СУЗЕМСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы.
  Год постройки: Первая треть XIX века. Не действует.


***

  Приход Покровской церкви упоминается с 1628 года. В 1670-1722 годы упоминается церковь Флора и Лавра (ГАБО, фонд 2899, опись 1, дело 96, лист 207). В 1746 году упоминается устройство храма в колокольне при церкви (ГАБО, фонд 2899, опись 1, дело 99, лист 120). В 1752 упоминается, что прежде была деревянная церковь во имя Покрова. Метрические книги в церкви с 1781 года. В 1847 на средства прихожан окончена строительством, начато в 1836 году, церковь с колокольней. Новая церковь также во имя Покрова Богородицы. Тогда же был освящен придел в честь пророка Илии. Южный придел в честь Казанской Божией Матери, был устроен в 1872 году. Северный придел во имя Святого Николая устроен в 1871 году. В 1882-1885 годы устроена каменная ограда. Метрические книги: 1838-1843, 1844-1847, 1848-1849, 1850-1852, 1856-1859, 1860, 1860-1863 годы. В 1900 году земли церковной 66 десятин (ГАБО, фонд 249, опись 1, дело 223, листы 170, 204). Документы о закрытии церкви 1930 года (ГАБО, фонд 89, опись 1, дело 481, лист 41; ГАБО, фонд 89, опись 1, дело 467, лист 13). Признана памятником культуры.


