СТАРОДУБСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Историко-статистическое описание Черниговской епархии, Архиепископ Филарет, 1873 год


  Cтародуб.
  В 170 верстах от Чернигова, расположен большею частью по горам, при речке Бабинце, которая Ваблею соединяется с Судостью.
  Знаменитый Мономах пишет в своем завещании: "на ту зиму повоеваша половцы Стародуб весь и из шед с черниговцы, на Десне изымахом князя Асадука и Саука и дружину их избиша, а на заутреи за Новым-городом разгнахом вои Белкатгина". Это было в 1080 году. Вот когда в первый раз является по памятникам Стародуб! В 1095 году стародубская крепость была уже так тверда и безопасна, что могла выдержать осаду целые 30 дней. (Собр. л. 1,98. Владимир, напоминая Олегу об осаде стародубской, говорит (1, 106): "не хотех бо крови твоея видети у Стародуба ... А его же то и хощеши насильем, таков даяли у Стародуба, милующися (а не "милкусяюча") по тебе, отчину твою".
  Во время гетманщины, когда Стародуб был полковым городом и потому был местом пребывания всей знати полковой, пользуясь при том правом магдебургским, - на улицах Стародуба было множество храмов, из которых иные известны ныне только по памятникам. Ныне здеcь 11 приходских церквей, 4 приписных и 4 кладбищных.
  Соборным храмом до конца 17 столетия был храм рождества Богородицы. По местному убеждению, это самый древний храм в Стародубе; думаем что он, занимая место в старом городе, был при московском правительстве, а не был ли до татарщины храм в крепости другого названия, не решаемся утверждать. "Року 1664 сентября 29 пречестный господин отец Кирилл Афтанасович, протопоп стародубский позволил хатку поставить до час на власном пляцу Евдокеи Тарасовой и сыну ее. А ежели б важилися продать, то тилько хату, а до пляцу не мает потребы; тилько мешкают до ласки его. Што про память до книг меских войтовских записано" (Книга стародубского войта). По акту 1674 года известен "отец Андрей Грушевский, протопоп стародубской церкви рождества Богородицы", который потом основал монастырь Рябцевский и был его игуменом. В 1681 году Богородичный храм сгорел от молнии, но в протоколе 1683 года является "Максим Бойковский, паламарь рожд. пресв. Богородицы протопопский". Итак преемнику отца Андрея, поступившего в 1675 году в иночество, пришлось строить новый соборный храм. В ноябрь 1696 года при избрании Иоанна Максимовича в арxиепископы черниговского был "Самуил Данисевич Хоменский, протопоп стародубский", дворянин, владевший имениями по царской грамоте. По другому известию отец Самуил в 1674 году священник Никольский; потому надобно положить, что он был посвящен в протоиерея в 1675 году, по поступлении отца Андрея в иночество. Преемник отца Самуила протоиерей Подгурский, к сожалению, плохо понимал свое духовное звание. Протоиерей Григорий Подлуцкий, "служитель собора рожд. Богородицы", был другого духа, лучшего.
  Каменный храм рождества Христова, с начала 18 века соборный, построен после страшного пожара 1677 года, истребившего богатые 4 храма Стародуба. "1677 года мая 17 в четверг, пишет современник, в обеденное время, после службы Божией, загорелась в Стародубе церковь рождества Христова, что на рынке, близ торговых лавок. От этого пожара, вероятно, по неосторожности пономаря, но по особому гневу Божию за беззакония наши, погорели огромные постройки четырех церквей Божиих, стоявших в самом городе, со всем их украшением, которое славилось по всей Украине, как по письму образов, так по звону колокольному. Все укрепленное место сгорело, не осталось ни одной хаты, даже обгорели валы городские и за крепостью сгорело несколько сот строений"(Летопись самовидца стр. 110. М. 1846. См. Ригельман II, 155).
  Ныне существующий храм рождества Христова довольно величественный, с иконостасом в 4 яруса, 13 саженей в длину и вышину. Евангелие его мягкого переплета 1678 года в серебряном окладе; другое мягкого переплета 1688 года; третье мягкого переплетч 1744 года. В пожаре 1744 года соборный храм рождества Христова пострадал в своей наружности, в 1745 году ревностный священник собора Алексей Левицкий отобрал у стародубского раскольника Тимофея Ерофеева раскольничьи книги и представил начальству. В пользу причта служат проценты с капитала (2857 рублей серебром), положенного на поминовение статского советника Зиновия Кибальчича.
