Предтечева - Яменская, Ямнесская или Ямская, мужская пустынь, ныне село Ямное, Орловской губернии, Трубчевского уезда, в 25 верстах к юго-востоку от Трубчевска, при реке Колодезе, близ впадения в реку Нерусу. Основана около 1688 года на Государевой пустовой земле. Около 1708 года царевич Алексей Петрович пожаловал ей сосуды, облачение, евангелие и книги. Принадлежала к Синодальной области и в 1764 году упразднена.
Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов, Зверинский В.В., 1892 год.
***
Прошение Преосвященному Тихону, Епископу Севскому и Брянскому, жителей Буды Погощи и Герасимовой, Трубчевского уезда, 6 февраля 1767 года.
Жители Буды Погощи и Герасимовой, Трубчевского уезда, в 1767 году февраля 6, подали прошение Преосвященному Тихону, Епископу Севскому и Брянскому, следующего содержания:
"Наперед сего мы состояли приходом Трубчевского уезда в село Негино к церкви Преображения Господня, которая расстоянием от нас более 25 верст, за коею дальностью мы претерпевали большую нужду в преподании мирских треб; для того, по близости, оныя требы исправляемы бывали братиею Предтечевой Яминской пустыни, в которую, по способности своей, и уклад давали. А ныне мы уведомились, что по присланному из Духовной Консистории в Трубчевское Духовное Правление указу, велено оную Предтечеву Яминскую пустыню упразднить, а имеющуюся ризницу, колокола и прочее, описав, принять в Трубчевское Духовное Правление под смотрение. А понеже в означенной Предтечевой Яминской пустыни, по своему обещанию с прочими вкладчиками, с позволения Вашего Преосвященства, начали, вместо сгоревшей Святого Иоанна Предтечи церкви, строить в тоже именование каменную церковь, для которого строения приготовили более 100 тысяч кирпичей и прочих к строению разных материалов, и ныне оную начатую церковь имеем с прочими вкладчиками, по своему обещанию, сооружить и всем снабдить и ко оной пустыни быть приходскими людьми; а для окончания строения той пустыни желаем быть бывшему оной пустыни Строителю Иеромонаху Герману. Того ради просим: на место означенной Предтечевой Яминской пустыни быть приходской церкви, и о небрании имеющихся в оной ризницы, колоколов и прочего имущества в Трубчевское Духовное Правление послать указ".
На сем прошении дана следующая резолюция:
"Послать в Трубчевское Духовное Правление указ; велеть между прочим - ежели подлинно так, как просители просят, то благословляем достраивать начатой святой храм под приходскую церковь и все вещи, к службе Божией принадлежащие, оставить при оном месте, а покамест достроится, а паче покамест Священник к тому приходу будет определен, то быть помяненному Герману при смотрении оного места и строения, а почитаться ему, как он и прислан из Московской Консистории, в пустыне Площанской в числе братства".
В 1778 году от 21 октября, Трубчевское Духовное Правление, по запросу Преосвященного Кирилла, докладывало, что строящаяся приходская церковь в упраздненной Яминской пустыне свидетельствована, при чем оказалось: 1) придельная церковь во имя Святого Николая вся заклеплена, я в настоящей Предтеченской церкви стены выведены против дверей и окон, в коих и решетки вставлены; 2) к следующему лету для строения приготовлено материалов довольно; 3) в Будах-Погощи и Герасимовой всех приходских дворов имеет быть до 80.
Сведения эти заимствованы при разборе Архива Орловской Духовной Консистории из подлинных актов.
Орловские епархиальные ведомости, № 3, 1873 год.
***
… В 20 верстах от города Трубчевска, среди дремучих лесов, возникла Предтечева Яминская пустынь, названная так по Яминскому озеру, которое вытекало из реки Нерусы и окружало ее с двух сторон, а с третьей стороны залегали обширные и непроходимые болота. Таким образом Предтечева Яминская пустыня стояла как бы на острове, ограниченном, на западе рекой Нерусою, на севере и востоке Яминским озером, а на юге топкими болотами. В весеннее время, при разлитии Нерусы, Яминское озеро выходило из берегов и подтапливало обитель, так что иноки принуждены были тогда ходить по воде в самую церковь; по спадении воды, открывалась страшная грязь по монастырю и окружавшему его луговому пространству, что, по целым месяцам, удерживало богомольцев от посещения этой обители; в другое же время года дорога к пустыни была заваливаема дровосеками, сплавлявшими лес на реке Нерусе.
Вообще это была одна из уединенных и самых убогих обителей Орловского края. Единственным ее достоянием был луг, на котором она была расположена и который простирался на 100 саженей в ту и другую сторону; но и за этот луг, принадлежавший прежде к Дворцовым селам - Негину и Зноби, она должна была платить ежегодный оброк в Трубчевскую воеводскую канцелярию.
Орловские епархиальные ведомости, 1884 год.
***
Сведения о Предтечевой Яминской Пустыне Трубчевского уезда.
Сведения о Предтечевой Яминской Пустыне заняты нами из письменных актов, хранящихся в Архиве Орловской Духовной Консистории, из коих некоторые, по их ветхости, предназначены к уничтожению.
