Церкви не писавшиеся в приходских окладных книгах Патриаршего Казенного Приказа.
1730 года декабря 20, порутчик Тимофей Иванов Щегловитой в поданном в Синодальный Казенный Приказ прошении писал: "в Трубчевском уезде имеется у меня деревня Боршня, а во оной деревне дворов крестьянских 30, да близ той деревни в слободах новопоселенных черкас в Немецкой 27, да в Могре 8, да помещиков Савы, да Евстрата Домашневых в слободе Кожуровке 15, итого 63 двора, а в близости к вышепоказанным деревням церквей божиих не имеется, а которые имеются и те в дальних расстояниях верстах в 10 и в 15; в чем имею я также и в вышепоказанных деревнях крестьяне и черкасы немалую нужду: многие болящие лежат без покаяния и без причастия, а роженицы без молитвы, а младенцы без крещения помирают и для такой необходимыя нужды желаю я по обещанию своему в вышепоказанной деревне Боршне построить вновь деревянную церковь во имя Знаменья Пресвятой Богородицы, а под ту церковь и под кладбище и на пропитание церковнослужителям уступаю я из своих дач в деревне Боршне пашенной земли 10 чети в поле, а в дву потому ж, сенных покосов 10 копен, а для священнослужения и для мирских всяких треб принят будет пол, дьячек, пономарь и просвирничей, а о справке пашенной земли и сенных покосов для ведома в Синодальный Казенный Приказ вынесена буде прежде освящения оной церкви промемория, а без указу строить ной церкви не смею и прошу для строения древянной церкви 3намения Пресвятой Богородицы дать мне указ".
Сказка: у выписки в Синодальный Казенный Приказ означенный проситель порутчик Тимофей Щегловитой сказал: в означенной де его деревне Боршне поместной его дачи пашенной земли имеется 60 четвертей в поле, а в дву потому ж, сенных покосов на 100 копен, да за ним же в слободе поселенной черкасами в Немецкой 55 четвертей, сенных покосов на 60 копен, да в его ж деревне Могре 25 четвертей в поле, а в дву потому ж, сенных покосов на 80 копен, а за помещиками де Савой и Евстратом Домашневыми в слободе Кожуровке наличное число пашенной и сенокосной земли поместных их дач имеется, о том де неведомо, и показанные де деревни в расстоянии имеются Боршня с новопоселенной слободой Немецкой в 4, а слобода де Могора в 5, а слобода Кожуровна в 3 верстах и имеются во окружности и напредь де сего в приходе оных деревень жители имелись деревни Боршня в село Филиповичи к церкви великомученицы Параскевы, нарицаемыя Пятницы, от которой расстоянием имеются в 10 верстах, а слободы Немецкая и Могора и слобода Кожуровна в приходе ни куда не приписаны и церковными требами отправляемы были по наезду от разных церквей попами.
1730 года декабря 22 Синодальный Казенный Приказ приговорил: исследовать деревню Боршня до сего времени, где в приходе имелась и оныя новопоселенныя слободы Немецкая и Могра сколь давно поселены, также и слобода Кожуровна напредь сего в приходе к которой церкви имелась и те церкви и слободы в коликом расстоянии верст от других церквей обретаются и т.д.
Указ отправлен Управителю духовных дел соборному попу Софронию Ермолаеву.
1731 года марта 13 означенный поп Софроний Ермолаев в Синодальный Казенный Приказ прислал доношение и сказки сторонних людей, а в доношении его значится: слободы Немецкая и Могорь в верстах в 15 от деревни Боршни, а слобода Кожуровка верстах в 20, а поселены Немецкая в 1723 году, Могорь в 1727 году, а Кожуровна в 1721 году и те деревни и слободы в приходе до сего времени ни куда не приписаны, а отправляемы были всякими требами церковными по наезду от разных церквей попами, а деревня Боршня имелась в приходе в село Филиповичи по изволению просителя Порутчика Щегловитова отца его Ивана Щегловитова лет с 15.
Трубчевского уезда села Филипович церкви святой мученицы Параскевы поп Евтихей Иванов с причетники, села Сельца преподобный Иван Иванов, села Любутца преподобный Артемий Федосеев, села Семенькова преподобный Терентий Косьмин, дьяк Андрей Яковлев, дьячек Максим Козьмин в Трубчевску в Канцелярии Духовного Правления в сказках своих за руками показали: "в деревне Боршни церкви 3намения Пресвятой Богородицы вновь быть удобно и неусумнительно и помешательства и спору и челобитья от них впредь ни какого не будет, а расстоянием оная деревня от их церквей верстах в 10 и в 20 и больше, а новопоселенныя слободы в 10, 15, 25 верстах имеются".
Тоже самое показали и сторонние люди: Трубчевской воевода Иван Софонов, подъячий Алексий Власов, Трубчевской Георгиевской преподобный Иван Афонасьев и преподобный Матвей Евмениев, села Усоха преподобный Дмитрий Погорьев и другие.