***

  Комарицкая волость. Глодневской стан.
  Покрова святой Богородицы в селе в Селечне на реке на Селечне в вотчине Пречистой Богородицы Свинского монастыря по жалованной грамоте вдвое дани рубль 8 алтын, десятильничих и заезда 6 алтын 4 деньги.
  Данные деньги платили, по переписным книгам из Трубчевска Чолнского монастыря строителя иеромонаха Маркелла записано: 143 года генваря 30 Свинского монастыря строитель старец Иов Челюсткин, 148 года - слуга Степан Чегликов, 149 года - келарь Ефрем Соколов, 150 года – старец Никифор, - а за последующие годы платили старосты поповские.
  177 года отмечено: велено очистить сю церковь, послана грамота в Севске к старосте попов. 3наменскому попу Ипатию по челобитью из Брянска Свинского монастыря игумена Никодима с братиею в Севске данных денег имать не велено потому, что та церковь от Севска отдалена, а велено деньги имать по окладу в Брянске.
  178 года по указу великого господина Иосафа патриарха Московского и всея русии по грамоте переведены 3 церкви, в том числе церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
  178 года из Севской десятины церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Селичне на реке Селичне в вотчине Пресвятой Богородицы Свинского монастыря дани по грамоте вдвое рубль 8 алтын, десятильничих и заезда 2 гривны.
  184 года генваря 12 подана к подписке грамота попа Алексея Харитонова.
  203 года декабря 21 по благословенной грамоте дан антиминс к освящению церкви Флора и Лавра в село Селично, что в вотчину Свинского монастыря, тогож монастыря иеромонах Никонор антиминс взял и росписался.
  1728 года июня 18 дана перехожая память села Селичны попу Илье Михайлову в село Павловиче к церкви архангела Михаила на место умершего попа Семена Яковлева, пошлин 8 алтын 2 деньги, нужнейших деньга.
  1722 года февраля в день в Синодальный Казенный Приказ за подписью Свинского монастыря наместника иеромонаха Варсонофия подана ложная отписка, а с отпискою прислано и ложное прошение за подписью села Селични крестьян Марка Фомина с товарищи; отписка и прошение писаны по общепринятой того времени форме на имя великого государя Петра Великого с полным его титулом, содержание обоих тожественно. Воспроизводим первую:
  "Всепресветлейшему Державнейшему Императору и самодержцу всероссийскому Петру Великому отцу Отечествия Государю всемилостивейшему. Февраля в день били челом великому императорскому величеству, а мне богомольцу твоему подали челобитную вотчины нашей монастырской крестьяне Прекладенской волости села Селични Марко Фомин с товарищи того села все крестьяне, а в челобитье своем написали что в том селе у церкви Покрова Пресвятой Богородицы был поп Василий и умре, а после его остался сын ево дьячек Филипп и грамоте изучен и по смерти ево в мирских потребах не малая нужда. И чтоб ваше императорское величество пожаловал их крестьян оного попова сына Филиппа на место отца его посвятить во диаконы и совершить в попы и я богомолец ваш ту их челобитную послал к вашей императорского величества при сей отписке со оным дьячком Филиппом, а сю отписку и челобитною велел подать и ему дьячку Филиппу явитца в святейший правительственный Синод. Вашего императорского величества нижайше богомолец Свинского монастыря намесник иеромонах Варсонофий. Февраля в день 722 году". Подписано: Намесник Варсонофия.
  Под прошением помета: "1722 года февраля в 24 день явится к слушанию". Другая помета: "во чтеньи слушан допросить и выписать". И февраля в 24 день в ставленическом столе Брянского уезда вотчины Новопечерского монастыря села Селечни церкви Покрова Пресвятой Богородицы дьячек Филип Васильев допрашиван, а в допрос он сказал: "отец де у него был той же церкви поп Василей Андреев умре в 719 году, а он при той церкви дьячком по новоявленной памяти, а кроме церковнаго чина ни где не бывал, в драгуны, солдаты и в другую работу государеву не записан и в плотниках в высылке не был, денежнаго окладу платит полуполтину в год, женат на попове дочери, от роду 24 год и что б ему быть в попах у той же Покровской церкви на место отца своего умершаго попа Василья и на ево де место в попы ни кто не поставлен и служить де у тоя церкви поп Лаврентий Яковлев, а кроме его иных попов вдовых и пристарелых и от той церкви отхожих нигде и на Москве с кресца и в годовых никого нет, изстари было по 4 попа, один поп умер и после де ево детей никого не осталось, а другой поп постригся в Свинском монастыре, а приходу 74 двора, и о поставлении его в попы приходские люди все челобитчики и отписка намесника иеромонаха Варсонофия и челобитная за руками, а не воровская и не состовная и спору ни от кого ни какого не будет, а буде он сказал что ложно или по постановлении своем у той церкви жить и служить до дне смерти своея не станет и куды отъидет и станет бить о перехожей и о записке с кресца и в годовыя или невзяв ставленой грамоты с Москвы съедет и на нем императорского величества штраф и священного чина лишен и будет острижен и сослан в жестокое подначальство в дальний монастырь".