Предтечева Яминская пустыня находилась в Трубчевском уезде, на расстоянии 20-ти верст от города Трубчевска. Она построена была в лесах близ реки Нерусы, впадающей в реку Десну, на берегу Яминского озера, от которого и получила свое название. А Яменское или Яминское озеро, по всей вероятности получило название от ямы, составляющей его русло. Это озеро, вытекая из реки Нерусы, опоясывало обитель с двух сторон; а с третьей стороны, на протяжении двух верст, залегали обширный болота, который одною стороною примыкали к Яминскому озеру, а другою к реке Нерусе. Таким образом Яминская пустыня стояла как-бы на острове, окруженном на западе рекой Нерусою, на севере и востоке Ямнинским озером, а на юге болотами. Ближайшая к обители половина этого острова представляла открытое луговое пространство; другая же сторона его покрыта была черным лесом. В свою очередь этот островок окружен был со всех сторон лесами.
При одном из дел Яминской Пустыни находился подробный ее план, черченный Дворцовой Конюшенной Канцелярии Порутчиком Михаилом П. Этот план знакомит нас с топографией обители. На нем же обозначена и та местность, на которую Яминская пустыня перенесена впоследствии.
В весеннее время, при разливе реки Нерусы, которая протекала в 50-ти саженях от обители, и выступлении из берегов Яминского озера, находившегося вблизи самой монастырской ограды, монастырь не редко подтапливаем был водою: так что в течение недели и более монашествующие должны были ходить по воде в самую церковь. В след за тем, по спадении воды, открывалась страшная грязь по всему монастырю, окружавшему его луговому пространству. В это время на месяц и более прекращались всякие сухопутные сношения у монастыря с окрестностями; и монастырь, не видя в своих стенах ни одного богомольца, терпел большую скудость в прокормлении своей братии. Но и вообще дорога, ведшая к Яминской пустыне с севера и юга, была довольно глухая и неудобная для проезда. Дорога эта, как видно, проложена была дровосеками. Так, в половине XVIII века, монастырь, между прочим, жаловался епархиальному начальству, что производившие в его окрестностях "разных чинов люди" порубку леса и сплавлявшие этот лес на pеке Hepycе, портят и заваливаю ту дорогу деревьями, от чего не бывает проезда в монастырь и из монастыря.
Луг, на котором построена была Яминская пустыня, принадлежал прежде к Дворцовым селам – Негину и Зноби; поэтому от пустыни ежегодно платился оброк в Трубчевскую Воеводскую Канцелярию. Этот луг простирался на 100 саженей в ту и другую сторону от монастыря и составлял единственное недвижимое имение (вместе с лесом, который лежал в юго-восточной и юго-западной стороне упомянутого острова, за луговым пространством). Других угодий у Яминской пустыни не было. В ведомости, представленной в 1739 году в Синодальную Канцелярию Экономического Правления, упоминается еще о мельнице, которая принадлежала Яминской пустыне и доставляла ей ежегодного дохода хлебом по 15 четвертей: она находилась на реке Черни. Но в 1740-м году, неизвестно по какому праву, эту мельницу отнял у монастыря Граф Петр Борисович Шереметев в пользу своих крестьян - жителей Красной слободы, которая в том же году была населена им и находилась в 10-ти верстах от Яминской пустыни. По ревизии, бывшей до 1758 года, к Яминской пустыне приписано было семь душ мужеского пола "из Польской нации". В 1758 году из них оставался в живых только один человек; между тем пустыня должна была ежегодно платить за них подушные и прочие государственные подати в Воеводскую Канцелярию. Не имея за собой никаких вотчин, угодий и руг, Предтечева Яминская пустыня содержалась единственно от вкладчиков и доброхотных дателей, которые приглашались обыкновенно к пожертвованиям через так называемые сборные книги, испрашиваемые настоятелями обители у епархиального начальства. Так, например, по сборной книге, исходатайствованной Строителем Варсонофием, на 1748 и 1749 годы, значилось поступившими в пользу монастыря 446 рублей 3 копейки. Сбор этот производил сам Строитель и Монах Иезекииль, постриженный в Яминской пустыне в 1725 году. На эти деньги исправлялись разные ветхости по монастырю и закупались жизненные продукты для братии и монастырских трудников. И, как видно, Яминская пустыня терпела большую и постоянную нужду в своем содержании.
По внешнему своему виду Предтечева Яминская пустынь была весьма бедна. Все строения ее были деревянные - соснового и осинового леса. Таковы:
1. Церковь во имя Рождества Святого Пророка Предтечи и Крестителя Госнодня Иоанна с приделом Святителя Христова Николая Чудотворца. Она была брусовая из соснового леса; главы и осмерики на ней обиты дубовым гонтом, а трапеза - тесом, которым обита была и вся церковь. Когда была построена эта церковь - неизвестно; но в 1747 году она была уже довольно ветха: крыша на ней пропускала большую течь, так что не безопасно было совершать самое богослужение; верхние же стены трапезной церкви все погнили и близки были к разрушению. Главная церковь была холодная; в ней, кроме редких случаев, в зимнее время не совершалось богослужение.
2. Церковь во имя Сретения Господня, на святых воротах. Церковь эту разрешено построить каменным зданием в 1752 году, по просьбе братии, для отправления в ней ранних литургий (из других дел видно, однако ж, что строение eе было деревянное). Она оставалась не освященною до 1758 года, когда поднято было дело о перенесении обители на другое место.