В выписке Синодального Казенного Приказа показано: ежели повелено будет построить церковь в деревне Боршне то надлежит положить с дворов и с церковной земли дани и заезда и десятильничих дохода рубль 24 алтына 2 деньги, казенных пошлин 5 алтын 4 деньги, полоняничных с 3 дворов 4 алтына (Окончания нет).
Материалы для истории церквей Курской, Харьковской, Орловской, Черниговской и Воронежской губернии, городов и станиц Донской области по приходным окладным книгам жилых данных церквей патриаршего Казенного приказа 7136 (1628) - 1746 годов.
***
Указом Святейшего Правительствующего Синода, от 5 апреля за № 975, дано знать, что вследствие представления Его Преосвященства о награждении подведомственных духовных лиц, за отличную и ревностную их службу, Святейшим Синодом удостоены благословения … трубчевского уезда села Боршны священник Алексей Померанцев.
"Орловские епархиальные ведомости", № 11, 1866 год.
***
Рукоположен во священника окончивший курс богословских наук студент Иван Троицкий в село Боршню трубчевского уезда.
"Орловские епархиальные ведомости", № 24, 1867 год.
***
Определен на причетническое место бывший ученик семинарии Семен Зверев в село Боршню трубчевского уезда.
"Орловские епархиальные ведомости", № 4, 1868 год.
***
Указом Святейшего Синода от 11 марта сего года за № 743 дано знать орловскому епархиальному начальству, что заштатному священнику трубчевского уезда села Боршни Алексею Померанцеву назначена пенсия, по 90 рублей серебром в год, с производством оной с 11 декабря 1867 года из трубчевского казначейства.
"Орловские епархиальные ведомости", № 8, 1868 год.
***
Болховского уезда села Ильинского, Косагово тож, диакон Димитрий Бунин перемещен в село Боршню трубчевского уезда. Умер трубчевского уезда села Боршни диакон Стефан Азбукин.
"Орловские епархиальные ведомости", № 15, 1868 год.
***
Посвящен в стихарь указной причетник трубчевского уезда села Боршни Семен 3верев.
"Орловские епархиальные ведомости", № 2, 1869 год.
***
Из собранных и пожертвованных депутатами от духовенства на съезде сумм выдано трубчевского уезда села Боршни вдове причетника Татьяне Голубовой 5 рублей серебром.
"Орловские епархиальные ведомости", № 6, 1869 год.
***
Города Трубчевска кладбищенской Ильинской церкви указный причетник Петр Комягинский, по прошению, перемещен в село Боршню, трубчевского уезда, а на место его к кладбищенской церкви определен бывший указный причетник Александр Говоров.
"Орловские епархиальные ведомости", № 7, 1869 год.
***
Церковному старосте Трубчевского уезда села Боршни крестьянину Григорию Феодотову объявлена признательность Епархиального Начальства за усердно-полезную службу по должности церковного старосты и сделанные в пользу приходской церкви из собственного капитала пожертвования.
"Орловские епархиальные ведомости", № 16, 1870 год.
***
Умер Трубчевского уезда села Боршни диакон Дмитрий Бунин.
"Орловские епархиальные ведомости", № 3, 1871 год.
***
По приговору прихожан церкви села Боршни Трубчевского уезда, состоявшемуся 1 го ноября 1871 года, и утвержденному Его Преосвященством 10 августа 1870 года, в состав прежнего приходского при означенной церкви попечительства избраны сроком на четыре года: председателем Селецкого волостного правления старшина крестьянин Стефан Васильев Громов, членами, кроме непременных по статье 2 положенных членов, крестьяне: села Боршни Иван Лукьянов Глотов, деревни Емельяновки Иван Никитин Терехов, деревни Петровской Роман Игнатов Шилин, деревни Любовни Иван Александров Прудников, деревни Ужи Дмитрий Макаров Наумов, Захарий Афанасьев Цыганков, Гавриил Захаров Цыруликов и деревни Могря Петр Семенов Давидов. Священно-церковно- служителям села Боршни,Трубчевского уезда, за изъявленное ими желание уделять вдове диакона их села Евдокии Буниной с сиротами половину из диаконской части земли как усадебной, так и полевой, а также за согласие ею уделять из этой же диаконской части третью часть из усадебной - огородней земли и другой вдове диакона Варваре Азбукиной, объявлена признательность Его Преосвященства.
"Орловские епархиальные ведомости", № 17, 1871 год.
***
Награжден набедренником священник Трубчевского уезда села Боршни Иоанн Троицкий.
"Орловские епархиальные ведомости", № 9, 1875 год.
***
Список лиц духовного звания, кои за службу по духовному ведомству награждаются Святейшим Синодом ко дню св. Пасхи в 1883 году: … скуфьею, от Святейшего Синода выдаваемой, трубчевского уезда церкви села Боршни священник Иоанн Троицкий.
