Престолы: двух престольный – Святой Екатерины и Апостолам Петру и Павлу.
Год постройки: 1793-1797 годы. Действует.
Построена вместо прежней, деревянной в 1793-97 годы из кирпича и оштукатурена. Великолепный усадебный храм в стиле зрелого классицизма, отличающийся монументальностью архитектурных форм и уникальной объемно-пространственной композицией.
Церковь Екатерины закончена строительством и освящена в 1797 году. В письме от 20 ноября 1800 года Завадовский сообщал графу С.Р. Воронцову: " ... около 30 лет, что я основался в сей деревне нелюдной, корыстной и без всяких выгод для хозяйства, полюбя единственно местные виды, и в ней обработал большим иждивением мою селитьбу. По плану Кваренгия выстроил дом каменный в здешнем краю на диво, каков и в провинциях английских был бы замечателен не со стороны огромности, а по красоте чистых форм пропорций своего фасада. Создал также церковь каменную больше, чем деревенскую; в ней уготовано и место для моего гроба".
Следует заметить, что документальных данных об авторстве Джакомо Кваренги проекта церкви пока не обнаружено. В своем автобиографическом письме 1785 года Кваренги упоминает о дворце и конюшнях "для господина генерала Завадовского на Украине", но о храме ничего не говорит. Тем не менее характер архитектуры и вся композиция храма в целом свидетельствуют о несомненном авторстве Кваренги. Никто из исследователей творчества Кваренги не подвергает сомнению его авторство. И это справедливо.
По типу церковь представляет собой четырехстолпный храм центрально-купольной системы, с выделенными посредством стен двумя угловыми помещениями у западного фасада, с полукруглой апсидой и двумя приалтарными небольшими помещениями с восточной стороны. По обеим сторонам центрального объема расположены две колокольни, соединенные с ним колоннадами. Эти колоннады являлись прообразом или более скромным, но важным вариантом других величественных колоннад, примененных Кваренги с большим блеском в Александровском дворце в Царском Селе (1792-1796 года) и позже, в 1804 году, в композиции Аничкова дворца в Петербурге.
Перед центральным корпусом, во всю ширину его, - восьмиколонный портик с парадной лестницей входа. Объемное построение здания, выполненное с блестящим мастерством, производит впечатление грандиозности, хотя размеры храма сравнительно невелики. Центральный объем - господствующий в композиции масс. Над ним главенствует купол с изящно разработанным световым барабаном. Небольшие декоративные купола по углам зрительно уравновешивают и "закрепляют" главный купол, как ось композиции, подчеркивают его величину. Расходящиеся по сторонам от центрального объема колоннады объединяют его с боковыми колокольнями в одну импозантно раскинувшуюся группу, широкую и торжественную. Такое построение композиции делает ее богатой и интересной с разных позиций восприятия. Если со стороны главного (западного) фасада особенно сильно "звучит" тема оригинального тосканского портика и колоннад, то с восточной стороны основную роль играет пластика объемов - алтарной апсиды и пристроек совместно с куполами основного объема.
Крупные детали членений, редкие большие проемы и ниши, немногочисленные, но тщательно прорисованные детали, богатый пластикой силуэт, тонко найденные соотношения целого и всех элементов, классическая строгость и чистота стиля - все это придает величие архитектуре церкви. Архитектура интерьера храма, так же как и внешний вид его, производит впечатление грандиозности и торжественности. Группы ионических колонн у столбов, несущих купол, с раскрепованными антаблементами - главная тема архитектуры интерьера. Все внутреннее пространство храма заливается ярким светом через окна барабана купола, эффектно выделяя колонны, детали и членения. Интерьер воспринимается расчлененным на четыре части: три продольных и одну поперечную. Из продольных господствует средний неф с глубоким алтарем. Это собственно храм Екатерины. Левая боковая часть имела посвящение апостолам Петру и Павлу - соименным П.В. Завадовскому и его покровителю фельдмаршалу П.А. Румянцеву. Поперечная часть, ограниченная от центра двумя колоннами, - входная часть, своеобразный нартекс. Боковые нефы, как и алтарь, связаны с подкупольным залом большими арочными проемами.
Художественное Оформление архитектурных элементов - строго классическое. Основу внутренней отделки составляет ионический ордер колонн и их антаблементов. Все другие детали - архивольты арок, тяги и карнизы барабана купола, членение стен сводов и купола - согласованы с формами ионического ордера. Наиболее нарядными являются капители колонн. Они украшены против обычного орнаментированными шейками. Это увеличивает общую высоту капители и обогащает ее убор. Антаблементы и карнизы барабана убраны порезкой иоников и лепными медальонами. Все части храма внутри были окрашены в белый цвет. На белом фоне красочными пятнами выделялась сюжетная живопись на религиозные темы. Она была выполнена "в итальянской манере" опытными мастерами.
