СУЗЕМСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи


   В XVIII веке на месте, занимаемом теперь селом, была Яменская Предтеченская Пустынь, монастырь стоял сначала в 6 верстах от места, где расположено село. Затем монастырь вместе с деревянной церковью (недостроенной монастырской) перемещен на место расположения села. Церковь вскоре сгорела. Монастырь закрыт, но жители деревень Буда Погощь, Гута-Герасимово попросили строителя монастыря иеромонаха Германа построить церковь каменную. Храм был закончен крестьянами в 1777 году. В церкве два престола: главный во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи и придельный во имя Святителя и Чудотворца Николая. С деревянной колокольней (ГАБО, фонд 249, опись 1, дело 222, лист 94). В 1921 году церковь действующая (ГАБО, фонд 350, опись 1, дело 56, листы 26-28). Документы о закрытии 1929 года (ГАБО, фонд 89, опись 1, дело 412, лист 88). Метрические книги: 1790-1839, 1847-1856, 1867-1872, 1873-1878, 1879-1881, 1879-1883, 1884-1892, 1888-1892, 1893-1896, 1897-1900, 1901-1903, 1904-1909 годы. Церковь упоминается до 1940-х годов, не сохранилась.


***

  Рукоположен во священники окончивший курс воспитанник семинарии Николай Грабилин в село Ямное трубчевского уезда.
  Орловские епархиальные ведомости, № 17, 1865 год.


***

  Награжден набедренником священник Трубчевского уезда села Ямное Николай Грабилин.
  Орловские епархиальные ведомости, № 5, 1872 год.


***

  Умер заштатный причетник Трубчевского уезда села Ямного Иулиан Золотов.
  Орловские епархиальные ведомости, № 8, 1876 год.


***

  Псаломщик-диакон села Ямного, Трубчевского уезда, Иван Иорданский, согласно его прошению, перемещен в Черниговскую епархию, а на его место исправляющим должность штатного псаломщика определен сверхштатный причетник того села Алексей Троицкий.
  Орловские епархиальные ведомости, № 1, 1882 год.


***

  Сверхштатный причетник села Ямного Трубчевского уезда Василий Преображенский перемещен в село Денисово того же уезда.
  Орловские епархиальные ведомости, № 20, 1884 год.


***

  Умер диакон Трубчевского уезда села Ямного Константин Глядинский. Сверхштатный псаломщик села Ямного, Трубчевского уезда, Алексей Троицкий определен в том же селе штатным псаломщиком.
  Орловские епархиальные ведомости, № 22, 1887 год.


