ТРУБЧЕВСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Исторические сведения о Трубчевском Спасо-Чолнском мужеском монастыре Орловской епархии. Г. Пясецкий


Кветунь. Монастырь Чолнский Спасский


  Наименование Спасского описываемый монастырь получил от главной и в первое время единственной своей церкви во имя Рождества Христова. Другое название Чолнского произошло от чудотворного образа святой Богородицы Чолнская, составляющего драгоценнейшую святыню этого монастыря. Древнее предание говорит, что этот святой образ явился и был обретен на берегу реки Десны в челне. На сем образе Пресвятая Богородица изображена держащую на левой руке Предвечного Младенца. На образе, в настоящее время, риза и венец серебряные и позлащенные чеканной работы. Трубчевским же называется монастырь по своему местонахождению в Трубчевском уезде, близь самого города Трубчевска (в 8-ми верстах от него).


***

  Предание о явлении Чолнской иконы Божией Матери.
  О явлении Чолнской иконы Божией Матери сохранилось следующее древнее предание, переходившее из уст в уста. Некогда святая икона сия плыла против течения реки Десны в челне около того места, где впоследствии основан Чолнский монастырь. Чудное влаяние этого челна, без человеческой помощи, обратило на него внимание пастуха, пасшего здесь домашний скот из соседней деревни. Он подошел к берегу и убедился, что лодка плывет вверх, никем не управляемая, а в лодке находится какое-то дерево. Пастух пришел в удивление. Между тем лодка сама собою пристала к берегу и остановилась в лозовых кустах. Тут взорам изумленного пастуха представилась на доске икона, и благоговейный пастух признал в этом явлении чудесное действие. Оставив до вечера все как было, и никому не поведав о чуде, он пришел сюда вторично, когда стемнело; принял с челна святую икону и, принесши домой, поставил ее на так называемую божницу к своим домашним иконам. Но на утро иконы здесь не было. Пастух пошел на место ее явления и нашел ее уже на пне одного дерева. Теперь он не дерзнул уже брать к себе на дом святыню, а поспешно отправился в село, куда был приходом, и объявил о всем священнику. Тогда устроен был крестный ход, и святая икона с подобающей честью внесена в приходской храм. Но на следующее утро икона опять явилась на прежнем месте. Между тем о всем этом дошло известие до жившего в городе Трубчевске князя Трубецкого, который в ту пору был сильно болен. Возжелав видеть чудную икону, он велел доставить себя к месту ее явления; и здесь, по молитвам пред нею, вскоре получил совершенное исцеление. Теперь же, по благочестивому желанию князя, на горе, где стоит монастырь, против пня, ознаменованного явлением святой иконы, устроена была часовня. Слух о чудесах и благодатных действиях, происходящих от святой иконы, начал привлекать сюда богомольцев, и таким образом возник монастырь. Здесь благодаря вкладам, того же князя и жителей города Трубчевска, сперва построена была деревянная церковь, а потом, с течением времени, монастырь начал благоукрашаться и каменным зданием. Таким образом основание Чолнского монастыря, по преданию, ставится в ближайшей связи с явлением Чолнской иконы Божией Матери. Когда же основан был этот монастырь?


