СОЗДАНИЕ МУЗЕЯ Ф.И. ТЮТЧЕВА В ОВСТУГЕ

Экспертное мнение



Памятник Тютчеву  В 1955 году в Овстуг вернулся после службы в армии и окончания института молодой учитель В.Д. Гамолин. За год до этого в селе построили новую школу, а старую, располагавшуюся в мемориальном здании училища для крестьянских детей, переоборудовали под общежитие для молодых учителей. В одной из комнат планировалось разместить школьную мастерскую. Вот в этой комнате и предложил Владимир Данилович создать музей поэта. Не без труда удалось ему «пробить» свою идею: скептиков было немало. Но нашлись и единомышленники. Моральную и материальную поддержку оказал учителю-энтузиасту Л.3. Школьников, бывший в то время директором областного краеведческого музея.

  В январе 1957 года порог комнаты-музея переступили первые экскурсанты. Следующей памятной вехой в истории музея стал год 1961. Областной краеведческий музей передал овстужанам бюст Ф.И. Тютчева. Открытие бюста было решено провести в торжественной обстановке. А какое же торжество, посвященное памяти поэта, без стихов? Импровизированной «трибуной» для выступлений официальных лиц и брянских литераторов, приехавших на праздник, послужили два поставленных борт к борту грузовика. Праздник поэзии, собравший до трех тысяч зрителей, удался на славу. И ни у кого не возникло сомнений, когда поступило предложение сделать День поэзии ежегодным. Традиция проведения литературных праздников, зародившись на Брянщине, получила впоследствии широкое распространение по всей стране.

  В 1963 году на Дне поэзии в Овстуге побывал правнук поэта, директор мурановского музея К.В. Пигарев. Последствия этого визита не замедлили сказаться. Из Муранова на полтора месяца приехала художница для оказания помощи в оформлении экспозиции и, что самое главное, поступило 15 мемориальных экспонатов: керосиновая лампа, подлинные рисунки окрестностей Овстуга Я. Полонского, предметы домашнего обихода.

  Тринадцать лет размещался музей в одной комнате. Только в 1970 году, после постройки Дома учителя и ремонта освободившегося общежития, экспозиция музея заняла все мемориальное здание. Здесь она размещалась до лета 1986 года.


Аллея парка со скамейками
Аллея парка со скамейками


  Восстановление парка, посадка новых деревьев и кустарников началась с 1960-х годов. К концу 1970-х годов завершилось восстановление въездных ворот. Только после этого был воссоздан усадебный дом, в котором и открылся музей. Работа по восстановлению дома велась по проекту архитектора Василия Городкова, она была проделана в короткий срок — всего за три года (1982-1985) дом обрел новый вид.

  Чертежи усадебного дома архитектор составлял, основываясь на историко-архивных исследованиях. Для восстановления облика усадьбы потребовалось немало времени и кропотливый, тщательный поиск необходимой информации в архивах, музеях, библиотеках. В значительной степени помогли немногочисленные рисунки и фотоснимки тех лет. Новый дом занял свое прежнее место, которое было определено при раскопках. Побывав в музее, можно сравнить вид нового и старого домов — их изображения представлены в экспозиции. Они очень похожи!

  В основу проекта реставрации лег эскиз общего вида усадьбы, выполненный Драницыным в 1849 году, акварель О. Петерсона 18б0-х годов, этюд О. Клевера 1912 года, фотографии главного и церковного фасадов 1910-1912 года — все эти работы позволили придать дому прежний облик.


Главный усадебный дом Тютчевых в Овстуге
Главный усадебный дом Тютчевых в Овстуге


  Его проект характерен для позднего классицизма: прямоугольник в плане, мезонин над средней частью, цокольный полуэтаж со стороны парка. К боковым фасадам примыкают пониженные входные пристройки с крыльцами. Над кровлей мезонина в центре возвышается круглый фонарик-башенка с куполом и небольшим шпилем.

  Комнаты располагаются вокруг узкого центрального помещения с лестницей, ведущей в мезонин и цокольный полуэтаж. Между собой комнаты связаны анфиладой, в мезонине имеют выходы на балконы.

