СУРАЖСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Труды Черниговской архивной комиссии, 1905 год


  Описание исторического музея Черниговской губернии ученой архивной комиссией.
  Четыре картины в одной раме, представляющие эпизоды из истории Англии: а) лорд Дарнлей, королева Шотландии Мария и музыкант Риццио (сцена ревности); б) Эдуард I и его супруга Элеонора, высасывающая у мужа своего рану, нанесенную ему в Палестине в руку отравленным кинжалом; в) встреча принца Эдмонда "Железная рука" со вдовою А. Сифферс, своею будущею женою, г) Оливер Кромвель, его дочь и капеллан. Все перечисленные картины гравированы на меди и, кроме того, для большей живости, исполнены еще старою манерой, некогда бывшей в моде, именно: одежда т все так называемое "доличное" на фигурах сделано из соответствующей шелковой материи, золотой и серебряной ткани. В подписи под картинами значится, что они находились в знаменитом ляличском (суражского уезда) дворце, принадлежавшем графу Завадовскому; кем и когда они сделаны неизвестно, но по слухам (sic), они представляют собою работу обитателей дворца. Эта заметка весьма сомнительна. Такие произведения, сколько известно, привозились к нам из-за границы, где одно время они были в моде и где изготовление их состовляло свою особую отрасль кустарного производства, подобно тому, как еще не слишком давно (лет пятьдесят назад), были в большом ходу картины, изображавшие птиц и составленные из их оперения. Проводником таких произведений обыкновенно были приморские города, куда к портам приходили иностранные купеческие корабли и пароходы, матросы которых и распродавали свои картины, нечто антихудожественное, подобно тому, как это и доныне делается в угоду грубому, неразвитому вкусу деревенского жителя, когда раскрашивают, например, скульптурные предметы, расцвечивая их красками и т.п. У нас, в России, нечто в этом роде делается в Екатеринбурге, в Златоустовском заводе и других, где из горных пород Урала, в простом их виде, компануют всевозможные гроты, горки, постаменты для церковных канунов и прочее. К этому же роду искусства относятся кустарные рамки или passepartont из мелких раковин, кружки (подкладки) под лампы, составленные из иммортелей, древесных шишек и т.п. Весьма сомнительно по сему, чтобы сказанные картины представляли собою работу обитателей дворца, у которых, более чем вероятно, был перед глазами Вато и которым уже был известен Боровиковский; сомнительно, чтобы "обитатели дворца", воспитывавшиеся на высоких художественных образцах, занимались подклеиванием каких-то лоскутков на лубочные картинки.
  Переданы в музей от земского начальника 5-го участка суражского уезда Д.Н. Стошь.