УНЕЧСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Школа грамоты


  Чем отличается церковно-приходская школа от земской.
  Что такое церковная школа? По своему существу (а не по внешним признакам) церковно-приходская школа есть не что иное, как часть того целого, которое называется "попочение церкви о спасении людей", или "церковное водительство людей ко спасению". Школа подготовляет детей к сознательному участию в церковной жизни, стало быть основным элементом церковной школы является церковность, то есть воспитание детей в духе православной церкви. Это главное, а не программа, не учебники, или преподаватели. А в чем заключается церковность? Заключается она во всем том, что приводить и мысли, и чувства, и желания детей к одному идеалу жития православно-христианского, заключается оно в развитии тех добрых навыков благочестивой жизни, которые присущи каждой православной семье и, под воздействием школы, переходят в сознательное участие в церковной жизни.
  Чрезвычайно рельефно выразил это различие профессор Ф.И. Леонович в своем исследовании: "школьный вопрос в древней России" и объяснил, почему церковность составляет существенную черту именно церковно-приходских школ, тогда как в земских школах эта черта является случайною.
  "Школа в древней Руси, говорит он, была, конечно, строго церковною и стремилась к той же цели, как и нынешняя церковно-приходская". Не сочувствуя этой цели и подводя итоги своему исследованию, профессор Леонович говорит: "школа образовала в русском не человека вообще, — задача нашей школы определяется лишь со времени Екатерины II, а специально — "православного". Современная церковно-приходская школа стремится образовать специально "православного", и в этом ее различие от школ иных типов и наименований".
  Не надо забывать, что известный "дух" в школу вносить ее хозяин. В церковно-приходской школе хозяином является приходской пастырь, не потому что школа эта "духовного ведомства", а совершенно естественно потому, что он - пастырь, а церковная школа есть один из способов пастырского попечения о спасении вверенных ему душ. Понятно, что в свою школу он вносит дух церковности и не может не вносить его. Иное дело — школа земская; там хозяином является кто угодно, только не приходской пастырь, которому отведена скромная роль законоучителя. Хозяином земской школы может быть и иноверец, и человек ни во что не верующий. Правда, он не может повлиять на ход преподавания, так как программа исполняется неизменно при всяком хозяине, но... разве мы говорим о преподавании, а не о воспитании, разве формальная программа обусловливает собой или ограничивает тот дух, который вносит в школу ее руководитель? Земская школа 60-70 годов стала притчей во языцех, а между тем на много ли изменилась ее программа теперь? Закон Божий везде и тогда преподавался в ней. Если в настоящее время указывают на некоторые земские школы, что и они проникнуты церковным духом и воспитывают уже не "всечеловека", а православного, то ведь это счастливое исключение. Сегодня воспитывают православного, а завтра при изменившихся условиях будут воспитывать опять "всечеловека".
  На таких частных примерах нельзя строить общего заключения. Надо говорить о принципе: хозяин школы будет всегда вносить в нее тот дух, коим сам живет; поэтому церковно-приходская школа всегда будет церковную, а всякая иная школа только в исключительных случаях может возвыситься до церковной.
  Русское Обозрение, 1985 год.