  Той же рукою отмечено: справочное письмо послано. И того ж числа он же ставленник Филипп сказал: "что де объявил он в допросе своем и выше сего двух попов и умре де поп Никифор Иванов, а постригся де поп Роман Алексеев и 721 году той же де церкви дьякон Тимофей Иванов да дьячек Илья Михайлов поехали к Москве бить челом о поповстве, а поставились ли де о том он неизвестен, а били челом де они на места родственников своих, а не на отца ево место и на место де отца его кроме его Филиппа бить челом некому и то де он Филипп сказал сущую правду, а не ложно, а в первом де допросе он сего не сказал, что его не спросили и простотою своею а буде он cиe сказал ложно и он по поставлении своем священнаго чина будет лишен во вся. К сему допросу дьячек Филипп Васильев руку приложил".
  1722 года февраля в 24 день в Синодальный Казенный Приказ в писцовых Брянских книгах Андрея Измайлова 161 года у вышеписанной церкви Покрова Пресвятой Богородицы написано: 2 двора поповых, в приходе 136 дворов, пашни церковныя 16 чети в поле, а в-ж, сена 15 копен; а в переписных книгах 703 года у той же церкви написано: поп Роман, поп Михайло, поп Никифор, поп Тимофей, в приходе 137 дворов, пашни церковныя 8 четвертей в поле, а в-ж, сена 9 копен. Справил Иван Уткин.
  Да в записной же ставленнической книге прошлого 712 года написано: села Селечни церкви Покрова Пресвятой Богородицы дьякон Тимофей Иванов к той же церкви в попы поставлен преосвятейшим Григорием митрополитом Меленикийским апреля в 17 день того ж села Селечни дьячек Илья Михайлов в попы поставлен преосвятейшим Григорием митрополитом Меленикийским апреля в 18 день.
  А с вышеписанного году апреля с 18 числа и нынешняго 722 ( в издании 1905 года указан 729 год) года февраля по 25 число к вышеписанной церкви поставления ставленнику в попы еще иному не сыскано и перехожей не дано. Справил Роман Дементьев. Помета: записать во священыци внаученые. Отметка: В наставлении катехическом изучен. 1722 года 22 мая.
  В Синодальном Казенном Приказе в записной ставленнической книге нынешняго 722 года написано: Брянского yезда села Селечни дьячек Филипп Васильев к той же церкви в попы поставлен преосвятейшим Арсением митрополитом Фиваитским апреля в 27 день и ставленая ему грамота дана мая в 6 день.
  В Синодальный Казенный Приказ за подписью Варсонофия прислано письмо, адресованное на имя господина отца Гедеона Вишневскаго, в котором между прочим упоминается: "про дьячка горбатаго Филиппа Васильева сына писал я до превелебности вашей, которой поехал на Москву мимо нас и без ведома нашего священства добиваться, а той дьячек нашей вотчины Комарицкой села Селечни и у вышепомянутаго дьячка отец в живых обретается, а к тому еще попов четыре есть у тоя церкви, до которой он имать быти поставлен".
  1722 года мая 23 по его императорского величества указу Святейшего Правительственного Синода советник преосвятейший Леонид архимандрит Сарский и Подонский приказал по вышеобъявленнаго новопоставленнаго попа Филиппа Васильева послать указ Свинского монастыря к наместнику иеромонаху Варсонофию чтоб его попа Филиппа выслал в Москву оковав с нарочным посыльщиком, а отца его Филипова попа Василья буде жив допросил и розыскал в правду про оное ево ложное челобитье он отец ево ведал ли и до указу онаго отца ево отдал на поруки с записью для того известно ему преосвященному архиепископу учинилось, что он бил челом о поповстве ложно. Указ отпущен июня в 1 день и отдан из Брянска архимандриту Питириму Петровскому.
  Вышеписанный иеромонах Варсонофий, в присланной отписке писал: "вышепоказаннаго попа Филиппа сыскал и с нарочным посыльщиком оковав в Москву выслал, а отца ево Филиппова попа Василья про ложное ево Филиппово в попы челобитье допрашивал и оной поп Василий сказал: в нынешнем 722 году генваря в день отпустил де оной поп Василий сына своего Филиппа в Москву и велел бить челом его императорского величества в Синодальном Казенном Приказе о поставлении в попы на свое место, а в челобитъе де велел себя написать умершим, а отписку де сыну его Филиппу хто сочинил и за чьею рукою того оной поп Василей незнает и по допросу вышепоказанной поп Василей отдан на поруки с записью до указу, как указ повелит и о том я богомолец писал, а отписку велел подать и онаго попа Филиппа объявить синодальному дому ризничему иеромонаху Филагрию в ставленическом столе".
