Ляличи.
Дорога к бывшим владениям екатерининского вельможи П. В. Завадовского пролегает по местности, типичной для Брянщины. Здешнюю природу не назовешь роскошной, но она трогает сердце путника. Beроятно, это звучит тривиально, но приходят на ум слова: душевность, скромность, лиричность, какая-то особая мудрость русской природы.
Чем более мы продвигаемся на запад Брянской области, тем заметнее изменение окружающей природы. Вместо сплошных лесных массивов все чаще наш взор привлекают живописные группы небольших дубрав и излюбленных на Украине верб. В какой-то мере пейзаж действительно напоминает ландшафт Украины, хотя облик поселений в целом, а также мелькающие по сторонам белоствольные березы говорят о том, что это — русская сторона.
По дороге на Ляличи чуть в стороне расположено красивое село Высокое (Высокое Мглинский район Брянская область), которое мы упоминали. Оно именно высокое, ибо расположено на возвышенности. В нем сохранилась оригинальная по архитектуре церковь Николы, представляющая собой октагон, то есть в плане восьмиугольник, с фронтонами и колоннадами по четырем его сторонам. По характеру архитектуры церковь строго классическая, но редкой планировки.
Владелец Ляличей П.В. Завадовский был сыном бунчукового товарища — была такая должность среди казацких старшин — и родился в этих же местах. Получил образование в Киевской академии, попал ко двору, приглянулся Екатерине и сделал головокружительную карьеру. Как известно, царица меняла своих фаворитов довольно часто, и вскоре Завадовский вынужден был удалиться в пожалованные ему Ляличи (тогда они назывались Екатеринендорф, но позже Павел I запретил это название), которые он застраивал с царской роскошью. Это не составляло ему особого труда, ибо, как отмечали современники, будучи всесильным сановником, Завадовский не видел особой разницы между государственными и собственными средствами.
В 1800 году Завадовский писал своему другу С. Воронцову: "...по плану Гваренгия выстроил дом каменный в здешних краях на диво, каков и в провинциях Английских был бы замечателен не со стороны огромности, а по красоте чистых препорций своего фасада. Создал также и церковь каменную, больше чем деревянную, в ней уготовлено и место для моего гроба...".
Великолепные по архитектуре здания Ляличей, а их было довольно много, утопали в не менее великолепном парке, в прежнее время доходившем почти до долины реки Ипути.
Кроме главного дворца и церкви Екатерины (о чем речь пойдет далее) в парке были летний дворец поменьше главного, а также "Храм благодарности" — открытая многоколонная ротонда, перекрытая куполом (1790). В этой ротонде находилась бронзовая статуя фельдмаршала П. Румянцева-Задунайского, одного из "екатерининских орлов", работы скульптора Рашетта. В 60-х годах XIX века эта скульптура была перенесена в Глухов на том основании, что там находилась руководимая им малороссийская коллегия, управлявшая Украиной после ликвидации гетманства.
Фельдмаршал был изображен в виде римского воина в соответствующих доспехах. Поэт Дмитриев посвятил этой статуе стихи, по нашим понятиям, высокопарные и даже несколько курьезные:
"Почтенный лик! Когда б ты был изображен
С Перуном пламенным на берегах Кагула,
Где гордый мусульман растерзан, низложен,
И где земля в крови несчастных жертв тонула,
Тогда бы, на тебя взирая, каждый рек:
Румянцев славный вождь! И мимо бы протек..."
До Великой Отечественной войны эта скульптура находилась в Глуховском краеведческом музее, а в годы войны была увезена оккупантами в Германию.
Все это было. Что же от всего этого осталось?
Прежде всего отметим, что два главных здания — дворец и церковь — по изяществу и богатству своих интерьеров, да и по своей архитектуре в целом, были именно великолепными, иначе не скажешь. Разрушение ляличского ансамбля началось давно, в конце прошлого столетия, а причиной этого являлось то, что усадьба без конца переходила из рук в руки и порой находилась в полной заброшенности. Уже тогда раздавались голоса возмущения, что этот ансамбль, представлявший собой дивное сочетание архитектуры, скульптуры, декоративного и паркового искусства, — гибнет.
Произведения Кварнеги.
К счастью, известный историк русской архитектуры Ф. Горностаев тогда же произвел и опубликовал довольно подробные обмеры и фотографии Ляличей, дающие представление о художественном уровне всего ансамбля. Джакомо Кваренги был одним из самых знаменитых архитекторов классического направления в русской архитектуре. К числу лучших его произведений и относится ансамбль в Ляличах. Насколько нам известно, нет прямых доказательств авторства Кваренги в отношении Екатерининской церкви в Ляличах, но, анализируя ее архитектуру, исследователи сходятся на том, что эта церковь также была создана им. Такое предположение подтверждается и тем, что оба сооружения возведены одновременно в 1790—1797 годах.
Дворец в Ляличах состоял из основного компактного корпуса в три этажа, строгой палладианской архитектуры. К нему примыкали два одноэтажных полукружия, заканчивающиеся боковыми флигелями и образующие просторный двор, так называемый курдонер. Во дворце было около ста роскошно убранных комнат (по утверждению местных старожилов, всего во дворце было триста шестьдесят пять отдельных помещений — по числу дней в году). Фотографии 1910 года зафиксировали роскошное, артистически изысканное убранство, но на этих же фотографиях видны и разрушения: обвалившиеся кое-где потолки, полуразрушенные внутренние лестницы и т.д.
В годы революции дворец сгорел и все его внутреннее убранство погибло. Сейчас жалкие остатки дворца представляют собой руины. Подвальные стены и стены первого этажа кое-где сохранились, а на фоне неба резко выделяются одиноко стоящие колонны главного портика.
Боковые флигели теперь восстановлены. Дворец и другие сооружения окружал огромный парк в английском стиле, в котором было около ста пород разных деревьев. О размерах парка можно судить по тому, что ограждающая его каменная стена достигала десяти километров. Теперь парк одичал и, по существу, превратился в лес, да и то с большими вырубками.
Екатерининская церковь в основном сохранилась, но состояние ее требует безотлагательного вмешательства реставраторов. Объемно-плановая структура церкви необычна: основной объем, близкий к кубу, был увенчан пятью куполами, с центральным доминирующим. С запада здание украшено классическим восьмиколонным портиком, а с востока устроена мощная полукруглая апсида. Низ здания рустован, что является излюбленным приемом классицизма. Но самое интересное — это общая пространственная композиция, не имеющая себе подобных в русской классической архитектуре. Ритмический строй главной колоннады по обеим ее сторонам продолжен открытыми колоннадами-переходами, соединяющими основной корпус с двумя симметрично расположенными колокольнями. В итоге получилась строго уравновешенная композиция, в которой, как нам кажется, принцип классической соразмерности доведен до логического совершенства; здесь царствует гармония, упорядоченность частей и целого, свойственные классическому стилю. На фоне обыкновенных сельских строений храм кажется особенно величественным.
Интерьер сильно поврежден, но сохранившиеся детали архитектурного убранства и лепки говорят о высокой культуре пластики, рисунка, а также о мастерстве исполнения. Несомненно, что в создании этого памятника участвовали выдающиеся мастера-исполнители, вывезенные из Петербурга, что обычно в таких случаях и делалось.
В целом же посещение Ляличей вызывает тревогу о судьбах наших памятников. Пишем и говорим много, но делаем все еще мало. Правда, Виоле ле Дюк сказал когда-то, что прекрасная архитектура и в руинах прекрасна. Это применимо и к Ляличам, но мудрость эта нас как-то не утешает...