На территории поселка Выгоничи существовало несколько старинных селений. Самым большим из них было село Козловка. Оно было предшественником современного районного центра и в административном плане, так как более двухсот лет являлось центром Козловской волости.
Первое описание села Козловки было сделано в 1626 году во время переписи Брянского уезда князем звенигородским. Село было вотчиной Вознесенского девичьего монастыря, "что на Москве в Кремле городе". Монастырь был основан в 1389 году после смерти князя Дмитрия Ивановича Донского его вдовой княгиней Евдокией, которая постриглась здесь в монашество, получив имя Ефросиньи. После смерти она была погребена в соборе Вознесенского монастыря, а позже причислена к лику святых. Великие московские князья и цари после смерти своих супруг и дочерей погребали их рядом с Ефросиньей. В числе многочисленных вотчин, пожалованных монастырю, была и Козловская вотчина в Брянском уезде. Неизвестно, какой именно царь пожаловал монастырю эти брянские владения, но произойти это могло только после присоединения Брянского края к Русскому государству в 1503 году.
В селе была церковь Николы Чудотворца - деревянная, клецкая, т.е. построенная, как крестьянские избы, клетью. В храме были ризы, книги, колокола, принадлежавшие монастырю. Церковь пережила бедствия Смутного времени. Ее не разграбили, не сожгли. На церковном дворе стоял двор попа Михайлы Федорова, сына и дьякона Никиты Ефимова. В то же время вместо дворов пономаря и проскурницы остались пустые места. В лучшие времена на церковном дворе стояли три избы-кельи, в которых жили нищие, питавшиеся из церковных достатков. Теперь же вместо них были пустые места. Церковь владела 20 четвертями земли в трех полях (более 30 га), а также сенными покосами на 30 копен по берегам речки Пешковки и по дубраве. В селе вдоль берега речки стояли 6 крестьянских дворов и 5 бобыльских. Большая часть села опустела во время Смуты: вместо 15 крестьянских дворов были пустые места. Крестьяне распахивали 117 четвертей (175 га) пашни средней земли. 60 четвертей (90 га) были заброшены и успели зарасти лесом. На покосах по речке Пешковке и по дубраве накашивалось 350 копен сена. Жители Козловки пользовались бортным ухожьем в лесу за рекою Десною. Ухожей метился специальным знаком -----. Также к их угодьям относились озерки за Десной: 3убрее, Перекоп, Подсытичи, Лебожа, Нечерога, Уховицкое, Праща, Милотин, Останково, Ульское, Ловчее, Стамково, Редовое, Коробальня Большое, Малое и другие. Рядом с Козловкой была деревня Кожановка, в которой остались 4 двора крестьянских и 3 бобыльских. Выше по речке Пешковке располагалась деревня Ореховичи, в которой в 6 дворах жили крестьяне, а в 3 - бобыли. Недалеко от Козловки по речке Брачевке находилась деревня Брачевка (называлась и Барачевка), в которой было 12 дворов крестьян и 8 дворов бобылей. Два крестьянских двора стояли пустыми, так как их обитатели недавно сбежали «без вести». Местные жители обрабатывали 175 четвертей пашни и косили 375 копен сена. К монастырской вотчине относилась также деревня Бородино, расположенная по обе стороны речки Брачевки, деревня Чертовичи - по берегам речки Пешковки. Одним из жителей Чертович был крестьянин Федька Меркушин. Его многочисленные потомки сохранили фамилию Меркушиных и в Выгоничском районе это, пожалуй, самая старинная крестьянская фамилия, которой исполнилось 400 лет. Это очень редкий случай такой древней крестьянской фамилии. В Козловскую вотчину входили также деревня Красная по речке Роге и село Городец по речке Городеченке. Всего же в вотчине Вознесенского монастыря были 2 села, 6 деревень, в которых стояли 3 двора поповых, 2 двора монастырских служек, управлявших местным населением, 79 дворов крестьянских, в которых жили 90 взрослых мужчин, и 40 дворов бобылей, в которых на двор приходилось по мужчине. Благодаря этим данным можно приблизительно подсчитать население Выгоничской земли в те времена. Если учитывать, что женщин после войн всегда было больше, чем мужчин, то общее взрослое население составляло около 300 человек, столько же было детей, таким образом, общее население Козловской вотчины составляло около 600-700 человек. Все другие селения на территории современного Выгоничского района или совершенно опустели, а там, где еще остались крестьянские дворы: в Кокино, Полужье, Лопуши, Выгоничах, их было еще меньше, так что общая численность населения в те времена вряд ли могла превышать 1000 человек.