  Помета: 1722 года июля в 9 день записав в книгу взять к делу, а попа приняв расспросить по указу.
  1722 года июля в день в Синодальный Казенный Приказ села Селечни новопоставленной поп Филипп Васильев, которой ставился к той церкви будто на умершее место отца своего подлогом по высылке Свинского монастыря намесника иеромонаха Варсонофия привезен под караулом и по приказу святейшего правительственного Синода советника преосвятейшего Леонида архиепископа Сарскаго и Подонскаго в ложной составной отписке и заручной о поповстве челобитной перед казначеем иеромонахом Филагрием да перед дьяком Родионом Федоровым распрашиван, а в распросе оной новопоставленной поп Филипп сказал: "отец де у него Василий Андреев был того ж Свинского монастыря села Селечни крестьянской сын и тому де лет с 30 и больше по челобитью того монастыря властей и приходских людей поставлен он на место умершего попа Андрея, а при котором святейший патриарх и которым архиереем посвящен того он не упомнить, а он де поп Филипп жил при отце своем у той церкви дьячком по новоявленной памяти по 722 год и в нынешнем 722 году в генваре месяце, а в котором числе не упомнит пришел он Филипп в Москву для поставления в попы и стал он с товарищи своими, а именно того Свинского монастыря с стряпчим Сергеем Деховым да с намесническим келейником Герасимом Семеновым на постоялом дворе у дьякона Ефрема и пожив недели с две с того двора сошел он за Москву реку в нижнее Садовники на постоялой же двор, а как хозяина зовут не упомнит с товарищем своим ставленником Трубчевскаго yезду села Негина с дьячком Козьмою Карповым, который поставлен в то село Негино по отписке и по заручной челобитной на место престарелого отца своего попа Карпа и как де он поп Филипп жил в доме онаго дьякона и в то же время вышел он за Спаские вороты на Троицкую площадь и попался де ему незнамо какой площадной подьячей, а как зовут и где живет того сказать не знает и по прошению его попа Филиппа оной подьячей написал ему попу тое составную отписку и заручную челобитную без ведома того монастыря наместника Варсонофия и приходских людей, а в лицо де того подьячего ныне признать не может, а за работу де ему от той отписки и челобитной дал он поп 8 алтын 2 деньги, а вместо де наместника иеромонаха Варсонофия у подставной описки подписал ево варсонофиевым именем Черкашенин Василий, а которого города житель и какова чину и чей сын, того не знает, а знает де ево черкашенина вышеописанной дьякон Ефрем для того, что де тот черкашенин прихаживал к нему дьякону Ефрему помногие времени посвойству ль или по какому знакомству того он незнает, а за подписку ж оному черкашенину дал он 2 деньги, да напоил его вином при вышеписанном ставленике Козме, а других де в то время ни кого не было, и дьякон Ефрем оной составной отписке и челобитной несведом, а к челобитной де вместо приходских людей села Селечни крестьян Марка Фомина Василья Степанова с товарищи руку приложил по его попа Филипову прошению подставою за очно той же свинской вотчины Севского уезда села Невдольска дьячек Иван Исаев в том же дьяконове доме при нем попе Филиппе для того, что де у него попа Филипа была о поповстве другая заручная челобитная, которую писал того села поп Петр Викулин и руку к той челобитной сведома приходских людей приложил он же дьячек Иван, а в той челобитной написано было также будто на умершее ж отца своего место и та челобитная писана по прежнему обыкновению его императорского величества именованием и за таким де случаем та прежняя челобитная неподана и изодрона, а других в то число как тое челобитную составляли ни кого не было, а тот дьячек Иван в Москве был для поставления в тот же Севской уезде в дворцовую волость Чемлиж во дьяконы, а на чье место незнает и просил об отписке Спаского монастыря архимандрита Пафнутия и оной де архимандрит ему дьячку Ивану отписки не дал для того, что и до ныне держится в Святейшем Правительственном Суноде под караулом, а как де он архимандрит ему дьячку отписка не дал и он де дьячек съехал с Москвы по прежнему в Севской уезд в дом свой, а окромя де вышеписанных дьячков и черкашенина