***

  Некоторые соображения о времени возникновения монастыря.
  Положительных сведений о времени возникновения Трубчевского Спасо-Чолнского монастыря не сохранилось. Первое печатное известие об этом встречается в Любопытном Месяцеслове Московском, где сказано, что "оный монастырь", как полагают тамошние жители, построен в XVI столетии князем Трубецким. Несколько обстоятельнее говорится о том же в Истории Российской Иерархии. Здесь сказано: "Чолнский монастырь построен в XVI веке князем Трубецким, при заключении мира с Поляками в селе Святкове, при котором случае уступлен был оный Литве; но после возвращен и пожалован от царя Алексея Михайловича князю Алексею Трубецкому". В монастырском архиве не сохранилось никаких актов или документов о начале этого монастыря. Единственно драгоценный документ в этом отношении представляет собою древний монастырский синодик, писанный от 20 июня 1768 года. Здесь, на 27 листе, встречается упоминание, что строителем Чолнского монастыря был князь Алексей Никитич Трубецкой. Так как синодик 1768 года был списан с другого, более древнего синодика, который или был современен началу самого монастыря, или же, в свою очередь, был заимствован из первоначального синодика; то нет никакого основания сомневаться в том, что устройство Трубчевского Спасо-Чолнского монастыря принадлежит князю Алексею Никитичу Трубецкому.
  По свидетельству Истории, князь Алексей Никитич Трубецкой был потомок древних Трубецких князей, княживших в городе Трубчевске и считался одним из первых вельмож при дворе царя Алексея Михайловича. Князья Трубецкие происходили от Великого князя Литовского Ольгерда, овладевшего Трубчевском одновременно с Брянском (в 1350 году). В 1499 году, когда город Брянск был покорен Московскими воеводами, князья Трубчевские или Трубецкие, желая сохранить за собою свой удел, добровольно присягнули на подданство воликому князю Московскому Иоанну III. Но со времен царя Иоанна Васильевича Грозного права Трубецких князей на владение их вотчиною были постепенно ограничены. Трубецкие князья являются уже при дворе Московских царей и занимают довольно видные места в ряду других служилых князей. Таков был уже и отец Алексея Никитича, князь Никита Андреевич Трубецкой, занимавший в 1576 году должность воеводы и наместника Псковского (Собрание государственных грамот и договоров, часть 1, 1565 год, страница 514).
  В тоже время он ознаменовал себя военными подвигами в борьбе за Малороссию. Так, в 1654 году, по случаю подданства Малороссии, он объявлен был первым царским воеводою в предстоявшей войне с Польшею; в 1659 году, по случаю измены гетмана Выговского и открывшихся больших смут в Малороссии, Алексей Никитич поставлен был во главе 150-тысячного войска. В 1660 году марта 17, за счастливое окончание Малороссийских дел, он был пожалован от царя Алексея Михайловича, сверх обычных в то время при Московском дворе подарков, прародительскою своею отчиною - городом Трубчевском с уделом. После этого Алексей Никитич прожил еще три года, а по смерти его, в 1663 году, город Трубчевск поступил в ведение Приказа большого дворца. Прах его вместе с гробами его предков, князей Трубецких, покоится в Трубчевском соборе, составляющем один из замечательных остатков старины в городе Трубчевске. А что Трубчевский собор был искони усыпальнею Трубецких князей, об этом свидетельствуют, дошедшие до нас, надгробные надписи, вырезанные на каменном полу; они обнимают время от 1513 по 1602 год.
  Но был ли Алексей Никитич первым основателем Спасо-Чолнского монастыря, или только устроителем его после Литовского разорения, - этот вопрос, по неимению твердых исторических данных, не может быть решен с положительною достоверностью.
  Свидетельство Древнего синодика, что князь Алексей Никитич Трубецкой был строителем Чолнского монастыря, слишком неопределенно для того, чтобы на основании его придти к тому или другому заключению. Известно, что в древних наших синодиках название строителей приписывается не только первоначальным основателям монастырей, но и тем, которые более других содействовали их обновлению и лучшему устройству, особенно если пред этим монастырь испытал какое-нибудь тяжкое бедствие, - опустошение от огня, или разорение от неприятелей. Точно также строителями именуются и те, которые способствовали перенесению монастыря с одного места на другое: при чем своими вкладами и пожертвованиями обеспечивали и упрочивали монастырь на новом его месте. Между тем время, в которое, по словам предания, устроен Спасо-Чолнский монастырь князем Алексеем Микитичем Трубецким, было самое смутное. Город Трубчевск был не раз в руках самозванцев, Литовцем, и Поляков, которые не щадили здесь никакой святыни, грабили и разрушали церкви и монастыри. В 1618 году, в царствование Михаила Феодоровича, по условиям Деулинского перемиртя, город Трубчевск был уступлен Польше, которая владела им до 1634 года. В этом году между Россией и Польшей заключен был Поляновский мир, по которому Россия согласилась уплатить за город Трубчевск деньги и возвратить его из рук Поляков. Деньги были уплачены: однако-ж и после того, не смотря на частые представления и жалобы со стороны Русского правительства, Поляки под разными предлогами все еще удерживали за собою город Трубчевск. Наконец, после всех превратностей своей судьбы, в 1644 году, этот город с уездом и волостями навсегда присоединен к России. Может быть Чолнский монастырь в смутное время, подобно многим другим Русским обителям, потерпел разорение от неприятелей и потом был возобновлен князем Алексеем Никитичем Трубецким, почему этот князь и называется строителем монастыря. По крайней мере не вероятно, чтобы в Трубчевском княжестве, где уже с 1185 года были свои удельные князья, не было ни одного мужескаго монастыря до времен царя Михаила Федоровича; тогда как во всех древних наших городах, где только были свои князья, как – в Брянске, Карачеве, Ельце и других, как - в Севске, Болхове, Мценске и Ливнах, монастыри существовали с древнейшего времени.
