Смелиж называли во время Великой Отечественной войны партизанской столицей и не зря. Небольшая лесная деревня, находящаяся в двадцати пяти километрах от Суземки, стала центром обширной партизанской зоны. Возле Смелижа размещался штаб объединенных партизанских отрядов. Здесь действовал госпиталь. В мае сорок второго была открыта воздушная трасса Москва-Смелиж. Самолеты, регулярно прилетавшие с Большой земли, приземлялись на просторной ровной площадке - партизанском аэродроме. Они доставляли народным мстителям газеты, письма, медикаменты , оружие, боеприпасы, взрывчатку, а в особо трудные периоды и продовольствие. Партизаны, местное население узнавали правду о ходе войны, о положении на фронтах. Из Смелижа самолеты увозили тяжелораненых, детей, важные документы, захваченные у врага, а порой и фашистских офицеров, плененных партизанами.
Почва под Смелижем песчаная. Поэтому даже после сильного дождя вода быстро уходила в землю. Площадка таким образом была пригодна для посадки и взлета самолетов при любой погоде. Первым на партизанский аэродром посадил краснозвездную машину В.А. Ярошевич. До войны он работал в санитарной авиации. Подчас приходилось тогда самому выискивать место для посадки. Эти навыки пригодились Владимиру Александровичу. По выложенным партизанами кострам он успешно приземлялся. Надо ли говорить, с каким ликованием встречали его партизаны! Обнимали, целовали, качали, требовали свежих газет.
Самолеты курсировали, разумеется, только ночью. От пилотов требовалось немало мастерства и мужества, чтобы обеспечить бесперебойную связь с партизанами. А народные мстители в свою очередь прилагали огромные усилия для быстрой разгрузки и загрузки самолетов. В короткие летние ночи сделать это было не так просто. Но партизаны управлялись. Они даже успевали до рассвета отправить в отряды поступившие грузы. Словом, делалось все для того, чтобы не дать возможности вражеской авиации обнаружить партизанский аэродром.
Брянский чекист В.А. Засухин (ныне покойный) в очерке, напечатанном в сборнике «Фронт без линии фронта» вспоминает: «Как руководитель группы, я вылетел последним. Самым неприятным оказался момент пересечения линии фронта. На высоте около полутора километров гитлеровцы обрушили на нас шквал огня. Пилот маневрировал: самолет то снижался, то быстро поднимался вверх.
С юго-восточной стороны брянского леса мы увидели сигнальные костры. Я обрадовался.
- Это ложные сигналы!- крикнул летчик.- Их тут фашисты зажигают каждую ночь. Только нас не проведут. У партизанских костров иной рисунок.
Наконец показались костры партизан. Самолет сделал круг и пошел на снижение.
Землянки и шалаши находились недалеко от посадочной площадки. Мы еще не успели добежать до них, как гитлеровцы начали бить из орудий. Снаряды стали попадать в расположение лагеря. Лагерь партизан был окружен фашистами, поэтому нам пришлось в ту же ночь перебраться в другое место, совершив марш в пятнадцать километров». Аэродром возле Смелижа был оснащен необходимым оборудованием и имел опытных специалистов.
Иногда случалось так, что самолеты сразу не улетали после разгрузки на Большую землю, оставались у партизан. Скажем, для неотложного ремонта. Тогда их до рассвета трофейным тягачом или «тридцатьчетверкой» затягивали под сосны, в укрытия. А в следующую ночь по просьбе народных мстителей эти машины бомбили немецкие гарнизоны в деревнях, переправы через Десну, железнодорожные мосты.
Обслуживавшие партизан самолеты использовались и для других целей. Например, в начале ноября 1942 года самолет доставил в тыл врага первого секретаря Орловского обкома партии, члена Военного совета Брянского фронта, начальника штаба партизанского движения А.П. Матвеева. Он прилетел к народным мстителям, чтобы в день 25-й годовщины Великого Октября вручить ордена и медали тем, кто особо отличился в боях с фашистами.
