ТРУБЧЕВСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Храмы Трубчевского уезда, Вязьмитин О.Р., Шатохин А.В., 2013 год


  Спасо-Чолнский монастырь.
  Спасо-Чолнский монастырь - одно из самых значимых и наиболее древних святых мест трубчевского края. Он располагался в 12 км к юго-западу от города Трубчевска, близ деревни Кветунь и прилегающего к ней крупного комплекса курганов VIII-XIII веков, который вкупе с открытыми здесь городищем и селищами принято считать местом нахождения древнего Трубчевска. Таким образом, вполне логично предположить, что история Чолнского монастыря связана с тем древнерусским городом, который до начала ХIII века находился в районе нынешней Кветуни.
  Какие же доказательства можно привести в пользу этой гипотезы?
  Достоверно известно, что Спасо-Чолнский монастырь основан не позднее XVI века, так как его Рождественская церковь названа в числе двух храмов Трубчевского уезда, переживших польское нашествие и владычество первой половины XVII века. Некоторые источники прямо указывают, что основателем этого монастыря был князь Александр Трубецкой, в иночестве Авраамий, живший в XVI веке. Но даже и он, по всей видимости, был не изначальным основателем монастыря, а лишь его выдающимся настоятелем или возобновителем после очередного разорения. В ходе археологических раскопок вблизи монастырских стен были найдены печные изразцы, датируемые XV веком и относимые учеными к монастырю. Учитывая, что XV век - это период литовского владычества в нашем крае, - весьма вероятно, что основание Чолнской обители произошло еще раньше - во времена Древней Руси.
  Старинное предание, записанное в XIX веке архимандритом Чолнского монастыря Даниилом, упоминает о существовании монастыря, в виде пустыни, еще в первой половине ХIII века. "1223 года, мая 29, - говорит предание, - Мстислав Романович, князь Киевский, во время празднования мира с половца ми, со всею дружиною и князьями Черниговским Всеволодом Черным и Мстиславом Галицким, услышали от ратников, что татары заняли Стародуб и Новгород-Северск и приближаются уже к Трубчевску, куда немедленно собрана была дружина, встретившая татар. Татары, усмотрев русское войско, прекрасное, бодрое и сильное, остановились. не доходя Трубчевска, у пустыни, где киевляне, черниговцы и других уделов ратники сражались денно и нощно, за отъездом князя Трубецкого, под предводительством юного князя Даниила Галицкого, который, видя поражение собратий, прибежал в пустыню и молился сильно Богу и Матери Божией о дружине своей. Татары, чудным образом, перед светом смешались и легли до двухсот тысяч близ сей пустыни вместе с дружиною нашею, с князьями и боярами, и погребена вся рать в ямах. ( ... ) На ямы их пришли бояре и ратники и сели пировать с остальною ратью, потеряв оной до семидесяти тысяч ...".
  Достоверность этой легенды, попутно объясняющей возникновение кветунских курганов, ставится под сомнение результатами раскопок самих курганов, согласно которым основная масса захоронений сделана в Х-ХII века (причем преимущественно по дохристианскому обычаю), и лишь незначительная часть датируется ХIII веком. Но это никак не опровергает версию о древнерусском происхождении монастыря. А издание ХVIII века "Месяцеслов московский" прямо утверждает, что Чолнский монастырь существовал уже в ХII веке "как земляная постройка".
  Да и профессиональные историки считают маловероятным, чтобы в Трубчевском княжестве, князья которого известны с 1164 года, не было ни одного монастыря. Ведь монастыри в Древней Руси являлись оплотом и значимым символом православия, которое именно в ХII веке активно распространялось в Северской земле, одним из центров которой был Трубчевск. С большой долей вероятности можно утверждать, что к середине ХIII века в Трубчевском княжестве был хотя бы один монастырь, и этот монастырь - Чолнский.
  Свое наименование - "Чолнский" - монастырь получил в память о челне, в котором, согласно преданию, явился образ Божией Матери, ныне известный как "Чолнская" Ее икона. На месте явления иконы вначале была поставлена часовня, а спустя какое-то время устроился монастырь.
  Чолнская обитель стоит над поймой Десны, над ее рукавом Десёнкой, на крутой меловой горе, которая в старые времена была покрыта лесом - это делало монастырь и прилегающие деревни невидимыми друг для друга. Первые упоминания о нем, как уже отмечено выше, относятся ко времени возвращения Трубчевска в состав Русского царства - к середине ХVII века. Большую роль в становлении монастыря сыграл Алексей Никитич Трубецкой - потомок православного литовского великокняжеского рода, прославившийся на российском военном и дипломатическом поприще и получивший от царя Алексея Михайловича, в числе прочих подарков, "прародительскую свою отчину - город Трубчевск с уездом".
  Надо отметить, что и в годы польского владычества Чолнский монастырь оставался действующим. В 1642 году, в связи с предстоящим присоединением Трубчевского уезда к России, часть братии Чолнского монастыря не пожелала переходить в российское подданство и основала в пределах Черниговской епархии Максаковский монастырь.