  Первым удельным князем в городе Трубчевске был Всеволод Святославич, брат и знаменитый сподвижник Игоря Северского в походе против Половцев (История Карамзина, том 3, страница 57). После него не раз встречаются упоминания о Трубчевских князьях до Литовского владычества; например под 1224 и 1232 годами.
  Самые укрепления Чолнского монастыря, состоявшие из земляного замка с тайным подземным ходом и высокого вала, остатки которых видимы и по настоящее время на берегу реки Десны, свидетельствуют, что не они, а им обязан монастырь своим возникновением. Может быть это был какой-нибудь древний острог (крепость), основание которого последовало еще в период существования в Трубчевске княжества. Может быть, это был даже один из тех древних городов по реке Десне, которыми еще в 1156 году овладел князь Святослав Владимирович Вщижский, но которые, за исключением Трубчевска и Брянска (в пределах Орловского края), или совершенно исчезли в бурном историческом круговороте над этой местностью, так что не осталось и самой памяти о них, или же обратились в ничтожные села и деревни. А в таком случае древность Чолнского монастыря должна простираться раньше XVI века. По крайней мере не вероятно, чтобы эти, окружающие монастырь, укрепления были устроены князем Алексеем Никитичем Трубецким для того, чтобы защитить ими немногочисленную семью мирных отшельников. При том же, в XVI веке Алексей Никитич был еще слишком молод; он только родился в конце этого века и следовательно, не мог основать Чолнский монастырь в XVI веке, как о том думали составители Любопытного Месяцеслова и Истории Иерархии.
  В Царствование Алексея Михайловича вненшие опасности не переставали тяготеть над окрестностями Трубчевского Спасо-Чолнского монастыря. Здесь, в 1662 году, свирепствовали многочисленные толпы Крымских Татар, захвативших до 20000 жителей в плен и опустошивших многие селения. В 1668 году, около села Плюскова, в нескольких верстах от Чолнского монастыря, происходила битва у Русских с Татарами, которте были подкуплены против России Малороссийскими изменниками. Во время войны с Польшею за Малороссию, в окрестностях Трубчевска постоянно стояли наготове Русские войска; а в 1664 году Польский король Ян Казимир доходил войною до самого Севска. Множество курганов в окрестностях Трубчевска и в особенности около Чолнского монастыря свидетельствуют о частых здесь сражениях.
  От этих исторических данных, более или менее склоняющих нас к признанию князя Алексея Никитича Трубецкого возобновителем, а не первоначальным основателем Чолнского монастыря, переходим к некоторым уцелевшим до нас преданиям, которые еще более говорят в пользу нашего предположения. Предание о явлении Чолнской иконы Божией Матери ставит дело так, что в след за этим явлением последовало и основание монастыря. Между тем существует также предание у местных жителей, что Чолнская святая икона современна по своему явлению Свенской, о которой известно, что явление ее последовало еще в 1288 году. Конечно, предание это, как говорит отец Зверев, голословно; но таковы большею частью и все устные предания, и на основании одной этой голословности отвергать их было бы неосновательно. Притом же, в сказании о явлении той и другой иконы есть много сходных черт, характеризующих одинаково глубокую древность этих местных наших святынь. С другой стороны, в предании о явлении Чолнской иконы Божией Матери весьма характерно то, что она плыла вверх по течению Десны, следовательно из города Трубчевска. Не служит ли это некоторым подтверждением того, что святая икона эта находилась прежде в самом городе? Если справедливо то, что явление ее современно явлению Свенской иконы; то и в этом едва ли может быть сомнение. А отсюда можно заключать, что Чолнский монастырь был продолжением какого-нибудь более древнего монастыря, находившегося в самом Трубчевске. Может быть Царице небесной угодно было переселить эту святыню в то время, когда Трубчевском овладели Литовцы, не знавшие еще истинного Бога и поклонявшиеся истуканам. В сказании о явлении Свенской иконы на первом плане князь; а здесь правоверный пастух, потом же князь и не один, а вместе с гражданами города Трубчевска. Эти черты в сказании весьма подходят к Литовскому князю Димитрию Ольгердовичу, княжившему в Трубчевске во второй половине XIV века, который носил прозвание - Трубец и от которого пошли князья Трубецкие. Как князь Литовский, он не был излюбленным для народа; но как правоверный, он не был чужд религиозного интереса своих подданных. Исцеление его пред пречистым образом могло быть допущено Промыслом для вразумления и обращения неверных Литовцев. Скажут: если Чолнский монастырь существовал с XIV века; то почему не сохранилось в нем никаких более древних памятником? На это отвечает судьба многих древних наших монастырей.