3. Против церкви Сретения Господня стояла новая колокольня - брусовая из соснового леса, покрытая дубовым лесом.
4. Настоятельские и Братские келлии. В 1739 году их было шесть, а в 1758 году десять. Каждая из них, не исключая и настоятельской, состояла из одной комнаты.
5. Хлебня и пекарня.
6. Два амбара хлебных.
7. Конюшня.
8. Вокруг монастыря была деревянная ограда, которая в 1747 году вся развалилась от ветхости. Вместо этой скоро потом построена была новая - бревенчатая из соснового леса, с дубовыми столбами; она покрыта была вся гонтом дубовым, длиною в аршин с четвертью, под гвоздь.
9. За монастырем находился приезжий двор для богомольцев; на нем стояли: две черных келлии - ветхие, два сарая и два амбара ветхих.
10. За монастырем же помещался скотный двор с ветхою черною избою и небольшим ветхим сараем (по ведомостям 1738 и 1758 годов).
Более ценные принадлежности церквей составляли:
1. Два Евангелия: одно большое на полуалександрийской бумаге с окладом; покрыто медною доскою с серебряно-позлащенными изображениями Св. Евангелистов и вызолочено; второе - полулистовое, покрытое красным бархатом и с серебряно-позлащенными Евангелистами.
2. Напрестольная гробница - серебряная белая.
3. Напрестольный крест - серебряный белый.
4. На жертвеннике - сосуды серебряные позлащенные, с накладною серебряною резьбою; другие сосуды - серебряные гладкие, пестро позлащенные (покупка серебряных сосудов показана между 1718 и 1749 годами, при Строителе Монахе Варсонофии).
5. Образ Св. Иоанна Предтечи в серебряном окладе с позолотою.
6. Священные облачения: риз 5, диаконских стихарей 3, орарей 2, и прочих.
7. Кадил три - одно серебряное и два медные.
8. Всех книг, кроме относящихся собственно к церковному богослужению, было три: 1. книга Ефрема Сирина; 2. Ермолой ирмосовой и 3. книга Григория Назианзина. Принадлежности трапезной церкви были беднее: здесь можно упомянуть только о серебряных сосудах. На колокольне было 6 колоколов, из коих в большем было 13 пудов и 6 фунтов, во втором около 4 пудов, в третьем 2 пуда и 10 фунтов, в четвертом 1 пуд и 18 фунтов, в остальных двух - фунтов по 12.
По описи 1751 года, монастырского имущества значилось: в монастырских амбарах ржи 4 четверти, скота на скотном дворе: лошадей рабочих 6, коров 9, телят 5, овец 15.
В Предтечевой Яминской пустыне, по древнему установлению, настоятель назывался строителем. Число монашествующих в разное время было различно. Так, в 1739 году считалось: Иеромонах 1, Монахов 4, бельцов трудников 3. В 1752 году: Строитель 1, Иеромонахов 3, Иеродиакон 1, Монахов, служебных и прочих рядовых 5; и того 10 человек.
Из бывших строителей в Яминской пустыне упоминаются: 1. Строитель Монах Иоасаф, в 1725 году. 2. Строитель Монах Варсонофий, упоминается с 1747 по 1755 год. 3. Строитель Иеромонах Вениамин с 1755 по 1758 год; уволен от должности за его старостью, по прошению, на обещание в Софрониеву пустыню, по прежнему. 4. Строитель Иеромонах Герман с 1758 года. При нем Предтечева Яминская пустыня перенесена была на другое место.
Дело о перенесении Яминской пустыни на другое место началось в 1758 году, вследствие прошения Строителя этой пустыни Иеромонаха Германа с братиею, поданного Преосвященнейшему Тимофею, Митрополиту Московскому и Севскому, от 8 июня. В своем прошении монастырь прописывал: 1, что Яминская пустыня стоит на низком и неудобном месте, от чего в весеннее время подвергается большому наводнению; 2, что к ней нет сухопутной дороги, от чего в пустыне делается весьма мало приношений, и 3, что вблизи от Яминской пустыни имеется высокое место, называемое Селище - Колодези, которое никому не принадлежит, и к построению на нем обители весьма удобное. Место это находилось от Яминской пустыни в шести верстах, вблизи болота Погоща (на этом болоте местами могли быть сенокосы, но в дальнем расстоянии от Погоща и Селища – Колодези пролегала большая дорога от Трубчевска в Северске и в разные места). Вследствие этого прошения Московская Духовная Консистория, указом в Трубчевское Духовное Правление, велела Управителю Протопопу Федору Григорьеву произвести следствие. По следствию, произведенному Протопопом Федором совместно с Трубчевским Воеводою, между прочим, оказалось: 1, что прежнее место весьма неудобно для положения обители; 2, что новое место - Селище возвышенно, свободно для проезда и никогда не подвергается наводнению; 3, что от Дворцовых сел. Негина и Зноби оно отстоит верст на 30 и более; 4, что на построение на этом месте обители Строитель Герман просит земли с небольшим, версту, и 5, что на перенесение обители потребуется кошта 600 рублей, которые она намерена собрать от доброхотнодателей. Так как упоминаемое место – Селище - Колодези считалось в Дворцовых дачах, то Московская Духовная Консистория должна была снестись с Дворцовою Конторою. Последняя в свою очередь сочла нужным запросить указом Управителей сел Негина и Зноби о том, найдут ли они возможным, без убытка для крестьян, уступить такую землю под монастырь. Посему разрешение на перенесение Яминской Предтечевой пустыни могло состоятся не раньше апреля месяца 1759 года.