***

  Отчет Черниговского Епархиального Училищного Совета о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Черниговской епархии за 1895/96 учебный год.
  Черниговская епархия, состоящая из 15 уездов, занимает площадь в 46047 квадратных верст. Православного населения на всем пространстве Черниговской епархии в отчетном году состояло, по сведениям, доставленным Епархиальному Училищному Совету Уездными Отделениями его, 2051103 человека обоего пола (больше против 1894/95 учебного года на 19105 человек) из коих – мужеского пола 1019983 и женского пола 1031120 душ.
  По уездам, входящим в состав епархии, означенное пространство и количество православного населения распределяется таким образом: … Мглинский уезд – пространство в квадратных верстах – 3320; количество православного населения – мужского пола 67702, женского пола 68277, всего 135979; Новозыбковский уезд – пространство в квадратных верстах – 3356; количество православного населения – мужского пола 67486, женского пола 69212, всего 136698; Стародубский уезд – пространство в квадратных верстах – 2892; количество православного населения – мужского пола 63080, женского пола 64973, всего 127523; Суражский уезд – пространство в квадратных верстах – 3639; количество православного населения – мужского пола 81691, женского пола 82943, всего 164634.
  Детей православного исповедания, имеющих школьный возраст (от 7 до 14 лет), по сведениям Уездных Отделений Совета, насчитывается в епархии 307088 человек обоего пола (больше против предыдущего отчетного года на 4722 человека), из которых 153075 мальчиков и 154013 девочек.
  По уездам, входящим в состав епархии, означенное число детей распределяется таким образом: … Мглинский уезд – мальчиков 8473, девочек 8572, всего 17052; Новозыбковский уезд – мальчиков 12789, девочек 13049, всего 25288; Стародубский уезд – мальчиков 9828, девочек 9288, всего 19116; Суражский уезд – мальчиков 14894, девочек 14824, всего 29718.
  К началу отчетного года в епархии числилось 114 церковно-приходских школ, 453 школы грамоты и 621 начальное училище других ведомств. В отчетном году, по донесениям Уездных Отделений Совета, было 155 церковно-приходских школ, в том числе 2 двухклассных, 510 школ грамоты, всего 665 церковных школ и 627 начальных училищ других ведомств, преимущественно же земских. Следовательно сравнительно с предшествующим годом число церковных школ вообще за отчетный год увеличилось на 98. В частности же, число церковно-приходских школ увеличилось на 41. Хотя в одной из вошедших в вышепоказанное число одноклассных школ (село Выползова Остерского уезда) не было занятий за неимением помещения, постройка которого, впрочем, производится; причем одна школа (села Внукович Новозыбковского уезда) временно закрылась по ветхости школьного здания, впрочем, школа эта в общее число наличных школ не вошла. Число школ грамоты за отчетный год увеличилось на 57.
  По уездам вышеозначенное число наличных школ распределяется следующим образом: … Мглинский уезд – церковно-приходских 3, школ грамоты 44, число школ других ведомств 31, всего 78; Новозыбковский уезд – церковно-приходских 13, школ грамоты 32, число школ других ведомств 39, всего 84; Стародубский уезд – церковно-приходских 11, школ грамоты 44, число школ других ведомств 50, всего 105; Суражский уезд – церковно-приходских 14, школ грамоты 54, число школ других ведомств 24, всего 92.
  Учащихся в церковных школах Черниговской епархии было в отчетном году православных детей обоего пола 19958 человек (более прошлого 1893/94 учебного года на 3553 человека), в том числе 17046 мальчиков и 2912 девочек. Из них обучалось: а) в церковно-приходских школах 5229 мальчиков и 1117 девочек, всего 6346 человек обоего пола (более предыдущего года на 1843 человека); б) в школах грамоты 11817 мальчиков и 1795 девочек, всего 13612 человек обоего пола (более предыдущего 1893/94 года на 1716 человек). В начальных народных школах других ведомств, по добытым Уездными Отделениями Совета сведениям, обучалось православных детей обоего пола 51092 (более 1894/93 года на 4321 человек), в том числе мальчиков 43940 и девочек 7152.
  Какое количество детей остается вне народной и церковной школы, без учения, - с точностью определить довольно трудно, так как в числе детей школьного возраста много числится таких, которые ранее отчетного года посещали ту или другую школу (народную или церковную) и вышли из нее грамотными. Вследствие этого, правильнее было бы разделить детей школьного возраста на грамотных и неграмотных. Общее же число детей, не посещавших в отчетном году школ, по показаниям Отделений, простирается до 228060 обоего пола (менее 1892/93 года на 6701) из коих 88941 мальчик и 139113 девочек.
  По уездам епархии означенное число детей распределяется следующим образом: … Мглинский уезд – мальчиков 4369, девочек 8134, всего 12503; Новозыбковский уезд – мальчиков 8933, девочек 12371, всего 21304; Стародубский уезд – мальчиков 6197, девочек 8764, всего 14961; Суражский уезд – мальчиков 10000, девочек 14000, всего 24000.
  Заслуживающими особенного внимания за ревность и усердие к своему делу оказались по представлению Уездных Отделений Совета, следующие лица из числа учащих в церковно-приходских школах: … 4) Мглинского уезда – учительница Мглинской Соборной школы А. Крещановская; 5) Стародубского уезда – учитель Алейняковской школы М. Кореняко; 6) Суражского уезда – учители Стодольской школы Барышников и Дорогунцов, учители Суражской школы Г. Хреновский, учитель Козаричской школы Н. Кошнарев, учитель Перетинской школы М. Евсеенко, учитель Кожановской школы С. Голик и учители Яловской школы П. Нехаевский и С. Пинька.
  Новых школьных домов в отчетном году построено 18, в том числе: в деревне Леоновке Мглинского уезда на средства общественные; при Вознесенской церкви города Стародуба на церковные средства; в деревне Перетине, в селе Яловке и в селе Неглюбке Суражского уезда, на средства обществ, при пособии от Епархиального Училищного Совета. Кроме того 2 школьных здания заново перестроены (деревня Погореловка Кролевецкого уезда и деревня Гнилуша Суражского уезда), на одно из коих помещик Иваненко пожертвовал 75 рублей.
  Постоянные средства содержания в виде запасного или основного капитала имеют только шесть школ, в том числе Туросненская Новозыбковского уезда — 1000 рублей, завещанных помещицей госпожою Борозною. Многие интеллигентные лица охотно принимают на себя обязанности попечителей церковных школ и стараются быть полезными им в этом звании. Некоторые же из них приносят на эти школы денежные пожертвования. Так, например, купец А. И. Шведов пожертвовал в отчетном году 700 рублей на нужды Злынской церковно-приходской школы, 500 на нужды Семеновской школы и деревянный сруб стоимостью около 300 рублей для устройства школы в посаде Шеломах, купец Д.В. Барышников по прежнему отпустил 400 рублей на содержание Стодольской школы Суражского уезда, Г. Бурылко пожертвовал 25 рублей на Мглинскую Соборную школу, дворянин Г.Я. Дунин-Борковский пожертвовал 50 рублей на школу села Вормина Мглинского уезда, помещик Дашкевич пожертвовал 70 рублей на школу села Остроглядова Стародубского уезда, помещица Нехаевская пожертвовала 40 рублей на школу села Яловки Суражского уезда.
  В учебно-воспитательном отношении обращают на себя внимание следующие школы: … Соборная города Мглина и Вышковская Новозыбковского уезда; юбилейная города Стародуба, Алейниковская и Остроглядовская Стародубского уезда; Перетинская, Суражская, Овчинская, Козаричская, Кожановская, Яловская и Стодольская Суражского уезда. Библиотеки при церковно-приходских школах по большой части состоят только из учебных книг; библиотек же с книгами, предназначенными для внеклассного чтения, пока еще мало, по недостатку средств, которыми располагают школы. Более или менее значительные библиотеки имелись при следующих школах: … Графовской, Суражской, Козаричской, Перетинской и Стодольской Суражского уезда; Кистерской, Мериновской и Алейниковой Стародубского уезда.
  Особенно усердною деятельностью на пользу школ грамоты заявили себя в отчетном году, по отзывам Отделений Совета, следующие приходские священники: … по Мглинскому уезду – священник села Васькович Н. Андреевский, священнинк села Симонтовки В. Коренев, священник села Рубчич В. Киселевич, священник села Луговца И. Солунский, священник села Белькова Н. Германов, священник села Шаулина Д. Феодоровский, священник села Лапина X. Кутепов, священник села Шуморова С. Илленко, священник села Молодькова А. Коровкевич. Почти все учителя, не смотря на слабую подготовку многих из них, трудились с усердием и успехом, а некоторые из них могут быть отмечены даже с похвалой. В Мглинском уезде, по отзыву Отделения, лучшими учителями были села Васькович псаломщик Г. Андреевский, деревни Кокотов В. Соханская, деревни Косаров А. Бирюлин, села Велюхан И. Щелковский, села Симонтовки С. Швеев, села Высокого А. Шамотко, села Шуморова Н. Славский, села Лапина X. Сапаненко, села Шаулина И. Швеев, село Печни И. Клещов, села Белькова П. Филипченко, села Рубчи В. Маслев, села Сокольей Слободы Д. Киселевич, села Буды А. Титов, села Дивовки Н. Костюков, села Калачева Ф. Исаенко, села Чопова М. Трощановский и села Молодькова А. Будько. Из учащих в школах грамоты Суражского уезда похвалы заслуживают учителя школ: 1-й Клинцовской Подласов, 2-й Клинцовской псаломщик Калиновский, Больше-Ловчанской Г. Брашнин, Любовешской Л. Беляй, Полужско-Руднянской К. Соломенный, Батуровской С. Липик, Антоновской Толстенок и Медведевской И. Дикий. Кроме прямых своих обязанностей по обучению детей грамоте, учитель Косаровской школы грамоты Мглинского уезда Бирюлин обучал мальчиков плетению из лозы корзин и стульев, а из соломы шляп.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 9, 1897 года.