***

  Епархиальная зависимость монастыря.
  В первое время Спасо-Чолнский монастырь, вместе с городом Трубчевском и его уездом, входил в состав Патриаршей области и, таким образом, состоял в непосредственном ведении Московских патриархов. Но потом, в 1680 году, жалованной грамотой "Великаго Государя Царя и Великого Князя Феодора Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России Самодеожца, данною мая в 19 день лета от создания мира 7188", Трубчевский Чолнский монастырь передан в ведение Киевской митрополии и приписан к Киево-Печерскому монастырю. В этой грамоте сказано: "Его Царское Величество пожаловал обители Пресвятой Богородицы и Преподобных Отец Антония и Феодосия Киево-Печерского монастыря, которая близ нашей Царского Величества отчины града Киева Архимандрита Иннокентия Гизеля с братиею и кто по нем впредь Архимандриты и братия в той обители будут, повелел им дать свою Великаго Государя жалованную грамоту, что обитель Рождества Христова Чолнской монастырь, которой в Трубчевком уезде, со всяким монастырским строением и с заводы и со крестьяны и со всеми угодьи, что к тому монастырю изстари надлежит, имеет быть к Киево-Печерскому монастырю для того, что в том 7188 году бил челом Ему Великому Государю той вышеупомянутый Архимандрит с братиею, чтоб пожаловать их для тогдашняго воинскаго времени повелеть им иметь пристанище в Велико-Российских городах, и чем бы им будучи питатись, потому что надлежащия их Киево-Печерскаго монастыря маетности от неприятелей разорены и запустошены, и никакими мерами пропитатись им от прежних монастырских отчин нечем; и Великий Государь, милосердуя об них, пожаловал его Киево-Печерского монастыря Архимандрита Иннокентия Гизеля с братиею и кто впредь по нем в том монастыре будут Архимандриты и братия для тогдашних воинских времен повелел приписать к тому Киево-Печерскому монастырю обитель Рождества Христова Чолнский монастырь, что в Трубчевском уезде, со всяким строением с заводы и со крестьяны монастырю надлежало изстари (до тех мест, как на обеих сторонах Днепра реки их монастырские отчины совершенно населятся и и совершенно придут в свое достояние), а наместнику в том Чолнском монастыре быть и во всем то монастыре ведать того Киево-Печерского монастыря старцам и доходы всякие собирать в Печерский монастырь, и о том ему Архимандриту Иннокентию Гизелю с братиею дать Его Царскаго Величества жалованную грамоту".
  Хотя, как говорилось в этой жалованной грамоте, Чолнский монастырь приписывался к Киево-Печерскому только "для тогдашних воинских времен", ради разорения и запустошения от неприятелей маетности Киево-Печерского монастыря; однако, и по прошествии этого воинского времени. Чолнский монастырь надолго остался еще во владении Киево-Печорского монастыря. Впоследствии этот дар Царя Феодора Адексеевича еще не раз подтверждался за Киево-Печерским монастырем жалованными грамотами Государей. Таковы грамоты – Царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1682 году, Петра I в 1720 году и Петра II в 1728 году (грамоты эти хранятся в архиве Трубчевского уездного Суда).
  В 1704 году, при учреждении в Российской церкви штатов для монастырей и церквей, Трубчевский Спасо-Чолнский монастырь положен в третьем классе, но остался по прежнему в непосредственном ведении Киево-Печерской Лавры, которая продолжала посылать сюда своих настоятелей в сане игуменов. Так было до 1786 года, когда, по учреждении штатов в Малой России, Чолнский монастырь указом Святейшего Правительствующего Синода отчислен был в ведомство Севской епархии, которая скоро потом (в 1788 году) из Московского викариатства преобразована была в самостоятельную Орловскую епархию. С этого времени назначение настоятелей Чолнского монастыря зависело от архипастырей Севских и потом Орловских.


