Между Почепом и Ляличами, былыми культурными оазисами глухого края, находится усадьба "Ивайтенки" графа Гудовича, когда-то пользовавшаяся известностью и славившаяся своей затейливостью и благоустройством. Фон-Гун, бывший в Ивайтенках в начале 19 века, в своем описании усадьбы отмечает: "Приметным становится благосостояние, порядок и вкус владельца тамошнего сада. С великою приятностью возвышаются позади плодоноснейших полей, засеянных гречею, молодые леса прекрасного чистого березняка; в долине близ самой дороги, где надобно ехать по насыпанной высокой плотине, видно как бы с верху озеро со множеством на нем островов, то украшенных мраморными урнами, то засаженных небольшими рощицами, группами, боскетами, клумбами и цветами. Около их плавают гордые лебеди, воспевая Аркадскую песнь свою, и гуси с мыса Доброй Надежды. Чем долее идешь, тем более обнаруживаются приятности и прелести всего места, около восьми верст в окружности и двести пятьдесят десятин поверхностного содержания имеющем, все то, что только может быть украшено подражательным искусством. Она избрала себе в садовники самого владельца сего прямо Швейцарского местоположения; ибо он, как друг природы, как любитель прекрасного и возвышенного, соединяет в себе с глубоким познанием высокой вкус, дабы скромною рукою помогать только натуре и придавать ей принадлежащее по справедливости. Непрерывная разнообразность долин и гор, лесов, лугов и полей, прелестных видов и в задумчивость приводящих дорожек, водопадов, озер, разных дерев и растений Северо-Американских, строений различного рода и множества тому подобного доставляют страннику неутомимое упражнение. Не должно пропустить упомянуть о прекрасном Китайском домике, в саду построенном, которой в особливости производит удивление тою верностью и точностью, с каковыми все в нем сделанное занято от Китайцев. Здесь привлекает на себя внимание каждая дверь, самая лестница, каждое украшение, даже замки, мебели, одним словом все, как с наружи, так и из нутри. В одной из комнат все стены обложены лакированными с золотом досками, изображающими жизнь Конфуция. В другом садовом же строении сделана прекрасная Русская баня с ванною, многими комнатами и со всеми принадлежностями. Музыка здешняя, из шестнадцати человек состоящая и превосходно играющая, занимает также часть приятностей Ивантенских".
В настоящее время усадьба лишена описанных красот, но дом еще цел и обитаем. Широко раскинувшись "покоем" симметричный, весь двухэтажный дом своими боковыми корпусами выдвигается вперед, образуя подобие cour d’honneur’a.
Оригинальная архитектура дома носить "готическую" обработку, хотя вся она заключается в стрельчатом очертании оконных и дверных пролетов да в довольно высоком подъеме фронтонов, украшающих торцовые, выступающие части фасада дома и его среднюю часть. Обычным большим окнам,— в поле этих фронтонов, тоже придана стрельчатая форма. В сущности, этот "готический дом" весь основан на классическом приеме, где "готические" очертания окон — классических пропорций — рисуются на строгой глади стен.
Странное впечатление производит этот дом: сурово строгая его архитектура, его расползшаяся приземистая форма, с тяжелой мрачно нахлобученной высокой крышей, дышат подлинным средневековьем. И не уютом веет от этих мрачных стен, а чем-то аскетическим и отрешенным.
Длиннейшей анфиладой тянутся переделанные, лишенные убранства коридоры-залы, своим однообразием и тяжелой приземистостью пропорций навевающие удручающую скуку. От прежней художественной обработки комнат остался один лишь "египетский зал" с входным портиком и четырех каннелированных по египетски колонн. Портик, плафон и стены этого коридора-залы расписаны преимущественно набором всевозможных иероглифических знаков, изредка перемежающихся с несложной орнаментацией египетского стиля. Весь зал заставлен витринами и столами со статуями, бюстами, бронзой и многими предметами художественной индустрии, превратившими зал в какой-то музей прикладного искусства.
Все эти "китайские домики", "египетские и конфуциевы залы", — в связи с "готической" архитектурой дома и роскошью "аглинского" парка с "классическими урнами", указывают на эксцентрический вкус владельца, предвосхитившего те архитектурные идеалы, которые были в большом ходу с средины 19 века. Эта эпоха эклектизма допускала во внутренних отделках зданий часто совсем недопустимые соседства, где находилось место чуть не для всех стилей. Безразличное отношение к античному классицизму, создавшееся благодаря увлечению романтизмом, отводило ему второстепенное место, и часто заменялось более отвечающим духу времени ренессансом, не столь грандиозным и более нарядным и уютным.
Запустевшая и заглохшая Ивайтенская усадьба когда-то оживлялась шумной жизнью. Владелец усадьбы, генерал-майор граф Михаил Васильевич Гудович, был современником графа П. В. Завадовского, владельца Ляличей, и фельдмаршала графа К. Г. Разумовского и был с последним в родстве. Он часто наезжал к фельдмаршалу в Батурин и находился там в день его смерти. Старая подруга фельдмаршала, графиня София Осиповна Апраксина, особенно благоволила к графу Гудовичу, по-видимому, имевшему, благодаря этому, большое влияние на образ жизни добродушного и бесхарактерного фельдмаршала.
В Ивайтенской усадьбе мало художественного, и ее запущенность переносится легко. К ней как-то идет окружающая ее лесная глушь, этот сумрачный дух прошлого,— дух забывчатости, где еще носится и живет тихое веяние минувшей безвозвратно жизни.