  Перешагнув порог нового музея, его первые посетители в мгновение ока перенеслись из века нынешнего в век прошлый. Это удивительное путешествие во времени стало возможным благодаря вдохновенному и самоотверженному труду многих сотен людей. Проект оформления новой экспозиции был выполнен художником Ленинградского комбината живописно-оформительского искусства Б.Л. Яновским. По его эскизам в мастерских комбината были изготовлены бра и люстры, багетные рамы, тумбы-подставки «под XIX век». Художниками Б.М. Бельтюковым и В.А. Литвиновым были выполнены картины «Тютчев на народном празднике в Овстуге» и «Тютчев в Петербурге». Один из лучших художников-реставраторов нашей страны Л.А. Любимов и другие ленинградские художники-копиисты сделали прекрасные копии портретов членов семьи Тютчева и его современников, копии многих рисунков и гравюр, факсимиле рукописей поэта.

  Сразу же после принятия решения о восстановлении усадебного дома Тютчевых сотрудниками сектора литературных музеев и овстугского музея была развернута работа по сбору экспонатов для новой экспозиции. Необходимость собирательской работы диктовалась уже хотя бы тем, что экспозиционные площади восстанавливаемого дома на много превосходили площади старого музея.


Письменный стол в кабинете поэта
Письменный стол в кабинете поэта


  Возможность приобрести подлинные вещи Ф.И. Тютчева в настоящее время ничтожно мала. И все же ... В 1984 году в Астрахани были приобретены семейные реликвии, принадлежавшие внучке поэта Ольге Дмитриевне: прижизненная копия послужного списка Ф.И. Тютчева, томик его стихов, первое издание его биографии с автографом автора И.С. Аксакова. Ряд фотографий и диван Эрнестины Федоровны передал музею правнук поэта К.В. Пигарев, ныне покойный. Потомок С.Е. Раича Н.Л. Волдодинская, проживающая в Воронеже, передала овстужанам рояль, который, по семейному преданию, был подарен поэтом своему наставнику перед отъездом за границу. В антикварных магазинах Москвы и Ленинграда, у коллекционеров приобретались типологические образцы мебели первой половины прошлого века, предметы быта того времени, гравюры. Было разыскано около тысячи книг XVIII—XIX веков, издания стихотворений Тютчева как дореволюционные, так и советские, литература о его жизни и творчестве. На торжествах по случаю открытия нового музея присутствовали почетные гости Брянщины - правнук поэта Н.В. Пигарев с супругой. Заинтересованные лица давно знали, что у Пигаревых сохранились вещи из семьи Тютчевых. Именно в этот приезд Пигаревыми было принято окончательное решение, и через несколько месяцев в фондах музея было зарегистрировано более 50 предметов, представляющих несомненный историко-художественный и мемориальный интерес: предметы домашнего обихода, восемь подлинных фотографий родных и близких поэта, четыре шпаги, сухарница в форме ладьи с ручкой и с инициалами на донце «Д.Т.» (принадлежало это изящное изделие русской работы, датированное второй половиной прошлого века, дочери поэта Дарье Федоровне Тютчевой). Но самым интересным экспонатом без сомнения был назван несессер любимого брата Федора Ивановича Николая Ивановича Тютчева, «Николушки», как ласково называл его в письмах поэт. Выйдя в отставку сорока с небольшим лет в чине полковника, Николай Иванович много путешествовал, часто бывал в Овстуге, и можно с уверенностью сказать, что вместе с хозяином бывал здесь и его несессер черного дерева.


Праздник поэзии в селе Овстуг
Праздник поэзии в селе Овстуг


  14 июня 1986 года, в день открытия новой экспозиции, усадебный дом Тютчевых предстал перед гостями Овстуга подобно сказочной птице Феникс - возрожденным из небытия в своей первозданной красоте.


Праздник поэзии в селе Овстуг
Праздник поэзии в селе Овстуг



ДОПОЛНИТЕЛЬНО:


Из истории формирования Тютчевской коллекции в Брянском государственном объединённом краеведческом музее (1957-2003 гг.)


Экспертное мнение


История Овстуга Овстуг Экскурсия по музею-усадьбе Ф.И. Тютчева «Овстуг»