В 1761 году Предтечева Яминская пустыня была уже перенесена на новое место, с главною церковью во имя Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, с пределом Св. Николая Чудотворца и с Сретенскою церковью, находившеюся на воротах; из этих церквей в 1761 году освящена была только первая. В том же году Строитель Герман ходатайствовал пред Высокопреосвященнейшим Тимофеем, дабы позволено было вышеупомянутую Сретенскую церковь продать в какое либо село, а на место деревянной Предтечевской церкви с приделом Св. Николая построить новую каменную церковь того же именования, для какового строения, как он доносил, имелось уже в готовности старого кирпича 70 тысяч (этот кирпич приготовлялся, как видно, для строения вышеупомянутой Сретенской церкви, еще до перенесения пустыни на новое место), да вновь сделанного 100 тысяч. Таковое строение предполагалось произвести иждивением вкладчиков. На сем прошении последовала следующая резолюция Преосвященного Тимофея, от 7 октября 1761 года: "По сему Духовной нашей Консистории Столбовского (т.е. Николаевского) монастыря Архимандриту Пахомию послать указ, дабы он в показанную Яминскую пустыню нарочно съехал и осмотр учинил, есть ли в заготовности старого кирпича до 70 тысяч, а вновь сделанного тысяч до 100 и прочие материалы и до той пустыни кто укладчики, коли кое число и какими чинами, обстоятельно обо всем исследовавши, к нам письменно представил".
Указом Столбовскому Архимандриту Пахомию оканчиваются акты о Яминской пустыне, которые мы имели у себя под руками (Предтечева Яминская пустыня, по всей вероятности, была упразднена одновременно со многими другими монастырями Орловского края в 1764 году).
Орловские епархиальные ведомости, 1871 год.
***
Яменская Предтечева пустынь.
Документы к монастырским церквям.
211 года февраля 20 по благословенной грамоте выдан антиминс в ново построенную церковь святого Иоанна Предтечи в Трубчевском yезде в Предтечевскию пустынь, тоеж пустыни строитель иеромонах Тимолай антиминс взял и росписался.
1705 года генваря дня Предтечевской пустыни монах Кир с братиею в Патриарший Казенный Приказ писал: "в прошлых годах в Трубчевском уезде, близ реки Нерусы построена была церковь во имя святого преподобного и Предтечи Иоанна Крестителя и в прошлых же давних годах ту церковь воинские люди сожгли, а после того на том же месте построена часовня и подле той часовни в той Предтечевой пустыни живем мы пять человек монахов и в прошлых недавних годах в ту пустыню пришел к нам незнаема откуда иеромонах Тимолах и будучи в той часовне служивал и собирал всякие доходы от проходящих и корыстовался один и мы о том ему почали говорить и он теромонах Тимолах без нашего братскаго приговору из той пустыни отшел от нас на остров и поселился новым житьем и построил церковь, а тот остров от той нашей пустыни через озеро и сухова пути к тому острову и к церкви нет, а ту нашу прежнюю часовню он Тимолах разорил и нам монахом за тем его разорением пришлось врознь разбрестись и велит нам переходить на тот остров, а на том острове поселенью ни какому быть не возможно для того, что место низкое и полою водою тот остров и церковь понимает вода без остатку так же близ той церкви и на всем том острове на мертваго нельзя могилы выкопать для того, что вода близка, а он Тимолах своим упрямством живет один от своего умыслу и к мирским людем для всяких потреб ездит и родильницам молитвы дает и свадьбы венчает и всяким церковным доходом корыствуется один, а нам ни чего не дает и из той пустыни изгоняет, а та наша пустыня ни к которому монастырю не приписана и просим повелеть ту нашу пустыню приписать к Трубческому Чолнскому монастырю и ведать нас того Чолнскаго монря наместнику Агапиту и ту церковь перенесть на прежнее церковное место, где ныне стоит часовня, а его Тимолая из той пустыни выслать на обещание, где он пострижен, чтоб нам от того в конец не разорится и врозь не разбрестись". Помета "выписать". Продолжения нет (Патриарший Приказ 1701 год №144).
1708 года октября дня Предтечевы пустыни монахи Кир с братиею в Патриарший Казенный Приказ писали: "в нынешнем 708 году Предотечевой пустыни обещался построить церковь божию вновь той же пустыни иеромонахъ Антоний для того, что в той пустыне старая церковь святого Иоанна Предтечи ветха и кровля вся обгнила и в дождь бывает теча многая и просим дать благословенную грамоту ему иеромонаху Антонию о строении тое вышеписанные церкви". Подписано: "дать указ о строении". Отмечено: "дан".