На случай войны в Брянске было монастырское место размером 20 на 16 метров.
В документе 1652 года в Козловке упомянута церковь Покрова Богородицы да Николы Чудотворца, при которой были два двора попов, два двора дьячков. В приходе церкви, куда входили Кожановка, Ореховичи, Чертовичи, Борачевка, Бородино и Красное насчитывался 191 двор крестьян и 8 дворов бобылей. В 1706 году была построена новая церковь. Старая стала называться Покровской, а новая - во имя Николая Чудотворца.
Иногда и до козловской округи докатывались события русской истории. В 1689 году в деревню Борачевку явился голова брянских стрельцов Федор Саврасов. Предъявив приказ из Москвы, он заковал приехавшего сюда погостить подьячего Приказа Большой казны Ивана Сергеева. Сергеев был уроженцем Брянска и родственником знаменитого фаворита царевны Софьи Федора Леонтьевича Шакловитого, которого обвинили в заговоре против царя Петра. Шакловитому отрубили голову, а Сергеев отделался битьем батогами и конфискацией московского двора. Брянское его имущество, в том числе мельница на речке Снежети, были ему возвращены под поруку земляков.
К началу XVIII века население Козловки значительно увеличилось. По переписи 1718-1722 годов здесь насчитывался 191 человек. Переписывали только мужчин, начиная с младенцев и заканчивая дряхлыми старцами. С каждой души полагалась подать на содержание армии в 75 копеек серебром. С женщинами население Козловки составляло около 400 человек. По переписи 1747 года в Козловке было уже 250 мужчин, в Кожановке - 54.
Козловские крестьяне старались подработать на стороне. Так, крестьянский сын Изот Иванов в 1722 году получил от приказного человека Вознесенского монастыря Михайлы Персидского отпускное письмо, с которым устроился на работу в Трубчевск к посадскому человеку Никону Губкину, занимавшемуся скупкой и продажей хлеба. За работу Губкин должен был платить ему по три рубля в год.
В 1763 году Екатерина II отобрала у монастырей все их владения, а крестьяне были подчинены особой коллегии экономии, а по сути дела выплачивали подати в государственную казну. Государственные крестьяне жили позажиточнее помещичьих. Местное начальство состояло из старосты, назначавшегося из числа уважаемых крестьян, и писаря. К 1858 году население Козловки состояло из 180 душ мужского пола и 171 - женского. Они жили в 54 дворах. В 35 дворах было по 2-3 лошади и по одной корове. Все село выплачивало в год 1390 рублей государственных податей и 239 рублей земских. Всего же на одну душу мужского пола приходилось 7 рублей различных выплат. К этому времени почти всех козловских крестьян стали записывать по фамилии. В пяти дворах жили Сальниковы, Кузины, Крохины, в 4 - Гуторовы. Другими коренными козловскими фамилиями были Добровы, Зарубины, Горбатиковы, Пугачевы, Мазневы, Долгинцевы, Доманичевы, Щелоковы, Гладковы, Маркины, Комаровы, Кривоносовы.
В Кожановке в 1858 году было 20 дворов, в которых проживало 88 душ мужского пола. Здесь были распространены фамилии Молчановых, Куприковых, Сениных, Чикалиных, Лопиных, Сапоновых, Шевердиных, Нагибиных, Немцевых и Сленченых. В слободе Рынок, основанной в начале XVIII века, было 12 дворов, в которых жили Шавонины, Анишины, Коноводовы, Заварзины, Пановы и Кулаковы. 37 дворов было в деревне Ореховичи. Самой распространенной фамилией здесь были Щелоковы (13 дворов). После них шли Рыковы, Барабановы, Бояриновы, Матросовы, Рашутины, Келаревы, Ходаковы. Потомки всех этих старинных фамилий и поныне проживают в поселке Выгоничи.
