Трубчевск, город уездный, при реке Десне, число домов 832, число жителей мужского пола 3058, женского пола 2985, всего 6043 человека. Церквей православных 7. Училища: уездное, приходское женское. Больница. Почтовая станция. Ярмарок 2. Базары еженедельно. Фабрики и заводы: кожевенных 2 , крупорушных 4, пенькотрепальных 26, пенькопрядильных 17, кирпичных 12, гончарных 3.
Город Трубчевск со времени открытия орловско-витебской железной дороги исключительно ведет оптовую торговлю лишь следующими предметами: пенькою, канатною пряжей, бичевой и конопляным маслом. До 1869 года из Трубчевска было еще выпускаемо разного рода хлеба до 300000 пудов – в Рославль, Смоленск, Витебск и в Могилевскую губернию. Весь этот хлеб трубчевские торговцы сами получали из ближайших уездов Курской губернии. Но с 1869 года этот хлеб начал стекаться в Курск и частью на станции московско-курской железной дороги, а для Трубчевска торговля хлебом сделалась совершенно невыгодной, как по возвысившимся ценам на хлеб, в местах его производства, так и потому, что эта цена увеличивается для Трубчевска расходами на гужевую его доставку в этот город, а из него далее на запад, или, по крайней мере, до брянской станции железной дороги. Но этому остающиеся свободными от хлебной торговли капиталы ныне употребляются на закупку пеньки, конопли и конопляного масла. Пенька покупается в ближайших деревнях уездов: Трубчевского, Севского и Новгород-Северского, также в окрестностях Почепа и Стародуба. Собственно в Трубчевском уезде главными рынками для закупки сырца служат селения: Уты, Знобь, Козловка, Плюсково, Сугутьево и Любец, а в Новгород-Северском: села Олтыри и Жихово и деревня Знобь новгород-северская. Во всех этих селениях закупается пенька-сечка, а в Севскомъ уезде - молочанка. Цены на пеньку сырец в последнее время постоянно возрастают, а именно: в 1865 году Трубчевские прасолы покупали ее из первых рук от 1 рубля 80 копеек до 2 рублей за пуд; в 1866 году от 2 рублей до 2 рублей 20 копеек, в 1867 году от 2 рублей 20 копеек до 2 рублей 40 копеек, в 1868 году от 2 рублей 40 копеек до 2 рублей 60 копеек и в 1869 году от 2 рублей 60 копеек до 3 рублей. Вследствие этого, а также и увеличения цены на издельную плату трепачам при обработке пеньки, возрастают и цены на нее при продаже трубчевскими торговцами. В настоящее время нормальная цена пеньки-сечки в Трубчевске 35 рублей серебром за берковец. За наименьшее количество выпускаемой из Трубчевска пеньки можно принять 150000 пудов, а канатной пряжи и разного рода бичевы - 70000 пудов. Почти вся трубчевская пенька чрез Брянск ныне поступает по железной дороге к рижскому порту, а канатная пряжа и бичева водой отправляется на юг в Киев, Кременчуг, Екатеринославль, Херсон, Одессу, Яссы, Кишинев, Бендеры, а также в Глац, Измаил и другие места в Турцию. В Трубчевске для выбивки конопляного масла заводов не существует, но оно покупается торговцами от крестьян Трубчевского уезда, преимущественно в селениях волостей: Стрелецкой, Юровской, Семячковской и Селецкой. Впрочем, большая часть поступающего в Трубчевск масла из этих волостей добывается из той конопли, которую сначала трубчевские торговцы сами покупают от крестьян, и за тем уже, на известных условиях, отдают им же для пробоя на масло. Ежегодно из Трубчевска выпускается масла не менее 100000 пудов. Около половины количества этого масла по реке Десне идет в названные пристани: Киев, Кременчуг, Херсон, Одессу и т.д.; часть закупают его торговцы из Новозыбкова, Еленков и Клинцов; наконец остальная часть идет в Брянск сухим путем и водою - на берлинах, и из Брянска преимущественно в Ригу и частью, чрез Сухиничи, в Санкт-Петербург. Надобно заметить, что сами трубчевские торговцы пенькою, пряжей и конопляным маслом с портовыми городами непосредственных сношений не имеют, но продают свой товар на месте торгующим с портами купцам брянским, рославльским, стародубским, почепским и другим. С открытия орловско-витебской железной дороги все эти товары, кроме доставляемых водой, идут гужем по почтовому тракту между Брянском и Трубчевском, который таким образом сделался и торговым, и притом весьма значительным трактом, потому что по нем началась гужевая доставка товаров к Брянску не из одного только Трубчевска, но еще в большем количества из Стародуба, Мглина, Погара, Почепа и других местностей Черниговской губернии. Из всех поименованных мест до устройства железной дороги товары шли прямо на Рославль. Летом в 1869 году извоз от Трубчевска до Брянска был очень дешев: с пуда платили от 8 до 10 копеек серебром, считая в том числе еще по 2 копейки с пуда за доставку товаров от Брянска до весьма удаленной от него и расположенной на левом берегу реки Десны станции железной дороги.