1710 года февраля дня Предтечевы пустыни строитель иepoмонах Тимолай в Патриарший Казенный Приказ писал: "в прошлом 708 году бил челом великому государю бродящей чернец и пакосник Предтечевы церкви и нашей пустыни ведомой вор Кир утоя наше имя и бегая в воровстве своем Духовнаго приказу взял указ из Патриаршего Казенного Приказа о разорении прежней церкви и о строении новой и назвал прежнюю церковь ветхою, а та церковь построена мною и освящена по указу и по благословенным грамотам в прошлом 701 и 703 годах и то он чинит для разорения той пустыни и с тем указом на Москве и по городам побирается и к нам в пустыню ничего побору не является и прошу его Кирово челобитье отставить чтоб прежней церкви не разбирать и вели великий государь построить вновь теплую церковь во имя святого апостола Андрея Первозваннаго в той пустыни деревянную". Подписание: "справиться с прежним отпуском".
В Патриарший Казенный Приказ в записных книгах печатных пошлин прошлаго 701 года написано: февраля 24 запечатана благословенная грамота на 1 престол по челобитью Трубчевского уезда с реки Нерусы Предтеченские пустыни иеромонаха Тимолая с братиею не окладчики велено им в той пустыни на угодном к церковному строению месте построить вновь церковь во имя Иоанна Предтечи деревянную, пошлины взяты; а в 703 году генваря в день по челобитью той же пустыни строителя иеромонаха Тимолая с братиею велено в той пустыни новостроенную деревянную церковь во имя Иоанна Предтечи будет церковь построена по чину против указу и благословенной грамоты освятить ему строителю; да в записной же книге печатных пошлин прошлаго 708 года ноября в 4 день написано: запечатан указ о строении церкви Предтечевой пустыни монахов Кира с братиею велено в той пустыни древянную Предтеченскую церковь разобрать и построить новую деревянную церковь во имя тот же престол, пошлин гривна. Подписано: "невелеть церкви давать на сторону, а велеть церковь теплую построить". Отмечено: "1710 года марта в 23 день дан указ". (Патриарший Приказ, 1708 год, №315).
1711 года августа в день Предтечевой пустыни строитель иеромонах Антоний с братьею в Патриарший Казенный Приказ писали: "в прошлом 708 году по указу, а по челобитью Предтечевой пустыни братии и вкладчиков велено построить в оной пустыне во имя Иоанна Предтечи церковь с приделы и та церковь ко освящению во всякой готовности и просили выше упомянутую церковь повелеть освятить Троицкаго собора попу Сафронию и дать благословенную грамоту и антиминсы". Подписано: "1711 года сентября в 9 день дать указ против челобитья". Отмечено: "указ дан". (Патриарший Приказ № 107).
1713 года июля 20 запечатана грамота Севскаго уезду Николаевскаго Столбенскаго монастыря строителю монаху Илариону по челобитью Предтечевой пустыни строителя иеромонаха Тимолая того ж города Трубческа на протопопа Ермолая с товарищи в монастырском той пустыни разорении и в пограбленной церковной утвари велено допросить и розыскать и по розыску указ учинить; пошлин 8 алтын 2 деньги.
1713 года июля 23 запечатана грамота с прочетом соборному Троицкому попу Софронию Ермолаеву по челобитью Трубчевского уезда Ямского монастыря, что за рекою Десною, братии и вкладчиков велено в том монастыре быть строителем на место умершаго строителя Антония города Севска Спасскаго монастыря иepoмонаху Антонию и монастырь ему во всяком управлении ведать, пошлин 1 рубль 25 алтын.
1727 года мая 29 Яменской пустыни Предтечева монастыря иepoмонах Герасим, иеродиакон Генадий с братьею в Синодальный Казенный Приказ доносили: "в прошлых годах зачалась Яменская пустыня и построена во оной пустыне города Трубчевска градскими людьми церковь настоящая во имя Иоанна Предтечи тому лет с 30 и больше, и оная церковь ныне ветха и вся обвалилась и служить в ней за ветхостию не возможно, а ныне обещались мы вместо оной ветхой построить вновь церковь во имя Иоанна Предтечи, да придела Николая чудотворца древяные, а без указу оных церквей строить не смеем и чтоб указом повелено было о строении оных церквей дать нам указ и по сему нашему доношению решение учинить". И против пометы "выписать" в Синодальном Казенном Приказе выписано: в писцовых и переписных книгах означенной Яменской пустыни не написано; в 701 году февраля 24 запечатана благословенная грамота на один престол по челобитью Трубчевскаго уезда с реки Нерусы Предтечевы пустыни иеромонаха Тимолая с братьею и со вкладчики велено им в той пустыне на угодном к церковному строению месте построить вновь церковь во имя Иоанна Предтечи древянную. Подписано: "1727 года июня 7 дать указ о строении". Отмечено: "указ дан".
1728 года февраля 10 вышеписанной пустыни строитель Иoaсаф с братиею в Синодальный Казенный Приказ писали, что по данному указу церковь во имя Иоанна Предтечи и с приделом Николая чудотворца построены и к освящению изготовлены и просили оную церковь и придел повелеть освятить и ко освящению дать два антиминса, а освятить и послать указ Чолнскаго монастыря наместнику Кириллу. Подписано: "1728 года февраля 14 дать указ о освящении против прошения и антиминсы выдать". Отмечено: "указ дан".
