Каждый из нас понимает и чувствует, насколько приятно и драгоценно бывает всякое известие или сообщение, всякая вещь, словом — всякая мелочь, касающаяся жизни того лица, которое близко и дорого для нашего сердца. Память же новоявленного Чудотворца, св. Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского, более чем дорога для нас. Он — наш небесный заступник и покровитель, постоянно ходатайствующий за нас пред престолом Всевышнего, и к нему, как к родному отцу, мы часто обращаемся с молитвою о своих духовных и житейских нуждах. Он — наш целитель и избавитель от всяких скорбей, печалей, болезней и недугов. Словом, он — великая духовная сила, светлым солнцем воссиявшая над бедным градом Черниговом, и привлекшая к себе неслетные толпы благочестивых русских паломников из самых отдаленных уголков необъятной России. Память великого Святителя, чудотворца, для нас незабвенна и священна. Драгоценно посему и всякое сообщение, касающееся жизни сего Святителя. К великому нашему сожалению, до нашего времени сохранилось мало вещественных и письменных памятников о жизни св. Феодосия Углицкого, и их совершенно недостаточно для того, чтобы нарисовать полную картину жизни, деятельности и подвигов его. Не смотря на всеобщую известность и уважение, какими пользовался Святитель у современников – не только в Малороссии, но и в Москве и даже Палестине, - его необыкновенная скромность и христианское смирение были причиною того, что так мало осталось сведений о его домашней жизни и происхождении. Десять царских и патриарших грамот, оставшихся от времени св. Феодосия Углицкого (Положительно во всех описаниях жизни св. Феодосия Углицкого, как в изданных раньше, так и в появляющихся в последнее время, указывается только 9 патриарших и царских грамот; но мы при исследовании библиотеки и ризницы Троицко-архиерейского дома, нашли 10 таких грамот (и даже, клочки 11-ой), из которых одна не указывается ни у преосв. Филарета, архиепископа Черниговского (истор.-статист. Описание Черн. епархии, кн. II) ни в "Описании ризницы и библиотеки Черниговского архиерейского дома" Д. Козминского, изданном Братством св. Михаила, князя Черниговского, 1893 год), несколько его писем к разным лицам (Писем св. Феодосия Углицкого также указывают только пять, но их уже известно более пяти), несколько грамот, выданных им самим, и несколько вещей – вот и весь почти материал, которым приходится располагать исследователю его жизни и составителю историко-биографического очерка о нем. При такой скудости материала и недостаточности документальных данных – некоторые факты из жизни Святителя остаются невыясненными и необследованными. В последнее время, по случаю недавно совершившегося торжества открытия и прославления нетленных мощей Святителя Феодосия Углицкого, в продаже появилось целое множество различных описаний жизни Феодосия Углицкого, щеголяющих друг перед другом своею полнотою и подробностями, и имеющих цель ознакомить православный русский народ с жизнью, деятельностью, подвигами и чудесами новопрославленного Святителя. Но это множество брошюр, часто противоречащих одна другой, слишком мало помогает исследованию и уяснению отдельных событий из жизни св. Феодосия. Такая важная подробность, как например, место родины Святителя, различными авторами определяется различно.
Некоторые думали, что св. Феодосий Углицкий происходил из города Углича; другие признавали, что он был родом - черниговец; третьи, как на место родины Святителя, указывают на село Семешково, Стародубского уезда, Черниговской губернии; четвертые – местечко Уланово, Каменец-Подольской губернии; наконец, пятые полагают, что св. Феодосий родился в Украйне, по правую сторону Днепра; нелегко разобраться в этой группе различных указанных нами мнений. Нам приходилось тщательно проверять факты из жизни Святителя, чтобы не допустить каких-либо исторических ошибок и не ввести читателей в заблуждение,— приходилось немало работать над различными материалами и источниками, имеющими такое или иное отношение к жизни св. Феодосия, приходилось раскапывать архивы, библиотеки и ризницы монастырей, в которых жил и подвизался Святитель, для того, чтоб на месте пользоваться преданиями, письменными и вещественными памятниками, оставшимися от его времени, — и теперь осмеливаемся предложить свое посильное решение вопроса о месте родины Святителя Феодосия Углицкого.