  По летописи самовидца в страшный пожар 1677 года прежде всего сгорела Церковь св. Николая. Это, без сомнения, тот храм, который ныне называется старо-Николаевским. По той же летописи в 1690 году "церковь барзо коштованая св. Николая" снова сгорела. В нынешнем храме найдена медная дощечка с надписью: "основася церковь сия в честь и память иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мирликийск. чудотворца, - при святительстве господина Лазаря Барановача, арxиепископа черниговского, старанием и коштом пана Михаила Андреевича Миклашевского, полковника стародубовского з товариством и панами мещаны и положены мощи св. м. Сергия, року 1691 месяца июня 28 дня". Этот храм загорался потом в куполе но пожар скоро прекращен; в 1786 году загорался во второй раз от молнии, и, хотя пожар затушен, но купол весь обрушился. В 1802 году построен нынешний храм святителя. По малому числу прихожан храм сей причислен к Преображенскому.
  Каменный храм преображены Господня - памятник набожности полковника Михаила Андреевича Миклашевского; да помянет его Господь во царствии Своемъ! Храм освящен в 1698 году. Иконостас его в 3 яруса. Здесь требник Могилы книжного переплета 1646 года Евангелие м. 1698 года.
  Новый Николаевский храм построен в 1823 году. На построение его помещик Николай Андреевич Ширай пожертвовал 15000 рублей и до 10000 рублей дрyгиe благотворители; при том много было материала не купленного. Это - храм великолепный и по размерам и по отделке. Им заменен был ветхий деревянный храм святителя, стоявший не вдали от места, занятого каменным, и который известен еще по акту 1682 года.
  Памятником благодарности к милостям неба для Ивана Ильича Скоропадского, сперва полковника стародубского, потом гетмана, служит каменный храм в честь рождества Иоанна Предтечи, освященный в 1720 году. На задней стене храма досель виден герб гетмана. В алтаре на восточной стене - превосходная живопись. За то на прочих стенах - самая безобразная. Жаль, что доселе не уничтожат печального безобразия. Здесь показывают евангелие мягкого переплета 1607 года, цветную триодь книжного переплета 1702 года.
  Каменный храм вознесения Господня построен в 1800 году, на место обветшавшего деревянного. В прежнем храме было два придела, один в честь Афанасия и Кирилла алекс., другой в честь мученицы Варвары. В нынешнем приделе в похвалу Богоматери. Храм - красивый. Блаженной памяти Император Александр в 1825 году слушал в этом храме литургию и в пользу служащих дано было 500 рублей ассигнациями.
  По делу 1739 года известны священники стародубской Афанасиевской церкви Стефан и Дионисий Нестеренки. Нынешний деревянный храм св. Афанасия и Кирилла на каменном фундаменте возобновлен в 1835 году. Храм с двумя приделами - во имя св. Варвары и св. Димитрия ростовского.
  По протоколу 1690 года известны стародубская церковь св. Георгия; но ее уже давно не видят в Стародубе; равно давно нет храма воскресения Христова, в котором завещал отпеть тело свое Владимир Борозна в 1629 году.
  Закрыты храмы Иоанна Богослова и праведных Захария и Елисаветы, как бесприходные.
  Каменный храм священномученика Симеона построен в 1827 году на место сгоревшего деревянного. В пользу причта его служат проценты с капитала (803 рубля серебром), положенного Василием Холодовичем.
  По протоколу 1690 года "честный господин отец Димитрий, священник церкви успения пресвятой Богородицы, стародубовское, з притомноcтию ктиторов преречоное церкви Григория Плытки и Михаила Лешка, доходили длукгу (долга) церковного". Нынешний каменный успенский храм построен в 1781 году. По недостатку прихожан, он причислен к Симеоновскому.
  Речка Бабинец отделяет значительную часть жителей от главного города, почему эти называются заречанцами. В зарецкой части города ныне храмы: Богоявленский, Покровский и Михайловский.