***

  Внешние преимущества монастыря.
  В первое время, до присоединения Чолнского монастыря к Киево-Печерскому, настоятели его именовались строителями, впрочем некоторые из них носили сан игуменов. С 1680 и по 1764 год присылаемые в него из Киевской лавры настоятели титуловались наместниками, а с этого последнего года, на основании Высочайше утвержденных штатов, по которым Чолнский монастырь помещался в третьем классе - игуменами. В 1804 году, при игумене Kecapие, в Чолнском монастыре, на основании именного Высочайшего указа 18 декабря 1797 года, для благоления церковного служения, учреждена Архимандрия; при чем игумен Кесарий, нп указу Святейшего Правительствующего Синода, преосвященным Досифеем, епископом Орловским и Севским, произведен в архимандрита февраля 14 дня 1804 года. С этого времени настоятели этого монастыря состоят в сане архимандритов.


***

  Настоятели до 1680 года.
  Игумен Иона, упоминается в 1647 году.
  Строитель Иов - 1665 год.
  Строитель старец Савватий - 1671 год.
  Игумен Нектарий Рудницкий - 1672 год.
  Строитель Маркелл – 1674.
  Строитель старец Измаил - 1676 год.


***

  Наместники-иеромонахи с 1680 до 1764 года, в зависимости от Киево-Печерской Лавры.
  1. Паисий – 1682 год.
  2. Афанасий - 1684 год.
  3. Евстратий - 1086 год.
  4. Иоанн Максимович - 1687.
  5. Елисей Заводовский - 1693 год.
  6. Серапион - 1699 год.
  7. Лазарь – 1707 год.
  8. Агапит Голубинский – с 1708 по 1710 год.
  9. Иаков Волчанский – с 1710 по 1715 год.
  10. Игнатий Лаврышевич – с 1715 по 1720 год.
  11. Манасия I Потребинский – с 1720 по 1723 год.
  12. Василий Пелькевич – 1723 год.
  13. Кодрат – 1724 год.
  14. Кирилл Иерусалимета – с 1725 по 1728 год.
  15. Геннадий Васенский – с 1728 по 1730 год.
  16. Исаия – с 1730 по 1733 год.
  17. Гавриил Новецкий – с 1733 по 1735 год.
  18. Манасия II – с 1735 по 1738 год.
  19. Варлаам I – с 1738 по 1743 год.
  20. Иерофей Подлеский – с 1743 по 1749 год.
  21. Варлаам II Нянин – с 1749 по 1753 год.
  22. Ираклий – с 1753 по 1758 год.
  Варлаам II (вышеупомянутый) вторично с 1758 по 1763 год.
  23. Никанор – 1763 год.
  24. Иов Леннецкий – по 1764 год. Он был последним Печорским наместником Чолнским в сан иеромонаха. После него в списке настоятелей Чолнского монастыря следуют уже игумены.


***

  Игумены, в зависимости от Киево-Печерской Лавры, 1764-1786 год.
  1. Иафет Нагайковский с 1764 по 1766 год. При этом последнем году он преставился и погребен в Чолнском монастыре.
  2. Иосиф Загоровский – 1767 год.
  3. Исаак – с 1768 по 1770 год.
  4. Феодосий Балабуха - с 1770 по 1775 год.
  5. Рафаил – с 1775 по 1779 год.
  6. Лукиан Детушевич – с 1779 по 1781 год. В марте 1781 года преставился и погребен в Чолнском монастыре.
  7. Венедикт – с 1781 года по 1784 год. Отправившись в этом году в город Брянск для излечения себя от болезни, он там вскоре скончался и погребен в Свенском монастыре.
  8. Феодот Чешинеча - с 1785 по 1793 год. При нем Чолнский монастырь отошел от Киево-Печерской Лавры и поступил в ведение Севских и потом Орловских Архиреев.