Разрушение ансамбля началось вскоре после революции, к 1980-м годам церковь оказалась на грани гибели. В 1990-х годах проведена частичная реставрация. В 2007 году открыта отдельная областная программа по реставрации церкви. Богослужения совершаются в расположенном рядом молитвенном доме.
***
Перемещен священник Екатерининской церкви села Лялич, Суражского уезда, Василий Виноградский к Покровской церкви села Красиловки, Козелецкого уезда, 12 июня 1895 года.
Черниговские Епархиальные Известия, № 13, 1895 года.
***
Вакантное священническое место при Екатерининской церкви в селе Ляличах, Суражского уезда, с 12 июня 1895 года.
Черниговские Епархиальные Известия, №№ 13-15, 1895 года.
***
Перемещен священник Николаевской церкви села Малой-Топали, Новозыбковского уезда, Иоанн Крещановский к Екатерининской церкви села Лялич, Суражского уезда, 25 июля 1895 года.
Черниговские Епархиальные Известия, № 16, 1895 года.
***
Определен законоучителем в Ляличское народное училище священник Екатерининской церкви села Лялич, Суражского уезда, Иоанн Крещановский, 10 октября 1895 года.
Черниговские Епархиальные Известия, № 21, 1895 года.
***
Благодатная помощь по молитвам к Святителю Феодосию, Архиепископу Черниговскому, Чудотворцу.
Дочь моя Мария, 2-х лет от роду, 19 февраля сего года заболела гастрической лихорадкой, перестала совсем принимать пищу и так ослабела, что у нас не было почти никакой надежды на ее выздоровление. Усиленная медицинская помощь мало приносила пользы и надежды; тогда мы с женой прибегли с молитвою к Святителю Феодосию и утром 23 февраля отслужили ему в храме молебен. К вечеру этого дня дочь наша еще более ослабела, и нам казалось, что она уже умирает. В это время у нас была сестра местного священника, девица Крещановская, которая посоветовала положить образ Святителя на голову ребенка; мы тотчас же это исполнили и сами со слезами стали просить Святителя оказать помощь, и – о чудо! – дочь наша минут через пять встала и стала веселой, а чрез несколько времени совершенно поправилась и теперь здорова. Бог свидетель, что все сказанное мною истина.
Учитель Ляличского Народного училища, Суражского уезда, Черниговской губернии, Владимир Иванов Бурделев.
Черниговские Епархиальные Известия, № 7, 1897 года.
***
Маршрут для обозрения Его Преосвященством церквей Черниговской епархии в июне и июле месяцах 1897 года.
Суражский уезд. Село Ляличи. Церквей – 1. 23 июня (понедельник).
Черниговские Епархиальные Известия, № 11, 1897 года.
***
Вакантное диаконское место при Екатерининской церкви в селе Ляличах, Суражского уезда, с 29 июля 1897 года.
Черниговские Епархиальные Известия, №№ 18-24, 1897 года; №№ 1-24, 1898 года; №№ 1-24, 1899 года; №№ 1-24, 1900 года; №№ 1-24, 1901 года; № 1, 1902 года.
***
Присоединена к православию 15 апреля 1899 года свяшенником Екатерининской церкви села Лялич, того же уезда, Иоанном Крещановским из католического вероисповедания, жена дворянина Жозефина-Анеля Варфоломеева Райнольд, 47 лет, с наречением ей имени Елизавета.
Черниговские Епархиальные Известия, № 5, 1900 года.
***
Черниговский Отдел Императорского Православного Палестинского Общества организовал чтения и собеседования о Святой Земле в 1899-1900 годы, которые способствовали распространению среди православных жителей епархии верных сведений о Святой Земле, целях и деятельности Палестинского Общества.
В селе Ляличах, Суражского уезда, чтения, начатые с 9 января и законченные 1 марта, велись в здании земской школы. Лектором был заведывающий чтениями священник Иоанн Крещановский.
Черниговские Епархиальные Известия, № 13, 1900 года.