  В документах 1660 года сохранилось описание внешнего вида обители того времени: "В Трубчевском уезде Чолнский монастырь на речке на Десенке. А в нем церковь Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа древяна клецки ... Монастырь огорожен забором с трех сторон. В монастыре ворота святые створчатые. Перед воротами колокольня брусяная ...". На колокольне имелось два колокола. Кроме келий, в числе монастырских построек указаны две житницы, в одной из которых размещалась винокурня.
  В 1646-1647 годы, при содействии князя Алексея Никитича, Трубчевской обители были даны грамоты "на монастырские их вотчины и на всякие угодья". К концу ХVII века монастырю принадлежали семь деревень - Кветунь, Макарзно, Лучки, Колодезки, Любовна, Хотьяновка и Удолье, земли в южной части Трубчевского уезда (на которых позднее возникли и другие монастырские деревни и села), многочисленные водоемы с рыбой и "бобровыми гонами", в том числе и красивейшие Жеренские озера.
  В этот период вся монастырская жизнь была сосредоточена на самозащите, благоустройство обители почти не велось. Около 1659 года обитель подвергалась нашествию неприятелей, и все кельи были сожжены. Спустя два-три года здесь свирепствовало многочисленное войско крымских татар, которые опустошили монастырь и ближайшие села, увели в плен несколько тысяч человек.
  В марте 1680 года Киево-Печерский архимандрит Иннокентий Гизель отправил царю Федору Алексеевичу челобитную, в которой содержалась просьба о пристанище в Великороссийской державе, "как-то при Брянску или Трубчевску", по случаю наступающих "безвремений военных". 19 мая 1680 года царской грамотой Чолнский монастырь был передан Киево-Печерской лавре на время "воинских времен", чтобы переселить туда часть киево-печерских монахов, пока "монастырские отчины совершенно населятся и придут в первое свое достояние". Однако Чолнский монастырь, как и Свенский, оставался в подчинении лавры и после того, как прошла тревога военного времени. Лавра продолжала владеть Спасо-Чолнским монастырем более ста лет, пока указом Святейшего Синода от 20 апреля 1786 года он не был передан в ведомство Севской епархии.
  Лаврская администрация была очень осмотрительна в выборе братии для монастыря. Наместники и братия назначались только из благонадежных и даровитых иноков. Чолнские монахи были достаточно образованны; долгое время обитель была главным и единственным центром просвещения на трубчевской земле. Кроме того, в Спасо-Чолнском монастыре было хорошо развито ремесленное мастерство: резьба, переплет книг, швейное дело. Начальство Киево-Печерской лавры строго следило за соблюдением монастырского устава и нравственным поведением иноков.
  Среди первых настоятелей Спасо-Чолнского монастыря известны: игумен Иона, строитель старец Маркелл, строитель Иов, строитель старец Савватий, игумен Нектарий (Рудницкий), строитель старец Измаил и другие.
  В числе насельников монастыря были иеромонах Клеопа, ученик старца Паисия (Величковского), установивший новый устав по афонскому образцу; схимонах Афанасий Площанский; архимандрит Досифей (Ильин), бывший епископ Орловский и Севский. Полный перечень известных исторических лиц, причастных к монастырю, весьма значителен. Некоторые из них похоронены на его территории.
  До ХVII столетия немногочисленные строения обители были деревянными; каменное строительство началось на рубеже ХVII-ХVIII веков. Первым каменным зданием стал собор Рождества Христова (1718); в 1731 году была сооружена каменная церковь Антония и Феодосия Печерских и нижний этаж (подклет) трапезной, в 1733 году - церковь Введения Пресвятой Богородицы на основном этаже того же здания, а к 1741 году была завершена вся трапезная.
  Большинство других каменных построек монастыря (колокольня, трапезная при соборе, братская поварня и ограда с башнями) возведены на рубеже XVIII-XIX веков при архимандрите Кесарии (Плюгине). В последующее время были сооружены лишь отдельные хозяйственные и жилые постройки. Для проживания монахов было построено пять двухэтажных корпусов; для приема богомольцев - двухэтажная гостиница.
  Сложившийся к XIX веку архитектурный ансамбль монастыря представлял собой довольно сложный комплекс построек, окруженных по всему периметру кирпичной оградой. Основные сооружения - собор и трапезная с теплой церковью Введения - располагались в глубине территории, ближе к южной стене, обращенной к Десне, что создавало прекрасный вид на монастырь от реки. В центре территории монастыря находилась площадь, вокруг которой группировались небольшие постройки: братские кельи, жилые корпуса.
  Соборный храм во имя Рождества Христова был построен к 1718 году на средства московского "гостя" Матвея Сверчкова, взамен прежнего деревянного одноименного храма. Во многих источниках приводятся более ранние даты постройки собора (1676, 1687 и другие), не согласующиеся с историческими документами; возможно, эти более ранние даты относятся к предшествующему деревянному храму.
