ВЫГОНИЧСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Седая Брянская старина, Я.Д. Соколов, 2000 год


  Выгоничи.
  Если заглянуть в глубь веков, то на юго-восточной окраине нынешнего поселка Выгоничи находилось древнее селище. Обнаружил его и исследовал в 1956 году И.И. Ляпушкин. Старинное поселение было расположено на склоне первой надпойменной террасы левого берега речушки Шанка, правого притока Десны. В раскопе оказались четыре полуземлянки и много хозяйственных ям, колоколовидных и цилиндрических диаметров от полутора до двух метров. Их глубина чуть больше полуметра. Жилища прямоугольные. В углах остатки печей, сложенных из кусков железной руды. У стен - ямы от столбов. В жилищах найдены обломки роменской керамической посуды, железный нож, стеклянные бусы, обломки серебряной подвески - кольцо, два полных полушария и конус. В культурном слое за пределами жилищ обнаружены обломки лепной керамической посуды эпохи поздней бронзы, почепской культуры, древнерусской гончарной. Найдено пряслице.
  Какое название носило древнее поселение сказать, трудно. Железнодорожная же станция первоначально получила название Кресты, по имени близлежащего села. Вскоре ей дали новое имя - Выгоничи, тоже по названию старого села, расположенного неподалеку. Рядом с селом прилегал тракт, идущий из Брянска на Почеп, Трубчевск и далее. На нем располагались постоялые дворы. Существовала и выгонская дубрава.
  В июне 1862 года поэт и драматург граф А.К. Толстой, проживавший в то время в Красном Роге, в письме к поэту А.А. Фету просил ускорить его приезд к нему. В конце письма автор указывает и маршрут поездки А.А. Фета со своеобразными комментариями.
  "1. Брянск.
  2. Выгоничские дворы (где будут ожидать вас лошади).
  3. Красный Рог (где будем ожидать вас с распростертыми "объятиями")".
  Село Выгоничи, деревня Выгоничи и Выгоничские дворы находились рядом. "... 34 десятины пашни, 2 десятины выгону. Избами, огородами, гуменниками и конопляниками было занято 5 десятин 500 саженей. Под крутостию гор и оврагов - 4 десятины 500 саженей, под полуречкою - 150 саженей, а всего удобной и неудобной земли - 107 десятин" - таково описание в геометрическом плане 1789 года деревни Выгоничи. Село Выгоничи, конечно, было значительно больше. В нем одно время было три церкви, действовали два свеклосахарных и винокуренный заводы.
  В вышедшем в 1892 году "Энциклопедическом словаре" Брокгауза и Ефрона о селе Выгоничи сообщается, что оно находится около станции того же имени Брянско-Гомельской железной дороги, при ручье Шапке. Местность интересна в геологическом отношении: "здесь полный разрез всех пластов меловой системы".
  Слово выгон - пастбище, выпуск, толока, место паствы скота. Это сборное место для стада, откуда его гонят на дальнее пастбище по прогону. Выгонное хозяйство, при котором земли идут попеременно под пашню, а затем под пастбище, на несколько лет сряду.
  По-видимому, с этим словом связано название поселений. Есть у брянских Выгоничей и "однофамильцы". Выгон - так назывался поселок, расположенный в Жиздринском уезде. В Белоруссии есть населенный пункт Выгонище.
  Однако существует и другое предание. Оно гласит, что в начале XVII века польский отряд во главе с Лисовским, совершая набеги, разорял старинные поселения и изгонял жителей с насиженных мест. Вот тогда "выгнанные" люди перешли в эти места.
  Все казалось более понятно и ясно. Но вкралось и сомнение. Почему? Дело в том, что вмешивается фамилия Выгон. Такую фамилию на брянской земле носят десять человек.
  Как-то позвонил некоторым из них, спросил:
  - Не могут ли сказать, откуда у них такая фамилия? Может имеет отношение к Выгоничам?
  - Нет, - ответил один из них. Отец наш из Ленинграда. Откуда такая фамилия, не знаем. Другие тоже ничего существенного о родословной не сообщили.
  В архиве Санкт-Петербурга хранится журнал технико-инспекторского комитета железных дорог с совещанием в Санкт-Петербурге 8 мая 1874 года. В нем записано: "... Линия Бресто-Брянская должна отделяться у станции Брянск от Орловско-Витебской железной дороги и быть направленною сначала параллельно сей последней на юг, и, пройдя 5 верст, круто поворачивать направо и направляться вниз по течению р. Десны, по левому ее берегу, потом после второго поворота - направо пересекать р. Десну и направляться на противоположный крутой берег между деревнями Мякишево и Сосновка и далее на хребет деревни Сосновое болото. В случае, если подъем по вышеназванному направлению окончится слишком крут, то необходимо будет произвести вариант, начав его поворотом вправо от 23 верст, причем, перейдя реку Десну, направить линию вдоль по оврагу между деревнями Выгоничи и Николаевка, за которой сделать крутой поворот до соединения с предыдущей линией на 45 верст сей последней. Дальше линия направляется на местечко Почеп, за которой снова входит на водораздел и по нему следует до местечка Клинцы, откуда направляется на Гомель".
  С завершением строительства одной из линий Полесских казенных железных дорог, появилась станция Кресты, а затем ее назвали по близлежащему селу - Выгоничи. Долгое время она была небольшой. В 1917 году здесь кроме служебных помещений числилось шесть дворов. Вблизи поселка на Десне существовала и маленькая пристань.
  Одно время Выгоничи территориально входили в Красносельскую волость Трубчевского уезда Орловской губернии, а затем в Кокинскую волость.
  По переписи 1926 года на железнодорожной станции Выгоничи Бежицкого уезда числилось двенадцать хозяйств и проживало 67 человек.
  В 1929 году с введением районирования Выгоничи становятся районным центром. Поселок начал развиваться. Появилось предприятие по первичной обработке табака, машинотракторная станция, кооперативные магазины, средняя школа.
  В первые годы Великой Отечественной войны в поселке создаются группы самозащиты, которые стали потом ядром партизанского отряда. В марте 1942 года отряд получил имя Щорса и вышел в объединенный отряд Выгоничского района.
  Выгоничские партизаны во взаимодействии с другими партизанскими отрядами не раз проводили дерзкие операции против немецко-фашистских оккупантов. В мае 1942 года партизаны разрушили железнодорожное полотно и связь между станциями Красный Рог и Выгоничи. В этой операции участвовало 920 человек.
  В ноябре 1942 года командир партизанских отрядов Выгоничского района Тарасов и начальник штаба Власов в боевом донесении командованию объединенных партизанских отрядов сообщали: "В ночь на 04.11.1942 года группой подрывников партизанского отряда имени Баумана под командованием товарища Ивакина в составе товарищей Елисеева П.М., Малахова П.И., Курбаева Н., Федоркова П.А., Глебкина Я. в районе Выгоничи-Брянск на 29 километре пущен под откос воинский эшелон с живой силой противника, шедший по маршруту Гомель-Брянск ..."