СУРАЖСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


ЦЕРКОВЬ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО


Душатин. Церковь Василия Великого   Престолы: Василия Великого, Варвары, Троицы Живоначальной.
  Год постройки: 1733 год

  Первое упоминание о храме в селе Душатино относится к 1733 году (построен на средства В.А. Гудовича). Нынешний деревянный храм был построен в 1896 году на средства местной помещицы Матвеевой. В храме были устроены три Алтаря: центральный — во имя Святителя Василия Великого, и два придела: правый — во Имя Святой Троицы и левый — во имя Великомученицы Варвары. В советское время церковь была практически единственной в округе (в ней крестились большинство ныне живущих в районе жителей), то в настоящее время, после постройки храма в городе Сураже, церковь стали посещать гораздо меньше прихожан. Это совпало с процессами уменьшения численности населения в районе (да и во всех центральных российских областях) в целом, преобладанием пенсионеров, которые не всегда могут добраться до церкви. В настоящее время действующими остаются два Алтаря: центральный и правый.
  Поставлена на возвышенном участке главной улицы села, вертикальная доминанта его застройки. Бревенчатые стены рублены без остатка, снаружи и внутри обшиты тесом, цоколь кирпичный. Деревянный храм крупных размеров, выполненный в характерном для этого времени русском стиле. Сложная пространственная композиция здания с крещатым построением объемов во многом восходит к зодчеству XVII-XVIII веков. Высокий центральный четверик окружен более низкими прямоугольными пристройками (двумя боковыми рукавами с приделами, пятигранным алтарем и удлиненной трапезной), в углах между которыми встроены меньшие квадратные в плане прирубы. Четверик несет световой восьмерик с пологим шатром, завершенным луковичной главой на вытянутой двухъярусной шейке. Над угловыми прирубами расположены поставленные на глухих четвериках декоративные восьмерики, также увенчанные шатрами с главками; они образуют своеобразное пятиглавие храма. Им как бы противопоставлена высокая и стройная колокольня, примыкающая к трапезной. Она расчленена на пять ярусов: два четверика (нижний с входным крыльцом служил папертью) и три восьмерика (первый низкий и глухой, второй с окнами и третий с проемами звона), завершенные шатром с главой на двухъярусной шейке. Нарядное убранство фасадов включает накладные лопатки на углах объемов, карнизы с фронтонами, а также треугольные щипцы и килевидные кокошники, врезанные в шатровые кровли. Главный, западный и боковые входы выделены высокими крыльцами с портиками и широкими лестницами. Богатство внешнего облика дополняют наличники разных по форме окон: одностворчатых и трехстворчатых, с частой сеткой тонких переплетов и остроугольными завершениями, — а также окраска стен масляной зеленой краской с белыми деталями. В интерьере все помещения соединены друг с другом широкими арками, благодаря чему достигается ощущение единства внутреннего пространства. Обособлена лишь паперть с узкими боковыми помещениями по сторонам. Храм имеет простой иконостас с иконами конца XIX - начала XX века, украшенными на украинский манер расшитыми крестьянскими полотенцами, и церковную утварь конца XIX – начала XX века.
  25 июня 2011 года произошло разрушение части конструкции церкви. Скромных пожертвований прихожан не хватало не только на необходимые ремонтные работы, но и на элементарное поддержание этого замечательного архитектурного памятника в должном состоянии. В срочном ремонте нуждается крыша, отдельные конструкции находятся в критическом состоянии. Затягивание с ремонтом может привести к необратимым последствиям во всем архитектурном ансамбле.
  При разборе завалов обрушившейся колокольни были обнаружены уникальные надписи, подтверждающие возраст церкви. Так, на одном из бревен карандашом было обозначено: "построена Сафроном Кузьмичевым", на другом — "июля 1-го дня т А.Ф.К. 1893 года".