  Кирпичный четырехстолпный собор был построен в стиле украинского барокко и доминировал в силуэте монастыря. Квадратная в плане двусветная настоящая часть по сторонам света была украшена полукруглыми аттиками с розетками и завершена четырехскатной кровлей с массивным пятиглавием. Каждая глава покоилась на купольном световом восьмерике. Центральный восьмигранник был каменным (в отличие от угловых - деревянных), имел увеличенные размеры и был украшен круглыми полуколоннами на ребрах. В 1803 году к западной стене собора была пристроена одноэтажная трапезная с небольшим помещением входа. Ее основной объем был выдержан в стиле классицизма, и только увенчанный главкой массивный фигурный аттик над западным четырехколонным портиком был стилизован под облик самого собора. После пристройки трапезной длина собора составила 32 метра, ширина - 16 метров, а высота - 25 метров.
  На момент освящения в храме имелся придел в честь Введения Пресвятой Богородицы, но в последующем, как уже упоминалось, в монастыре была устроена самостоятельная Введенская церковь, сохранившаяся доныне. В XIX веке в соборе, помимо главного престола, упоминается и два придельных - правый во имя Антония и Феодосия Печерских и левый во имя Сергия Радонежского, поставленных в один ряд с центральным престолом. Соборный храм не отапливался.
  Украшением собора являлся резной 6-ярусный иконостас с колоннами, выполненный в стиле украинского барокко, характерном для юга России второй половины XVIII века. Отличительная черта этого стиля - ступенчатое повышение ярусов к центру, выделенному, как правило, иконами более крупного размера. Первоначально все иконы в соборе были написаны мастером Сергеем Фоминым в византийском стиле. Однако к концу XIX века живопись в храме была заменена более современной. В 1896-1897 годы весь храм был изнутри вновь оштукатурен, выкрашен и расписан сюжетами из Библии, а в 1899 году была расписана и паперть собора. Последний ремонт в соборе прошел в 1910 году.
  По воспоминаниям старожилов, Христорождественский собор был разрушен в 1930-е годы; руины храма сохранялись и некоторое время после Великой Отечественной войны. В настоящее время на этом месте находится невзрачное одноэтажное здание, в плане повторяющее контуры фундамента основной части и трапезной собора Церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы во Храм представляет собой редкий на Брянщине образец монастырского храма с трапезной палатой. Длинный одноэтажный корпус на высоком под мете сильно заглублен в грунт. Восточную часть здания составлял Введенский храм с широкой пятигранной апсидой, двухколонными боковыми портиками с фронтонами и возвышавшимся над всем объемом широким восьмигранным световым барабаном, увенчанным главкой на ступенчатом пьедестале над полусферой купола. Этот храм был "зимним" - он отапливался двумя изразцовыми печами. В пониженной западной части располагались обширная палата для трапез, также отапливаемая, и подсобные помещения.
  К настоящему времени здание значительно искажено утратой завершения и позднейшими переделками. Особенно пострадал основной этаж, лишь частично сохранивший прежние сводчатые перекрытия. Менее пострадал подклет с тремя крупными помещениями, имеющими коробовые своды; в восточном из них первоначально находился храм Антония и Феодосия Печерских, упраздненный в XVIII веке.
  Надвратная церковь во имя Сергия Радонежского как самостоятельное здание упоминается с 1718 года, а ранее, с 1700 года, существовал Сергиевский придел в старой Введенской церкви. К началу XIX века надвратная Сергиевская церковь была заменена кирпичной колокольней, описанной ниже, а престол во имя Сергия Радонежского был перенесен в качестве придельного в Рождественский собор.
  Кирпичное трехъярусное здание надвратной колокольни, сооруженной в 1803 году, - типичный пример подобных построек эпохи зрелого классицизма. К настоящему времени от нее сохранился лишь первый ярус, который имеет форму высокого четверика, украшенного с двух сторон на фасадах четырехколонными портиками с фронтонами. Святые врата, имевшие арочную форму, ныне заложены. Стены по сторонам арки и над портиком рустованные, в верхней части прорезаны круглыми нишами. Внутри нижний ярус был разделен на два этажа: над перекрытым крестовым сводом проездом находилось крещатое в плане помещение с цилиндрическими сводами в рукавах креста. По сторонам проезда в боковых стенах справа была круглая винтовая лестница, слева - небольшое помещение с коробовым сводом типа сторожки. Верхние, ныне утраченные, ярусы колокольни имели форму цилиндров. Украшенный парными колоннами ярус звона стоял на пьедестале с круглыми нишами, а над ним находился барабан с миниатюрными прямоугольными окошками. Завершали сооружение купол в виде усеченного шара и крест на тонкой фигурной шейке; общая высота колокольни достигала 32 метров. В годы, когда монастырь был действующим, на колокольне имелось до 8 колоколов. В середине ХХ века колокольня использовалась как водонапорная башня.