***

  Игумены, по назначению Орловских Архипастырей.
  После Феодота Чешинечи, при котором Севская епархия преобразована в самостоятельную Орловскую.
  9. Нестор - с 1793 по 1795 год.
  10. Елиазар - с 1795 по 1798 год.
  11. Мельхиседек - 1798 год. Скончался того же года и погребен в Чолнском монастыре.
  12. Кесарий Плюгин, родом из города Карачева из купеческого звания; пострижен в монашество в Площанской пустыне 1781 года; был наместником в Новгородском первоклассном Варлаамиеве Хутынском монастыре; в сан игумена Чолнского произведен в 1799 году. При нем Чолнский монастырь возведен был на степень Архимандрии.


***

  Архимандриты - с 1804 года.
  1. Вышеупомянутый Кесарий Плюгин – с 14 февраля 1804 года по 4 июля 1817 года, когда он был уволен на спокойствие в Площанскую Богородицкую пустынь. Здесь он прожил еще более десяти лет; скончался мая 16-го дня 1828 года и погребен в той же Площанской пустыни.
  Досифей Ильин, Епископ Орловский и Севский.
  По увольнении его, в 1817-м году июля 4-го дня по имянному Высочайшему указу, от управления Орловскою епархиею, по прошению его за старостью и болезнями, дозволено было ему иметь пребывание в Чолнском монастыре с управлением онаго. Скончался 1827 года июня 6 дня и погребен в трапезе на правой стороне в соборной церкви Чолнского монастыря.
  2. Даниил Кушнев. Первоначально он занимал должность соборного священника в городе Брянске; потом принял монашество в Калужском Лаврентиеве монастыре; был игуменом в Козельской Введенской (Оптиной) пустыни; 1825 года марта 8-го дня произведень в архимандрита в Лихвенский Покровский Добрый монастырь; в 1827 году октября 24-го дня, по указу Святейшего Правительствующего Синода, переведен в Чолнский монастырь.
  З. Христофор Эммауский - Лопатинский, уроженец Тверской епархии и воспитанник третьего курса Санкт-Петербургской духовной академии. 1833-го года декабря 9-го дня по указу Святейшего Правительствующего Синода, преосвященным Никодимом, епископом Орловским и Севским в Орловском Архиерейском доме пострижен в монашество из протоиереев города Орла. 1834-го года октября 29-гo дня, по Синодскому указу, произведен в архимандрита Болховского Троицкого Оптина заштатного монастыря, из которого, по указу Святейшего Синода от 21-го марта 1836 года, переведен в Трубчевский Спасский Чолнский монастырь. Занимая в тоже, время должность смотрителя первых Орловских духовных - уездного и приходского училищ, а также - и присутствующего в Духовной Консистории, он продолжал иметь пребывание в губернском городе Орле. Сверх того на него же возложена была обязанность и благочинного монастырей. В сентябре месяце 1837 года, по распоряжению Комиссии Духовных Училищ, поступил ректором семинарии в Волынскую епархию. Впоследствии он был епископом Вологодским, и умер в Вологде.
  4. Евфимий Милославов, уроженец Томской епархии и воспитанник третьего курса Московской духовной академии. 1828 года августа 11-го дня, из учителей Тобольской семинарии, по случаю вдовства, пострижен в монашество в Тобольском второклассном Знаменском монастыре. 1829 года декабря 25-го дня Евгением архиепископом Тобольским рукоположен в игумена Абалацкого третьеклассного монастыря. Из этого монастыря, в 1836 году мая 21-го дня переведен архимандритом Градо-Тобольского второклассного Знаменского монастыря, с назначением в тоже время ректором Тобольской духовной семинарии и учителем Богословских наук, а также и благочинным Абалацкого и Междугорского Иоанно-Предтеченского третьеклассного монастыря. До ректорства был инспектором Тобольской семинарии, учителем Философии с 1828 года и членом консистории с 1829 года. По указу Святейшего Правительствующего Синода от 4-го апреля 1842 года перемещен в Орловскую епархию настоятелем Трубчевского Чолнского третьеклассного монастыря с присвоением ему лично степени настоятеля второклассного монастыря. Скончался 1847 года январи 25 дня и погребен в Чолнском монастыре. В бытность его настоятелем в Чолнском монастыре, в силу указов из Орловской Духовной консистории от 22 января 1843 года за № 284 и от 16 августа за № 5601, составлена была первая, довольно обстоятельная ведомость о Спасо-Чолнском монастыре (1846 года сентября 14 дня).