В 1868 году козловцы получили 1013 десятин надельной земли, расположенных в пяти разных участках, самый дальний из которых был в 8 верстах от села. Пятая часть всей поверхности была заполнена буграми и глубокими оврагами. Землю разделили на 180 наделов при общем числе душ 198, но 18 человек отказались от наделов, так как не занимались землепашеством. Позже они спохватились и потребовали свои наделы назад, но было уже поздно. Многие хозяева унаваживали полевую землю, поэтому ее не делили, как в соседних деревнях. Сенокосы делились на "осьмаки" по 20 душ в каждом. В селе была мельница, которая сдавалась в аренду купцу Дубровину за 100 рублей в год. Козловка и Кожановка были расположены в основном по правой стороне оврага, по которому протекала речка Пешковка. По левой стороне прямо напротив была слобода Рынок. Ее жителям не повезло, так как пашня была занята оврагами, которые каждый год разливались водой. Деньги получали в основном продажей пеньки, но ту негде было мочить, приходилось платить козловцам за мочку пеньки по 10 копеек со 100 пудов. Многие крестьяне ходили на заработки в степь, а в конце XIX века подряжались на земледельческие работы в соседние помещичьи хозяйства.
Главным украшением села была церковь. Храм был построен в 1760 году на средства прихожан. До 1867 года он был двухэтажным с престолом Покрова Богородицы и с престолом Николая Чудотворца. 18 августа 1865 года в 11 часов ночи в церковь ударила шаровая молния, которая повредила барабан купола, выжгла ряд икон, вышла из здания и сожгла соседний крестьянский дом. Вследствие этих повреждений в 1867 году церковь была перестроена в одноэтажную с тремя престолами друг возле друга: Покрова Богородицы, св. Николая и Флора и Лавра. Главной святыней была чудотворная икона св. Николая. Икона была украшена серебряной ризой с надписью: "По обещанию за взятие города Очакова при защите и штурме 1788 года". Эту ризу, а также позолоченный серебряный потир и ковчежец для святых даров, и Евангелие с верхней позолоченной серебряной доской были по преданию подарены церкви иеромонахом Мефодием, духовником Московского Кремлевского Вознесенского монастыря. Он был сыном священника села Козловки и до принятия монашества был офицером, участником осады Потемкиным турецкой крепости Очаков.
По описанию 1908 года церковь Покрова в селе Козловке была построена на кирпичном фундаменте, внутри и снаружи окрашена масляной краской. Крыша покрыта железом и окрашена в зеленый цвет. Церковь была пятиглавой - вокруг большой главы на куполе было 4 маленьких главки. Размеры церкви составляли 32 на 24 метра. Над западным входом возвышалась четырехярусная колокольня в 18 метров высотой. Стены были прорезаны 18 большими и 3 маленькими окнами. Главный иконостас ценой в 1800 рублей был размером 12 на 19 аршин, по его сторонам стояли два маленьких - 9 на 6 аршин. Здание не отапливалось. Общая стоимость церкви была оценена в 15000 рублей.
Поскольку в Козловский приход входило восемь деревень, то прихожан было очень много. В 1916 году в приходе состояло 5304 души обоего пола. Церковные старосты избирались из крестьян. В 1908 году им был Иван Малахов, а в 1914 году - Алексей Нагибин.
Еще в 1843 году при церкви было открыто приходское училище. Наставником был козловский священник Алексей Кедров. В школу пришло 78 учеников, однако закончили ее только единицы. В 1886 году была открыта церковно-приходская школа. В 1886 году в Козловке было всего 9 грамотных человек, в Кожановке - 17, в слободе Рынок - 14.
Самым известным из местных уроженцев был крестьянский сын Степан Михайлович Гуторов. Он родился в Козловке 2 августа 1881 года, получил высшее образование. В 1920-30-е годы работал научным сотрудником института по изучению мозга имени Бехтерева. Занимался научными разработками в области дефектологии и олигофрении.
После 1917 года все старые селения, существовавшие на территории поселка Выгоничи: Козловка, Кожановка, Рынок, Ореховичи, Кресты, станция Выгоничи постепенно сливаются в один большой поселок, так что с полным основанием можно утверждать, что предшественником современного районного центра Выгоничи является не железнодорожная станция, давшая ему свое имя, а древний центр местной округи село Козловка. Первое, пока что нам известное упоминание о Козловке, относящееся к 1626 году, пока не будет найдено более раннего, можно считать датой возникновения современного районного центра, являющегося историческим наследником Козловки. Поскольку более двухсот лет Козловка с ее округой были под властью Московского Вознесенского монастыря, обители святой Ефросиньи, то жители Выгонич должны помнить имя своей небесной покровительницы, супруги победителя татар на Куликовом поле великой княгини московской Евдокии - святой Ефросиньи.
Выгоничская земля от истоков к будущему, Т.И. Локтина, 2007 год