1744 года мая 8 с указу Трубчевского уезда Яменской Предтеченской пустыни строителю монаху Иоасафу по прошению его о бытии ему в той пустыни строителем до указу, пошлин и нужнейших 50,5 копеек.
"Материалы для истории церквей Курской, Харьковской, Орловской, Черниговской и Воронежской губернии, городов и станиц Донской области по приходным окладным книгам жилых данных церквей патриаршего Казенного приказа 7136 (1628) - 1746 годов".
***
Материалы для истории монастырей Севской епархии, упраздненных в 1764 году.
В 1764 году, по случаю составления монастырских штатов, в пределах Севской епархии было упразднено 13 монастырей; в том числе: 4 Брянских, 2 Трубческих, 3 Севских, 2 Карачевских, 1 Путивльский, 1 Рыльский.
Трубчевские монастыри.
Предтечева Яменская пустынь.
Предтечева Яменская пустынь находилась в 20-ти верстах от города Трубчевска, близ реки Нерусы, на берегу Яменского озера, от которого и получила свое название. Яменское озеро, вытекая из реки Нерусы, окружало обитель с двух сторон – северной и восточной; к западу, саженях в 50-ти от монастырской ограды, протекала река Неруса, а к югу, на протяжении двух верст, залегали топкие болота. В весеннее время, при разлитии реки Нерусы и выступлении из берегов Яменского озера, монастырь подтапливался водою, так что монашествующим трудно было ходить в церковь, а по спадении воды открывалась большая грязь как по монастырю, так и по валу, окружавшему его, луговову пространству; в это время монастырь лишался всякого сообщения с окрестностями и нередко терпел большую нужду в пропитании своей братии. Да и вообще дорога, ведшая к монастырю с юга и запада, была глухая и неудобная для проезда. В половине XVIII века монастырь жаловался епархиальному начальству, что производившие в его окрестностях порубку леса и сплавлявшие на реке Нерусе «разных чинов люди портят и заваливают дорогу деревьями, от чего не бывает проезда в монастырь и из монастыря».
Луг, на котором построена была Яменская пустынь, принадлежал к Дворцовыв селам Негину и Зноби; поэтому от пустыни ежегодно платился оброк в Трубчевскую Воеводскую Канцелярию. Этот луг, простиравшийся на 100 сажень по обеим сторонам монастыря (вместе с лесом, который залегал в конце лугового пространства), составлял единственное недвижимое имение обители. В ведомости, представленной в 1739 году в Синодальную Канцелярию Экономического Правления, упоминается еще о мельнице (на реке Черни), которая доставляла Яменской пустыни ежегодного хлебного дохода по 15 четвертей; но в 1740 году эту мельницу, не известно по какому праву, отнял у монастыря граф Петр Борисович Шереметев в пользу своих крестьян - жителей Красной Слободы, которая в том же году была населена им и находилась от Яменской пустыни в 10-ти верстах. По ревизии, к Яменской пустыни приписано было 7 душ мужского пола "из Польской нации"; в 1758 году из приписных оставался в живых всего один человек, но монастырь должен был платить за них подушные и прочие государственные подати в Воеводскую Канцелярию. Не имея ни каких вотчин и угодий, Яменская пустынь содержалась единственно пожертвованиями от вкладчиков и доброхотнодателей, на каковой предмет она получала иногда от епархиального начальства так - называемые "сборные книги". Так, по сборной книге, исходатайствованной в 1748 и 1749 годы, строителем Предтечевой Яменской пустыни Варсонофием и монахом Иезекиилем (постриженным той же пустыни в 1725 году) собрано было 446 рублей 3 копейки. На такие пожертвования исправлялись разные ветхости по монастырю, закупались жизненные продукты для братии и приобретались церковные принадлежности.
Все строения в Предтечевой Яменской пустыни были деревянные, из соснового и осинового леса. 1) Церковь во имя Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, с приделом св. Николая Чудотворца, была брусовая, из соснового леса; главы и осмерики на ней обиты дубовым гонтом, а трапеза и вся церковь - тесом. В 1747 году церковь эта была уже довольно ветха: крыша на ней пропускала большую течь, так что не безопасно было совершать самое богослужение; верхние стены трапезной церкви все подгнили и близились к разрушению. Предтечевская церковь была холодная; зимою, кроме особенных случаев, в ней не было служения. 2) Церковь во имя Сретения Господня, находившаяся на святых воротах. В 1752 году, по прошению братии, церковь эту разрешено было построить каменным зданием; но постройка не состоялась. 3) Против Сретенской церкви стояла новая колокольня - брусовал из соснового леса, покрытая дубовым гонтом. 4) Настоятельские и братские келлии. В 1739 году их было 6, а в 1758 году – 10. Каждая из них, не исключая и настоятельской, состояла из одной комнаты. 5) Хлебня и пекарня. 6) Два хлебных амбара. 7) Конюшня. 8) Вокруг монастыря деревянная ограда. В 1747 году она вся развалилась от ветхости; после чего устроена новая – бревенчатая из соснового леса, с дубовыми столбами, покрытая дубовым гонтом под гвоздь. 9) За монастырем приезжий двор для богомольцев; на этом дворе – 2 черные ветхие келлии, 2 сарая и 2 ветхих амбара. 10) За монастырем же скотный двор, с ветхою черною избою и небольшим ветхим сараем. Белые ценные принадлежности монастырских церквей составляли: два евангелия, - одно большое на полуалександрийской бумаге с окладом, покрытое медною доскою, с серебропозлащенными изображениями евангелистов и вызолоченное, второе - полулистовое, покрытое красным бархатом и с серобропозлащенными евангелистами; напрестольная гробница серебряная белая; напрестольный крест серебряный же белый; на жертвеннике сосуды серебряные позлащенные, с накладною серебряною резьбою; другие сосуды серебряные гладкие, пестропозлащенные (церковные серебряные сосуды были приобретены между 1745 и 1749 годами при строителе монахе Варсонофии); образ Святого Иоанна Предтечи в серебряном окладе с позолотою; священные облачения: риз 5, диаконских стихарей 3, орарей 2, кадил 3, одное серебряное и два медные; кроме относящихся к богослужению, в монастырской церкви имелось 3 книги: книга Ефрема Сирина, Ермолай ирмосовой и книга Григория Налиамзина. Принадлежности трапезной церкви были беднее; но и здесь были серебряные сосуды. На колокольне 6 колоколов из коих в большом весу 13 пудов 6 фунтов, во втором около 4 пудов, в третьем 2 пуда 10 фунтов, в четвертом 1 пуд 18 фунтов, в остальных двух по 12 фунтов. По описи 1751 года монастырского имущества значилось: в монастырских амбарах ржи 4 четверти; на скотном дворе - лошадей рабочих 6, коров 9, телят 5, овец 15.