  5. Иероним Попов, не окончивши курса в Севской Семинарии, поступил в Богородицкой Площанской пустыни в монашество - 1799 года декабря 11 дня. Здесь он постепенно произведен - в иеродиакона 1800 года февраля 28 дня, и во иеромонаха 1804 года сентября 11 дня. Отсюда, в 1807 году, он переведен был в Архиерейский дом, где в 1809 году декабря 11 дня определен казначеем. В 1817 году определен в Чолнский монастырь, где за отсутствием настоятеля управлял монастырем с 1836 по 1842 год. Затем 1847 года апреля 26 дня награжден золотым наперсным крестом, а 15 июля того же года произведен в сан архимандрита сего монастыря. Ему монастырь обязан устройством двух деревянных гостиниц, на что употреблено было им из собственных 550 рублей. Погребен в Чолнском монастыре.
  6. Пимен Яковлев поступил в монашество (из приказно-служителей)1840 года марта 10 дня в Брянской Белобережской пустыни; рукоположен во иеродиакона и иеромонаха 1842 года, 1848 года определен строителем Брянской Белобережской пустыни, а в 1856 году апреля 10 дня произведен в архимандрита Чолнского монастыря. В 1860 году мая 14 дня награжден орденом Святой Анны 3-й степени и назначен благочинным Севского девичьего монастыря и управляющего Севским Архиерейским домом. Скончался 1862 года февраля 1(?) дня и погребен в Чолнском монастыре.
  7. Архимандрит Ксенофонт (Люцидарский) родился в 1799 году. По окончании полного курса наук в Каменец-Подольской духовной семинарии, произведен во священника 1822 года декабря 24 дня. По указу Святейшего Синода, 1843 года определен в Афины к архимандриту Поликарпу, где исправлял должность настоятеля при посольской церкви. По увольнении отсюда 1850 года августа 6 дня, он был определен к Херсонской епархии в город Феодосию к греческой церкви священником 25 сентября того же года. При этом в 1852 году апреля 5 дня награжден скуфьею. В 1853 году 27 июня перемещен в число запасных иеромонахов и оставлен при доме викарного епископа Поликарпа в качестве эконома. В том году декабря 29 дня, в Корсунском монастыре, Херсонской епархии, пострижен в монашество игуменом Николаем. В 1858 году августа 21 дня перемещен в Орловскую епархию и определен казначеем архиерейского дома 16 сентября того же года. В 1859 году апреля 17 дня Высочайшим указом награжден золотым наперсным крестом; того же года июля 6 дня определен ризничим при архиерейском доме. 1860 года января 22 дня назначен членом комитета по устройству зданий для приюта бедных девиц духовного звания. В сан игумена произведен 1860 года сентября 9 дня. В память войны 1853-1856 годов награжден крестом на владимирской ленте и медалью на андреевской ленте; затем по указу Святейшего Синода, определен настоятелем Спасо-Чолнского монастыря - 1862 года апреля 30 дня. За отличную и ревностную службу, произведен в сан архимандрита 1865 мая 13 дня. 1867 года декабря 4 дня определен благочинным некоторых монастырей. В 1871 году апреля 3 дня Высочайше награжден орденом Святой Анны 3-й степени. Ныне, при архимандрите Ксенофонте, всей братии, состоит 20 человек, в том числе: игумен 1, казначей иеромонах Евстратий, 3 иеромонаха, 5 иеродиаконов, 1 монах, 2 рясофорных и 7 послушников. Всего же по штату полагается 12 человек.