***
Выражается искренняя благодарность Его Преосвященства, Преосвященнейшего Антония, Епископа Черниговского и Нежинcкого, высокочтимому отцу протоиерею Иоанну Ильичу Сергиеву (Кронштадскому) за его пожертвование 100 рублей на благоукрашение Екатерининской церкви села Ляличь Суражского уезда. Преподается архипастырское благословение следующим лицам за пожертвования в Екатерининскую села Ляличь церковь а) солдату Евдокиму Шпакову — 250 рублей; б) дворянке Елизавете Ковалевской — киота с образом «Коронование Божией Матери» и к нему подсвечника, всего на 125 рублей; в) крестьянину Симеону Заборе — металлических хоругвей, выносных фонарей и лампады, всего на 100 рублей; г) прихожанам Ляличской церкви, работающим в каменноугольных копях Екатеринославской губернии, — металлических хоругвей и выносного креста, всего на 175 рублей, и д) учителю Ляличской школы Владимиру Иванову Бурделову - диаконского облачения в 25 рублей.
Черниговские Епархиальные Известия, № 23, 1900 года.
***
Черниговский Отдел Императорского Православного Палестинского Общества организовал чтения и собеседования о Святой Земле в 1900-1901 годы, которые способствовали распространению среди православных жителей епархии верных сведений о Святой Земле, целях и деятельности Палестинского Общества. Преосвященным Председателем Отдела, Преосвященнейшим Антонием, Епископом Черниговским и Нежинским, было предложено благочинным и священникам образовать особые комитеты для ведения чтений из духовенства и светских лиц, сочувствующих целям и задачам Палестинского Общества. Между всеми местами были распределены высланные советом Общества в распоряжение Отдела брошюры для ведения чтений и виды Палестины и листки для бесплатной раздачи. Кроме того Советом Общества были высланы в распоряжение Отдела туманные картины: серия в 100 картин на стекловидной бумаге и на стекле в количестве 36 комплектов. В выборе помещений для чтений комитеты не были стеснены. В большинстве местностей чтения велись в храмах и приурочивались к утренним или вечерним богослужениям, в некоторых селениях эти чтения предварялись или заканчивались чтением акафистов. Конечно, в большинстве случаев велись они по воскресным дням, но в великом посту некоторые отцы заведующие устраивали их на вечерних субботних богослужениях, когда по принятии св. тайн православные охотно и с любовью собираются послушать повествования о местах и событиях жизни и страданий Спасителя нашего. Чтения велись и в помещениях министерских и земских народных училищ, волостных правлений, сельских сборень. Чтения были организованы в 94 местах Черниговской губернии.
В селе Ляличах чтения вел священник Иоанн Крещановский по воскресным дням с декабря 1900 года до 18 марта 1901 года.
Черниговские Епархиальные Известия, № 15, 1901 года.
***
Награжден набедренником священник церкви села Лялич, Суражского уезда, Иоанн Крещановский за усердную и полезную службу, 17 декабря 1901 года.
Черниговские Епархиальные Известия, № 2, 1902 года.
***
Алфавитный список церквей Черниговской епархии.
Цель составления настоящего списка - дать хотя краткие сведения, в виде настольного справочника, об историческом прошлом всех церквей Черниговской епархии, дать возможность иметь представление о том, насколько та или иная церковь может представлять интерес в архитектурном отношении и можно ли рассчитывать найти в церкви хотя некоторые памятники старины. Материалом для составления настоящего списка послужили официальные документы церквей так называемые клировыя ведомости или ведомости о церкви. В список вносилось название села или города, в честь какого события или святого посвящен престол, каменная церковь или деревянная, год постройки церкви, кем церковь построена, если строитель ее был более или менее известным лицом. Церкви построенные до начала XIX века и затем перестраивавшиеся также отмечались, чтобы знать, что первоначальной конструкции церкви видеть уже нельзя. О тех приходских церквах, которые построены в XIX веке на место существовавших прежде, или обозначены что они "построены когда и кем неизвестно", отмечалось, с каких годов имеются при них документы, именно метрические или исповедные книги. Наконец, делались отметки и о тех церквах, которые построены на место сгоревших и где едва ли уже можно рассчитывать на нахождение памятников церковной старины. Ручаться за полную точность предлагаемых сведений, к сожалению, нельзя, так как материал для них – клировые ведомости составляются очень кратко и неполно; особенно это относится к перестройкам, расширению церквей и пристройкам колоколен.
Суражский уезд. Ляличи, Екатерининская, каменной постройки 1799 года графом Петром Васильевичем Завадовским. В 1864 году устроены новые купола, в 1872 году вместо кирпичного - деревянный пол.
Труды Черниговской губернской архивной комиссии 1906-1908 годы, выпуск 7.