Накануне этой знаменательной даты в Смелиж прибыл также известный поэт и драматург А.В. Софронов. Он привез текст песни «Шумел сурово Брянский лес», которую создал совместно с композитором С.А. Кацем. Здесь, в Смелиже, песня была впервые исполнена под аккомпанемент слепого гармониста. Она очень понравилась партизанам.
С октября 1942 года аэродром у Смелижа стал выполнять функции промежуточного - там летевшие в дальние партизанские отряды (к Медведеву и другим) самолеты делали посадку для заправки.
Кроме аэродрома возле Смелижа, в Брянских лесах в разное время действовал еще ряд аэродромов: в районе Любохны и Фокино в Дятьковском районе, около Салтановки - Ворки и у села Вздружное в Навлинском районе, неподалеку от села Мамаевка Клетнянского района, у села Гуры в Трубчевском и у села Сушаны в Климовском районах.
Раньше других - в конце марта 1942 года – были открыты аэродромы в Дятьковском партизанском крае.
Аэродром у села Вздружное начал действовать 27 мая 1942 года. Там производили посадку крупные транспортные самолеты.
Летом 1942 года командира 101-го авиаполка дальнего действия Героя Советского Союза В.С. Гризодубову вызвали в Центральный штаб партизанского движения и объявили, что летчикам ее полка поручено летать к партизанам. Первый полет назначили на 28 июля. Вылетело четыре самолета: экипажи Янышевского, Лунца, Васильченко, Миненкова. Первые три сбросили грузы благополучно, а самолет Миненкова был подбит вражескими истребителями. Экипаж погиб. Грузы доставлялись на площадку возле сел Салтановка - Ворки.
Командование брянских партизан стало просить летчиков сделать посадку и забрать раненых партизан. Была подготовлена площадка, и в ночь на 11 августа 1942 года произвел посадку самолет Георгия Чернопятова. Он вывез 26 раненых партизан. Так начались полеты наших самолетов в Навлинский район. На аэродроме Салтановна - Ворки они приземлялись все чаще и чаще. Примечательно, что именно летчики 101-го полка в конце августа вывезли в Москву на совещание партизанских командиров Брянщины и Украины. Там их принял Верховный Главнокомандующий. Наиболее отличившиеся вернулись в свои отряды с Золотыми Звездами Героев Советского Союза.
Командиры кораблей из состава 101-го авиаполка летавшие на эту площадку: Кузнецов А.С., Долгих М.М., Запыленов С.С., Багров С.Н., Асавин В.Д., Ткаченко П.К.,Масленников В.И., Слепов Н.И., Лунц Б.Г., Федоренко В.М., Быков Ф.И., Корнаушенко Н.П., Севостьянов А.А., Чернопятов Г.В., Бабиевский Г.С., Недорезов А.Л., Шуваев Л.Ф., Кузнецов В.И., Адамов В.А., Попович М.И., Валухов И.С., Палеес И.И., Бибиков В.П., Гришаков И.А., Васильченко С.К., Владимирцев.
Перед рейдами соединений Ковпака и Сабурова партизанские аэродромы принимали до 30 транспортных самолетов. Следует сказать и о площадках, на которые самолеты не садились, а сбрасывали грузы. Это делалось в районе Kлимово, Стародуба, Деньгубовки и других местах.
На самолетах народным мстителям были доставлен десятки тонн боеприпасов, оружия, других грузов.
Из Брянских лесов на самолетах было вывезено 8716 человек, в том числе раненых и больных партизан 3031, членов их семей 4116, детей 1567.
В 1972 году в канун Дня Победы в полутора километрах от Смелижа, там, где в годы Великой Отечественной войны был партизанский аэродром, поднялся обелиск. Два десятиметровых пилона напоминают крылья самолета, а между ними пропеллер.
Памятники земли Брянской, Р.Русанов, Я.Соколов, 1985 год.