ТРУБЧЕВСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Православные русские обители, полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской Империи и на Дону, издательство П.П. Сойкина, 1908 год


Кветунь. Монастырь Чолнский Спасский

  Орловская губерния.
  Обителей мужских 9, женских 8.
  Мужские обители.
  Трубчевский Челнский Спасский монастырь, в Трубчевском уезде.
  Трубчевским сей третьеклассный монастырь именуется по своему местонахождению в Трубчевском уезде, в 12 верстах от уездного города, при реке Десне. Основание монастыря предание ставит в связь с явлением образа Просвятыя Богородицы Челнския. О сем явлении рассказывается так. Святая икона плыла по реке Десне в челне против течения. Около того места, где теперь стоит Трубчевский монастырь, ее заметил пастух. Подошедши к берегу, он убедился, что лодка никем не управляется и что в ней что-то находится. Когда лодка остановилась около берега, то изумленным взорам пастуха представилась икона Богоматери. Никому не сказав о своей находке, пастух пришел на это место вечером, когда стемнело, взял икону и, принесши домой, поставил ее в божнице. Однако, на другой день оказалось, что св. иконы нет в доме пастуха. Последний весьма удивился и отправился разыскивать ее на место ее явления. Икону он нашел стоящею на пне одного дерева. Теперь он уже не дерзнул брать в свой дом святыню, а отправился в село и рассказал о случившемся священнику. Последний устроил крестный ход на место явления св. иконы. Икона была взята и с подобающей честью была внесена в приходской храм. Однако, на следующий день икона опять оказалась на прежнем месте. Между тем об обретении св. иконы узнал князь Трубчевский Трубецкой, который в это время был сильно болен. Князь пожелал помолиться пред св. иконой об исцелении от своей болезни; отправившись на место явления иконы, он усердно помолился перед нею и получил исцеление. Благодарный князь устроил на месте явления иконы часовню. Вскоре от новообретенной иконы стали совершаться многочисленные чудеса, вследствие чего к ней начали стекаться во множестве богомольцы. Постепенно здесь начал устраиваться монастырь.
  Так говорит предание. Но исторических положительных сведений о времени возникновения Трубчевского Спасо-Чолнского монастыря не сохранилось. Есть только указания, встречающиеся в Месяцеслове Московском, Истории Российской Епархии и в монастырском синодике от 1768 года, где строителем монастыря называется Алексей Никитич Трубецкой. Слово "строитель", однако, не выясняет вопроса о том, был ли Трубецкой только возобновителем и устроителем монастыря, или же он был первым основателем его, ибо это слово приложимо как к основателю, так и к возобновителю или обновителю монастыря. Есть вероятие предполагать, что Трубецкой только возобновил Трубчевский монастырь, и это тем более вероятно, что время жизни князя Трубецкого относится к тому периоду русской истории, когда литовцы и поляки безнаказанно грабили и опустошали русские земли, церкви и монастыри. Нет ничего невероятного в том, что и Трубчевский монастырь не избежал общей участи и был разграблен. А если так, то время основания Трубчевского монастыря относится ко времени, предшествующему XVI веку, т.е. периоду жизни князя Трубецкого. Есть, далее, данные полагать, что основание этого монастыря относится к XII веку. Вполне правдоподобно предположение, что в Трубчевском княжестве, где уже с 1185 года были свои удельные князья, существовал с древнейшего времени мужской монастырь. Самые укрепления Челнского монастыря, состоящие из земляного замка с тайным подземельным ходом и высокого вала, остатки которых видны и в настоящее время, свидетельствуют также о большой древности монастыря. Эти соображения подтверждаются одним древним сказанием о нападении татар на княжество Киевское, где упоминается о том, что в княжестве Трубчевском в то время (XIII век) существовала пустынь. Указанные соображения подтверждаются также устным преданием об основании Челнского монастыря. По устному преданию, монастырь основан в конце XII века; при этом предание не упоминает, кто был основателем монастыря.
  В обители два храма: соборный - во имя Рождества Христова – и трапезный, теплый - в честь Введения Пресвятой Богородицы. Главная святыня монастыря - чудотворно-явленная Челнская икона Божией Матери.
  При монастыре имеется церковно-приходская школа и странноприимная для паломников. Управляет монастырем игумен.