иныя ни кто о том их составном воровстве неведают и согласья ни с кем не имели и как де состав я тое отписку и челобитную подал преосвятейшему Григорию митрополиту Милиникискому и он де митрополит приняв у него тое челобитную подписал явится к слушанью и послушанью на той же его составной челобитной по подписанию преосвятейшего Арсения митрополита Фивайцскаго во чтении слушан допросить и выписать и по допросу и по выписи записать во священницы и в научение и против де того архиерейского подписания в допросе он поп Филип в ставленическом столе сказал будто отец его поп Василий Андреев умре в 719 году и то он поп Василий в допросе и в отписке и в челобитной написал подставою ложно по повеленцо отца своего для того что де отец его чрез многие годы учинился глух и лежал в болезни и за тою де своею болезнею года с три никакой службы не отправлял, а о поповстве де у него дело было у подьякона Федора Никифорова и за труды де ему подьякону дал в почесть рубль, да ему ж за ставленую грамоту дал рубль 8 алтын 2 деньги, от допросу в ставленническом столе подьяку Ивану Федосееву 15 алтын, от справочного письма в Казенный Приказ подьячим старому Ивану Уткину гривна, молодому 2 гривны, учителю алтын, от поставления преосвятейшему Арсению митрополиту Фиваицкому 4 рубля, а те деньги принял по приказу архиерейскаго ризничего келейник Иван, а чей сын не знает, да архиерейским его певчим дал полтину, за ризницу гривна, а больше де того оному никому дачи ни какой не давал и в почесть ни чего не носил. А что де он поп Филипп в сем допросе что сказал ложно или утаил и за ложную его сказку что его имперское величество укажет и святейший правительственный синод благоволить учинить".
  1722 года августа 17 по указу великого государя и по благословению Святейшего Правительственного Синода Советник преосвятейший Леонид с товарищи, слушав челобитныя и распросных речей Брянского уезда села Селични новопоставленного попа Филиппа Васильева приказали: "что он стал в попы на место отца своего подлогом по ево прошению и у составной отписи вместо Свинского монастыря наместника Варсонофия подписал Черкашенин Василей Иванов сын Малиновский, а к челобитной, по которой ставился оной поп Филипп вместо села Селични крестьян Марка Фомина с товарищи вотчины того ж Свинского монастыря села Невдоли дьячек Иван Исаев руку приложил подставою ж по ево прошению, а в распросе оной поп Филиппъ показал, что оную отписку и челобитную сочинил подставою и за такое ево подложное и составное поповство и воровство священство снять и остричь и попом ему не называться и ни кому благословения не подавать и в церковном причте не быть и учинить ему наказание снем рубаху бить плетьми нещадно при собрании ставленников, которые ныне есть в Синодальном Доме дабы впредь того воровства и подлогу чинить ему было не повадно и из того села Селични выслать вон и опубликовать о том распопе Филиппе во Брянске и во Брянском уезде указами дабы такова ж воровства и другие не чинили и опасались бы за воровство того ж исстязания, а села Невдоли дьячка Ивана Исаева за подлог что он приложил подставою вместо приходцких людей к челобитной руку, а черкашенин Василей Малиновский вместо наместника Ворсонофия подписал отписку и тех черкашенина и дьячка сыскать оному наместнику в Свинской монастырь, учинить им за то воровство и подписку наказание бить плетьми нещадно и свободить на чистые поруки того ради что оные черкашенин и дьячек в Синодальный Казенный приказ были несысканы, а по делу допросом показано черкашенин живет для учения детей во Брянском уезде. В селе Полузье в вотчине капитана Ивана Петрова сына Похвиснева, а о дьячке где живет показано в селе Приговоре (вероятно, искаженное "в сем приговоре"), а что по сему учинено будет писать в Синодальный Казенный Приказ и о том во Брянске к нему Свинского монастыря наместнику Варсонофию послать указ".
  И августа в 24 день вышеписанной поп Филипп острижен и учинено ему наказание в ставленическом столе при ставлениках бить плетьми снем рубаху нещадно.
  И того ж числа вышеписанной расстрига в Синодальном Казенном Приказе сказал что роспищиков по нем в Москве нет для того, что знакомых и родственников никого нет и взять его на росписку не кому.
  И того ж числа по благословению Святейшего Правительственного Синода преосвятейший Леонид с товарищи приказали: вышеписаннаго расстригу свободить без росписки и оной расстрига свобожен того ж числа.
  Отмечено: 1722 года августа 27 дня бывшему попу Филиппу дан пашпорт.

