Одно предание голословно гласить, что икона сия явилась вместе с иконою Божией Матери, что в Брянском Свенском монастыре, т.е. 1288 году по Рождеству Христове. Другое подробное следующее: икона сия плыла некогда против течения воды реки Десны в челне в окрестностях, где находится в настоящее время Чолнский монастырь. Находящийся у стада близлежащего селения пастух, усмотрев лодку, плывущую с каким-то древом, обратил на то свое внимание. Не видя управляющего оною, а между тем замечая, что она верно плывет вверх воды, он естественно пришел в удивление. Наконец, увидев, что лодка сама собою причалила к берегу и остановилась в кустах лозовых, он с трепетом подошел и узрел на доске икону. Признав в сем дивном плытии лодки с иконою чудо, он сохранил пока сведение о сем обстоятельстве, а ввечеру, пришед, с благоговением взял оную икону, принес в свой дом и поставил ее в так называемую божницу к своим домашним иконам. Но на другой день оной иконы не оказалось у него. Пастух отправился на прежнее место и отыскал ее у берега на одном древесном пне. Не дерзав теперь взять ее, он отправился поспешно в село, куда он быль приходом, и объявил священнику. Священник, устроил крестный ход, с подобающею честью внес святую икону в приходской храм. На следующее утро икона опять явилась на прежнем пне. Тогда сделалось известным о сем обстоятельстве жившему в городе Трубчевске Князю Трубецкому, в то время сильно болевшему. Сей Князь, повелев себя вести к оной иконе, вскоре, по молитвам пред оною, получает исцеление, и на горе, где стоит монастырь, устраивает часовню, по прямому направлению против пня, где икона явилась. Слух о чудесах, явленных от оной иконы, начал привлекать богомольцем, и впоследствии, по мысли означенного Князя и по желанию и вкладам Князя и жителей города Трубчевска и окрестных Обывателей, устроена была там деревянная церковь, а с течением времени оный монастырь начал благоукрашаться и каменным зданием.
Доверяя сему преданию, и судя по времени жития Князей Трубецких между 1513-1602 годами (смотри надгробные надписи, вырезанные на каменном полу в Трубчевском соборе), и явление иконы Божией Матери, называемой Чолнскою, удобно относить к сему периоду времени, а не считать ее современною по явлению иконы Божией Матери, что в Свенском монастыре.
Кроме чудес, бывших при самом явлении иконы сей и благодатного исцеления от оной Князя, между братиею Чолнского монастыря сохраняются в памяти, а может быть и в келейных записях, - и другие предания о ее Чудотворности.
Священник В. Зверев.
Орловские епархиальные ведомости, № 5, 1872 год.