Первое мнение местом родины Святителя признает город Углич. Можно заметить сразу, что служить основанием этого мнения и насколько прочна его опора. Очевидно, оно произошло от неправильного понимания фамилии Углицкий. Автор мнения был введен в заблуждение фамилией Святителя, — думал, что она присвоена ему от места родины его и потому слишком неосторожно отнес происхождение Феодосия Углицкого к городу Угличу. Есть, впрочем, основание думать, что фамилия Углицкий произошла от названия города Углича, но только не потому, что там будто бы родился Святитель, а совершенно по иной причине. Существует предание, что один из предков св. Феодосия отличился смелостью и храбростью при отражении неприятеля от города Углича; помимо других наград, он получил и новую фамилию Углицкий, которая впоследствии удерживалась за всеми его потомками и перешла к Св. Феодосию (О сем предании см. Странник 1861 года, том IV статья "О Святителе Феодосии Углицком", страница 167). Таким образом, ясно что на основании одной фамилии никаким образом невозможно делать заключения о происхождении Феодосия Углицкого из города Углича.
По второму мнению — св. Феодосий Углицкий был родом из города Чернигова. Это мнение в ряду других приводит А.И. Ханенко в своей статье "Святитель Феодосий Углицкий, архиепископ Черниговский и Новгородсеверский", Черниг. Епарх. Извест., 1878 год, стр. 187. В основе его лежит следующий факт. Родной племянник Святителя, Василий Полоницкий, имел в Чернигове, на Бобровице, собственный дом, перешедший потом по женской линии к госпоже Страшненковой, у которой находились серебряная кружка и другие вещи с изображением имени Святителя. Дом этот ею продан впоследствии господину Оконору. Сама старуха Страшненкова, как свидетельствует А.И. Ханенко (Чернигов. Епарх. Извест., 1878 год, стр. 187, примеч. 4), утверждала, что проданный ею дом достался ей по наследству от племянника св. Феодосия Углицкого, но о родине последнего она никогда ничего не слыхала. Странно, что по одному этому факту некоторые заключают о месте родины Святителя. Одно то, что племянник Святителя – Василий Полоницкий когда-то имел собственный дом в Чернигове и здесь проживали их общие родственники, еще не дает никакого права думать, будто в этом доме родился его дядя – Феодосий Углицкий. Притом же, нам кажется, что если до госпожи Страшненковой дошло предание о принадлежности доставшегося ей дома Василию Полоницкому, то, наверное, она сохранила бы и другое, более важное, предание о том, что в сем доме родился Феодосий Углицкий, когда бы только оно отвечало действительности. Из сохранившихся до нашего времени писем Святителя к своему племяннику – Василию Полоницкому видно, что дом в Чернигове был куплен уже при жизни Феодосия Углицкого и считался принадлежащим одному Полоницкому. "Ожидает вас и desponsata (невеста), пишет Св. Феодосий Углицкий — к племяннику, — она была в вашем доме новокупленном и виделась с сестрами вашими" (Филарета архиеп. Черниг. "Историко-статист. опис. Черниговской епархии", кн. I, стр. 59; Черниг. губ. Ведомости 1851 года № 48, Черниг. епарх. Известия 1851 года, 421 стр). Следовательно, и второе мнение о месте родины Святителя Феодосия Углицкого в городе Чернигове не может быть признано вероятным.
Третье мнение место родины Феодосия Углицкого относит к селу Семешкову, Стародубского уезда, Черниговской губернии, и добавляет, что он прежде принятия иночества служил в военной службе и имел чин сотника стародубского полка ("Странник" 1861 год, том IV, статья: "О Святителе Феодосии Углицком"; "Домашн. Бесед." 1859 г. № 41; "житие Святителя Феодосия Углицкого архиеп. Черниговского", изд. Журнала "Миссионер. Обозрение" 1896 г. стр. 2). Это мнение образовалось из неправильного понимания слов одного исторического документа. В продажной записи Святитель Феодосий Углицкий говорит: "маючи мы млинок до катедры нашей данный от бывшаго священника Семешковскаго Никифора, а теперешняго законника (инока) Никодима, пустилисмо за готовую сумму золотых тысячу пану Феодору Подлескому, писареви стародубовскому; для отлеглости места не зручно было нам той млинок держати" ("Историко-статист. опис. Черниг. епархии" Филарета арх. Чер. кн. I, стр. 50-51). Близорукое понимание этих слов продажной записи создало и неверное мнение о происхождении Святителя из села Семешкова. При более серьезном отношении к приведенным словам исторического акта можно убедиться, что Семешковское имение подарено было кафедре, а не лично Феодосию Углицкому, и при том тогда, когда уже он был архиепископом; следовательно, приведенная цитата из документа не допускает, а совершенно исключает всякую мысль о происхождении Святителя из села Семешкова и о семешковском сотничестве его.
