ТРУБЧЕВСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ЧЕЛНСКАЯ"


Икона Божией Матери ЧЕЛНСКАЯ   Икона Богоматери Челнская из Спасо-Челнского монастыря Орловской губернии (ныне Брянская область). По преданию, явилась пастухам в челне, плывшем по реке Днестр против течения. По молитве перед Челнской иконой Божьей Матери исцелился князь Трубчевский, имя которого носил рядом расположенный город. Исцелённый князь поставил на месте явления чудотворного образа часовню, где и стала находиться икона Богоматери Челнская. Позже на этом месте образовался монастырь.

Легенда о приобретении иконы

  XI век. Киев. Первый русский иконописец преп. Алипий (известный своими чудесными врачеваниями и др. с помощью красок) пишет иконы, несколько из которых дошли до наших дней. Среди них - Свенская Печерская и Чолнская. Свенская Печерская Богородица находится сейчас в Третьяковской галерее, а чудотворная же копия - в Свенском монастыре (сейчас в черте г.Брянска). Обретена в 1288 г. на берегу реки Десны. Перед ней исцелился князь Роман Брянский и повелел построить названный монастырь.
  На сто километров ближе к Киеву по реке Десне недалеко от древнейшего г.Трубчевска (тогда Трубеч - "Слово о полку Игореве"), а именно в 8 верстах (там была Пустынь с несохранивнимся названием) местный пастух увидел чёлн без людей, плывущий против течения и через некоторое время приставший к берегу. В челне была икона. Он взял её и принёс в дом. Наутро икона исчезла из дома и оказалась вновь на берегу в челне. Богобоязненный пастух обратился в Пустыню, монахи с Крестным ходом принесли её в храм, совершили службу. Наутро икона исчезла и из храма. Тогда отправились в Трубеч, уже переименованный в Трубецк князем, пришедшим с литовской стороны, - Дмитрием Ольгердовичем, основатель династии князей Трубецких. (Это он получил будущую фамилию рода - Трубецкие - от города, которому сегодня около полутора тысяч лет). Он, раненый в Куликовской битве, исцелился перед иконой. Повелел поставить часовню в честь иконы и принесшего её челна. Так икона стала называться ЧОЛНСКОЙ (ибо слово чёлн писалось в транскрипции "чолн"). Имея сегодня это имя как собственное, оно не подлежит современным изменениям. А монастырь ("пустынь", вероятно, СПАССКАЯ) стал называться СПАСО-ЧОЛНСКИМ монастырём, просуществовавшим до 23 мая 1923 г.
  Есть и другая легенда, переносящая нас на полтора века раньше. Июнь 1223 г. Поражение от татар на р.Калке. Один из татарских отрядов преследует отступающих русских. Уже взяты Новгород-Северский, Стародуб, войско подошло к Трубчевску, к этой пустыни. И здесь после многодневного и многонощного сражения киевляне, смоляне, черниговцы, возглавляемые юным Даниилом Галицким, ПОСЛЕ ЕГО МОЛИТВ В ПУСТЫНИ ПЕРЕД ЧОЛНСКОЙ ИКОНОЙ, разбили татарский отряд. Летопись гласит: "...татары перед светом смешались и полегли в ямах..." ЭТО БЫЛА ПЕРВАЯ ПОБЕДА РУССКИХ НАД ТАТАРАМИ В РУССКОЙ ИСТОРИИ, а, возможно, и первое чудо Чолнской иконы.
  Как бы то ни было, икона сохранялась невредимой во время многочисленных захватов и пожаров монастыря польско-литовскими отрядами, крымскими татарами, и пр. Ежегодно в седьмое воскресенье после Пасхи Чолнская Богородица Крестным ходом приносилась в Трубчевск, где целое лето перемещалась из храма в храм, из дома в дом, и любой житель мог заказывать молебны в своём жилище. Так происходило веками. В 1918 г. во время очередного Крестного хода первый военный революционный комиссар Трубчевска Дмитрий Раков, "...будучи в помутнении рассудка", дважды выстрелил в неё из револьвера, за что был растерзан прихожанами. Удивительно, но один из его родственников позже стал священником. Икона исчезла, и вновь была обретена в 1941 году в Ильинском храме Трубчевска. После его закрытия в 1963-4 г. икона перенесена в Сретенский храм, где и пребывает с двумя пулевыми отверстиями и трещиной посередине иконы между досками, по которым топтался тот военный комиссар. В Свято-Троицком соборе Трубчевска есть её старинный список меньшего размера. Однако трудно утверждать, что икона в Сретенском храме первая, оригинальная, а не список. Известно по меньшей мере о 7 существовавших её списков. Она нуждается в реставрации и исследаваниях.
  Вот её пять неповторимых иконографических особенностей, говорящих об авторе, как о человеке, имевшим право на собственное "видение":
  1. Правая рука Предвечного Младенца поддерживает подбородок Богородицы.
  2. Левая рука Младенца ВЛОЖЕНА в правую руку Богородицы.
  3. Лоб Младенца ЗАХОДИТ за голову Богородицы.
  4. ВСЁ изображение Младенца УКРЫТО покровом Богородицы.
  5. В нимбе над головой Богородицы часть текста специального, для неё написанного Акафиста с дополнительным словом: "Радуйся, Звездо, являющая НАМ солнце".