***

  Описание исторического музея Черниговской губернии ученой архивной комиссией.
  Две большие иконы святых апостолов Симона и Иоанна, изображенных во весь рост; мера икон в высоту 3 аршина 2,5 вершка, а в ширину одна 14,5 вершков, другая 15,25 вершков.
  Икона святителя Николая, изображенного во весь рост, правою рукою благословляющего, а левою опирающийся на архиерейский жезл, с сулком; мера иконы 19,25 на 9 вершков.
  Икона Святой Живоначальныя Троицы, на облацех, с пейзажем внизу, изображающим гору с поросшими у подножия ее высокими пальмами; мера иконы 19,5 на 8 вершков.
  Икона Богоявления, мерою 19,5 на 8 вершков; у Крестящего хоругвь, во образе креста, с узким белым лентием; на левом берегу реки Иордана поросли высокие пальмы; с неба спускаются два ангела, несущие для Христа красную одежду.
  Эти пять икон – памятник XIII века, достались в музей из упраздненного старинного иконостаса церкви местечка Душатина, одного из древнейших поселений Суражского уезда. До 1733 года там был храм, во имя святой Троицы, а в том году владелец бунчуковый товарищ Василий Иванович Гудович построил новый трехпрестольный храм, с главным престолом в честь святого Василия Великого - ангела супруги своей. Величественный пятиярусный иконостас этого храма упразднен в 1896 году, и большая часть икон передана в Черниговскую земледельческо-ремесленную исправительную колонию, другие розданы в благословение. Существует известие, что строитель Душатинского храма, богатый владелец Гудович, для работ церковных выписывал лучших художников. Это и видно, например, по иконам святых апостолов, живопись коих, хотя и потемневшую, должно признать превосходною.
  Герб дворян Искрицких. Он внесен в гербовник дворянских родов IV и VI частей, на страницах 135 и 154. Герб этот сохранился в тумбовом брусе иконостаса церкви села Душатина Суражского уезда, откуда и достался музею, вместе с иконами, через посредство бывшего губернатора Е.К. Андреевского.
  "Труды Черниговской архивной комиссии", 1905 год.


***

  Суражского уезда местечка Душатина священник Василий Сербинович Всемилостивейше награжден бархатною фиолетовою скуфьею.
  "Черниговские епархиальные известия", № 8, 1863 год.


***

  Диакон Павел Вербицкий 7 апреля рукоположен во диакона на дьячковую вакансию в село Душатин Суражского уезда.
  "Черниговские епархиальные известия", № 16, 1863 год.


***

  Перемещен и определен священник местечка Душатина Суражского уезда Андрей Виницкий в село Довжик 5 февраля 1870 года.
  "Черниговские епархиальные известия", № 12, 1870 год.


***

  Вакантное диаконское место при Васильевской церкви местечка Душатина, Суражского уезда, с 6 октября 1894 года. В коем приходе числится дворов 1268, душ обоего пола 8361, ружной земли 88 десятин 1800 саженей, жалованья для причта от казны положено 355 рублей в год (приход двухклирный).
  "Черниговские Епархиальные Известия", №№ 20-24, 1894 года; №№ 1-24, 1895 года; №№ 1-24, 1896 года; №№ 1-24, 1897 года; №№ 1-24, 1898 года; №№ 1-24, 1899 года; № 1, 1900 года.