***

  Монастырские здания.
  В первое время, до приписки Чолнского монастыря к Киево-Печерскому, в нем все строения были деревянные. По описи 7184 (1676) года в Чолнском монастыре показаны две церкви, обе деревянные, а каменного строения не значилось никакого. Каменная, о пяти главах, соборная Христорождественнская церковь построена, как видно в конце XVII века, при первых Печерских наместниках в Чолнском монастыре: по крайней мере при наместнике Иоанне Максимовиче она была уже готова совне и благоукрашена внутри, как это можно заключить из следующей, едва приметной, надписи на южных дверях иконостаса на одежде Архангела: 1687 году Сергий Фомин спотрудися, написал в сей церкви все иконы при отцу наместнику Иоанну Максимовичу. Живопись иконостаса с колоннами, древняя Греческая. При церкви два придела: во имя Антония и Феодосия Печерских и Сергия Радонежского.
  В 1701 году, при наместнике Исаии основана была каменная церковь во их Преподобных Отец Антония и Феодосия Печерских, что под трапезою нынешней Введенской церкви, впоследствии упраздненная. В 1741 году, при наместнике Варлааме, освящена каменная трапезная церковь во имя Введения Пресвятыя Богородицы. При последнем игумене и первом архимандрите в Чолнском монастыре Кесарие Плюгине (1799-1817 годы) построены вновь: каменная колокольня, каменная при соборной церкви трапеза, каменная братская поварня, каменная кругом монастыря ограда с небольшими по углам ей башнями, а соборная церковь покрыта листовым железом. В 1842 году, попечением и коштом управлявшего в междунастоятельство монастырем иеромонаха Иеронима, каменная соборная о пяти главах и каменная теплая церкви с каменною же колокольнею оштукатурены, крыши на них окрашены и крест на колокольне позлащен. При нынешнем архимандрите Ксенофонте, в 1863 году, соборная церковь превосходно росписана изображениями из ветхого и нового завета, а в алтаре вместо кирпичного сделан деревянный пол. В 1842 и 1843 годах, при архимандрите Евфиме, возобновлены были: ветхая деревянная крыша над каменною вокруг монастыря оградою, два большие сада с фруктовыми деревьями и монастырский дом в городе Трубчевске. Этот дом деревянный на каменном фундаменте; в 1846 году отдавался внаймы за 200 рублей ассигнациями в год, а теперь отдастся по 70 рублей серебром. В том же году, для жительства братии имелось шесть флигелей деревянных, покрытых тесом. К зданиям монастырским должна быть отнесена и часовня (деревянная), построенная в 1795 году, в половине версты от монастыря по большой Погарской дороге.
  Хозяйственные принадлежности монастыря до 1846 года составляли: гумно, две житницы для ссыпки хлеба, два деревянных погреба, два каменных выхода, каменная братская кухня, деревянная настоятельская кухня, сарай, конюшня, кузница, изба для битья масла, скотный двор и два больших сада с фруктовыми деревьями. В 1859 году, при архимандрите Пимене, построен для настоятеля деревянный дом, обложенный кирпичем и покрытый железом, для братии - деревянный флигель в 8 комнат. В 1863 году, старанием архимандрита Ксенофонта устроена новая большая гостинница в 8 комнат, а на гумне сарай.


***

  Земли, угодья и денежные средства.
  Во владении Чолнского монастыря состоит: пашенной земли при монастыре 27 десятин 573 сажени, лесу 7 десятин 200 саженей, под строениями и садами 5 десятин 1407 саженей, под церквами 100 саженей, под полуречкою Десенкою 420 саженей, под дорогами 200 саженей, под вершинами и оврагами 5 саженей, всего 40 десятин 1090 саженей, а за исключением неудобных мест 39 десятин 2200 квадратных саженей.
  Угодья и дачи монастыря составляют:
  1. Дом в городе Трубчевске, отдаваемый внаймы.
  2. Водяная мукомольная с вальнею мельница, о трех поставах, находящаяся на Ломакинской речке Посре, в 25-ти верстах от монастыря.
  3. Два огорода, с которых монастырь пользуется продовольствием овощей во весь год.
  4. Рыбная ловля в двух озерах близь реки Десны, в 8-ми верстах от монастыря, в урочищах, называемых Богородицкими.
  5. Сенокос близь тех же урочищ - 11 десятин.
  6. Лесная дача, 50 десятин, близь тех же урочищ.
  7. Вновь отведенный сенокос в 8-ми верстах от монастыря в урочище Сугаках.
  Денежные средства монастыря:
  1. Годовой оклад штатного жалованья - 110 рублей 43 копейки.
  2. Проценты с трех 4% непрерывно-доходных билетов, хранящихся в государственном Московском банке, на сумму 11076 рублей. Проценты разделяются между 6ратиею и на монастырские нужды.
  3. Два свидетельства, выданные из государственного банка Московской конторы 1862 года, на сумму, положенную бывшим Чолнским архимандритом Пименом, - одно на сумму 600 рублей за № 6362, а другое на 1000 рублей за № 8685. Проценты по этим свидетельствам еще не получаются.