"Материалы для истории церквей Орловской епархии.
Севской десятины жилые данные церкви 7136 (1628)-1746 годы",
Москва, 1904 год.


***

  Умер священник села Селечни севского уезда Михаил Судаков.

"Орловские епархиальные ведомости", № 13, 1865 год.


***

  Рукоположен во священника Дмитрий Гаврилов в село Селечню севского уезда.

"Орловские епархиальные ведомости", № 1, 1866 год.


***

  Посвящен в стихарь указной причетник села Селечни, севского уезда, Иван Блаженский, и того ж села Василий Руднев.

"Орловские епархиальные ведомости", № 7, 1866 год.


***

  Умер севского уезда села Селечни диакон Алексей Булгаков. Приходской Священник Димитрий Гаврилов движимый христианскою любовью и состраданием к беспомощному семейству Булгакова, собрал по пригласительному листу на похороны диакона 17 рублей, а Попечитель церкви, государственный крестьянин Федор Бударин, по чувству сострадания, выдал в пособие семейству умершего 10 рублей из сумм приходского Попечительства. Благотворителям резолюцию Его Преосвященства велено изъявить Архипастырскую признательность.

"Орловские епархиальные ведомости", № 6, 1870 год.


***

  Севского уезда села Селечни священник Димитрий Гаврилов награжден набедренником.

"Орловские епархиальные ведомости", № 24, 1870 год.


***

  Бывшему 24 года церковным старостою при церкви села Селечни Севского уезда Федору Хохленкову объявляется Архипастырская признательность за его долговременную и полезную службу.

"Орловские епархиальные ведомости", № 5, 1872 год.


***

  Севского уезда села Селечни священник Николай Светозаров, по прошению уволен за штат, а на место его рукоположен во священника воспитанник семинарии Николай Орлов.

"Орловские епархиальные ведомости", № 3, 1874 год.


***

  Указом Святейшего Синода, от 30 апреля 1875 года за № 1158, дано знать Орловскому Епархиальному Начальству, что вследствие ходатайства онаго, в 12-й день апреля сего года, Всемилостивейше удостоен награждения знаком отличия, по Орловской епархии, за службу по духовному ведомству: скуфьями священник Севского уезда села Селечни Дмитрий Гаврилов.

"Орловские епархиальные ведомости", № 11, 1875 год.


***

  Хозяйственное Управление При Святейшем Синоде препроводило при отношении, от 20 октября 1875 года за № 9553, к Его Преосвященству список лиц духовного звания, которым, согласно ходатайству Орловского Епархиального Начальства, бывшему в 1874 году, назначено, по определению Святейшего Синода от 3 сентября 1875 года, единовременное пособие в количестве 1780 рублей, подлежащее к выдаче из специального сбора за 1875 год на вспомоществование заштатному духовенству: священнику Севского уезда села Селечни Николаю Светозарову 70 рублей.

"Орловские епархиальные ведомости", № 23, 1875 год.


***

  Учитель Севского уездного училища, коллежский секретарь Адам Христофоров Лиотвейзен - Евангелическо-Лютеранского вероисповедания, согласно его желанию, священником Севского уезда, села Селечни, Дмитрием Гавриловым, 10 августа сего 1877 года, присоединен к православной вере, чрез совершение над ним таинства Миропомазания.

"Орловские епархиальные ведомости", № 24, 1877 год.


***

  Умер Севского уезда села Селечни заштатный Священник Николай Светозаров.

"Орловские епархиальные ведомости", № 6, 1878 год.


***

  Список священнослужителей, удостоенных в 1-й день апреля 1879 года Высочайших наград за отлично-усердную службу по епархиальному ведомству, по Орловской епархии: камилавками, от Святейшего Синода выдаваемыми: Севского уезда села Селечни священник Дмитрий Гаврилов…

"Орловские епархиальные ведомости", № 11, 1879 год.