  В описи 1708 года видим на предместьи старого города храм святого Духа. В 1735 году выдан был антимис для сего храма; следственно, тогда был построен новый храм. На паперти сего храма похоронена была дочь генерального хорунжего Николая Даниловича Ханенки: надгробная плита с надписью еще цела. По истреблении сего храма пожаром 1835 года прихожане причислены к храму рождества Богородицы.
  По записи войтовой книги 1664 года известен "честный господин отец Афанасий Стефанович, священник зарецкой стародубской церкви положены ризы пресвятой Богородицы". По протоколу 1690 года являются на уряд "Игнат да Иван ктиторове и братство зарецкое положены пояса (ризы) пресвятой Богородицы". В нынешнем Богоявленском храме придел в честь положения ризы Богоматерней во влахерне. Каменный Богоявленский храм, как говорит записка священника Иоанна Затворницкого на евангелии, основан в 1770 году и освящен в 1789 году. Четыре местные иконы под серебряными ризами. Донская икона Богоматери, древняя по письму, украшена серебряною ризою в 1804 году девицами Ханенковыми, дочерями генерального хорунжего Ник. Дан. Ханенки. Эта икона перенесена из Духовского храма после пожара. Она благоговейно чтится многими. Остатки древности: цветная триодь черного переплета 1685 года, общая минея книжного переплета 1680 года.
  Покровский деревянный храм построен был в 1688 году Тимофеем Алексеевичем Жоравкою. В 1852 году он возобновлен на пожертвования Зиновия Кибальчича. Здесь постная триодь черного переплета 1685 года, Евангeлие 1690 года. На содержание причта полковница Анна Якубовичева внесла в банк 1429 рублей серебром, а Семен Кункевич отделил 54 десятины земли.
  В 1690 году полковник Михаил Андреевич Миклашевский в честь архистр. Михаила, своего ангела, построил на место ветхого новый храм. В 1835 году храм сей перестроен потомком набожного полковника Михаилом Михайловичем Миклашевским, при чем прибавлен придел в честь казанской иконы Богоматери.
  Жителям Стародуба пришлось испытать много перемен счаcтия. Такова жизнь земная, по милости страстей земных!
  С 1380 года город черниговских князей подчинился Литве и хотя в том же году был завоеван В.К. Дмитрием Донским, но скоро перешел во власть Литвы (22 Никон. л. IV, 84. Собр. л. VIII, 34. После татарского погрома Стародуб был во владении брянского князя. В 1380 году брянским князем быль Дмитрий Ольгердович (Никон, Л. IV, 105). Затем стародубскими князьями были Патрикий Наримунд, внук Гедимина; а с 1400 года князь Александр Патрикиевич. Ак. зап. Рос. 1,28).
  В 1446 году отдан он был бывшему можайскому князю Василию Ярославичу. С 1499 года князь Семен Иванович, по притеснениям за веру, передался с краем московскому великому князю (23 Собр. л., VI, 46. "апреля 1499 года прислали к великому князю бити челом князь Семен княж Иванов можайского (владевший Черниговом и Стародубом) да князь Василий княж Иванов сын Дмитриевича Шемякин (владевший Новгородом и Рыльском), что на них пришла великая нужа о греческом законе". Собр. л. VIII, 239. По делам местничества (Ист. сбор. 5,212.216.250.90) "в 1519 году были воеводы в Стародубе князь Иван Васильевич Оболонский-немой да князь Иван Федорович Овчина да князь Петр Федорович Охлебинин да князь Михаил Дмитриевич Мещерский … велено быть с Николина дни вешняго; а по вестям велено ити к Шемячину князю Ивану Овчине да князю Михаилу Дмитриевичу Мещерскому").
  В 1534 году польский воевода Андрей Немирович осаждал Стародуб, но отважная вылазка Левина до того устрашила ляхов, что они бросились бежать; наместник Алексей Васильевич Кашин-Оболенский захватил и отослал в Москву 40 пушкарей со всем их снарядом.