***

  Протоиерей Андрей Прокофьевич Зиницкий.
  (Некролог)
  О. протоиерей Андрей Прокофьевич Виницкий родился в 1839 году, 19 августа, в селе Нижнем Стародубского уезда. 14-ти лет лишился своей матери, а через год и отца. Оставшись круглым сиротою и не пользуясь в Семинарии, куда он поступил, казенным содержанием, доставал средства к жизни репетициями. В 1863 году он окончил курс Семинарии, со степенью студента. Отказавшись, по семейным обстоятельствам, от поездки в Академию, куда он был назначен, поступил священником в местечко Душатин, Суражского уезда, где пробыл шесть лет. В 1870 году перешел оттуда в село Довжик, Черниговского уезда, где пробыл 9 лет, а в 1879 году, по распоряжению Преосвященного Серапиона, переведен был в Чернигов настоятелем Вознесенской церкви, при которой состоял до конца своей жизни. Кроме обязанностей приходского священника, покойный о. протоиерей выполнял много других должностей: 20 лет был законоучителем, - сначала в Довжицком народном училище, которое и открыто было его стараниями, потом в Черниговском мужском духовном училище и наконец в епархиальном женском училище. 12-ть лет состоял в должности благочинного, - сначала во 2-м округе Черниговского уезда, а потом благочинным Черниговских градских церквей, — в последней должности состоял до ноября 1894 года. Был избираем духовенством депутатом по училищным делам, делопроизводителем общеепархиального съезда и председателем его. Три года, по избранию общеепархиального съезда, состоял председателем совета епархиального женского училища. Состоял членом строительного комитета по устройству здания епархиального женского училища и семинарской больницы. Был членом комитета эмеритальной кассы, ревизионного комитета, членом Братства св. Михаила и членом миссионерского общества. Девять лет состоял членом правления семинарии и 7 лет членом совета епархиального женского училища; состоял также экзаменатором кандидатов на должность псаломщика, диакона и священника. Проходил должность члена казначея епархиального училищного совета, члена отделения его, а в январе 1894 года назначен был председателем отделения епархиального училищного совета. За свои усердные труды покойный имел награды: набедренник, скуфью, камилавку, золотой наперсный крест, в 1892 году произведен был в сан протоиерея. В день 25-летия служения его в священном сане Черниговские прихожане его поднесли ему, с разрешения Преосвященного Вениамина, благодарственный адрес и золотой наперсный крест, украшенный драгоценными камнями. Продолжительная болезнь постепенно подтачивала силы покойного и в ночь на 11 ноября свела его в могилу. Погребение совершал Преосвященнейший Питирим, в присутствии господина начальника губернии и массы народа. Похоронен о. протоиерей в ограде Вознесенской церкви. Мир праху усердного труженика!
  "Черниговские епархиальные известия", № 23, 1894 год.


***

  Список приходам, Черниговской епархии, при которых состоят причты: двухчленные, трехчленные и четырехчленные, в состав коих, на основании определения Епархиального Начальства, от 29 сентября – 6 октября 1894 года за № 495, назначены диаконские вакансии.
  Приходы с причтами четырехчленными. Суражский уезд. Местечко Душатино, Васильевская церковь. Прихожан мужского пола - 4095.
  "Черниговские епархиальные известия", № 12, 1895 год.


***

  Присоединены к православию из римско-католического вероисповедания священником Клинцовской Петро-павловской церкви Стефаном Лапчинским дворянин Могилевской губернии Александр Людвигов Корзун и священником Душатинской Свято-Васильевской церкви Тихоном Медведевым, солдатка деревни Влазович Суражского уезда, Елена Лаврентьева Усова; из лютеранского вероисповедания: тем же священником Лапчинским – колонист Новых-Мизирич Эрнест Фридрихов Браер, запасный рядовой Карл Фридрих Браер; из раскола — мещанка посада Клинцов Евфросиния Никифорова Рукавишникова.
  "Черниговские епархиальные известия", № 4, 1896 год.


***

  Допущен к исправлению должности следователя в благочинническом округе 1, Суражского уезда, священник местечка Душатина Стефан Лебедев.
  "Черниговские епархиальные известия", № 6, 1896 год.


***

  Утверждены в должности членов благочиннического совета в 1 благочиннический округ Суражского уезда — священники: Благовещенской церкви города Суража Андрей Смельницкий и Покровской церкви села Глубовки Феодор Лапчинский и кандидатами по них священники: Рождество-Богородичной церкви села Кулаг Александр Лебедев и Васильевской церкви местечка Душатина Тихон Медведев, 28 сентября 1896 года.
  "Черниговские епархиальные известия", № 20, 1896 год.


***

  Список следователей по судным делам. Суражский уезд. Священник местечка Душатина Стефан Лебедев.
  "Черниговские епархиальные известия", № 1, 1897 год.


***

  Награжден набедренником за отлично-усердную службу священник Суражского уезда местечка Душатина Тихон Медведев, 2 января 1897 года.
  "Черниговские епархиальные известия", № 2, 1897 год.


