Как мы видим, достопримечательностей, связанных с Тютчевым, в Овстуге немало, и каждое здание на территории усадьбы и за ее пределами достойно внимания. Однако главной среди них является дом поэта, построенный в стиле позднего ампира. Особое очарование придают ему мезонин, портики, пандус и балконы.
Дом поэта
Федор Иванович Тютчев писал о доме: «Он, право, весьма хорош, и вид его со стороны сада очень красив. Я буду чрезвычайно счастлив, уверяю вас, видеть здесь всех будущим летом».
Восстановлению внутренних интерьеров дома очень помог интересный документ 1874 года — «Охранительная опись движимому имуществу...» тайного советника Ф.И. Тютчева. В документе зафиксировано убранство каждой комнаты, что позволяет сегодня говорить о детальной мемориализации залов дома-музея поэта.
Жилые интерьеры всегда являются средоточием, местом действия каждодневного бытия. В них отражаются как личные вкусы владельцев, так и сановные установки эпохи, например, понятие о комфорте. Соприкоснуться с правилами и традициями давно ушедших дней позволяет прогулка по дому поэта.
Выставочный зал
Анфилада реальных, тщательно воссозданных в стиле первой половины XIX века комнат проведет нас от вестибюля до бального зала, позволит заглянуть в рабочий кабинет поэта и уютную гостиную, увидеть парадные комнаты и будуар хозяйки. На стенах живопись, графика, на столиках книги, вещи, которыми мог пользоваться поэт. Висящие на стенах многочисленные семейные портреты создают эффект постоянного присутствия прежних владельцев усадьбы. С помощью такого очевидного оформительского приема зримо воплощается непрерывная связь поколений. Ушедшие продолжают жить не только в воспоминаниях, но и в семейных альбомах, переписке, реликвиях, памятных вещицах, вышивках, гербариях. В усадебном доме дружелюбно уживаются разноплановые вещи: крупные портреты и камерные произведения, первоклассные произведения профессиональных художников и тут же — что невозможно в картинной галерее, но допустимо в жилом доме — вещи любительские, тяготеющие к примитиву, отчего образуется эффект полноты и многоликости жилого дома.
Славянский уголок. Литературная экспозиция
Войдя в дом, посетители попадают в выставочный зал, где их встречает новая экспозиция — «Поэты — дипломаты России». Здесь представлены портреты Кантемира, Фонвизина, Грибоедова, Полонского, Батюшкова, Майкова, Тютчева, Перовского, Толстого, Чичерина, Лаврова и других, показаны листы дипломатических депеш, личные вещи и прижизненные издания книг дипломатов XVIII—XIX веков. В течение последующих веков сохранилась преемственность тесного единения дипломатии и поэзии: среди современных дипломатов есть поэты, пишущие «для себя», и лауреаты национальных и международных поэтических конкурсов; поэты-дипломаты пишут стихи на иностранном языке и переводят стихи иностранных поэтов на русский язык. Строгая чиновная профессия дипломата, требующая жесткого самоконтроля и вольнолюбивая поэзия, признающая только порывы души и настроения, неожиданно нашли точку соприкосновения — взвешенное, точное, информативное Слово.
Общий вид второго зала
«Оформляя зал, мы пытались представить историю развития дипломатии от Захария Тютчева (XIV) до наших дней, — рассказывают сотрудники музея. — В экспозиции представлена карта России XIX века, копии важнейших документов, портреты и прижизненные издания книг поэтов-дипломатов России. В центре музейного комплекса размещен строгий, официальный стол государственного чиновника со всеми атрибутами».
Следующий зал — вестибюль дома-музея Ф.И. Тютчева. Напротив парадного входа установлено скульптурное изображение Ф.И. Тютчева работы Г.Н. Ястребенецкого. По обе стороны от него на стене размещены копии портретов императора Николая Павловича и его наследника Александра-освободителя, правивших во времена государственной службы Ф.И. Тютчева.
