Предлагаемые вниманию читателей заметки найдены мною в старой рукописной книге конца прошлого столетия, одном из тех сборников всякой всячины, которые во множестве обращались в среде грамотных людей XVII, XVIII и начала XIX столетий на юго-западе и северо-западе России, составляя настольную книгу наших предков, которую они пополняли и просматривали в часы досуга и давали другим для прочтения, как теперь даются газеты и журналы. Находящийся у нас сборник наполнен самыми разнообразными выписками и записями, преимущественно духовно-нравственного характера, сделанными из таких же сборников и быть может отдельных рукописей. Тут есть между прочим житие Макария Переяславского, написанное в 1756 году каким-то Федором силлабическими стихами в 230 строф с акростихом; есть апокриф о жизни Иуды предателя, начиная с его детства, и много других подобных статей. И рядом с такими важными для тогдашнего среднего читателя произведениями приютились эти более чем скромные заметки едва грамотного человека, никогда конечно не рассчитывавшего, что они попадут в печать. Старинный скорописный почерк заметок и бумага их, на которой выведен водяным знаком 1797 год, показывают, что они писаны в конце прошлого столетия. Их вел какой-то богомолец, путешествовавший из Смоленска в Киев на поклонение тамошней святыне. Поэтому храмы, святыни - главный сюжет его заметок, и об них он неопустительно упоминает. Но цель заметок, по видимому, была другая: путешественник, человек небогатый, или, по крайней мере, расчетливый, записывал каждую копейку, деньгу, полушку, на что истратил ту или другую. Как-бы мимоходом он обозначает производство и продукты проходимых им местностей, а главное их цены, или же делает наблюдения в качестве натуралиста, в роде того, например, что в Стародубе "легушки квохчать не по смоленски". Все это любопытно и забавно; но не в этом главный интерес заметок. В них отразился во всей своей непосредственности, простоте и наивности русский человек, каким он являет себя во время хождения. Тут он весь на лицо - с его религиозным настроением, будничными привычками, незатейливыми потребностями, своим особым кругозором и даже волнующими под час его чувствами. В этом отношении помещаемые заметки являются редким памятником нашей письменной литературы.
Богомолец, видно, был светский человек, потому что брился, как это означено в заметках. Ходил он не один, а в группе других богомольцев; по крайней мере в записках обозначаются еще три личности: Тит, Данило и отец Анатолий. Путешественники были смоленские, а записывающий, кроме того, хорошо был знаком с местностью смоленского уездного города Сычевска, как равно и со Смоленском, с которым и сравнивает встречающееся на пути.
Писаны заметки отчасти чернилами, отчасти карандашем, и с трудом разбираемы были. Приводим их, как они есть, целиком, с удержанием орфографии подлинника.
***
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Пошли в суботу майя 29, в вечерню. От Смоленска на 15 верст видел Стиопку, секретарскаго беглеца (беглые люди из дворовых слуг - обычная черта крепостной эпохи); послал назад.
Ночлег от Смоленска ж 17 верст в Дрежине, на постояле дворе. Там хозяину, Никите Иванову, объявил об Стиопке.
30-го воскресенье. Около Белоручья, вправе, недалече около Надолгомостья, змея было укусила в завтрак.
31-го. Село Стрыгино. Дьячек Иван Богдановский 30 числа (тогда наступал петровский пост, в который и пришлось странствовать нашим путешественникам), на заговены, дравшись, убил было до смерти свою своячину; отливали ее водою дьячиху. Отец Михаил говорит, что у него часто сие бывает, а битая прикидывается миортвой.
Рославль от Смоленска 119 верст. Село Гореново от Рославля 10 верст. В оном у священника Петра ночевали. Сын онаго священника, диакон села Ладыжина, Иван там был.
Тит у Рословле свалился с гребли (плотины).
Село Рудня от Рословля.... Село Ершичи от Рословля 31 верста.
Со следующаго пункта начинается финансовый счет. Порядок записок такой: сначала упоминание о селениях, а потом запись расходов, которая, однако, ведется не всегда последовательно: затраченное раньше иногда вспоминается после.
С Михайлою, попом Стрыгинским … 6 копеек.
У жидов с попами за полпиво, где господин стоит ... 8 копеек.
У Рословле попу Михай .. 4 копейки.
Сам за … 2 копейки.
Витушик за … 2 копейки.
На закуску ... 1 копейка.
Луку за ... 2 копейки.
За квас ... 2 копейки.
Разрытое от Рословля 56 верст. Смоленская граница кончилась при реке Ипати, от Рословля в 76 верстах. До Мглина оттоль 26 верст, и там шатер на столбах.
На родинах в Хмаре за себе и за Данилу ... 10 копеек.
Мглин имеет 3 церкви, а 4-ая на выезде Николаевская и все деревянные, и строения каменнаго нет. Грязно веема, мостов нету (сравнение со Смоленском, в котором в то время до 1812 года, низкие улицы города были устилаемы бревнами). Горелку в рынке продают, словно квас и дают откушивать (для Смолянина и в ту пору это была большая новость, ибо в Смоленск со времени Алексея Михайловича горелку продавали только в 3 или 4 кабаках). Двор будынок. От попов остались, не доходя до Мглина 15 верст.
Вышедши из Смоленска на нищих ... 2 копейки.
У Дрожжине горелки за ... 4 копейки.
У жидов в Разрытом ... 15 копеек.
В Мглине в будынке на квас ... 2 копейки.
На табак … 1,5 копейки.
Мглин и Стародуб новгородско-северскаго наместничества. От Новгорода Мглин 150 верст, Стародуб 90. Легушки квохчат не по смоленски. От Мглина 12 верст постоялой двор, при нем погребен Загвосткин Максим; двор тот мглинскаго стряпчаго Косоча.
В косочьем дворе на горелку ... 5 копеек.
Фляшку ... 3 копейки.
В нее горелки на ... 6 копеек.
Квасу ... 2 копейки.
В другом месте квасу на ... 2 копейки.
Стародубскаго уезду село Белогорец, церковь Покрова, от Мглина 20 верст.
На ночлеге, где два козака ночевали, горелки за … 3 копейки.
Село Ряхово стародубскаго уезду, церковь Илии пророка; от Мглина 40, а до Стародуба 20 верст. Село Осколково, до Стародуба 7 верст; храм архидиакона Стефана. В правой стороне село Пятовск, храм Дмитрия Ростовскаго. Стародуб – славный город, но грязен, а всего довольно, и добрые и личные в нем люди; расстоянием не меньше Смоленска; строение хотя хорошее, но каменнаго, кроме церквей, нету.
В Стародубе рыбы за … 6 копеек (Рыба эта - белуга; из нее, впоследствии, три раза варили кушанье; следовательно, каждое такое кушанье всякий раз обходилось для троих животов только по 2 копейки).
Хлеб … 3 копейки.
Булка и колач тройной …3 копейки.
Рашки … 1 копейка.
Горелки в рынке за … 4 копейки.
В шинке, где ночевали в Стародубе за горелку, за варенье рыбы и за постой ... 7 копеек.
Село Нижнее, от Стародуба на 16 верст; 2 церкви: 1 - Покров, 2 - Рождество Богородицы.
В том селе в богодельню денга, да на гребле безпалой денга ж ... 1 копейка.
Село Курозново, церковь Воскресения, уезду новомирскаго.
Село Изтобки, церковь троепрестольная: Георгия, Луки и Тройцы.
У жида горелки за 15 верст до Ребскаго ... 4 копейки.
У Робске, где ночевали, хозяйка дочку родила.
В Робске пирогов тройных за ... 4 копейки.
У жида горелки за ... 6 копеек.
Робск от Стародуба 50 верст.
В Робске, в шинке у козака, за тобаки ... 3 копейки.
От Робска село Балычаны, церковь архангела Михаила; так, как Сычевск Короваево. Село Бровничи, церковь Петра и Павла.
В нем за варенье белуги ... 1 копейка.
Село Соловьеве, церковь николаевская.
В нем у жидов, сидевши отдохая, горелки за ... 5 копеек.
Село Куршановичи, церковь Благовещения, река Трубиш, уезду новомирскаго. Село Хорошнее, епархии новгородско-северской, церковь Николая чудотворца. В нем у жида рыбу доели.
Горелки за ... 4,5 копейки.
Местечко Горск черниговскаго наместничества, уезду городницкаго. От Горска Городня 24 версты.
В Горске хлеб ... 2 копейки.
Две витушки тройныя и згибень, все по 1 копейке … 3 копейки.
У жида горелки за ... 4 копейки.
Рыб и за варение с ухою и с перцем ... 4 копейки.
Село Жабчичи, церковь Петра и Павла, 14 верст до Городни. Село Бутовка, церковь Покрова, 9 верст до Городни.
Там ночевали против 10 числа июня.
В Городне хлеба (1 булка по грошу) за ... 4 копейки.
Горелки за ... 5 копеек.
