Трубчевск, его церкви и приходы.
Трубчевск расположен при реке Десне в юго-западном районе Орловской губернии. Прилегающий к нему уезд занимает площадь в 4515,4 квадратную версту и простирается от 53°15' до 52°20' северной широты и от 3°5' до 4°8' (от Пулкова) восточной долготы. С юга и запада он граничит с Черниговской губернией, а с севера с Брянским уездом, с востока с Карачевским и Севским. Город находится ближе к южным пределам уезда и почти в центре в направлении с востока на запад.
Наряду с некоторыми другими городами епархии: Брянском, Карачевом, Севском, Трубчевск принадлежит к числу древнейших русских городов. В первый раз он упоминается в летописи в ХII веке (под 1185 годом) под именем Трубчевск. Об утверждении в нем христианской веры, равно как об устройстве первых приходов и церквей, сведений, кроме общих, касающихся истории всего Вятского края, разумеется не сохранилось. Можно только полагать, что в церковно-административном отношении он, вместе со всем Орловским краем, находился в зависимости от Черниговской епархии, открытой еще при первых русских хриcтианских князьях; в последующее время, от второй половины ХIII века до половины XIV века, известий о нем не имеется. Можно лишь не сомневаться, что вместе со всей Русью он перенес татарское нашествие, видел черные дни и опустошения. Во второй половине XIV века, с усилением великого княжества Литовского, он принадлежал к числу владений последнего: как литовский город он упоминается под 1379 годом. В период, когда заканчивалось собирание Московской Руси, при великом князе Иоанне III, он, по договору 1503 года, отошел к Москве, хотя удельные князья его (Трубецкие) сохранили некоторую долю самостоятельности на 6-7 десятилетий позднее. В 1538 году при Иоанне Грозном договор 1503 года был возобновлен. В отношении епархиальной зависимости в описываемое время Трубчевск принадлежал к составу Брянской епархии, учрежденной, как полагают, между 1354-1360 годами взамен упраздненной Черниговской. После перехода к Москве, в 1522 году он был перечислен в Смоленскую епарxию. Время церковно-административной зависимости от Смоленска продолжалось вплоть до Смутного времени. Период этот был самый тяжелый как для всего края, так и для Трубчевска. Прежние владетели его - польско-литовские князья, не смотря на уступки, сделанные Московскому государству, продолжали притязать на западнорусскую окраину и подвергали расположенные здеcь города постоянным набегам и опустошениям. По выражению местного историка Г.М. Пясецкого, они вносили в пределы края огонь и меч, разрушали города, опустошали села, сжигали монастыри и приходские церкви, причем деятельными союзниками их были крымские и белогородские татары, подкупаемые польским золотом. Таковы были нашествия в 1505-1506 годы, 1534, 1563, 1582 годы (История Орловской епархии. Страница 77). Не смотря на эти неблагоприятные действия, церковная жизнь в крае не замирала. По крайней мере количество церквей в Трубчевске в конце смутного времени было почти то самое, что и теперь. Так известно, что при разрушении города гетманом Жолкевским около 1611 года, им сожжены были следующие церкви: Соборная, Покровская, Преображенская, Георгиевская, Михаило-Архангельская и Никольская; три первые из них по названиям существуют и в настоящее время. В эпоху самозванцев Трубчевск вместе с Севском и Карачевом стал на их сторону и особенно деятельно поддерживал Лжедимитрия II(так называемого "Тушинского вора"). Смутное время оставило самые печальные следы в городе и уезде: разрушения и запустения дошли до последней степени. Из всех церквей в yезде уцелели только две - в селе Филипповичах и в Чолнском монастыре, а город пришлось заселять почти вновь. По Деулинскому перемирию 1618 года Трубчевск уступлен был Польше. Под властью католического государства положение православной веры сделалось трудным: православные жители в большинстве разбежались, разрушенные православные храмы не возобновлялись, а вместо их поляками строились костелы. Обратно к Москве Трубчевск со своим округом перешел в 1644 году, и с этого собственно времени начинается его теперешняя история. Подвергаясь неоднократно нападениям крымских татар и поляков, терпя от них разорения и опустошения, он тем не менее постепенно оправлялся, заселялся новыми жителями, застраивался новыми домами и церквями. Так, в 1646 году по именному царскому указу царя Алексея Михайловича повелено было на месте устроенного поляками костела над гробницей князей Трубецких восстановить соборную церковь во имя Святой Живоначальной Троицы, а вскоре после этого возобновлены были церкви: Покровская, Георгиевская и Михаило-Архангельская. В 1659 году московское правительство устроило в Трубчевске крепость, чтобы иметь в нем оплот против все повторявшихся польско-татарских нападений. Мало по малу восстановился и порядок епарxиального управления. После захвата поляками в плен (в 1611 году) Смоленского архипастыря Сергия, церковное управление в крае пришло в полное расстройство. В польском влaдении Трубчевск, правда, продолжал числиться в составе Смоленской епархии, но при польском гнете епарxиальная зависимость от Смоленска была почти номинальная. Только уже с упомянутым переходом города к Москве, правильный порядок церковного управления восстановился, причем Трубчевск так же, как и дpyгиe города западного края Орловской губернии: Брянск, Карачев, Севск, поступил в непосредственное владениe Московского патриархата. Затем, с упразднением патриархальной власти, он в течение 21 года числился в зависимости от Московской Cинодальной Конторы, пока наконец в 1762 году не вошел в состав новообразованной епарxии Севской и Брянской. В 1778 году, с открытием Орловской губернии и епарxии, причислен к этой последней.