***

  Маршрут для обозрения Его Преосвященством церквей Черниговской епархии в июне и июле месяцах 1897 года.
  Суражский уезд. Местечко Душатин. Церквей – 1. 24 июня (вторник). Ночлег.
  "Черниговские епархиальные известия", № 11, 1897 год.


***

  Вакантное священническое, 2-е место, при Васильевской церкви местечка Душатина, Суражского уезда, с 14 апреля 1898 года.
  "Черниговские Епархиальные Известия", №№ 8-14, 1898 года.


***

  Перемещен на праздное священническое место при Успенской церкви села Далисичь, Суражского уезда, священник Васильевской церкви местечка Душатина, того же уезда, Тихон Медведев, 14 апреля 1898 года.
  "Черниговские епархиальные известия", № 9, 1898 год.


***

  Перемещен на праздное священническое 2-е место при Васильевской церкви местечка Душатина, Суражского уезда, священник Троицкой церкви села Косты, Мглинского уезда, Николай Соколов, 17 июля 1898 года.
  "Черниговские епархиальные известия", № 15, 1898 год.


***

  Вакантное священническое, 2-е место, при Васильевской церкви местечка Душатина, Суражского уезда, с 26 мая 1899 года.
  "Черниговские Епархиальные Известия", №№ 12-19, 1899 года.


***

  Перемещен псаломщик Христо-Рождественской церкви села Верхлич, Суражского уезда, Иван Пикулев к Васильевской церкви местечка Душатина, того же уезда, на второе псаломщическое место, а второй псаломщик Душатинской церкви Григорий Вакуловский в село Верхличи на место Пикулева; диакон же, состоящий на 2-й псаломщической вакансии при Васильевской Душатинской церкви, Василий Крыжановский переименован в первого псаломщика при той же церкви, 16 июня 1899 года.
  "Черниговские епархиальные известия", № 13, 1899 год.


***

  Рукоположен в сан священника окончивший курс Черниговской духовной семинарии Сергий Гневушев к Васильевской церкви местечка Душатина, Суражского уезда, 14 ноября 1899 года.
  "Черниговские епархиальные известия", № 23, 1899 год.


***

  Вакантное псаломщическое место при Васильевской церкви местечка Душатина, Суражского уезда, с 21 марта 1900 года.
  "Черниговские епархиальные известия", № 7, 1900 год.


***

  Определен на штатное диаконское место состоящий на псаломщической вакансии при Васильевской церкви местечка Душатина, Суражского уезда, диакон Василий Крыжановский, при той же церкви, 21 марта 1900 года. Определен псаломщиком на вакантное место 1 псаломщика при Васильевской церкви местечка Душатина, Суражского уезда, определен в качестве исправляющего должность псаломщика священнический сын Владимир Преображенский, 30 марта 1900 года.
  "Черниговские епархиальные известия", № 8, 1900 год.


***

  Священник Свято-Варваринской церкви местечка Душатина, Суражского уезда, Сергий Гневушев рапортом, от 2 апреля сего года, донес Его Преосвященству, Преосвященнейшему Антонию, Епископу Черниговскому и Нежинскому, что по его пригласительным билетам к лицам, искренно расположенным к православной церкви, поступили пожертвования на постройку заложенного храма в деревне Граховке, Душатинского прихода, от следующих лиц: господина Барышникова 15 рублей, господина Исаева 10 рублей, госпожи Барышниковой 5 рублей, господина Исаева 3 рублей, Кошнерова 1 рубль, Улезко 1 рубль, всего 35 рублей.
  "Черниговские епархиальные известия", № 10, 1900 год.


***

  Утвержден в должности законоучителя сельского народного училища Гудовского и Влазовичского священник местечка Душатина, Суражского уезда, Сергий Гневушев, 20 октября 1900 года.
  "Черниговские епархиальные известия", № 22, 1900 год.