  Ограда монастыря представляет собой кирпичную стену высотой около 4,5 метров с круглыми башенками на углах, имевшими конические кровли. Прежде она окружала весь монастырь и имела длину более 520 метров; до настоящего времени сохранилась лишь восточная стена ограды с двумя башенками и части южной и северной с воротами. Пилястры разделяют ограду на отдельные прясла, снаружи украшенные филенками с вогнутыми углами, а изнутри - парными ромбовидными нишами. На стенах башенок, увенчанных простым карнизом, размещены маленькие окна в широких прямоугольных рамках. Юго-восточный и северо-восточный углы ограды несколько скошены. В середине северной стены ограда полукругом отступала внутрь, примыкая к надвратной колокольне. Полукруг фланкировали двое однопролетных ворот с пилястрами по сторонам проемов и полукруглыми фронтонами в завершениях. К настоящему времени сохранились только левые ворота, ныне образующие единственный вход на бывшую монастырскую территорию.
  За пределами ограды монастырь имел два фруктовых сада и два огорода, пашенные земли, водяные мукомольные мельницы, каменный дом в Трубчевске, лесную дачу в 50 десятин, пасеку и большое количество скота. На расстоянии одной версты от монастыря по погарской дороге стояла деревянная часовня, построенная в 1795 году.
  Сохранившиеся документы никак не упоминают о храме Спаса Преображения, по которому, очевидно, Спасо-Чолнский монастырь получил свое первоначaльное наименование. По всей видимости, это лишний раз свидетельствует о древности монастыря и его первого храма, наименование которого к XVII веку уже не упоминается.
  По положению о монастырских штатах 1764 года, Чолнский монастырь относился к числу штатных монастырей третьего класса. В 1912 году он был переведен из разряда необщежительных монастырей в общежительные. Купола и кресты его храмов были покрыты червонным золотом в 1902 году. В начале ХХ века монастырь получал из Трубчевского казначейства на свое содержание 668 рублей в год, а кроме того, пользовался процентами с казначейских билетов. При монастыре действовала церковно-приходская школа.
  Вскоре Спасо-Чолнский монастырь подвергся испытаниям, выпавшим на долю всех российских религиозных центров в ХХ веке. Сразу после революции имущество монастыря было объявлено собственностью государства. Монашеская братия вынужденно объединилась в трудовую общину; это позволило на несколько лет отодвинуть закрытие обители.
  В 1919 году на территории Спасо-Чолнского монастыря была организована Некрасовская детская школа-колония, которой были переданы жилые и хозяйственные монастырские постройки, скот, земля, сельхозинвентарь. Но и монахам пока было дозволено остаться при монастыре, "вследствие имеющихся свободных помещений".
  29 мая 1923 года Трубчевский уисполком принял решение о закрытии Спасо-Чолнского монастыря, сославшись на решение, принятое 28 мая съездом духовенства Трубчевского благочиннического округа. В подобных случаях ликвидации монастырей, верующим для совершения богослужений порой оставляли один из храмов на правах приходского, однако Кветуньскому религиозному обществу этого дозволено не было, "ввиду нахождения там детучреждений; выделение же церквей от детколонии путем установки изгороди не достигает цели, что было ранее доказано на практике".
  Несмотря на строгое предписание советской власти "держать имущество закрытого монастыря на особом учете", началось его постепенное расхищение, главным образом - с целью сохранить освященные предметы от поругания. Как установило следствие, местные жители подговаривали воспитанников детколонии воровать и продавать им имущество из опечатанных монастырских храмов. Спасенные святыни прятали по домам, что-то передавали в приходские храмы. Некоторые вещи, имеющие художественно-историческое значение, в 1925 году были официально переданы Брянскому губернскому музею.
  Сами же здания монастырских храмов, как памятники старины, в 1920-е годы были переданы в ведение Главнауки, которая регулярно выражала обеспокоенность в связи с их бесхозным состоянием. "Имущество, находившееся в соборе, почти все расхищено и остатки архива разбросаны по полу, стекла в здании выбиты", - сообщала Главнаука в 1926 году. В последующие годы здание собора пытались передать то в ведение Трубчевского музея, то под школу крестьянской молодежи, однако и в январе 1929 года Главнаука констатировала, что "здания бывшего монастыря, представляющие историко-архитектурную ценность, остаются неиспользованными и разрушаются вследствие отсутствия какого-либо надзора" ...
  До наших дней в монастыре сохранились лишь три здания: нижний ярус надвратной колокольни, реконструированный жилой корпус (сейчас - столовая интерната) и до неузнаваемости изменённая перестройками трапезная с Введенской церковью.
  В последние десятилетия в сохранившихся и вновь построенных зданиях на территории Чолнского монастыря размещается Трубчевский психоневрологический интернат, однако общественный интерес к уникальному памятнику истории не угасает. К стенам этого архитектурного комплекса, ныне пребывающего в плачевном состоянии, часто приезжают многочисленные гости древнего Трубчевска. Несколько лет назад на уцелевшей монастырской башенке была установлена мемориальная доска в память А.Н. Трубецкого - представителя славного дворянского рода, боярина, полководца и дипломата, много сделавшего для процветания города и монастыря, а в преклонном возрасте принявшего иночество с именем Афанасий и окончившего свои дни здесь, в Чолнском монастыре, в 1680 году.