Вестибюль
Боковые стены зала украшают большие живописные полотна московских художников Б.М. Бельтюкова и В. А. Литвинова, представляющие Тютчева в кругу семьи на фоне овстугского имения и с друзьями-литераторами в Летнем саду Санкт-Петербурга. Далее гости могут пройти в зал, рассказывающий о детских годах жизни Федора Ивановича Тютчева. Здесь представлены портреты родителей: добрейшего Ивана Николаевича и эмоциональной Екатерины Львовны; портреты старшего брата Николая и сестры Дарьи; портреты современников, определявших культурно-исторический фон той поры: Жуковского, Карамзина, Остермана, Вяземского, Мерзлякова. Особую мемориальную ценность в этом зале имеет рояль фирмы «Велениус», подаренный благодарным учеником Ф.И. Тютчевым первому учителю С.Е. Раичу. Наследники учителя бережно хранили семейную реликвию и передали инструмент в музей в 1990-е годы.
Свернув направо, гости входят в так называемый Мюнхенский зал музея, рассказывающий о зарубежном периоде в жизни Тютчева. В 1822 году начинающий дипломат Федор Иванович выехал из России в столицу баварского княжества — Мюнхен, вернулся он в 1844 году в чине статского советника. Для Тютчева это были годы насыщенной культурной жизни, знакомства с талантливыми людьми, постижения глубин философской и дипломатических наук, приобщения к школе романтической немецкой поэзии...
Мюнхенский зал
Мюнхенский уголок. Литературная экспозиция
Зал украшают портреты немецких красавиц: Амалии Лерхенфельд (первая любовь поэта), Элеоноры Ботмер (первая жена Тютчева), Эрнестины Дернберг (вторая жена поэта). Предметы мебели в стиле рококо позволили воссоздать «голубой уголок» мюнхенской гостиной в доме Тютчевых. Этот зал начинает парадную анфиладу дома поэта, которая, как и положено, заканчивается большим окном, своеобразным выходом в бесконечность.
Следующий зал позволяет увидеть рабочий кабинет, украшенный семейными портретами предков. Особый интерес здесь представляет письменный стол, переданный музею наследниками поэта. У стены стоят напольные часы в стиле ампир, которые, согласно семейной легенде, выбрал и приобрел для дома отец поэта, Иван Николаевич Тютчев.
Мемориальный кабинет. Фрагмент экспозиции
Первое, на что мы обращаем внимание, зайдя в кабинет, — письменный стол поэта, рядом с которым — немного отставленное кресло, в нем — небрежно брошенные перчатки и плед. На стене у окна укреплена старинная икона «Утоли болей» (исцели от болезней). На столе в беспорядке лежат книги, рукописи, письменный прибор, перо, стоит свеча в подсвечнике. Россыпь бытовых мелочей — именно она удовлетворяет такую характерную для наших дней жажду достоверности. Такой расстановкой сотрудникам музея хотелось показать частичку мира, который видел поэт, увидеть это окружение его глазами, услышать его слухом и помочь посетителям перенестись в давно минувшие годы, погрузиться в прошлое, взглянуть на окружающий нас мир со стороны. После посещения кабинета Федора Ивановича ощущается потребность в тютчевском слове, в его поэзии.
Мемориальный кабинет
В интерьере кабинета наше внимание привлекает раскрытое окно, приотворенная дверь, за ними — склоненные ветви березы, заросли сирени, дуновение ветерка... Мир за окном завораживает, воспринимается как поэтическая метафора.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Кабинет Ф.И. Тютчева
Согласно семейной легенде, именно в кабинете 31 декабря 1852 года Федор Иванович Тютчев написал стихотворение:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит...
