СУРАЖСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Труды Черниговской губернской архивной комиссии, отдел первый, 1900-1902 годы


  Черниговской губернской архивной комиссии от проживающего в городе Мглине С.А. Гатцука через посредство члена комиссии Н.П. Рудова передана часть барельефа некогда, по сообщению господина Гатцука, представлявшего олицетворение человечества, поучающегося у гения искусства за развернутым пергаментом. На цельном барельефе был изображен гений искусства, объясняющей законы перспективы, зодчества и скульптуры. Человечество было изображено (как и представляемая часть композиции) в младенческом возрасте: одни находились у мольберта, другие за свитком пергамента, третьи слушали и т.д. Барельеф помещен был в ляличском дворце в зале "Помпея", где находилась мраморная статуя императрицы Екатерины II, поступившая в последствии в академию художеств, а ныне находящуюся в большом царско-сельском дворце. Внутреннее убранство дворца в Ляличах было заполнено художественными произведениями знаменитого Трианонского дворца Марии-Антуанетты, по смерти которой канцлер Безбородко, скупив все, перевез все это в Петербург, где и поделил предметы между собою, Алексеем Кирилловичем Разумовским и графом Завадовским, перевезшим полученное им в Ляличи (Родная Речь, 1902 , № 14, страница 14). В ляличском дворце находилась и кровать Марии-Антуанетты, впоследствии купленная Кенигстонским музеем за 250000 рублей (Живописная Россия, 1902, № 67, страница 178). Таким образом, судя по всему, и барельефы могут быть приписаны к сокровищам Трианонского дворца. Целый барельеф имел от 2 аршин длины до 1-1,5 аршин ширины. Снятие барельефа в целом роде сопряжено было с такой опасностью, что даже специальные мастера не сумели выполнить этого; на другой же день рухнули потолки в этой комнате.