Успенская церковь упоминается с 1860-х годов. В 1921 году упоминается как действующая церковь (ГАБО, фонд 350, опись 1, дело 56, листы 26-28). Закрыта в 1936 году, не сохранилась.
***
Умер трубчевского уезда села Горожанки причетник Михаил Гассанов.
Орловские епархиальные ведомости, № 22, 1868 год.
***
Трубчевского уезда села Горожанки священник Григорий Галиктионов награжден набедренником.
Орловские епархиальные ведомости, № 7, 1870 год.
***
На репорт благочинного протоиерея Случевского с донесением о смерти причетника села Горожанки Трубчевского уезда Петра Пояркова и с представлением заявления священно-церковно-служителей того села о том, что они, принимая во внимание большое семейство, оставшееся после Пояркова, уступают жене его с детьми, до возраста их, всю дьячковскую часть денежного и хлебного дохода, а также и принадлежавшую Пояркову часть огородника, - резолюция Его Преосвященства последовала такова: священно-церковно-служитолям села Горожанки, за сострадание и вспомоществование вдове Поярковой с 8 сиротами, объявить Архипастырскую признательность с припечатанием в Епархиальных Ведомостях.
Орловские епархиальные ведомости, № 8, 1872 год.
***
Указом Святейшего Синода, от 30 апреля 1875 года за № 1158, дано знать Орловскому Епархиальному Начальству, что вследствие ходатайства онаго, в 12-й день апреля сего года, Всемилостивейше удостоен награждения знаком отличия, по Орловской епархии, за службу по духовному ведомству: скуфьями священник Трубчевского уезда села Горожанка Григорий Галактионов.
Орловские епархиальные ведомости, № 11, 1875 год.
***
В 18 день апреля 1881 года Высочайшей награды, за отлично-усердную службу, удостоенн по Орловской епархии, наперсным крестом от Святейшего Синода выдаваемым, трубчевского уезда церкви села Горожанки священник Григорий Галактионов.
Орловские епархиальные ведомости, № 14, 1881 год.
***
Село Горожанка расположено на обоих берегах маленькой речки Городни (от которой, видимо, и получило своё название), в 7 км к западу от районного центра. К началу ХХ века село принадлежало Краснослободской волости, а с 1917 года - Суземской волости. Ныне оно входит в состав Суземского городского поселения. В 2,5 км от села проходит российско-украинская граница.
К концу XIX века в селе проживало более полугора тысяч человек; в настоящее время - менее 80. В ХХ веке в 7 км к юго-востоку от Горожанки, на магистральной железнодорожной линии Москва - Киев находился разъезд с тем же названием, однако после закрытия пригородного сообщения между Россией и Украиной он перестал использоваться.
Горожанка, как и Суземка, возникла в XVIII веке как буда в лесах Дворцового ведомства и, по-видимому, первоначально входила в приход села Негина. Однако хорошие заработки, которые получали крестьяне от лесных промыслов, привлекли в эти края много новых переселенцев, которые в начале XIX века ходатайствовали о постройке собственного храма и в 1807-1813 годы возвели его. С 1814 года в течение многих лет здесь служил священник Симеон Феодорович Гапонов.
Храм села Горожанки был каменным, колокольни изначадьно при нем не было. Престолов было два: главный – во имя Успения Пресвятой Богородицы, придельный - во имя Василия Великого. Размеры храма составляли 26 на 8,5 метров; высота настоящей части - 9,5 метров; окон насчитывалось 18. Храм был увенчан одной большой главкой и одной малой (над алтарем). Отапливалась церковь одной печью - грубкой.
Невысокая (около 12 метров) деревянная двухъярусная колокольня была построена рядом с храмом в середине XIX века. В 1910-х годах на ней имелось 6 колоколов.
Причт состоял из священника, дьякона, дьячка и пономаря. Церкви принадлежало по 3 десятины усадебной и сенокосной земли и 30 десятин пашенной, которая не использовалась из-за неплодородной песчаной почвы. Жалованья из казны священнослужители не получали.
В состав прихода, помимо села, входила одна деревня с названием Улица, расположенная в 6 верстах. К началу ХХ века количество прихожан храма превышало 2000 душ.
Старожилы Горожанки помнят свой храм очень красивым, богато расписанным. Его окружала невысокая каменная ограда длиной 170 метров. По свидетельству местного жителя, фундамент храма был сложен из особых больших кирпичей, на каждом из которых стояло клеймо.
Последним священником горожанской церкви стал Петр Ильич Красин, служивший здесь во все послереволюционные годы вплоть до закрытия храма в 1936 году. Первое время после этого здание пустовало, что дало повод верующим обратиться в комиссию советского контроля с просьбой вернуть церковь в их пользование. Удовлетворять такую просьбу власти не сочли нужным, и в последующем здание использовалось под зерносклад, хотя в официальном постановлении о закрытии церкви, датированном 1938 году, ее помещение предназначалось под неполную среднюю школу.
В годы фашистской оккупации в Горожанке были расквартированы венгры, которые, по словам старожилов, устроили в церкви конюшню. После освобождения села ограду храма разобрали на кирпичи, а в здании церкви наконец разместили школу. Но через несколько лет школу перевели в другое помещение, а Успенская церковь в конце 1940-х годов была взорвана. Ее руины еще долго разбирались селянами для хозяйственных нужд. Мраморные надгробия священнослужителей с церковной территории были перенесены на сельское кладбище.
По воспоминаниям местной жительницы Александры Васильевны, церковь имела один купол, роспись внутри которого сохранялась до самого взрыва здания.
Около 1960 года на опустевшей церковной территории построили деревянное здание школы, затем его обратили в общежитие и столовую местного совхоза и сделали пристройку - опять же для школы. В 1990-х годах эта постройка была частично разобрана; ее остатки можно видеть и сейчас в небольшом заросшем парке на Центральной улице, напротив дома № 11.
В здании сельского клуба находится библиотека, которой заведует Нина Анатольевна Коганцова. Ее усердием создана подборка материалов, посвященных истории Горожанки.
Храмы Трубчевского уезда, Вязьмитин О.Р., Шатохин А.В., 2013 год.