад товарища Рыкалова о проведении в течение 3 недель помощи школам и детям, съезд находит необходимым предоставить смету на 14 школ. Утвердить в размере 3361 пудов хлеба ...". Эта выдержка из заседания волисполкома от 20 марта 1923 года. В начале 20-х годов в Утах была школа, ликбез, изба-читальня. В ликбезе занималось более 60 человек. Здание старой школы не вмещало большое количество учащихся, и власти передали школе трехэтажный дом (дом генерала Гулевича). Появились и новые учителя. Среди них А.И. и Е.П. Саваевы, Н.Ф. Черкасов, А.И. Казимирова, А.М. Введенский и другие. Они внесли большой вклад в дело образования утынской молодежи. Но особенно помнят утынцы П.Д. Рылько.
  Утынская ШКМ стала не только учреждением образования, но и заметным культурным центром в округе. Бывшие воспитанники Рылько, утынские мальчишки, стали впоследствии большими людьми. Среди них Бузланов Егор, Ахремцев Филипп, Мороко Василий, Печкуров Василий и другие.