***

  Село Ямное расположено на левом берегу реки Неруссы, в 20 км к северо-западу от Суземки, в 5 км от трассы Суземка-Трубчевск. К началу ХХ века село принадлежало Краснослободской волости, а с 1917 года - Суземской волости. Ныне оно входит в состав Новопогощенского сельского поселения.
  Максимальное население села, по переписи 1926 года, составляло 859 человек; в настоящее время - около 50.
  Село возникло на месте упраздненной в 1766 году Яменской Предтечевой пустыни, существовавшей в глубине дремучих лесов юго-восточной части Трубчевского уезда с 1680-х годов. Более точная датировка основания этой пустыни по разным источникам расходится - от 1680 до 1688 года; также неизвестно, кто был ее основателем. Яменская пустынь была устроена "на государевой пустовой земле", за которую обитель ежегодно платила в казну оброк по одному рублю.
  Первые сведения о пустыни датируются началом 1700-х годов, когда ее монахи сообщали, что "в прошлых годех в Трубчевском уезде близ реки Неруссы построена была церковь во имя святого пророка и Предтечи Иоанна Крестителя и в прошлых же давних годех ту церковь воинские люди сожгли, а после того на том же месте построена часовня и подле той часовни в той Предтечевой пустыни живем мы пять человек монахов". Под "воинскими людьми" мог подразумеваться как государственный отряд, охраняющий дворцовые земли от самовольного заселения, так и вооруженные разбойники (возможно, пришедшие из Малороссии), из числа тех, которых местные жители связывали с неким легендарным Кудеяром.
  Именно в эту пору, около 1700 года, к упомянутым монахам присоединился пришедший из неизвестных мест иеромонах Тимолай. Будучи сторонником более строгих монашеских правил, Тимолай решил построить храм обители в максимально труднодоступном месте - как бы на острове, ограниченном с трех сторон водой, а с четвертой (южной) - болотом. Назвавшись строителем монастыря, он смог получить из Москвы необходимые благословительные грамоты и в 1701-1703 годы возвести и освятить небольшой деревянный храм во имя Рождества Иоанна Предтечи.
  Сюда же, на "остров", он велел переселиться и всей братии, которая до того жила рядом на более возвышенном месте – на другом берегу озера-старицы, рядом со своей бывшей часовней, убранство которой Тимолай перенес в новоустроенный храм. Идея переселения встретила неприятие у части монашеской братии, однако, как показывают последующие описания, в итоге обитель была устроена именно на острове. Одна половина этого острова представляла собой луг, на котором и располагалась пустынь; другая половина была покрыта лесом. Во время паводков вода порой заливала и саму территорию монастыря, так что монахи вынуждены были ходить из келий в храм по воде. А после паводков в монастыре и вокруг него бывала непроходимая грязь, из-за чего порой было невозможно добраться из монастыря до ближайших населенных мест. Да и сама лесная дорога, ведшая в монастырь, часто повреждалась и заваливалась, как жаловались монахи, лесорубами, производившими порубку и сплав леса по реке Неруссе. Впрочем, подобные труднодоступные места специально выбирались иноками для устройства пустыней, чтобы ничто не мешало их жизни и молитвам в уединении.
  К 1711 году монастырская церковь была обновлена и расширена, в ней появился теплый придел во имя Николая Чудотворца. В 1727-1728 годы она, по ветхости, была заменена новым храмом с теми же престолами. Новый монастырский храм был построен из осинового леса: главы и восьмерики обиты дубовым гонтом, а трапеза и вся церковь - тесом. Главная церковь была по-прежнему холодная, поэтому в зимнее время, за редкими случаями, богослужение в ней не совершалось. На Святых воротах была устроена церковь во имя Сретения Господня.
  В том же 1728 году строитель пустыни монах Иоасаф обратился в Верховный Тайный совет с прошением о пособии на обустройство храма. Но вместо ожидаемой помощи Иоасаф был избит плетьми после допроса в канцелярии Святейшего Синода ("дабы впредь, на то смотря, другим чинить то было неповадно"), так как дерзнул подать прошение Его Величеству самовольно, не спросив разрешения своего непосредственного церковного начальства.
  Своим очередным обновлением пустынь обязана строителю монаху Варсонофию, управлявшему обителью с 1747 по 1755 год.