Жителей в городе Трубчевске в настоящее время около 7000. Большинство из них мещане, занимаются мелкими ремеслами или работают на местных пенькотрепальных, канатных и маслобойных заводах. Купцы торгуют лесом, пенькой и конопляным маслом. Те же промыслы по преимуществу развиты и в уезде. Вообще нужно заметить, что благодаря преобладающему лесисто-болотистому характеру местности и невысокому качеству здешних почв (по большей части суглинок и супески и редкие полосы чернозема), культура хлебных злаков у населения уезда развита сравнительно слабо. Зато производство и обработка конопли составляет самое распространенное и самое выгодное занятие. Болота и леса покрывают весьма значительную часть площади уезда; оттого климатические условия не всегда, благоприятные, но сам Трубчевск не подвержен им. Он стоит на правом высоком берегу Десны, а противоположный берег покрыт песками и хвойным лесом. Болотистая местность начинается несколько ниже, при впадении в Десну реки Неруссы.
В настоящее время в Трубчевске всего церквей восемь: соборная Троицкая, Покровская, Преображенская, Казанская, Воскресенская, Козельщанская кладбищенская, Сретенская кладбищенская и Николаевская тюремная. Из них первые пять - приходские. А последние три - безприходные. Правильного распределения приходов соответственно улицам города нет. Обыкновенно все приходы разбросаны по всему городу, и принадлежность к каждому из них определяется не установившимся размежеванием, а семейными традициями, обычаями и привычками прихожан. Кроме того к каждому городскому приходу приписаны еще окрестные деревни и пригородные слободы с крестьянским, земледельческим населением.
Соборная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы
Исходя из общих соображений, возникновение главного храма старинного города можно с уверенностью отнести к очень давнему времени. Может быть, на том самом месте, где теперь стоит городской собор, издавна существовали преемственно возникавшие храмы, но судьбы их для нас не известны. Все они, вероятно, погибали в пламени пожаров и среди ужасов разорения от татаров, поляков и лихих людей Смутного времени. Первые определенно документальные сведения о соборном храме города Трубчевска относятся лишь к половине ХVII века - к тому времени, когда город из-под власти поляков снова перешел к Московскому государству. Сведения эти опубликованы в книге Г.М. Пясецкого об Орловской епархии. Здесь мы читаем: «в 1645 году воевода Иван Феодорович Еропкин, посланный для приема города от литовского держанина Павла Салтыка, между прочим доносил царю Алексею Михайловичу, что в Трубчевске нет ни одной православной греко-российской церкви, а только имеются два деревянных костела, из них один вполне отстроен и стоит над гробом князей Трубецких, а другой выведен постройкой под кровлю... В 1646 году, ноября 4-го дня, Царь Алексей Михайлович, по благословительной и освятительной грамота патриарха Иосифа, велел воеводе Еропкину переделать верх католического костела и устроить на нем главу по греко-российскому обычаю церквей, обратив это здание в соборную церковь во имя Живоначальной Троицы... Священниками к устроенной таким образом соборной церкви определены: Брянского уезда, села Козловки, Симон Михеев и села Речицы Абрам Васильев, отцы которых были прежде священниками при соборной церкви». Тогда же вновь устроенную церковь царь Алексей Михайлович обильно снабдил богатыми украшениями, священными сосудами, иконами, облачениями, богослужебными книгами, утварью и прочим. "Весною 1650 года воевода Патрикий Степанович Исупов, на сумму 20 рублей из казенных таможенных доходов, пристроил к соборной Троицкой церкви паперть и колокольню с леcтницами (История Орловской епархии. Страницы 143-144)".