***

  Награжден скуфьею за отлично-усердную службу священник местечка Душатина, Суражского уезда, Стефан Лебедев.
  "Черниговские епархиальные известия", № 6, 1901 год.


***

  Вакантное священническое место при Васильевской церкви (2-е место) местечка Душатина, Суражского уезда, с 7 февраля 1901 года.
  "Черниговские Епархиальные Известия", №№ 6-14, 1901 года.


***

  Перемещен на праздное священническое место к Васильевской церкви местечка Душатина, Суражского уезда, священник Рождество-Богородичной церкви села Стечны, Стародубского уезда, Андрей Бриллиантов, 18 июля 1901 года.
  "Черниговские епархиальные известия", № 15, 1901 год.


***

  Утвержден в должности законоучителя народных училищ Влазовичского и Гудовского, Суражского уезда, священник местечка Душатина Андрей Бриллиантов.
  "Черниговские епархиальные известия", № 21, 1901 год.


***

  Посвящен в стихарь псаломщик Васильевской церкви местечка Душатина, Суражского уезда, Иван Пикулев 25 апреля. Принят в духовное звание псаломщик Васильевской церкви местечка Душатина, Суражского уезда, Семен Фоевцов, происходящий из крестьян, 12-17 сего апреля.
  "Черниговские епархиальные известия", № 10, 1904 год.


***

  Перемещен священник Васильевской церкви местечка Душатина, Суражского уезда, Стефан Лебедев к Васильевской церкви села Унашева, того же уезда, 15 мая. Вакантное место священническое: Суражского уезда в посаде Душатин при Васильевской церкви (1-е место), дворов 1458, душ обоего пола 10290, земли 88 десятин, дома нет, жалованья 160 рублей, с 15 мая 1904 года.
  "Черниговские епархиальные известия", № 11, 1904 год.


***

  Вакантное место священническое: Суражского уезда, в местечке Душатине, при Васильевской церкви, дворов 1458, душ обоего пола 10290, земли 88 десятин, дома нет, жалованья 160 рублей, с 15 мая 1904 года (1-е место).
  "Черниговские епархиальные известия", № 12, 1904 год.


***

  Рукоположен в сан священника окончивший курс Черниговской духовной семинарии Михаил Смельницкий к Васильевской церкви местечка Душатина, Суражского уезда, 21 октября.
  "Черниговские епархиальные известия", № 22, 1904 год.


***

  Алфавитный список церквей Черниговской епархии.
  Цель составления настоящего списка - дать хотя краткие сведения, в виде настольного справочника, об историческом прошлом всех церквей Черниговской епархии, дать возможность иметь представление о том, насколько та или иная церковь может представлять интерес в архитектурном отношении и можно ли рассчитывать найти в церкви хотя некоторые памятники старины. Материалом для составления настоящего списка послужили официальные документы церквей так называемые клировыя ведомости или ведомости о церкви. В список вносилось название села или города, в честь какого события или святого посвящен престол, каменная церковь или деревянная, год постройки церкви, кем церковь построена, если строитель ее был более или менее известным лицом. Церкви построенные до начала XIX века и затем перестраивавшиеся также отмечались, чтобы знать, что первоначальной конструкции церкви видеть уже нельзя. О тех приходских церквах, которые построены в XIX веке на место существовавших прежде, или обозначены что они "построены когда и кем неизвестно", отмечалось, с каких годов имеются при них документы, именно метрические или исповедные книги. Наконец, делались отметки и о тех церквах, которые построены на место сгоревших и где едва ли уже можно рассчитывать на нахождение памятников церковной старины. Ручаться за полную точность предлагаемых сведений, к сожалению, нельзя, так как материал для них – клировые ведомости составляются очень кратко и неполно; особенно это относится к перестройкам, расширению церквей и пристройкам колоколен.
  Суражский уезд. Душатин, Васильевская, деревянной постройки 1896 года на место устроенной в 1733 году графом Василием Гудовичем.
  Труды Черниговской губернской архивной комиссии 1906-1908 годы, выпуск 7.


Душатин. Церковь Василия Великого

Душатин. Церковь Василия Великого