УНЕЧСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ


Церковь Рождества Пресвятой Богородицы   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы
  Год постройки: 1814 год. Не действует

  Церковь Рождества Богородицы с высокой колокольней построена в 1814 году, вместо прежней XVIII века, в честь победы в Отечественной войне 1812 года, в 1909 году надстроена и расширена трапезная с приделами по сторонам и сооружена новая колокольня; тогда же, видимо, появилось и нынешнее завершение храма. В советское время закрыта, использовалась под склад. Красивые иконостасы в стиле барокко существовали еще в 1970-х годах, позже погибли при пожаре, тогда же обрушилась верхняя часть храма. Расположена в центре села на берегу реки, доминирует в окружающем пейзаже. Стены здания кирпичные, оштукатуренные. Оригинальный крестообразный в плане храм в стиле позднего классицизма с пристройками в русском стиле. В объемной композиции выделяется высотой основной четверик с крупными сегментными окнами вверху и поздней четырехскатной кровлей, увенчанной декоративным пятиглавием. К четверику примыкают прямоугольные алтарь и боковые рукава креста в два света, украшенные четырехколонными портиками. Повышенная в средней части трапезная с приделами по бокам сильно изменила прежнее построение. Господствующую роль в нем стала играть огромная тяжеловесная пятиярусная колокольня с двумя нижними четвериками, объединенными с трапезной, массивными четвериками звона, имеющими срезанные углы, и восьмериком, увенчанным большой главой (ныне утрачена). Первоначальный позднеклассический декор храма строг и лаконичен: простые тяги и карнизы, упрощенные антаблементы и портики с фронтонами, большие полукруглые проемы вверху куба и внутри портиков, сочетающиеся с небольшими круглыми окнами второго света в квадратных нишах. Более сухо и дробно выглядит убранство фасадов колокольни и приделов в русском стиле. В интерьере центральное помещение, сильно развитое в высоту, перекрыто деревянным восьмигранным сомкнутым сводом с плоскими парусами в углах. Перекрытия остальных частей плоские. Иконостасы в основном объеме и приделах характерны для стиля украинского барокко(ныне утрачены). Иконы утрачены. Цокольная часть главного трехъярусного иконостаса декорирована барочными круглыми рамками и филенчатыми пилястрами по сторонам. Нижний ярус объединяет местный и праздничный чин. Два верхних яруса, ступенчато повышающиеся к центру, имеют карнизы изломанных очертаний. Иконостас завершается килевидной композицией с крестом в центре. Ярусы отделены один от другого раскрепо-ванными карнизами, а иконы внутри каждого яруса - каннелированными пилястрами. Центр иконостаса выделен во втором ярусе своеобразными кронштейнами в виде волют. Резьба затейливого рисунка украшает пилястры, фриз нижнего яруса и обрамления икон. Царские врата (существовали до 1970-х годов) с изысканной ажурной резьбой растительного характера и овальными иконами, очевидно перенесенные из другого храма, были выполнены в первой половине 18 века; они увенчивались короной - характерным элементом декора украинского барокко. Сходные между собой трехъярусные иконостасы в приделах сохранились фрагментарно. Представляют интерес карнизы нижних ярусов с арочными завершениями по осям и обрамление в виде квадрифолия над царскими вратами (северный придел). Киоты русского стиля с тяжелыми формами и суховатой резьбой относятся ко второй половине 19 века.
  "Свод памятников архитектуры и искусства России. Брянская область", 1998 год.


***

  Распоряжения Епархиального Начальства в 1-й округ Стародубского уезда депутатом по межеванию земель назначен священник села Лыщичь Николай Виницкий 24 апреля 1870 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 12, 1870 год.


***

  Вакантное диаконское место при Рождество-Богородичной церкви в селе Картушине, Стародубского уезда, с 6 октября 1894 года.
  Черниговские Епархиальные Известия, №№ 6-24, 1895 года; №№ 1-24, 1896 года; №№ 2-24, 1897 года; №№ 1-24, 1898 года; №№ 1-20, 1899 года.


***

  Список приходам, Черниговской епархии, при которых состоят причты: двухчленные, трехчленные и четырехчленные, в состав коих, на основании определения Епархиального Начальства, от 29 сентября – 6 октября 1894 года за № 495, назначены диаконские вакансии.
  Приходы с причтами трехчленными. Стародубский уезд. Село Лишчичи, Рождество-Богородичная церковь. Прихожан мужского пола - 1524.
  Черниговские епархиальные известия, № 12, 1895 год.


***

  Перемещен 2-й псаломщик Рождество-Богородичной церкви села Лищич к Успенской церкви села Найтопович, Стародубского уезда, 17-го августа 1895 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 17, 1895 год.


***

  Перемещен на штатное диаконское место при Рождество-Богородичной церкви села Лыщич, Стародубского уезда, штатный диакон Успенской церкви села Булахова, Остерского уезда, Петр Голышкин, 28 октября 1899 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 22, 1899 год.


***

  Уволен от должности священник села Лыщич, Стародубского уезда, согласно его прошению, по старости и слабости здоровья, уволен от должности законоучителя в Лыщицком народном училище, а к временному исполнению обязанностей законоучителя в означенном училище допущен штатный диакон того села Петр Голышкин, 2 октября 1901 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 21, 1901 год.


***

  Умер священник Рождество-Богородичной церкви села Лищич, Стародубского уезда, Николай Виницкий, 24 сентября. Открыто вакантное место священническое Стародубского уезда, в селе Лыщичах, при Рождество-Богородичной церкви, дворов 452, прихожан обоего пола 3780 душ, ружной земли 60 десятин, дом есть, жалованья 117 рублей 60 копеек в год, с 24 сентября 1904 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 21, 1904 год.


***

  Перемещен священник Покровской церкви села Лизогубовки, Мглинского уезда, Михаил Виницкий к Рождество-Богородичной церкви села Лыщич, Стародубского уезда, 4 ноября.
  Черниговские епархиальные известия, № 22, 1904 год.


***

  Алфавитный список церквей Черниговской епархии.
  Цель составления настоящего списка - дать хотя краткие сведения, в виде настольного справочника, об историческом прошлом всех церквей Черниговской епархии, дать возможность иметь представление о том, насколько та или иная церковь может представлять интерес в архитектурном отношении и можно ли рассчитывать найти в церкви хотя некоторые памятники старины. Материалом для составления настоящего списка послужили официальные документы церквей так называемые клировыя ведомости или ведомости о церкви. В список вносилось название села или города, в честь какого события или святого посвящен престол, каменная церковь или деревянная, год постройки церкви, кем церковь построена, если строитель ее был более или менее известным лицом. Церкви построенные до начала XIX века и затем перестраивавшиеся также отмечались, чтобы знать, что первоначальной конструкции церкви видеть уже нельзя. О тех приходских церквах, которые построены в XIX веке на место существовавших прежде, или обозначены что они "построены когда и кем неизвестно", отмечалось, с каких годов имеются при них документы, именно метрические или исповедные книги. Наконец, делались отметки и о тех церквах, которые построены на место сгоревших и где едва ли уже можно рассчитывать на нахождение памятников церковной старины. Ручаться за полную точность предлагаемых сведений, к сожалению, нельзя, так как материал для них – клировые ведомости составляются очень кратко и неполно; особенно это относится к перестройкам, расширению церквей и пристройкам колоколен.
  Стародубский уезд. Лыщичи, Рождество-Богородичная, каменной постройки 1812 года. Документы с 1799 года.
  Труды Черниговской губернской архивной комиссии 1906-1908 годы, выпуск 7.


Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы