ТРУБЧЕВСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Церковь Успения Пресвятой Богородицы


  Приход Казанской (Успенской) церкви упоминается с 1712 года. В 1786 году храм деревянный, двухэтажный, ветхий. В 1870 году на средства прихожан построен новый деревянный храм на каменном фундаменте во имя Успения Пресвятой Богородицы и придела во имя Зачатия Иоанна Предтечи, на современном месте. В 1886 году устроен придел во имя иконы Божией Матери всех скорбящих Радости. В 1901 году устроены новые приделы. Церковной земли 36 десятин (ГАБО, фонд 249, опись 1, дело 222, лист 81). В 1921 церковь действующая (ГАБО, фонд 350, опись 1, дело 56, листы 25-28). В 1930 церковь действующая (ГАБО, фонд 89, опись 1, дело 508, лист 16). С 1936 до 1990-х годов использовался как школа.


***

  Трубчевской десятины жилыя данныя церкви 1647-1710, 1721-1746 годов.
  Церковь Успения Пресвятой Богородицы во селе Радитине дани 15 алтын 4 деньги, десятильничих и заезда гривна; 186 года - рубль 14 алтын; 187 года - рубль 1 алтын 5 денег; 1746 года - рубль 45,5 копеек.
  184 года февраля 1 подал к подписке сей церкви грамоту свою преподобный Моисей 3ахарьев.
  1707 года апреля дня вышеписанной церкви поп Моисей и с приходскими людьми в поданном в Патриарший Казенный Приказ прошении писал: "в прошлых годах в селе Радутине была церковь Успения Пресвятой Богородицы и вся обветшала и огнила и по великого государя указу и по грамоте из Патриаршего Казенного Приказа построена в том селе вновь церковь во имя Успения ж Пресвятой Богородицы и к освящению ныне вся в готовности, а антиминса к освящению не выдано и просим повелеть к освящению тоя церкви антиминс выдать и освятить тое церковь Трубческому троицкому соборному протопопу Ермолаю и о освящении тое церкви дать грамоту".
  В Патриаршем Казенном Приказе в приходской книге жилых церквей написано: "церковь Успения Пресвятой Богородицы; церковной земли по писцовым книгам 6 десятин в поле, а в дву потому ж; сена 2 копны. А в записной печатных пошлин книге 700 года ноября во 2 день написано: запечатана благословенная грамота по челобитью Трубчевского уезда села Радутина успенских прихожан солдат Степана Иванова сына Седыкина с товарищи велено в том селе Радутине построить на прежнем церковном месте вместо ветхия Успенская церкви вновь церковь во имя Успения ж, пошлины взяты. Справил Стефан Турченинов. Подписано: "выдать антиминс и грамота и посвящении". Отмечено: "дана".
  1726 года февраля 14 села Радутина поп Иван Моисеев в поданном в Синодальный Казенный Приказ прошении писал: "в прошлом 1725 году в апреле месяце в оном селе Радутине церковь Успения Пресвятой Богородицы волею Божию сгорела и вместо оной сгорелой церкви во оном селе Радутине прихожане и укладчики без указу вновь церкви строить несмеют и дабы указом повелено было вместо вышеозначенной сгорелой церкви построить вновь церковь, а на то строение лес ронить в Трубчевском же уезде в дачах того села Радутина".
  "И против сей челобитной в Синодальном Казенном Приказе выписано: в писцовых Трубчевских книгах 136 года у вышеписанной Успенской церкви написано: двор попов, пашни паханые церковной земли 6 десятин в поле, а в дву потому ж, сенных покосов 2 копны; а в переписных книгах 703 года написано: преподобный Моисей, дьячек Иван Иванов, в приходе 148 дворов, пашни церковной земли и сенных покосов показано тож число, да за рекою Десною на 10 копен, рыбная ловни на речке Двины (так в издании 1913 года; имеется в виду Десна), бортной ухожей Судерев со крестьяны". Подписано: "1726 года, марта 4 дня дать указ о строении". Отмечено: дан.
  1730 года января в день вышеписанной церкви преподобный Иван Моисеев да староста церковный крестьянский Михаил Павлов в Синодальный Казенный Приказ писали, что "ново построенная церковь к освящению в готовности", и просили дать указ об освящении старым антиминсом. Подписано: "1730 года января в 30 день дать о освящении благословенную грамоту". Указ на имя соборного попа Софрония Ермолаева принял и росписался села Усоха николаевской поп Дмитрей.
  Материалы для истории церквей Курской, Харьковской, Орловской, Черниговской и Воронежской губернии, городов и станиц Донской области по приходным окладным книгам жилых данных церквей патриаршего Казенного приказа 7136 (1628) - 1746 годов.


***

  Рукоположен во дьякона бывший ученик семинарии среднего отделения Владимир Федосеев, в село Радутино трубчевского уезда.
  "Орловские епархиальные ведомости", № 9, 1865 год.


***

  Определен на причетническое место бывший ученик духовного училища Павел Любомудров в село Радутино трубчевского уезда.
  Орловские епархиальные ведомости, № 23, 1867 год.


***

  Трубчевского уезда села Радутина священник Александр Городецкий определен смотрителем церковно-приходских школ по ведомству благочинного протоиерея Константина Щегловитова.
  Орловские епархиальные ведомости, № 1, 1868 год.


***

  Посвящен в стихарь указной причетник трубчевского уезда села Радутина Павел Любомудров.
  Орловские епархиальные ведомости, № 2, 1869 год.


***

  Указом Святейшего Правительствующего Синода, от 30 апреля сего 1870 года за № 983, дано знать Орловскому Епархиальному Начальству, что вследствие ходатайства оного, в 11 день того апреля, Всемилостивейше удостоен награждения за службу по духовному ведомству скуфьей Трубчевского уезда, села Радутина, депутат священник Виталий Радонежский.
  Орловские епархиальные ведомости, № 19, 1870 год.


***

  Города Трубчевска Воскресенской церкви священник Андрей Казанский и села Радутина Трубчевского уезда священник Александр Городецкий, согласно их прошению, перемещены один на место другого.
  Орловские епархиальные ведомости, № 24, 1870 год.


***

  Священно-церковно-служителям села Радутина Трубчевского уезда, за сострадание их к сиротствующему семейству умершего того села причетника Павла Любомудрова, изъявлена признательность Его Преосвященства.
  Орловские епархиальные ведомости, № 16, 1871 год.


***

  Умер Трубчевского уезда села Радутина причетник Андрей Никольский.
  Орловские епархиальные ведомости, № 20, 1874 год.


***

  Трубчевского уезда села Радутина священник Виталий Радонежский, по распоряжению Епархиального Начальства, уволен от должности депутата, а на место его определен депутатом священник города Трубчевска Покровской церкви Александр Николаевский.
  Орловские епархиальные ведомости, № 21, 1875 год.


***

  Умер села Радутина Трубчевского уезда священник Виталий Радонежский.
  Орловские епархиальные ведомости, № 10, 1877 год.


***

  Перемещен по прошению города Трубчевска Воскресенской церкви священник Александр Городецкий в село Радутино Трубчевского уезда.
  Орловские епархиальные ведомости, № 11, 1877 год.


***

  Умер заштатный диакон Трубчевского уезда села Радутина.
  Орловские епархиальные ведомости, № 18, 1877 год.


***

  Список священнослужителей, удостоенных в 1-й день апреля 1879 года Высочайших наград за отлично-усердную службу по епархиальному ведомству, по Орловской епархии: камилавками, от Святейшего Синода выдаваемыми: Трубчевского уезда села Радутина священник Александр Городецкий…
  Орловские епархиальные ведомости, № 11, 1879 год.


***

  Умер исправляющий должность псаломщика села Радутина Трубчевского уезда запрещенный священник Иоанн Даньшин.
  Орловские епархиальные ведомости, № 9, 1883 год.


***

  Исполняющий дела псаломщика села Радутина Трубчевского уезда Михаил Мещерский перемещен в село Арельск того же уезда, а на его место определен сверхштатный причетник Воскресенской города Болхова церкви Павел Бунин.
  Орловские епархиальные ведомости, № 6, 1884 год.


***

  Умер протоиерей села Радутина, Трубчевского уезда, Петр Никольский. Умер села Радутина, Трубчевского уезда, Владимир Федосеев.
  Орловские епархиальные ведомости, № 7, 1887 год.


***

  Священник села Радутина, Трубчевского уезда, Яков Щегловитов определен депутатом по следственным делам Епархиального ведомства, по 1-му Благочинническому участку, Трубчевского уезда; а священник города Трубчевска, Соборной церкви Павел Диесперов определен помощником депутата того же участка.
  Орловские епархиальные ведомости, № 7, 1888 год.


***

  Учитель народной школы Герасим Преображенский рукоположен во диакона в село Радутино, Трубчевского уезда.
  Орловские епархиальные ведомости, № 10, 1890 год.


***

  Умер священник села Радутина Трубчевского уезда Яков Щегловитов.
  Орловские епархиальные ведомости, № 11, 1890 год.


***

  Село Радутино расположено в 14 км северо-восточнее Трубчевска на высоком правом берегу Десны. В начале XX века Радутино принадлежало Усохской волости. Ныне оно входит в состав Усохского сельского поселения.
  Максимальное население села в 1920-е годы достигало 2 тысяч жителей. В настоящее время здесь проживает около 300 человек.
  Археологические раскопки свидетельствуют, что местность, на которой ныне находится Радутино, была населена еще в IX веке. Вероятно также, что храм в Радутине появился не позднее ХVI века, поскольку в польских документах 1619 и 1635 годов Радутино названо селом.
  Первое упоминание о деревянной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы относится к 1640-м годам. К апрелю 1707 года храм был выстроен заново. В апреле 1725 года он сгорел, после чего в 1726-1730 годах было выстроено новое, первоначально однопрестольное здание. Указ о его освящении, датированный 30 января 1730 года, принял священник Никольской церкви села Усох Димитрий. В середине ХVIII века прихожанами особо почитался праздник Зачатия Иоанна Предтечи; у храма появился одноименный придел.
  Храм, упоминаемый с 1786 до 1870-х годов, был двухэтажным, по-прежнему деревянным; на нижнем его этаже располагался Иоанно-Предтеченский престол. В 1870 (по другим источникам - 1878) году, вследствие ветхости и малой вместимости церковного здания, на средства прихожан был построен новый храм - деревянный, на кирпичном фундаменте, с тем же главным престолом и южным приделом во имя Зачатия Иоанна Предтечи, а на противоположной стороне дороги, на месте старого храма, была поставлена каменная часовня.
  В 1886 году в церкви был устроен северный придел во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Эта икона в храме почиталась как чудотворная.
  В 1901 году храм был капитально отремонтирован. Он остался трехпрестольным, но приделы получили новые посвящения: во имя Петра и Павла и во имя Казанской иконы Божией Матери. По последнему престолу стали часто именовать и церковь. На находившемся в ней старинном животворящем кресте со святыми мощами была надпись, гласившая, что его в 1712 году пожертвовал в храм подьячий Яков Владимиров.
  Причт храма в начале ХХ века состоял из священника, дьякона и псаломщика. Церковь владела 36 десятинами усадебной, полевой и луговой земли. Около 1910 года была устроена новая церковная ограда из железных решеток на кирпичном фундаменте.
  Приход Радутина состоял из села и пяти деревень: Глинск, Дольск, Дятьковичи, Рожок и Субботово. Приходские селения располагались при Десне и ручье Витке. Все прихожане были крестьянами-земледельцами, занимавшимися также отхожими промыслами в южных и западных губерниях. Общая численность прихожан достигала 5 тысяч человек. В селе находились земская школа (с 1875 года) и небольшая церковно-приходская школа в сторожке при храме (с 1894 года).
  Службы в Успенской церкви продолжались до рождественского праздника 1934 года, когда для осмотра состояния здания в храм пожаловала районная техническая комиссия. В то время это был один из приемов местных властей, намеревавшихся закрыть храм при отсутствии на то законных оснований. Комиссия обязала церковную общину выполнить совершенно не нужный капитальный ремонт здания храма, установила для ремонта кратчайший срок и запретила службы под вымышленным предлогом опасности обрушения здания. Дата приезда комиссии была выбрана не случайно: во-первых, верующим был испорчен праздник Рождества Христова, во-вторых, такие осмотры проводили, как правило, зимой, когда выполнять предписанный ремонт было абсурдно. Был составлен акт, согласно которому община получила на ремонт месячный срок. Староста храма, церковный сторож и представитель общины подписать акт отказались.
  На следующий день храм был заперт, а председатель сельсовета заявил, что, пока он в Радутине, служб в храме не будет. Проводить собрания по вопросу ремонта храма местная власть также не разрешала, из-за чего приступить к нему община не смогла и летом. При этом, по тогдашним законам, невзирая на недоступность храма, община была обязана продолжать платить все начисленные на него налоги до тех пор, пока церковь не будет закрыта постановлением облисполкома. На действия сельсовета последовали неоднократные жалобы верующих в комиссию по вопросам культов при Президиуме ВЦИК СССР. Не остался в стороне и священник Успенской церкви Александр Федосеев. Он поставил свою подпись под обращением верующих в органы высшей власти и подал рапорт о происходивших событиях в Священный Синод РПЦ. Такая активность священников в то время наблюдалась нечасто, ибо сельские священнослужители, будучи людьми образованными, лучше своей малосведущей в государственных делах паствы понимали всю бессмысленность и опасность выступлений в защиту прав верующих. В 1936 году священник Успенского храма был арестован, а церковь закрыли официально.
  После этого службы стали совершаться мирским чином по домам и не прекращались в течение всего времени бездействия сельской церкви. До Великой Отечественной войны здание храма пустовало, хотя было официально определено под "народный дом" (клуб). В годы оккупации оно использовалось немецко-фашистскими захватчиками под конюшню. После освобождения села в сентябре 1943 года завершения храма были снесены, интерьер полностью перепланирован, в здании устроена школа.
  Рубленный "в лапу" и обшитый тесом храм был выстроен в стиле эклектики с преобладанием элементов ампира. Его размеры в плане – 35 на 18 метров. После утраты завершающих частей здания он стал похож скорее на гражданскую, нежели на культовую постройку. К крестообразной в плане настоящей части храма с боковыми ризалитами, украшенными угловыми лопатками, треугольными фронтонами и круглыми окнами второго света, угловыми объемами ризницы и пономарской и едва выступающей на их фоне прямоугольной апсидой примыкает широкая трапезная с притвором и крытым крыльцом. Завершавший храм световой восьмерик с главой и 15-метровая трехъярусная колокольня над притвором утрачены. От оригинальных обрамлений окон из реек в виде широких арок и полуциркульных фронтонов остались лишь следы их примыкания.
  С 1991 года община верующих неоднократно обращалась с просьбами о передаче ей здания храма. Просьбы были удовлетворены только в 1996 году. С конца этого года службы проходили в бывшей школьной мастерской. В апреле 2000 года был освящен малым чином придел Зачатия Иоанна Предтечи, и с этого момента службы стали совершаться в самом храме. К настоящему времени восстановлены два придела, где и идут службы: в приделе Зачатия Иоанна Предтечи - от Пасхи до 4 ноября (дня празднования Казанской иконы), в Казанском приделе - от 4 ноября до Пасхи. Восстановительные работы продолжаются.
  С 11 августа 2013 года настоятелем храма является иеромонах Кирион (Потапенков).
  Храмы Трубчевского уезда, Вязьмитин О.Р., Шатохин А.В., 2013 год.


Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Здание храма в годы его использования под школу. Около 1970 года.


Церковь Успения Пресвятой Богородицы