Следующая комната анфилады — Зеленая гостиная. В ней присутствуют портреты всех детей Тютчева и прелестный портрет 1840-х годов второй жены поэта — Эрнестины, выполненный художником Дюрком. Из гостиной можно выйти на балкон, откуда открывается вид на парк и где семья Тютчевых проводила чаепития летними вечерами. Парадная анфилада комнат завершается Алой гостиной — большим залом для проведения раутов, приемов и музыкальных вечеров. Комната оформлена в том неповторимом оттенке, который нравился хозяйке дома — Эрнестине Тютчевой. Это позволило создать особую атмосферу уюта, тепла и доброжелательности, несомненно, присущую ее характеру. Письменный стол Эрнестины, диван, книжный шкаф с любимыми книгами, лампа и прочие подлинные вещи удачно вписались в воссозданный интерьер.
Зеленая гостиная
Зеленая гостиная
Зеленая гостиная с портретом и рисунками Я.П. Полонского
Зеленая гостиная с портретом Э.Ф. Тютчевой
Выйдя из этого зала, мы попадаем в небольшой коридор и оказываемся перед выбором: повернуть налево и пройти все комнаты дома по кругу, или идти прямо, на лестницу, ведущую в комнаты второго этажа. Мы выбираем последний вариант и продолжаем путешествие по дому.
На уровне второго этажа в тютчевские годы располагалось пять комнат, однако ремонтно-реставрационные мероприятия, проводящиеся в музее, не завершены, и гостям пока открыты только три помещения: комната дочерей, будуар хозяйки и музейный зал, объединивший библиотеку, детскую и гостевую.
В комнате дочерей убранство составляют предметы разных эпох и стилей: комод с зеркалом, мягкие, комфортные стулья, столик для рукоделия, подаренный Ф.И. Тютчевым, кровать под покрывалом ручной работы... Мебель расставлена свободно, как бы небрежно, образуя «уголки», создавая непринужденность, уют и теплоту. Особую ценность в этой экспозиции имеет скатерть, вышитая младшей дочерью поэта — Марией Федоровной, и шкатулка для письменных принадлежностей — подарок Ф.И. Тютчева.
Комната младшей дочери поэта М.Ф. Тютчевой
Мемориальный столик и скатерть, вышитая М.Ф. Тютчевой
Из комнаты дочерей можно пройти в будуар хозяйки — Эрнестины Федоровны.
Общий вид комнаты Эрнестины, жены Ф.И. Тютчева
Комната Э.Ф. Тютчевой с мемориальным диваном и книгами
Здесь всегда находился шкаф с любимыми книгами, низкие, уютные кресла, кровать, прикрытая от нескромных глаз высокой ширмой, письменный стол и бюро с запасом чернил, гусиных перышек и бумаги. Особенно интересен мебельный гарнитур, который, как утверждают наследники, Эрнестина увидела в московском магазине, приобрела и сразу же отправила в Овстуг. В состав комплекта входят прекрасно сохранившиеся предметы: изящная этажерка, ломберный стол, тумбочка-подставка и комфортный диван.
Из будуара Эрнестины можно вернуться на лестничную площадку и оттуда пройти в зал, условно называющийся «Наследники поэта». Рассказ о жизни села, родового поместья после смерти поэта, о судьбе родных и близких помогают вести вещи и документы, переданные в музей наследниками Ф.И. Тютчева.
Особый интерес представляют документы Ф.Ф. Тютчева — внебрачного сына поэта от Е.А. Денисьевой: фотографии, альбомы, книги, портсигар и письменные принадлежности.
Экспозиция в Алой гостиной посвящена
петербургскому периоду жизни Ф.И. Тютчева
Экспозиция, посвященная М.Ф. и Н.А. Бирилевым
Внучатая племянница поэта, Ирина Вячеславовна Калитаева, передала в дар музею уникальную коллекцию керамики: панно, вазы, изразцы.
Кабинет цензора.
Фрагмент литературной экспозиции в "Красном зале"
Рояль фирмы "Велениус" - подарок Ф.И. Тютчева своему учителю С.Е. Раичу
Осмотрев экспозицию и получив истинное наслаждение от прикосновения к прекрасному, посетители спускаются по лестнице на первый этаж, выходят в вестибюль и покидают дом-музей поэта.