УНЕЧСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Заметка о колодце Святителя Феодосия Углицкого в селе Семешкове


  Среди старожилов села Семешкова, Стародубского уезда, существует твердое предание о том, что Святитель Феодосий Углицкий до принятия монашенского звания проживал в этом селе. По преданию, здесь было когда-то имение, принадлежавшее св. Феодосию. Прошло затем много лет. Имение это постепенно переходило из рук в руки, от одних владельцев к другим. Со временем сами владельцы стали забывать, кому принадлежали когда-то их владения и кто в них жил. Но преемственное предание, существующее среди местного Семешковского населения, сохранило некоторые неясные сведения о пребывании Святителя в Семешкове. Живым свидетелем этого старожилы считают один колодезь, стоящий на земле почетного гражданина Ивана Бакуревича. Колодезь этот, по местному преданию, когда-то находился во владениях Святителя и до настоящего времени именуется колодцем Феодосия Углицкого. Он имеет два аршина в длину и два аршина в ширину. Вода в нем светлая, чистая и на вкус весьма приятная. При прежних владельцах возле колодца стояла небольшая деревянная каплица с образом св. Феодосия Углицкого, пред которым всегда теплилась лампадка. В настоящее же время возле колодца ничего нет. Некоторые из наиболее усердствующих местных прихожан помышляют снова воздвигнуть подобную часовню при колодце. Колодезь Святителя среди местных и окрестных жителей теперь не остается забытым. В память открытия честных мощей св. Феодосия Углицкого ежегодно 9-го сентября, при большом стечении народа из соседних сел, бывает крестный ход к этому колодцу.
  Отголосок этого предания давно уже проник и в печать. В литературе о св. Феодосие Углицком село Семешкове, Стародубского уезда, так или иначе связывается с именем Святителя. Некоторые печатно высказались, что в названном селе не только проживал св. Феодосий Углицкий, но даже родился тут, и у него было здесь свое имение, доставшееся ему от предков.
  Это мнение, по справедливости должно сказать, и по настоящее время остается лишь мнением, основанным только на изложенном предании, но недоказанным документально со стороны защитников его и в тоже время не опровергнутым основательно противниками его. Преосвященный Филарет Черниговский совершенно отрицал правдоподобность подобного мнения. Он считал его образовавшимся из неправильного понимания слов одного документа. В продажной записи св. Феодосия говорится: "маючи мы млинок, до катедры нашей данный от бывшаго священника Семешковскаго Никифора, а теперешняго законника (инока) Никодима, пустилисмо за готовую сумму золотых тысячу пану Феодору Подлескому, писареви Стародубовскому; для отлоглости места не зручно было нам той млинок держати" (Историко-статистическое описание Черниговской епархии Филарета архиепископа Черниговского, книга 1, страница 50, прим. 123). Близорукое понимание этих слов продажной записи породило и неверное мнение о происхождении св. Феодосия из села Семешкова. При серьезном отношении к словам приведенного документа можно убедиться, что упоминаемое в нем Семешковское имение было подарено кафедре, а не лично Феодосию Углицкому, и при том тогда, когда уже он был архиепископом. Следовательно, приведенной цитатой из документа не допускается, а исключается мысль о происхождении Святителя из села Семешкова.
  К сожалению, литературный материал о св. Феодосие Углицком, а также и наличные письменные памятники о нем, хранящееся в библиотеках монастырей, не дают положительно никаких документальных данных относительно Семешковского предания о Святителе. Отсутствие в настоящее время наличных данных касательно села Семешкова, конечно, не может служить основанием для полного отрицания приведенного предания. Собственно говоря, Семешковское предание в том виде, в каком оно приведено, вовсе не заключает в себе мысли о происхождении Святителя из села Семешкова. Оно только говорит нам, что там когда-то проживал св. Феодосий и имел свои владения. Но какое это было имение, предковское или приобретенное, предание об этом молчит. Единственно что справедливого и вполне верного можно сказать о селе Семешкове, так это то, что во время архиепископства св. Феодосия Углицкого там, несомненно, были имения (земли и мельница), принадлежавшие Черниговской кафедре. Это видно из приведенной продажной записи св. Феодосия о мельнице, проданной Стародубскому писарю Феодору Подлескому. Очень возможно, что от кафедральных владений, бывших в селе Семешкове во времена св. Феодосия, и остался до настоящего времени колодезь имени сего Святителя. Во всяком случае, сохранившийся колодезь св. Феодосия Углицкого теперь служит для нас свидетелем того отдаленного прошлого, которое по своей малоизвестности так живо занимает и интересует каждого из нас.
  Григорий Бородулин.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 16, 1898 года.