  На собранные пожертвования Варсонофий заменил ветхую крышу церкви; вместо развалившейся монастырской ограды устроил новую - бревенчатую из соснового леса, с дубовыми столбами, и покрыл ее дубовым гонтом; вместо деревянной церкви Сретения Господня, что на Святых воротах, испросил в 1752 году разрешение построить каменную церковь (впрочем, ее строительство так и не началось), а напротив Сретенской церкви соорудил новую деревянную колокольню, крытую дубовым тесом. На колокольне было 6 колоколов, больший из которых весил 13 пудов.
  Число келий возросло с 6 до 10; каждая из них, включая настоятельскую, состояла из одной комнаты. В 1752 году в пустыни числилось братии 10 человек, в том числе: строитель, 3 иеромонаха, 1 иеродьякон и 5 монахов.
  За монастырской оградой имелся приезжий двор для богомольцев, с двумя кельями, двумя сараями и амбарами, и скотный двор с черной избой и небольшим сараем. По описи 1751 года значилось монастырского имущества: в амбарах ржи 4 четверти, а на скотном дворе: лошадей 6, коров 9, телят 5, овец 15. За монастырем числилось 7 душ крестьян мужского пола "из польской нации" (вероятно, белорусов).
  Единственное недвижимое владение пустыни составлял луг, тянувшийся по обеим ее сторонам на сто сажен, с лесной порослью, принадлежавший прежде дворцовым селам Негину и Зноби. В монастырских документах упоминается еще о мельнице на речке Чернь, с которой пустынь имела 15 четвертей хлеба в год, но в 1740 году здешний землевладелец граф Петр Борисович Шереметьев отнял эту мельницу у пустыни и передал своим крестьянам, жившим в Красной Слободе.
  Не имея никаких вотчин, Яменская пустынь содержалась практически на одни лишь пожертвования от вкладчиков. На эти деньги производился ремонт монастырских строений, закупались недостающие продукты питания для братии. Яменская пустынь имела постоянную большую нужду в содержании и была, пожалуй, одной из самых уединенных и убогих обителей на территории современной Брянской области. Тем не менее, отдельные освященные предметы из церковной утвари были серебряными и даже позолоченными - по преданию, это был дар царевича Алексея Петровича, который около 1708 года проезжал близ Яменской пустыни. Местный образ Св. Иоанна Предтечи также был украшен серебряным окладом с позолотой.
  8 июня 1758 года строитель Герман с братией подали Преосвященному Тимофею, митрополиту Московскому и Севскому, прошение о переносе обители на новое место. Главной причиной такого шага все же стало крайне неудобное местонахождение Яменской пустыни в низинном месте. В то же время, в 6 верстах от него монахи присмотрели более высокое место, называемое Селище Колодезь, "которое никому не принадлежит и к построению на нем обители весьма удобное". Но поскольку Селище Колодезь состояло в Дворцовых дачах, то Консистория должна была получить разрешение Дворцовой Конторы, которая, в свою очередь, нашла нужным запросить управителей ближайших сел Негина и Зноби - находят ли они возможным, без ущерба для крестьян, уступить означенную землю под монастырь? Поэтому разрешение на перенесение пустыни состоялось только в апреле 1759 года.
  По перенесении пустыни и освящении монастырской церкви во имя Рождества Предтечи Господня, строитель Герман в 1761 году ходатайствовал перед епархиальным начальством о дозволении перевезенную деревянную Сретенскую церковь, что находилась на святых воротах, продать в какое-либо село и вместо деревянной Предтеченской церкви, с приделом Св. Николая, построить новую церковь каменным зданием, на каковое строение у обители уже имелось в готовности 70 тысяч старого кирпича (вероятно, заготовленного для построения Сретенской церкви на святых воротах) да вновь сделанного 100 тысяч. По проведенному следствию, постройка храма была разрешена и в 1764 году началась, но окончить ее монахам было не суждено: спустя два года Яменская пустынь подверглась упразднению.
  Роковым обстоятельством для обновлявшейся обители стал пожар, в котором погибла ее деревянная Предтеченская церковь. Преосвященный Тихон, епископ Севский и Брянский, долгое время колебавшийся, какую из двух пустыней – Белобережскую (Брянского уезда) или Яменскую - присудить к закрытию, после того, как последняя пустынь осталась без храма, дал Севской Духовной Консистории указ, повелевавший "Яменскую пустынь, за сгорением в ней церкви Божией, упразднить". На тот момент братию обители составляли: строитель Герман, иеромонахи - Никодим, Герасим и Геннадий, иеродьякон Гедеон, пономарь монах Пахомий, просвирник монах Фаддей и рядовые монахи Иннокентий и Филарет, всего со строителем 9 человек, которые должны были перейти в другие действующие монастыри: иеромонах Герасим - в Путивльский Молченский монастырь, иеродьякон Гедеон - в Софрониеву Молченскую пустынь, монахи Филарет и Фаддей - в Рыльский Николаевский монастырь, а Иннокентий оставлен при доме Его Преосвященства в Севске. Строитель Герман был зачислен в Площанскую пустынь, но согласно распоряжению епископа оставался в Яменской пустыни, чтобы продолжить строительство каменной церкви, которая впоследствии была отдана новообразованному приходу.