  В следующем году гетман Тарновский подступил к Стародубу с намерением отмстить за прежнюю неудачу. Современник пишет: "город был большой и людей в нем было много. Неприятели сделали подкоп к городу на протяжении полверсты и насыпав пороха зажгли; огонь побежал по подкопу к городу и загорелась городская стена. Воеводы государя, как и другие, не зная этого замысла, вдруг услышали как бы гром; порохом взорвало часть городской стены и город загорелся. Воеводы великого государя и все граждане начали сильно биться с врагами; а те шли к городу как вода. Произошла битва кровопролитная. По грехам нашим иноплеменники одолели город, всех воевод взяли в плен, одних из мужчин и женщин умертвили, других многих повели в плен, весь город сожгли. Впрочем неприятели в страхе удалились, опасаясь больших сил государя. Государь в том же году велел поставить новый город. И город Стародуб тогда же построен, построены святые церкви, сколько было можно, и незримо наполнился город людьми".
  В последующее время Стародуб охраняли две военные стражи: одна в городе, другая за городом (По делам местничества (ист. сбор. 5,250) в 1563 году "в Стародубе был (военным начальником) за городом с людьми князь Александр Иванович Вяземский; а в городе были Алекс. Оксаков да Григорий Злобин". В 1565 году "в Стародубе на Семеново место Оксакова на год Никита Замыцкий; а за городом, для вылазок Василий Коробов. Июня 26 царь велел воеводам с Почепа и Стародуба быти по полкам и идти по брянскому лесу... Из Стародуба Василий Коробов, а с ним были люди по их спискам". Синбирский сборн.9. 10. 12. 18.24).
  В 1579 году войска Батория сожгли предместья Стародуба.
  Печальна история Стародуба 1607 года. Ляхи поручили играть роль царевича Димитрия жиду, очень ловкому и самому бессовестному мошеннику. Он тайно пришел из Поповой Горы в Стародуб, тогда как польские агенты уже с год разносили весть по cеверским городам, что царевич жив; в число агентов нанялся подьячий Рукин. Когда стародубцы стали нетерпеливо спрашивать где же царевич? Рукин смело указал на выходца литовского, а нарядный мошенник еще смелее выставил себя государем. Простодушные стародубцы пали в ноги самозванцу, ударили в колокола, пели молебны, честили мнимого государя. Увлечение до того было велико, что один из стародубцев отправился к царю Шуйскому с требованием уступить престол царевичу и, разумеется, погиб.
  Обман поддерживаем был ловко. Явился Заруцкий с донцами и признал выходца царевичем. Пришел Меховецкий с головорезами лисовчиками, друг первого самозванца, и объявлен главнокомандующим царя.
  Дорого стоила северскому краю, как и всей России, эта проделка ляхов. Вот что писал царь Василий в следующем году: "в 116 году пришли к нам наших украинских и cеверских вcех городов дворяне и дети боярские с женами и детьми, пометав свои помеcтья и вотчины, разорены до основания от изменников и от воров и бьют нам челом, чтоб нам их пожаловать для их нужи денежным жалованьем".
  С 1619 года Стародуб перешел во власть Польши и она не замедлила осчастливить его униею иезуитами. Как ни ласкал стародубцев привилегиями король Сигизмунд, Стародуб объявил решительно, что если у него уния, то он подданный Москвы, а не Польши. В 1622 году Сапега писал фанатику Кунцевичу, униатскому епископу: "Новгород-Северский, Стародуб, Козелец и дpyгиe города уния отторгнула от нас".