Количество братии в развое время было различно. В 1739 году братию составляли: иеромонах 1, монахов 4, бельцов трудников 3. В 1752 году: строитель 1, иеромонахов 3, иеродиаков 1, монахов служебных и прочих рядовых 5. Предтечева Яменская пустынь управлялась строителями, из которых упоминаются: строитель монах Иоасаф (1725 год), строитель монах Варсонофий (1747-1755 годы), строитель иеромонах Вениамин (1755-1758 годы), уволенный от должности за старостью, по прошению, на обещание в Софрониеву пустынь по прежнему; строитель иеромонах Герман, при котором Предтечева Яменская пустынь перенесена была на другое место. В 1758 году июня 8 дня строитель иеромонах Герман с братиею подали Преосвященному Тимофею, Митрополиту Московскому и Севскому, прошение, в котором прописывали, что их пустынь стоит на низком и неудобном месте, от чего в весеннее время подвергается большому наводнению; что к ней нет сухопутной дороги, почему в пустыни делается весьма мало приношений, а вблизи Яменской пустыни ямеется высокое место, называемое Селище-Колодези, которое никому не принадлежит и к построению на нем обители весьма удобное, почему и просили дозволить им перевести на это место свою пустынь. Место, на которое указывали просители, находилось в 6 верстах от Яменской пустыни, близь болота Погоща, на котором местами бывали сенокосы; в недальнем расстоянии от Погощи и Селища-Колодези пролегала "большая дорога от Трубчевска в Северск и в разные места". Вследствие прошения строителя Гериана с братиею, Московская Духовная Ковсистория указом в Трубчевское Духовное Правление велела управителю протопопу Федору Григорьеву произвести следствие. По следствию протопопа Феодора Григорьева совместно с Трубчевским воеводою, между прочим, оказалось: 1-е, что прежнее место весьма неудобно дли обители; 2-е, что новое место - Селище возвышенно, свободно для проезда и никогда не подвергается наводнению; 3-е, что от дворцовых сел - Негина и Зноби оно отстоит верст на 30 и более; 4-е, что на построение в этом месте обители строитель Герман просит земли с небольшим версту, и 5-е, что на перенесение пустыни требуется кошта 600 рублей, которые она намерена собрать от доброхотнодателей. Так как упоминаемое место Селище-Колодези считалось находящийся в Дворцовых дачах, то Московская Духовная Консистория должна была снестись с Дворцовою Конторою. Последняя в свою очередь нашла нужным запросить указом управителей сел Негина и Зноби о том, найдут ли они возможным без убытка для крестьян уступить просимую землю под монастырь. По всему этому разрешение на перемещение Яменской Предтечевой пустыни могло состояться не раньше Апреля месяца 1759 года. В 1761 году Яменская пустынь перенесена была на новое место, с главною церковью во имя рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, с придельною во имя святого Чудотворца Николая и с Сретенскою, что была на святых воротах. Главная церковь тогда же была освящена, а о Сретенской строитель Герман ходатайствовал пред высокопреосвященным Тимофеем, дабы позволено было продать ее в какое-либо село, и вместо деревянной Предтечевской церкви с приделом святого Николая Чудотворца построить новую каменного здания церковь того же наименования, для какового строением, как изъяснял в своем прошении строитель Герман, имелось у обители готового уже кирпича 70 тысяч, да вновь сделанного 100 тысяч. Строение каменной церкви предполагалось произвести иждивением вкладчиков. На прошение строителя Германа высокопреосвященный Тимофей от 7-го Октября 1761 года положил следующую резолюцию: "По сему Духовной нашей Консистории Столбовского монастыря архимандриту Пахомию послать указ, дабы он в показанную Яменскую пустыню нарочно съехал и осмотр учинил, есть ли в заготовности старого кирпича до 70-ти тысяч, а вновь сделанного тысяч до 100 и прочие материалы, и до той пустыни кто укладчики, наличное число и какими чинами, обстоятельно обо всем исследовавши, к нам письменно представил". Строение каменной церкви было разрешено; но прежде чем постройка была окончена, последовало упразднение Предтечевой Яменской пустыни. В последнее время братию этой пустыни составляли: строитель иеромонах Герман, иеромонахи - Никодим, Герасим и Геннадий, иеродиакон Гедеон, монахи-пономарь Пахомий, просвирник Фаддей, Аникситий и Филарет. В 1767 году Февраля 6 дня жители Буде-Погощи, и Герасимовой, Трубчевского уезда, подали преосвященному