Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы , два придела: правый – во имя Преподобного Сергия Радонежского, левый, устроенный в 1859 году, – во имя Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского.
Год постройки: 1766 год
Адрес: Выгоничский район, село Удельные Уты.
В конце 18 века дворянин Петр Салов строит струги для похода царя Петра на Азов, и тут же возводится деревянный храм, освященный в 1700 году как церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Только в 1766 году богатый помещик Подлинев строит каменный храм в стиле барокко, с характерной неправильностью форм, красотой и пышностью отделки снаружи и внутри. "В нем два придельных алтаря: по правую сторону в честь Пресвятого Сергия (Радонежского), по левую в честь Святителя Николая Чудотворца (Архиепископа Мирликийского) устроены в 1859 году", - читаем в архивных документах. Церковь Сергия Радонежского, как ее сейчас называют, восстановлена в первоначальном виде. Характерная черта русского церковного зодчества - связь с природой. В Утах церковь построена на самом видном месте, красуется на берегу озера. Купол храма отражается в нем. Приходская община возрождена в 1994 году, а через четыре года в храме возобновились Богослужения и начались восстановительные работы.
***
Расположена к юго-западу от усадьбы, на краю села; поставлена на возвышенности над небольшой речкой. Возведена в середине 18 века помещиком П. Саловым из кирпича (вместо прежней деревянной) и оштукатурена; в середине 19 века выполнены деревянные карнизы храма и новый верх колокольни. Интереснейший образец усадебного ярусного храма типа восьмерик на четверике, выполненный в стиле барокко, с явным влиянием московской архитектуры и отдельными более поздними классицистическими деталями. Объемно-композиционное решение здания в целом типично барочное. Невысокий двусветный четверик с пятигранной суженной апсидой и сравнительно короткой трапезной несет широкий восьмигранник с куполом, завершенный малым световым восьмериком с новой миниатюрной главкой типа вазы. Несколько необычны боковые фасады храма с несимметричным расположением проемов. В первом свете в центре фасадов четверика расположены входные проемы и по одному окну к востоку от них, во втором свете - также по одному окну, сдвинутому с оси входов; к востоку смещены также окна трапезной. Оригинальны полуглавия с окнами второго света в духе московского зодчества первой трети 18 века, завершающие боковые стороны четверика. С запада над трапезной возвышается трехъярусная колокольня, первоначально по древней традиции увенчанная шатром со слухами. Его конструкция частично сохранилась внутри деревянной надстройки с яйцевидным куполом, завершенным шпилем. Нижний четверик колокольни служит главным входом в храм, второй ярус глухой, а в третьем, с широкими арочными проемами, висели колокола. Фасадный декор здания образуют пилястры на углах объемов (у основного четверика с рустовкой, а у восьмерика с выпущенными углами), обрамления окон со штукатурными треугольными и полукруглыми фронтонами и боковые порталы с лучковыми завершениями. Лента поребрика, проходящая под карнизом аспиды, трапезной и основного восьмерика, захватывающая также их пилястры, явно восходит к древнерусской архитектуре 17 века. Деревянный классицистический карниз восьмерика с сухариками и модульонами отличается тонкостью профилировки. В ряде окон сохранились старые решетки кубоватого рисунка. В интерьере центральное помещение с восьмериком на оригинальных тромпах с парусами перекрыто восьмилотковым сводом со световым отверстием в центре. Тремя проемами оно соединено с алтарем, имеющим коробовый свод с лотками над гранями, и одним - с трапезной, перекрытой лотковым сводом. Внутристенная лестница в юго-западном углу трапезной с наружным входом ведет на колокольню. Сохранились остатки барочного иконостаса второй половины 18 века.
"Свод памятников архитектуры и искусства России. Брянская область", 1998 год.