Какая судьба постигла этот храм царского строения, неизвестно, но до позднейших дней он, к сожалению, не сохранился. Теперешнее здание соборного храма построено было в 1784 году иждивением трубчевского купца Василия Саввина, с благословения епископа Севского и Брянского Феоктиста. Храм каменный, двух этажный, о четырех престолах. В верхних этажах три престола: главный - во имя Пресвятой Троицы и придельные - правый во имя Успения Божией Матери, левый во имя святого Евангелиста Иоанна Богослова. В нижнем этаже - престол во имя Богоявления Господня. Под сводами храма помещается усыпальница князей Трубецких, скончавшихся в ХVI столетии. Чтимую святыню города и храма составляет икона Божией Матери Трубчевская. Невдалеке от собора, на берегу Десны, стоить часовня, где по преданно жил и подвизался преподобный Нил Столбенский. С 1884 года в городе существует особый крестный ход, установленный по случаю постигшего город в предыдущем году, 4-го июля, страшного пожара. В 1890 году этот ход разрешен был Священным Синодом, как постоянное установление. С этих пор каждый год, 4-го июля, религиозная процессия совершает обращение вокруг города; в процессии принимает участие все градское духовенство с иконами и хоругвями, а из Чолнского монастыря приносится чудотворная икона Божией Матери.
Не считая городских жителей, к приходу соборной церкви принадлежат деревни: Поповка, Телец, Ильино и Темная. Всего прихожан городских и сельских - 3970 душ мужского и женского пола. Причт состоит из протоиерея, священника, диакона и двух псаломщиков; имеется 1050 рублей жалованья. В приходе три школы грамоты.
Покровская церковь
Непрерывная и достоверная история Покровского храма начинается одновременно с соборной церковью. В том же 1646 году, когда по царскому вeлению указано было восстановить соборный храм, "декабря 23-го дня, города Курска безместный священник Прокофий Сергиев в челобитной царю Алексею Михайловичу писал, что он в городе Трубчевске на посаде приискал старинное меcтo, где прежде была церковь Покрова Пресвятой Богородицы и просил, чтобы ему было дозволено выстроить на том самом месте деревянную церковь в прежнее именование. По желанию челобитчика Государь, чрез воеводу Еропкина, дозволил построить такую церковь по благословению патриарха и по освятительной его грамоты" (История Орловской епарxии. Страница 145).Построенная таким образом деревянная церковь просуществовала, по видимому, с лишком сто лет; подвергалась ли она каким-либо перестройкам и изменениям, неизвеcтно. Равным образом ничего определенного нельзя сказать, в каком отношении стояла эта церковь к существовавшей прежде в ограде Покровского храма деревянной Благовещенской церкви (меcтo нахождения последней в настоящее время обозначено кирпичным памятником-столбом).
В 1787 году приступлено было к сооружению теперешнего каменного храма. Строителем его был тот же благочестивый храмоздатель, трубчевский купец Василий Саввин, который построил и соборную церковь. Первоначально храм был двухпрестольный с главным престолом во имя Покрова Пресвятой Богородицы и придельным во имя Святого Николая Чудотворца в теплой трапезной части. В 1862-65 годах произведено было расширение главного храма, именно пристроены были два главных придела по правую и левую стороны главного алтаря: первый во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, второй во имя Святого Тихона Задонского. В том же 1865 году начата была перестройка и трапезной части. Был сооружен новый придел во имя святых мучеников Гурия, Самона и Авива, прежний же Никольский перешел на дрyгoe меcтo, полное возобновление которого и освящение завершилось, впрочем, только в 1877 году при преосв. Иувеналии. Капитальный внутренний ремонт, особенно в главном храме, не производился давно. В настоящее время, по инициативе священника В. Гробовского, на этот счет собираются пожертвования. Недостатка в пожертвованиях, как и прежде, не было. Особенною ревностью к храму отмечаются две купеческие фамилии из местных прихожан: Скрылевых и Соколовых. Как древность и местночтимые святыни храма нужно отметить: 1. икону Богоматери Страстная, 2. икону Благовещения, 3. икону Тихвинской Божией Матери, 4. икону Божией Матери "Всех Скорбящих Радости" и 5. священное евангелие 1701 года. Две первые из названных икон и евангелие перенесены были из упраздненного Благовещенского храма.