Тихону, епископу Севскому и Брянскому, следующее прошение: "Наперед сего мы стояли приходом Трубчевского уезда в село Негиво в церкви Преображения Господня, которая расстоянием от нас более 20-ти верст, за коею дальностью мы претерпевали большую нужду в преподаянии мирских треб; для того, по близости, оныя требы исправляемы бывали братиею Предтечевской Яменской пустыни, в которую, по способности своей, и уклад давали. А ныне мы уведомились, что по присланному из Духовной Консистории в Трубчевское Духовное Правление указу велено оную Предтечеву Яменскую пустыню упразднить, а имеющуюся ризницу, колокола и прочее описать, принять в Трубчевское Духовное Правление под смотрение. А понеже из Предтечевой Яменской пустыни, по своему обещанию с прочими укладчиками, с позволения Вашего Пpeoсвященства начали вместо сгоревшей святого Иоанна Предтечи строить в то же наименование каменную церковь, для которого строения приуготовили более 100 тысяч кирпичей и прочих к строению разных материалов, и ныне начатую оную церковь вместе с прочими вкладчиками по своему обещанию сооружить и вснм снабдить и ко оной пустыне быть приходскими людьми; я для окончания строения той пустыни желаем быть бывшему оной пустыни строителю иеромонаху Герману. Того ряди просим: на мето означенной Предтечевой Киевской пустыни быть приходской церкви, и небрании имеющейся в ней ризницы, колоколов и прочего имущества в Трубчевское Духовное Правление послать указ". На этом прошении Преосвященный положил такую резолюцию: "Послать в Трубчевское Духовное Правление указ, - велеть между прочим - ежели подлинно так, как просители просят, то благословляем достраивать начатой святой храм под приходскую церковь и все вещи, к службе Божией принадлежащие, оставить при оном месте, а покамест достроится, а паче покамест священник к тому приходу определен будет, то быть помяненному Герману при смотрении онаго места и строения, а почитаться ему, как он и прислан из Московской Консистории, в пустыни Площанской в числе братства". Иеромонах Гepaсим в своем прошении, от 2-го Января 1767 года, к Преосвященному Тихону, епископу Севскому и Брянскому, писал, что "в силу даннаго от Вашего Преосвященства Консистории указа велено Яменскую пустыню, за сгорением в оной церкви Божией, упразднить, почему ему нижайшему во оной быть не для чего, а просил, дабы от именованный не оставался праздно шатающимся, определить его в Глинскую пустыню со исправлением священно-иеромонашеского служения". Преосвященный велел "Консистории отправить сего иеромонаха куда желает со священнослужением, если ему тое не запрещено". Иеродиакон Гедеон, переведенный в 1765 году из Софрониевой Молченской в Яменскую пустыню, и монах Иннокентий, постриженик Яменской пустыни, 20-го Декабря 1766 года просили Преосвященного Тихона определить их в Софрониеву пустыню, первый – в число братства, а второй - за старостью и слабостью в больницу. Преосвященный велел "Консистории отправить их по желанию их". Между тем в журнале Севской Консистории от 12-го Января 1767 года изъяснялось, что, "по словесному Его Преосвященства приказанию, объявленному чрез Консисторского присутствующего крестового иеромонаха Иннокентия, велено: отправленных по резолюции Его Преосвященства упраздненной Трубчевского уезда Предтечевой Яменской пустыни иеромонаха Герасима и иеродиакона Гедеона со исправлением священнослужения - Герасима в Богородицкую Глинскую пустыню, Гедеона в Софрониеву Молченскую пустынь при указах неотсылать, а отослать их - иеромонаха Герасима в Путивльской Молченской монастырь со исправлением священно-служения, иеродиакона Гедеона отправить в реченную в Софрониеву Молченскую пустыню при указех, а монаха Иннокентия оставить при доме Его Преосвященства". Прочая братия Предтечевой Яменской пустыни была перемещена в Рыльский Николаевский монастырь. Наконец, по запросу Преосвященного Кирилла, епископа Севского и Брянского, Трубчевское Духовное Правление от 21 Октября 1778 гола доносило, что строящаяся приходская церковь из упраздненной Яменской пустыне свидетельствована, при чем оказалось: 1-е) придельная церковь во имя святого Николая вся заклеплена, а в настоящей Предтечевской церкви стены выведены против дверей и окон, в коих и решетки вставлены; 2-е) к следующему лету для строения приготовлено материалов довольно; 3-е) в Будах Погощи и Герасимовой всех приходских дворов имеет быть до 80-ти.