По четвертому мнению Святитель Феодосий Углицкий родился в местечке Уланове Каменец- Подольской губернии (Троицкие листки № 629, статья: "Черниговский Святитель-Чудотворец", стр. I. Это мнение считает вероятным и А.И. Ханенко в своей статье: "Святитель Феодосий Углицкий, архиепис. Черниговский и Новгородсеверский", Черниг. Епарх. Извест. 1878 г. стр. 188, примеч. 8. Ханенко далее допускает мысль, что предки Святителя переселись в местечке Уланове из соседней Валахии. Побуждением к такому его предположению послужили слова одного письма пресв. Лазаря Барановича, в котором последний называет Святителя Феодосия "волохом" (Черн. Епарх. Изв. 1864 г.). Посмотрим, откуда возникло подобное предположение и как нам надо относиться к нему. Перечитывая все письма Св. Феодосия Углицкого, мы встретили одно выражение, на основании которого могла появиться мысль о происхождении Святителя из местечка Уланова. В конце одного письма к Василию Полоницкому сделана Святителем приписка: "из Уланова еще ничего не бывало, но о том не безпокойтесь" ("Историко-статист. опис. Черн. епархии" Филарета арх. Черн. кн. I, стр. 60; Черниг. Губ. Ведом. 1851 г. № 48; Черниг. епарх. изб. 1878 г. стр. 422). Несомненно, в местечке Уланове были какие-то родственники, близкие и Феодосию Углицкому и Василию Полоницкому, с ними Святитель имел переписку и получал известия от них. Но кто скажет, что там были именно родные Феодосия Углицкого? Есть-ли какое-либо положительное основание заключать, что в местечке Уланове была и родина Святителя? Никаких положительных данных не существует, и это мнение пока остается только лишь гипотезой. Если идти таким путем, то отчего нельзя допустить, что Феодосий Углицкий родился в Киеве?! Из того-же письма к Полоницкому видно, что и в Киеве были родственники Св. Феодосия. "Пане Полоницкий, писал Святитель своему племяннику, — мы все с любовью счастливого приезда вашего, ждет бабушка, прибывшая из Киева, ждет мать ваша... Пан тесть ваш поступает не только холодно, но и очень неумно, или не по любви: был в Киеве, а не был ни у кого из наших" ("Историко-статист. Описание Черниг. Епархии" Филарета арх. Черн., кн. I, стр. 59-60). Если, таким образом, и в Киеве были лица, слишком близкие и родственные Феодосию Углицкому, то почему-же до сих пор никто не выскажет предположения, что родина Святителя находится в Киеве?!. Очевидно, потому, что подобный путь заключения ненадежен. Таким образом и четвертое мнение, за отсутствуем положительных данных, не может быть признано достоверным, хотя и обладает некоторой дозой вероятности, так как не противоречит одному историческому документу, который мы приводим ниже.
Наконец, пятое мнение родину Святителя Феодосия Углицкого полагает вообще в Украине, по правую сторону Днепра, находившейся тогда под властью Польши. Это мнение высказал преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский на основании письменных памятников и исторических указаний, которые он с большою заботливостью отыскивал и исследовал. По словам преосв. Филарета, "Феодосий подвижник и Святитель Черниговский, по происхождение своему принадлежал к заднепровской дворянской фамилти Углицких" ("Историко-статист. опис. Черн. епархии", кн. I, стр. 49). С ним согласился и А.И. Ханенко, написавший свой историко-биографический очерк о Св. Феодосии Углицком, и другие биографы. Последнее мнение, отличающееся общим характером, и следует принять, как достоверное, без всякого опасения впасть в историческую ошибку. Один исторический документ, цитируемый Филаретом, Архиеп. Черниговским, служит путеводною звездою в таком именно решении вопроса о месте родины Святителя Феодосия Углицкого. В фамильном дворянском акте говорится: "Василий Полоницкий находился на воспитании у родного своего дяди Феодосия Углицкого, который, вышедши с ним, Василием Полоницким из Польши (т.е. из заднепровской, принадлежавшей тогда Польше, Малороссии), был первее в крупицком батуринском монастыре иеромонахом, в Киевском выдубицком монастыре игуменом, в Елецком Черниговскомъ архимандритом" (Дело Чернигов. Дворянского собр. О роде Хорошкевичей, в "Историко-статист. Описании Чернигов. епархии" Арх. Филарета, кн. I, стр. 49-50). Указанный исторический памятник разрушает опору всех других мнений и приводит к тому несомненному убеждению, что Святитель Феодосий Углицкий, архиепископ Черниговский, родился не в Угличе, не в Чернигове и не в Семешкове, а в Украйне, по правую сторону Днепра, находившейся в то время под властью Польши, и, быть может, дальнейшие исследования покажут, что он происходил именно из местечка Уланова, Каменец-Подольской губернии, находящейся в заднепровской части Малороссии.
Григорий Барадулин.
Черниговские Епархиальные Известия, № 23, 1896 года.