Преосвященный Досифей, в мире Дорофей Григорьевич Ильин – Протопопов, воспитывался в Крутицкой Духовной Семинарии. По окончании семинарского образования, он поступил на службу в новооткрытую Севскую Семинарию, в которой был первым по времени поступления (12 сентября 1778 года) учителем, а с 13 апреля 1779 года - и первым префектом Семинарии; в 1780 году, по принятии монашества, он соединял с должностью префекта звание настоятеля Путивльского Молчанского монастыря, а с 8-го декабря того же года и до 1783 года, в сане игумена, состоял в должности (первого по времени) Ректора Севской Семинарии. Впоследствии он был архимандритом Антониевского монастыря и в 1795 году марта 25 дня хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородского. Отсюда, в 1798 году октября 26 дня, он переведен на Орловскую кафедру. Те, которые помнили Преосвященного Досифея, отзывались о нем с редкою похвалою и любовью; по их словам, он был статного сложения, красивого вида и держал себя с непринужденным достоинством. Резолюции его по делам епархиального управления свидетельствуют о том, что он близко принимал к сердцу интересы епархии и умел соединять в отношении к подчиненным строгость с долготерпением и милостью. 20 июня 1817 года в Орловской Духовной Консистории получен был "Его Императорскаго Величества из Святейшаго Правительствующаго Синода сего же июня от 8 числа под № 1852 указ, в котором изображено: По имянному Его Императорскаго Величества Высочайшему указу, состоявшемуся сего июня 4 дня на докладе Синода, коим всеподданнейше представлено было о увольнении Досифея Епископа Орловского по прошению его за старостью и болезненными припадками от управления Епархиею и о дозволении ему иметь пребывание Орловской же Епархии в Трубчевском третьеклассном Спасском Чолнском монастыре, с управлением онаго и с произведением ему во уважение долговременнаго служения в пенсион по тысячи рублей в год из сумм, на Духовный Департамента ассигнуемых", — на котором докладе собственною Его Императорского Величества рукою написано тако: "Быть по сему. Александр". Святейший Правительствующий Синод приказали: "О действительном по сему Имянному Высочайшему указу иснолнении к упомянутому Преосвященному Досифею и в Орловскую Консисторию ... послать указы, а Правительствующему Сенату сообщить ведение..." По получении этого указа. Орловская Духовная Консистория между прочим определила: "С прописанием имяннаго Его Императорскаго Величества Высочайшего указа, изображеннаго в таковом же Святейшаго Правительствующаго Синода, о подлежащих, из онаго обстоятельств во все здешней Епархии Духовныя Правления, мужские и девичьи монастыри и пустыни и состоящим в непосредственном ведомстве Консистории города Севска и округи онаго Благочинным для сведения и объявляется всем в ведомстве их состоящим священной церковно-служителям, дабы они в своих церквах, также в монастырях и пустынях, отныне впредь имени упомянутаго Преосвященнаго Досифея Епископа при священнослужениях, где следовало, не вспоминали, а также и не относились по части епаршескаго управления как они священно и церковнослужители, так и настоятели и настоятельницы монастырей, Духовныя Правления и Благочинные никакими оффициальными бумагами к Его Преосвященству Досифею Епископу, а прямо, как следует, в сию Кюнсисторию, а во известие же в здешнее Семинарское Правление послать указы, предписав в оных Духовным Правлениям сверх того, чтобы они избираемых священно и церковнослужителями и приходскими людьми диаконов и причетников к произведению в высшия степени на положениях указных присылали при доношениях также в Консисторию" (Указ Орловской Д. Консистории от 21 июня 1817 года за № 1278).
По увольнении от управления епархиею Преосвященный Досифей прожил в Трубчевском Челнском монастыре десять лет; скончался 6-го июня 1827 года и погребен в соборной монастырской церкви в трапезе на правой стороне. Имущество покойного Преосвященного, предоставленное им в пользу Челнского монастыря, было описано монастырскою братиею "при откомандированных епархиальным начальством следователях — Ректоре Орловской Семинарии Архимандрите Гаврииле и присутствующих Трубчевского Духовного Правления Протоиерее Иоакиме Прутковском и Священнике Алексее Померанцеве" и сдано на хранение казначею монастыря Иеромонаху Аркадию. Спустя три года по смерти Преосвященного Досифея возникло целое "дело о золотой солонке, завещанной монастырю покойным Преосвященным и оказавшейся сребропозлащенною". Из этого дела мы узнаем, что вещи Преосвященного архимандрита Досифея, оцененные в присутствии Консистории приглашенным для того ценовщиком, как-то: "малый поднос 72 пробы по 40 копеек за золотник; маленькая дощечка 84 пробы по 60 копеек за золотник; чайная ложечка 72 пробы по 40 копеек за золотник; чайник, чайница и серебряное блюдо 72-й же пробы по 40 копеек за золотник; золотая цепочка, ежели она червоннаго золота, 8 рублей, а ежели нижняго сорта, то по 3 рубля за золотник; карета, называемая дормес, 60 рублей", и разрешенная к продаже по вольной цене, с употреблением вырученных денег на поправление монастырской церкви (Указ Орлонской Д. Консистории от 6 сентября 1830 года за № 4135), были проданы Архимандритом Даниилом с братиею Брянскому купцу Ивану Семыкину и Брянскому помещику Порфирию Лукашеву. Семыкин за серебряные вещи, имевшие в себе весу 5 фуетов 76 долей, положил по 70 копеек за каждый золотник, 389 рублей 20 копеек, и за золотую цепочку, в коей весу 10 золотников без 9 крат, по 6 рублей за золотник, 60 рублей, всего на 449 рублей 20 копеек, а Лукашев принял карету – дормес за 150 рублей. Впрочем, как Семыкин, так и Лукашев денег, не платили, а зачли их - первый за купленное у него для монастырской церкви железо, а второй за вымененную у него Архимандритом Даниилом "новую брычку" (Репорт Архим. Даниила от 12 июля 1830 года за № 31).
Орловские епархиальные ведомости, № 10, 1888 год.