Прихожан городских и сельских - 1860 душ обоего пола. Деревень, приписанных к храму, три: Телец, Духново и Чмыхово. Причт одноштатный, трехчленный. При церкви школа грамоты и 1 д. 1343 с. земли.
Преображенская церковь
Преображенский храм возник на месте прежде существовавшего в городе Трубчевске Спасо-Преображенского девичьего монастыря. Сожженный около 1611 года вместе с другими городскими церквами гетманом Жолкевским, монастырь был восстановлен между 1646-49 годами новой основательницей его игуменьей Марфой. Энергичная строительница употребила все усилия, чтобы возобновленная обитель и вновь устроенный храм получили богатый и благолепный вид. Благоукрашение и обогащение монастыря продолжено было ее сыном Иоанном, определенным на должность монастырского священника. Возобновленной обители, однако, суждено было просуществовать недолго. Через десять лет с небольшим, в 1662 году, случилось новое нападение поляков и крымских татар на Трубчевск, и монастырь, стоящий в кpепостной стене, был разрушен. Священник Иоанн деятельно хлопотал о его вторичном возобновлении и успел достигнуть своей цели, но через неcколько лет, 7-го января 1690 года, монастырь предписано было закрыть и сестер перемеcтить в Ильинский женский монастырь; священник Иоанн получил перевод в Москву на должность ключаря Архангельского собора. На месте упраздненного монастыря в 1693 году стараниями местного священника построена была деревянная приходская церковь во имя Преображения Господня. Указом царей Иоанна и Петра Алексеевичей за нею закреплена была мельница на реке Поройцы, что ниже села Усоха, находившаяся прежде во влaдении монастыря. Храм этот просуществовал до 1760 года, в каковом году, - неизвестно, - вместо него построена была каменная церковь с вновь устроенным приделом во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Это была первая каменная церковь в городе. До 1896 года она стояла почти без всяких изменений; в этом году на средства прихожан прежний предел был расширен и пристроен новый (с южной стороны), пока еще не освященный. Внутреннее убранство храма благолепное и величественное. Главный иконостас - старинный, в три яруса, вышиной под самый свод. Иконостасы в придельных алтарях сооружены были вновь на средства пот. поч. гр. Г.С. Курындина. Археологических достопримечательностей в храме нет, за исключением разве воздуха и других покрывал, шитых серебром по зеленому бархату и оставшихся, по видимому, от времен польских. В период времени от 1880 года до апреля 1897 года храм был приписным к Трубчевскому собору.
Прихожан Преображенской церкви -1430 человек обоего пола. Причт одноштатный, трехчленный, содержание- 70 десятин земли, и кроме того для священника имеется церковный дом. На содержание храма получается одна третья часть намолотого хлеба с двух церковных мельниц, на сумму 120-200 рублей, и доход с церковного сада в количестве 50-150 рублей. К приходу принадлежит деревня Передний Городец, среди населения которой есть несколько лиц (в 1903 году - 21 человек), придерживающихся хлыстовства. В деревне школа грамоты.
Казанская церковь
Первоначальная история Казанского храма неизвестна. Ныне существующий каменный храм построен был в 1803 году усердием прихожан. В своем первоначальном виде он был однопрестольным. В 1849 году на средства тех же прихожан пристроены были придельные алтари: правый во имя Архистратига Михаила и левый во имя Святого Митрофана Воронежского, и вся церковь расширена. В 1865 году в главном храме был сооружен новый иконостас, а стены храма расписаны святыми изображениями. В 1883 году, при постигшем город страшном пожаре, храм сгорел. После этого он медленно восстанавливался и построился на сборы с прихожан и доброхотные пожертвования.
Количество прихожан при Казанском xpaме - 1120 человек обоего пола. Значительную часть при них составляют крестьяне, ремесленные в Стрелецкой и Пушкарской слободе.
Причт одноштатный, двухчленный. На содержание церкви и причта идут доходы с церковной земли в количестве 42 десятин и арендная плата с имеющейся при церкви каменной лавки, в которой помещается местный склад Епархиального свечного завода. Кроме того, в пользу храма поступают проценты с небольшого денежного капитала (200 рублей), пожертвованного в церковь. В приходе школа грамоты.