***

  В примечании к § 2 вопросных листков, высланных при указе Св. Синода, от 14 сентября 1885 года за № 9, сказано: школами грамотности именовать домашние крестьянские школы, в коих лица обоего пола, под наблюдением священника, обучают чтению и письму, то школы, в коих преподается закон Божий, чтение церковной и гражданской печати, письмо и начальные арифметические сведения, должны именоваться церковно-приходскими школами, хотя в них священник совмещал в одном лице должности и законоучителя и учителя, и хотя бы в таких школах обучением занимались лица и не имеющие свидетельств на право учителя народных школ, но состоящие под наблюдением священника-законоучителя, его же и учителя.


***

  Ведомость о церковно-приходских школах Черниговской епархии за 1896 год.
  Село Рюхов. Школа грамоты основана в 1896 году. Помещение школы – наемное. Учитель псаломщик Алексей Велижев, из духовного училища. На содержание школы собрано денег нет.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 17, 1897 года.


***

  Ведомость о школах грамоты Черниговской епархии за 1897 год.
  Рюховская школа грамоты. Школа основана в 1896 году. Помещение школы – наемное. Учитель псаломщик Алексей Велижев, из духовного училища. На содержание школы собрано денег от казны 24 рубля.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 18, 1898 года.


***

  Список школ духовного ведомства, состоящий к 1-му января 1899 года в Черниговской епархии.
  Село Рюхов. Школа грамоты основана в 1896 году. Число учащихся к 1 января 1899 года: мальчиков - 23, девочек - 1, всего - 24. Общая сумма местных средств изысканных школою в 1898 году – 0 рублей. Здание школы принадлежит частному лицу, используется за 15 рублей в год. Законоучитель и учитель – псаломщик Алексей Васильев Велижев, из духовного училища, свидетельство на звание учителя не имеет, вознаграждение 36 рублей.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 4, 1900 года.