  Дело в том, что к середине XVIII века в окрестностях монастыря, некогда совершенно безлюдных, появились новые деревни - Буда-Погощь и Герасимова Гута. Первоначально они относились к приходу села Негина, до которого было более 20 верст. По прошению жителей этих деревень Преосвященный Тихон, епископ Севский и Брянский, благословил их достроить на месте упраздненной пустыни начатый каменный храм во имя Иоанна Предтечи, с приделом Св. Николая, под приходскую церковь и "все вещи, к службе Божией принадлежащие, оставить при оном месте, а покамест достроится храм и священник к тому приходу определен будет, то быть строителю иеромонаху Герману при смотрении оного места и строения, а почитаться ему, как он и прислан из Московской Консистории, в пустыни Площанской в числе братства".
  По донесению Трубчевского Духовного Правления 1768 года, «придельная церковь во имя Св. Николая вся заклеплена, а в настоящей Предтечевской стены выведены против дверей и окон, в коих и решетки вставлены: к следующему лету материалов для строения приготовлено довольно: в будах Погощи и Герасимовой всех приходских дворов имеет быть до 80-ти».
  Вероятно, вскоре Никольский придел был освящён и храм начал действовать, так как уездное Духовное правление требовало от храма исповедные ведомости уже за 1771 год.
  После иеромонаха Германа возведением храма занимался строитель Иоасаф, который в 1773 году он был отстранен от строительства по подозрению в краже денег, собранных для этой цели. Окончательное освящение храма состоялось в 1777 году; первым его священником стал Изот Львов.
  Село Ямное не сразу получило свое нынешнее название: в документах 1780-х годах оно называется Яменской слободой, но уже к концу ХVIII века именуется так же, как и сегодня.
  В состав прихода, кроме самого села, входили деревни Герасимово, Старая Погощь и Новая Погощь (бывшая Буда-Погощь) - в последней из них позднее появился собственный храм. Все прихожане считались крестьянами, но из-за неплодородной песчаной почвы основным их занятием было не земледелие, а лесозаготовка и связанные с ней промыслы. К началу ХХ века численность прихода превышала 3000 душ. Ежегодно 29 августа (по старому стилю), в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, в Ямном проводилась ярмарка.
  В храме было два престола: главный во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи и придельный во имя Николая Чудотворца. Зданием церковь была каменная, с деревянным завершением и деревянной же двухъярусной колокольней, пристроенной к церкви в 1850-х годах. В храме насчитывалось 18 окон; его размеры составляли 27 на 7 метров, высота колокольни - 14 метров. Колоколов имелось 4; печей в храме не было. Церковная территория была окружена деревянной оградой длиной 132 метра. Причт, по штату, состоял из трех человек; церковь владела 37 десятинами земли.
  Главной святыней храма являлась икона Главы Иоанна Предтечи, которая, по преданию, была спасена при пожаре деревянной монастырской церкви в 1766 году. По рассказам местных жителей, с этой иконой совершались крестные ходы в так называемое Старое Ямное, на бывшее место монастыря, где до конца XIX века стояла небольшая деревянная часовня-"капличка". В 1899 году эта часовня сгорела.
  Богослужения в храме продолжались почти до Великой Отечественной войны, несмотря на непомерные страховые начисления местных финансовых органов в советские годы, что заставило прихожан в 1930 году жаловаться во ВЦИк. И только весной 1941 года храм был закрыт официально; его здание, по стандартной формулировке, должно было использоваться "под культурные нужды".
  В годы войны церковь была взорвана, а ее руины местные жители постепенно разобрали на стройматериал. Храм стоял на краю села, на горке, близ короткого проулка, ведущего от Заречной улицы к заливному лугу у омывающих село рек. Место церкви обозначено памятным крестом, поставленным около 2010 года.
  Храмы Трубчевского уезда, Вязьмитин О.Р., Шатохин А.В., 2013 год.