Чолнский Спасский монастырь
Спасо-Чолнский монастырь. Колокольня и соборная церковь.
Снимок начала ХХ века из фотоархива ИИМК РАН.


Чолнский Спасский монастырь
Церковное облачение (ризы) из Спасо-Чолнского монастыря.
Снимок начала ХХ века из фотоархива ИИМК РАН.


Чолнский Спасский монастырь
Митры и кубок из Спасо-Чолнского монастыря.
Снимок начала ХХ века из фотоархива ИИМК РАН.


Чолнский Спасский монастырь
Соборный храм Рождества Христова.
Фото начала ХХ века.


Чолнский Спасский монастырь
Современная кирпичная постройка на месте собора.
Фото 2013 года.


Чолнский Спасский монастырь
Введенская церковь Спасо-Чолнского монастыря.
Фотография проекта 1830 года из фондов ГАБО.


Чолнский Спасский монастырь
Современное состояние Введенской церкви (вид на алтарную часть).
Фото 2013 года.


Чолнский Спасский монастырь
Монастырские ворота и колокольня.
Фото 2010 года.


Чолнский Спасский монастырь
Фрагмент декора разрушенного собора.
Фото второй четверти ХХ века.


Чолнский Спасский монастырь
Сохранившийся фрагмент ограды Чолнского монастыря с остатками угловой башни (на переднем плане) и колокольни (на заднем плане).


Чолнский Спасский монастырь
Современное состояние Введенского храма Чолнского монастыря. Вид вдоль южного фасада.