***

  Перемещен настоятель села Селечни Севского уезда священник Димитрий Гаврилов к Преображенской города Ельца церкви на место удаленного священника Михеева; на место же Гаврилова в село Селечню перемешен священник села Мелового Карачевского уезда Василий Введенский помощником настоятеля, а на место Введенского в село Меловое - сверхштатный священник села Добрыни, Кромского уезда, Иоанн Максаков.

"Орловские епархиальные ведомости", № 10, 1880 год.


***

  Севского уезда, села Селечни, священник Василий Введенский перемещен по прошению в село Кропотово, Севского уезда. Псаломщик села Хотимля, Карачевского уезда, окончивший курс Орловской Семинарии Семен Рязанов рукоположен во священника в село Солечню Севского уезда.

"Орловские епархиальные ведомости", № 23, 1885 год.


***

  Окончивший курс в Орловской Духовной Семинарии Константин Воскресенский рукоположен во диакона к церкви села Селечни, Севского уезда.

"Орловские епархиальные ведомости", № 24, 1886 год.


***

  Псаломщик села Селечни, Севского уезда, Иван Блаженский перемещен в село Сенное того же уезда.

"Орловские епархиальные ведомости", № 19, 1887 год.


***

  Штатный псаломщик села Селечни, Севского уезда, Николай Покровский перемещен на псаломщическое же место к Крестовоздвиженской города Севска церкви.

"Орловские епархиальные ведомости", № 11, 1888 год.


***

  Псаломщик села Селечни, Севского уезда, Василий Глаголев определен на штатное псаломщическое место к Соборной города Болхова церкви. Псаломщик Николай Покровский, перемещенный к Крестовоздвиженской города Севска церкви, возвращен на прежнее штатное псаломщическое место в село Селечни, Севского уезда.

"Орловские епархиальные ведомости", № 14, 1888 год.


***

  Расположена в центре села, доминирует в его застройке. Возведена из кирпича и оштукатурена; к настоящему времени утратила боковые портики, большинство кровель и главу, палатки по сторонам колокольни и ее завершение. Хороший образец крупного купольного храма Брянщины в стиле ампир, отличающегося подчеркнуто монументальными формами.
  В крестообразной пространственно-планировочной композиции выделяется мощный основной четверик с тремя прямоугольными рукавами во всю ширину сторон, занятыми алтарем и боковыми приделами. Венчает его огромный цилиндрический барабан с десятью арочными окнами и аттиком, завершенный полусферическим куполом. К обширной трапезной в пять окон по фасадам примыкает массивная четырехгранная двухъярусная колокольня со слегка наклонными внутрь стенами и арками звона в верхнем четверике. Предельно лаконичный декор не нарушает плоскости стен отдельных объемов храма. Приделы с плоской прямоугольной нишей вверху прежде имели четырехколонные портики, которым на восточной стороне алтаря соответствовали четыре массивные полуколонны, причем ниша здесь захватывала даже их стволы. В завершении стен расположены простые карнизы, между окон трапезной - широкие плоские лопатки; крупные проемы (арочные у трапезной и барабана и прямоугольные у алтаря и приделов) имеют лишь уступы по краю. В арки звона поставлены две колонны, поддерживающие деревянный архитрав с архивольтом над ним. В интерьере храма своеобразен высокий купольный зал, близкий к кругу в плане, хорошо освещенный окнами барабана, который покоится на мощных угловых пилонах. Крупными арочными проемами зал соединен с алтарем и боковыми приделами, перекрытыми коробовыми сводами. Особенно оригинальны два массивных круглых столба в центре трапезной, поддерживающие ее своды. Необычно также крестообразное помещение в нижнем ярусе колокольни, перекрытое крестовым сводом.

"Свод памятников архитектуры и монументального
искусства России. Брянская область", 1998 год.


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы