ТРУБЧЕВСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


ЗЕМЛЯ БРЯНСКАЯ (ДОРОГИ К ПРЕКРАСНОМУ). ЦАПЕНКО М.П., 1972 ГОД


Земля Брянская (Дороги к прекрасному)   В Трубчевске.
  По приезде в Трубчевск советуем спуститься с возвышенности к Десне, переехать на ее противоположный берег и с широкого луга окинуть взором местоположение города. По правому берегу, у самой воды, вы увидите лес и кусты, а за ними — крутые, иногда совсем обрывистые возвышенности, пересеченные глубокими оврагами. В расположении древних городов есть что-то общее, они всегда строились у реки и на возвышенностях, а на славянских землях почти всегда они будут правым берегом, ибо реки текут преимущественно с севера на юг. Самым показательным в этом отношении является расположение Киева. Так же расположен и Трубчевск. На одном из возвышений даже издали заметна ровная площадка, тогда как другие возвышения холмисты. Сразу понятно, что это выравнивание — дело рук человеческих. С обеих сторон площадка ограничена глубокими оврагами, что весьма выгодно с точки зрения обороны. Это и есть место, где находится детинец, а иначе говоря — кремль древнего, но второго Трубчевска.
  Если со стороны Десны преградами являлись сама река и крутые обрывы, то с противоположной, напольной стороны укрепления делались искусственно в виде рвов, валов и рубленых стен. Мощные рвы и валы хорошо видны и сейчас, а от древних строений остался один Троицкий собор с колокольней. Очертания собора и некоторых других, более поздних церквей хорошо видны из-за Десны, они украшают общий силуэт города.
  На месте древнего детинца сейчас разбит городской парк, весь заставленный щитами с разного рода надписями. Ни у кого не вызывает сомнения полезность наглядной агитации, но когда на древних рвах и валах, у стен старинных памятников, повествующих о делах давно прошедших дней, вдруг красуются плакаты о повышении удоев молока — это нам кажется неуместным, для этой цели надо выбирать другие места. Это замечание относится не только к Трубчевску, но и к многим другим древним городам, например Новгород-Северскому, где такие же плакаты красуются на территории древнего Спасо-Преображенского монастыря. Но это — между прочим.
  Троицкий собор и другие памятники. Перед нами — Троицкий собор, самый древний из сохранившихся памятников Брянщины. Собор этот сооружен не позже XV века, о чем свидетельствуют надписи на надгробных плитах князей Трубецких, сохранившихся в крипте — усыпальнице собора. Сами плиты представляют большой художественный интерес, они белокаменные и покрыты орнаментальной резьбой. На одной из плит указана дата захоронения — 1520 год, из чего следует, что собор, вероятно, построен в XV веке, а может быть, и раньше.
  Собор перестраивался много раз, его современный наружный декор носит черты архитектуры рубежа XVII - XIX веков, а колокольня пристроена в начале XIX века. Поэтому его вид несколько разочаровывает. Но стоит призадуматься над его датировкой. Во времена татарскою нашествия в XIII веке в этой части Киевской Руси все памятники были разрушены, последующие XIV — XV века также являются белым пятном в зодчестве Киевского, а также Черниговского, Новгород-Северского и Брянского удельных княжеств. Таким образом, по времени сооружения мы имеем дело с единственным в своем роде памятником.
  Если мысленно памятник "раздеть", освободив от поздних наслоений, то он предстанет перед нами в совершенно ином виде, чем выглядит сейчас. Даже при беглом осмотре заметно, что западная часть храма необычайно широка и массивна и похожа на гражданское здание.
  Восточная же часть — то есть собственно церковь с захоронениями в цокольном этаже — является, по существу, самостоятельным сооружением. Возникает предположение, что "трапезная" является не чем иным, как остатками древнего дворца князей Трубецких, к которо-му примыкала дворцовая церковь с фамильными захоронениями. Как известно, в Боголюбове под Владимиром сохранились подобного рода уникальные остатки дворца и церкви князя Андрея Боголюбского.
  Чтобы вынести окончательное суждение о первоначальном назначении и облике трубчевского памятника, его необходимо тщательно исследовать.
  Внутри собора сохранился иконостас с иконами XVIII века.
  Наружные огромные рвы и валы расположены недалеко от собора, из чего следует, что княжеский кремль занимал небольшую площадь.
  В XIV веке город был захвачен Литвой, в конце XV века вошел в состав Московского государства, а в XVI веке становится важной крепостью на его рубежах. Укрепления города были восстановлены и расширены.
  Эти гигантские рвы и валы возведены тысячу лет назад при помощи простой лопаты. Это поражает и удивляет. Принято думать, что в те далекие времена, строго говоря, никакой техники не было. И в то же время строились соборы, громадные даже по нашим понятиям. Возводились также не менее грандиозные оборонительные сооружения. А такое поразительное явление, как таинственные "змиевы валы", на сотни километров тянущиеся в некоторых местах соседних Курской, Орловской, Белгородской и других областей? Эти валы порой даже сейчас достигают десяти метров в высоту. Удивительные вещи происходили в древности!
  Недалеко от бывшего трубчевского детинца находится обветшалая церковь, о которой мы уже упоминали,— Преображенская. Как утверждают местные краеведы, это бывший костел, перестроенный в церковь. Основанием для такого предположения послужила резная надпись на наружной стене здания, гласящая, что оно возведено в 1640 году. Действительно, в это время городом владели поляки. Учитывая настойчивую полонизацию захваченных русских земель, трудно допустить, чтобы поляки разрешили строить в это время православный храм. Как мы видели, в Погаре они тоже построили костел. Но польскому владычеству пришел конец уже в 1645 году, и вскоре после этого костел был перестроен в православный храм. А перестраивался он неоднократно и современный вид приобрел в XVIII веке. По его архитектурным формам трудно, однако, предположить, что он когда-либо носил явные черты готического или барочного стиля, свойственные костелам. Видимо, по заказу польских властей он был построен местными мастерами, которые не знали западноевропейских стилей.
  Напоминанием того, что в XVII—XVIII веках Трубчевск был сотенным городом Стародубского полка, является один малоприметный, небольшой дом на площади Карла Маркса (расположенный неподалеку от упомянутых выше памятников). Это так называемая каменица, которые обычно строились в годы гетманщины для хранения казны, боевых и всяких иных припасов в полковых и сотенных городах. Подобные каменицы сохранились в Козельце и Седневе Черниговской области и в некоторых других старых, теперь небольших городах.
  Трубчевская каменица стоит в ряду обычных домов, от которых по внешнему виду ее трудно отличить. Но при ближайшем рассмотрении здание оказывается интересным. Оно выложено из кирпича, толщина стен — до двух метров, что при небольшом размере здания (около тридцати квадратных метров) кажется толщиной непомерной. Перекрыта каменным сомкнутым сводом. Но самое любопытное заключается в том, что над первым этажом устроен второй, еще меньший по площади. Сейчас он полностью скрыт под современной двускатной кровлей, и снаружи его не видно. Вероятно, второй этаж возведен позже. В целом — это редкий тип гражданского здания XVII века.
  На другой окраине города находится хорошо сохранившаяся Сретенская церковь первой половины XIX века, в архитектуре которой приемы классицизма уже в значительной мере разбавлены и измельчены стилизаторскими приемами; они скоро станут господствующими и совсем вытеснят строгость и упорядоченную простоту стиля.
  При всем этом зданию нельзя отказать в определенной живописности объемов. Колокольня построена отдельно, на западной стороне участка в виде надвратной церкви, что напоминает устройство монастырских комплексов. Может, это и был монастырь?
  Есть еще в городе Ильинская церковь, построенная совсем поздно — в 1890 году. Это именно тот период в архитектуре, который обычно не замечается ее историками — мол, все это эклектика, стилизаторство и т.д. В архитектуре Ильинской церкви действительно сочетаются формы разных веков, которые тем не менее нарядны, декоративны, красочны. Но несправедливо не видеть, что наряду со стилизаторством в архитектуре рубежа XIX—XX веков было много нового, особенно в области строительной техники, без коей архитектуры не существует. Все это видно и на примере Ильинской церкви в Трубчевске.
  В заключение нашего пребывания в Трубчевске прогуляемся по его улицам. Сделать это нетрудно: с конца XVIII века город встраивался по регулярному плану, как и многие другие города России. Улица вдоль, улица поперек — заблудиться невозможно. Это тоже была дань классическим принципам четкости и строгого порядка. Но все хорошо, что в меру. С начала XIX века такое градостроение начало приобретать характер некоей казарменной муштры, что и было отображено Салтыковым-Щедриным в деяниях вымышленных им градоначальников.
  Разумеется, Трубчевск разросся, и однообразие его планировки теперь уже не ощущается. Но по-прежнему обаяние города составляют задумчивые и уютные улочки старого Трубчевска. Представляется, как когда-то здесь прогуливался местный уроженец юный Александр Галич, впоследствии известный философ и эстетик, воспитатель Пушкина. Великий поэт любил своего настав¬ника и в своем шутливом "Послании к Галичу" советовал ему: "Оставь же город скучный, с друзьями соединись и с ними неразлучно в пустыне уживись. Беги, беги столицы, о Галич мой, сюда!".
  Увы, читатель, никакой особой тишины на родине Галича в наше время нет. Дома, правда, маленькие, и улицы зеленые, но совсем не тихие. Главные улицы имеют твердое покрытие, и это спасает центр города от бича летнего времени — пыли, поднимаемой мчащимися автомашинами. Для небольших городов да и для сел пыль — это форменное бедствие, отравляющее жизнь людям. Нам приходилось видеть, как излюбленные на Украине мальвы и другие цветы в таких "тихих" селах в течение всего лета на палец покрыты пылью. Проблема не простая, но как-то с этим надо бороться.
  Как уже упоминалось, в Трубчевске есть краеведческий музей. Нам много приходилось видеть районных музеев, и мы смело утверждаем, что это один из лучших. Особенно хочется отметить хранящиеся в музее художественные изделия, извлеченные при раскопках курганов древних славян, а также оригинальной художественной работы серебряный оклад Евангелия рубежа XVII—XVIII веков.
  Бережно собраны в музее и реликвии боевой славы Великой Отечественной войны, они напоминают о том, что в эти годы Брянщина была партизанским краем.
  Поржавевшая партизанская пушка, извлеченная в послевоенные годы из болотистых лесных зарослей, поначалу кажется чуждой музейному собранию, в котором, как всегда, главное место занимают художественные экспонаты. Но эта кажущаяся несовместимость исчезает по мере осмысления того, что видишь в Трубчевском музее. Партизанское оружие, предметы сурового быта партизанской жизни, все, что показывает героические подвиги тех незабываемых лет, — все это свидетельство нравственной красоты людей, вставших на защиту Родины в тяжелую годину ее истории. И, как все прекрасное, это заслуживает сбережения и показа благодарным потомкам.
  Дальше наш путь пролегает на юго-восток к Севску, после осмотра которого мы выберемся на первоклассное шоссе Москва—Киев. А к Севску придется ехать по грунтовому шоссе, как это официально называется — по безрельсовым дорогам областного значения. Если среди путешествующих окажутся почитатели мастеров старин¬ного народного пения, то можно из Трубчевска сделать небольшой крюк на восток и в Навлинском районе посетить село Алтухово, в котором провела свои детские годы известная в свое время певица А. Вяльцева.


Земля Брянская (Дороги к прекрасному)

Земля Брянская (Дороги к прекрасному)

Земля Брянская (Дороги к прекрасному)

Земля Брянская (Дороги к прекрасному)