Козельщанская кладбищенская церковь
Козельщанская кладбищенская церковь так называется с 16-го июня 1896 года, по благословению преосв. Мисаила; до сего же времени она именовалась Ильинской в честь прежнего главного престольного праздника в храме. Когда и как она построена, точных сведений не имеется, но во всяком случае ранее 1811 года, потому что этим годом помечены планы и межевая книга на церковную землю, пожертвовавшую для церкви трубчевским купцом П.И. Житковым. В первоначальном виде она была деревянная. В 1846-48 годах взамен ее построена была новая каменная церковь трубчевским купцом Н.С. Курындиным. Церковь эта была очень мала (человек на 200) и неудобна. Поэтому в 1890-93 годы, по благословению преосв. Мисаила, она была расширена пристройкой двух приделов и сооружением новой колокольни. Расходы по переустройству приняли на себя сыновья храмоздателя Захарий и Илья Николаевичи Курындины, бывшие оба преемственно церковными старостами храма. Захарий Николаевич взял на себя главным образом перестройку стен, а Илья Николаевич внутреннее благоукрашение храма; в общей сложности ими было затрачено для храма 45159 рублей. Храм был устроен трехпрестольный, теплый. Во имя прежнего храмового праздника посвящен был южный придел; главный престол освятили во имя Божией Матери Козельщанской, левый придел во имя святого великомученика Пантелеимона. Торжество освящения приделов происходило в 1893 году 4-го мая и 31-го октября; главный престол освящен 16-го июня 1896 года. Внутри храм богато украшен. Главный иконостас каменный, мозаичный; на престоле беломраморная риза с мозаическими украшениями. Царские врата, а равно северные и южные двери в главном иконостасе сделаны из бронзы. Придельные иконостасы столярной ручной работы, позолоченные. Стены храма на всем протяжении раскрашены масляными красками и расписаны стенной живописью (всего 28 святых изображений).
Церковь бесприходная. Причт одноштный, двухчленный; пользуется церковными домами и половиной существующих доходов (другая поступает в пользу церкви) с церковной земли, коей всего имеется при церкви 179 десятин 1748 квадратных саженей. Подобным же образом делятся проценты с положенных в церковь на вечное поминовение капиталов (всего на сумму 7000 рублей): часть процентов в количестве 164 рублей 89 копеек идет на содержание храма, другая в пользу причта.
Сретенская кладбищенская церковь
Сретенский храм построен в 1811 году. В нем три престола: в главной церкви - один во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, другой - во имя Рождества Иоанна Предтечи, в трапезной - во имя Сретения Господня. По приделу храм получил и название, хотя настоящим именем его должно бы быть: Крестовоздвиженский.
В "Истории Орловской епарxии" Г.М. Пясецкого имеeтcя зaмечание: "Когда Георгиевская церковь (издавна существовавшая в Трубчевске) в 1783 году сгорела, то богослужение совершалось в деревянной же церкви Воздвижения Честного Креста, которая построена была близ той же церкви вместо придела в 1730 году". Имеет какое-либо отношение нынешняя Сретенская, или, что то же, Крестовоздвиженская церковь к упомянутой в выдержках церкви и является ли она, таким образом, преемницей древнего Георгиевского храма, за неимением таковых, сказать ничего нельзя.
Храм построен с благословения епископа Орловского и Севского Досифея, стараниями и иждивением купца П.В. Саввина. В 1868 году в нем устроены были главные иконостасы на средства трубчевского купца Н.М. Гамова и купчихи Н.А. Курындиной. В 1871 году трапезная часть была переделана в теплую. Колокольня стоит отдельно от церкви.
Церковь бесприходная. До 1877 года здесь не было и самостоятельного причта. Богослужение совершалось причтами других городских церквей по приглашению. Преосвященный Иувеналий желал учредить здесь собственный причт и вошел с соответственными представлениями в Священный Синод. Определением Священного Синода от 15-го ноября 1877 года к Сретенской церкви назначен был причт, состоящий из священника и диакона. Впрочем, богомольцев и доселе в храме бывает немного, так как, при наличности в городе другой кладбищенской церкви, хоронят здесь редко, по преимуществу бедняки, так как храм стоит на самой окраине города. Содержание храма получается главным образом от пожертвованного в пользу церкви капитала в количестве 782 рублей 23 копеек, а причт пользуется церковными домами и процентами (126 рублей 28 копеек) с капиталов, положенных в пользу причта.