Село Листвено 2 церкви: 1 каменная, 2 деревянная.
Под Черниговым за 12 верст у жида горелки за … 5 копеек.
За варение рыб с грибами и крупами ... 2 копейки.
Село Куликово. Село Седнево. В Чернигове, в доме Дзогина, где ночевали, ввечеру новгородской губернии дворянин Иван Кондратьевич Берчников подчивал горелкою и просил кланяться отцу економу Дмитрию.
В Чернигове рыб за ... 2 копейки.
Квасу за ... 1 копейку.
Поляницу ... 1 копейка.
Хлеба … 7 копеек.
Горелки в рынке ... 5 копеек.
Близ Тройцы ввечеру от живота ... 4 копейки.
Утром там-же ... 4 копейки.
У жида Пенске за ... 5 копеек.
За варение грибов (грибы, вероятно, сами собирали, идя дорогой) ... 2 копейки.
Ввечеру за ... 6 копеек.
В Олишевке в церковь и на милостину ... 1 копейка.
Село... Село… (прилучившееся болезненное состояние путешественника не дозволило ему своевременно записать названия данных сел, а после он, вероятно, не мог вспомнить). Село Красное, церковь Параскевы Пятницы.
В Олишевки две церкви. Село Чемерь.
В нем горелки за ... 6 копеек.
За варение грибов со пшеном ... 2 копейки.
На горелку там ... 6 копеек.
Под Козелцом, за 15 верст, волк скотину нес. Село Хотки. Село Лемеши от Козелца к Смоленску на 13 верст.
В Козелце хлеб ... 8 копеек.
Рыбку и за табак … 2 копейки.
На квас … 1 копейка.
Два колоча жолтинких … 4 копейки.
В церковь Николая чудотворца … 1 копейка.
Горелки за … 4 копейки.
За ночлег … 1 копейка.
В обед горелки за … 4 копейки.
Квасу за … 2 копейки.
На пути в шелаше на церковь Праскевы 1 копейка.
В шелаше за холодец … 1,5 копейки.
За рыбку … 1 копейка.
Село Владимерка. Село Дымарка.
Нищему ... две по четверть копейки.
За поленицу … 1 копейка.
В Проворах селедей … 3 копейки.
Ситная ... 2 копейки.
Горелки за … 4 копейки.
В Киеве церквей около 60. Церковь Успения, двенадцатью святыми строенная, весьма хороша и украшенная, престолов в ней... Пещеры нижние и верхние ближние.
Михайловской золотоверхней монастырь, в нем мощи великомученицы Варвары без главы, по левой стороне, против царских врат, посреди церкви, под сению в раце прекрасной. По правую сторону часть мощей святых Понтелея, целителя зубов.
Софийской монастырь; в нем мощи митрополита киевскаго Макария по средней церкви ево; а недалече по левой - части разных святых мощей. В софийском монастыре, в Софие же престолов 18, а было 24, иных 6 уничтожены, из них один вместо жертвенника. Братской монастырь, где стояли, там академия.
Петропавловский монастырь; Девичей против его на другой стороне.
17 числа (июня) в четверг в бане хотели париться, но покупались; а ключи отца Анатолия были украдены, но откинуты; а печатку, снятую у вора, после по обыске отобрали.
18 числа. Варваре мученице на акафист и на свечи и в Софийском монастыре мощам Макария издержано денег 1 рубль 78 копеек.
На квас в Киеве .. 2 копейки.
Мыла и масла на ... 2 копейки.
Брылся ... 4 копейки.
Нищим ... 1 копейка.
На баню, хотя и не парились ... 5 копеек.
Василью повару на горелку ... 5 копеек.
В церковь на свечи ... 4 копейки.
Да в кошелек ... 1 копейка.
На квас на радощах, что печатка нашлась ... 1 копейка.
Просвиры 4 копейки, пузырьки 7 копеек, на квас 2 копейки … 13 копеек.
На проскомидию с просвирами общих ... 20 копеек.
***
Заметки кончились. На обратном пути богомолец наш уже не вел записи. Мы свели к итогу его расходы. Оказывается, всего изведено 4 рубля 93 копейки. Из них в Киеве, составлявшем цель его путешествия, затрачено 2 рубля 36 копеек; а путь от Смоленска до Киева обошелся ему, при полном довольстве, без выпрашивания подаяний (напротив, он сам подает милостину), в 2 рубля 57 копеек, считая не на серебро, а на ассигнации.
Смоленск, 1887 год 5 января. Сообщил С. Писарев.
Киевская Старина, том XVII, март 1887 года.