"Орловские епархиальные ведомости", № 11, 1883 год.
***
Сверхштатный псаломщик, Трубчевского уезда, села Боршни Семен Зверев определен штатным псаломщиком в село Любожичь, того же уезда.
"Орловские епархиальные ведомости", № 17, 1887 год.
***
Село Боршня расположено в 21 км западнее Трубчевска на возвышенном месте при реке Уже. В начале ХХ века Боршня входила в состав Селецкой волости; ее население составляло более 400 человек. Ныне этот населенный пункт еще числится в составе Селецкого сельского поселения, но постоянных жителей в нем уже не осталось. Как деревня, Боршня известна с начала XVIII века. Ее жители тогда входили в состав прихода Пятницкого храма села Филипповичи. 20 декабря 1730 года владелец деревни поручик Тимофей Иванович Щегловитов подал в Синодальный казенный приказ прошение о построении в Боршне деревянной церкви во имя иконы Божией Матери "Знамение", ввиду отдаленности этой деревни и близлежащих слобод от приходского храма и других сел. Было ли тогда прошение поручика удовдетворено - конкретных сведений не сохранилось, но есть основания полагать, что Тимофей Иванович получил отказ. В списке сел Трубчевского уезда периода Московского епархиального управления (1742-1764 годы) Боршня не упоминается, а "Историческое описание ... " свидетельствует о том, что Боршня до построения храма былаа приписана не к Филипповичам, а к Грязивцу. Вероятно, результатом прошения поручика Щегловитова о построении храма стала только "перепрописка" населенных пунктов к другим приходам.
Достоверно известно лишь о построении деревянного храма в Боршне в 1766 году, на средства все тех же Щегловитовых: майора Ивана Ивановича и поручика Алексея. Он был возведен из соснового леса и поставлен на каменный фундамент. Располагался храм на холме, к северо-западу от которого простиралось озеро, принадлежавшее владельцам села. Вероятно, это было единственное в истории Знаменского храма церковное здание. Храм был одноглавым; его главный алтарь имел пять граней, а придельный - во имя Николая Чудотворца - четыре грани. С построением храма образовался и приход Боршни. К нему отошли пять деревень, прежде относившихся к приходам трубчевских городских церквей. Жители деревень Любовни и Могори были прихожанами Казанской церкви, Петровска - Покровской, а Ужи и Емельяновки - Георгиевской. Помимо земледелия, крестьяне этих селений занимались изготовлением саней, колес и керамических изделий. В 1864-1866 годы храм был капитально отремонтирован с расширением к югу и северу двумя равными объемами (каждый примерно 6 на 6 метра, высотой по 3 метра), после чего его ширина достигла 18 метров, а длина - 26 метров. В это же время на средства прихожан были обновлены оба иконостаса. В 1896 году храм был снова ремонтирован, а в 1901 году вокруг него была поставлена 150-метровая ограда из кирпича, крытая железом. К этому времени храм снаружи был обшит тесом и окрашен масляной краской, в нем имелось 22 больших окна и 7 малых. Отопления не было. Высота настоящей части составляла 12 метров, а скромная двухъярусная колокольня с тремя колоколами едва достигала 11-метровой высоты. К началу ХХ века причт 3наменского храма по штату состоял из трех человек. Церковь владела землей площадью 39 десятин и 409 квадратных саженей. В Боршне действовала земская школа, а в Уже – школа грамоты. В октябре 1937 года церковь была закрыта, якобы для использования здания под школу. Внучка последнего ктитора Знаменского храма Егора Фирсовича Глушакова - М.Ф. Митькина (урожденная Глушакова) - ныне живет в соседней Сосновке. Мария Федоровна свидетельствует, что последний священник Борщни был убит, а в церкви обустроили колхозный зерносклад. В годы войны немецкие оккупанты разобрали храм и навели из его бревен переправу через реку Ужу. Стоявший поблизости деревянный церковный дом после войны был перевезен в Сосновку. В нем организовали школу. Позднее разобрали и церковную ограду. Место храма долго оставалось пустым.
На сегодня Боршня - единственное село бывшего Трубчевского уезда, оставшееся совсем без населения. Но здесь еще стоят несколько полуразвалившихся изб. Один дом выглядит обитаемым: сюда иногда приезжает пасечник, местный уроженец.
Небольшая возвышенность, на которой стоял храм, находится слева от проселка, ведущего из Боршни на Емельяновку. Около 2007 года на месте Знаменской церкви был поставлен деревянный памятный крест. Его освятил настоятель Сретенской церкви города Трубчевска, ныне покойный протоиерей Николай Жук.
"Храмы Трубчевского уезда", Вязьмитин О.Р., Шатохин А.В., 2013 год
Крест на месте Знаменского храма в Боршне. Фото 2013 года.