  Чаcтью строгостью, частью ласками успокоили взволновавшихся: но продолжали дело пропаганды. Смоленский епископ Андрей Квашнин-Золотой, при получении королевской грамоты на кафедру, обязан был клятвою (1632 год) "учинить в Смоленске и в Дорогобуже и в Стародубе и в Чернигове всех людей благочестивые христианские веры в унии; а старую веру греческого благочестия искоренить без остатку"; ему дали титул смоленского арxиепископа и архимандрита черниговского, стародубского и черейского. Это имело печальные последствия при Скидане, а еще печальнее было спустя 10 лет после того. В 1648 году козаки стародубские, у которых в это время уже был свой полковник, Яков Карлович Коровка, очистили стародубовщину от жидов, езуитов и ляхов. По извеcтию от 31 июля 1648 года "город Стародуб запорожские черкасы взяв было и покинули и вышли из него вон. И поляки, послыша то, что Черкасы его покинули, собрався немногие люди пришли в Стародуб и учали уездных крестьян грабить. И те уездные крестьяне, не стерпи их грабежей, дали весть запорожским козакам. И козаки, собрався человек с 500, пришли опять к Стародубу. И поляки от козацкого приходу убоясь, из Стародуба выбыли врознь. И козаки стали стоять станом в Стародубе". По другому извеcтию от 22 июля, черкасов "в Стародубе и Почепе" было до 36000, но Хмельницкий велел им идти к Киеву. Акты западной России III, 235. 236. СПб. 1862 год. см. стр. 210. 217. 240. 283.
  Марков говорит, будто Стародуб с 1649 года сотенное местечко и только с 1711 года полковой город; а Максимович в основе начинает стародубских полковников с 1663 года. То и другое несправедливо. Стародубские полковники по актам и летописям: Яков Карпович Коровка 1637-1653 год (смотри о Почепе); Яков Обуйноженко 1655-1657 год (Летопись самовидца 28); с 1656 года наказные полковники Тимофей Жоравко и Михаил Еременко (Акты юго-западной России III, 512. 514. 520); Иван Яковлевич Плотник 1658-1663 год (Соловьева история XI, 177. о Камянке); Леонтий (Левко) Острянин 1664-1667 годы и при нем Тимофей Алексеевич - наказный (село Кистер); Петр Рославец до февраля 1673 года (Ак. ист. IV, 322-327. Допол. к акт. V, 324), Тимофей Алексеевич Жоравко до марта 1678 года. Григорий Карпович Коровченко-Вольский 1678-1680; Семен Иванович Самуйлович умер 7 июня 1685 года (Величко 2, 550.551); Яков Иванович Самуйлович с июля 1685 года (Величко 3,11.15); Тимофей Алексеевич Жоравко 1687-1688 год. Михаил Андреевич Миклашевский 1689-1705 год. Иван Ильич Скоропадский 1706-1708 годы. Лукьян Иванович Жоравко 1709-1717 годы. Затем наказный полковник то Иван Чарнолусский (муз. Румянц. 139. 140. 142), то Андрей Михайлович Миклашевский. Последний в 1722 году был избран в действительного полковника, но Меньшиков в гневе был на него за Млынкy и 1723 год определен Леонтий Кокошкин (Ханенко 37. 49. Летоп. самов. 100. 103. Судиенка матер. 1, 16. 31. 59); с октября 1730 года Александр Иванович Дуров, отрешенный и преданный суду за хищничества (Маркевича зап. 1,357. Судменка 1, 2.94.95); Афанасий Прокопьевич Радищев с 1735 года (Маркевича зап. 1, 443), Федор Дмитриевич Максимович с марта 1742 года. Яким Яковлевич Барсук; Степан Ефимович Карпович; князь Юрий Васильевич Хованский; Иван Васильевич Завадовский. У Маркевича (V, 169) довольно ошибок. Выпишем здесь церемонию объявления Максимовича полковником. Генеральный хорyнжий Николай Данилович Ханенко в дневнике своем пишет: "1742 года марта 14 подлуг отданного вчера приказу собрал полк з знаменами перед мою квартиру, а потом как прибыл и полковник ко мне, то отдана ему честь от всего полку поднятием ружья на караул и з музыкою. Потом пошел полк строем к соборной церкви и как там построился в триангул: то и я з полковником приехал цугом перед полком, где отдана нам честь при игрании музыки ружьем и выпалено з трех штук (пушек). Потом как приступили все сотенные корогвы к полковым знаменам и старшина полковая и сотники и значковые посередь строю при знаменах стали: то я учинив объявление о определении в полк стародубовский полковником господина Максимовича, велел читать в слух всем данный из войсковой канцелярии оному господину полковнику универсал, который и читал писарь полковый Стефан Петрунькевич; а по прочтении универсалу взяв я первые большое знамя полковое, потом значок полковой же, оные вручил полковнику, потом показал ему летаври и музику полковую и сотенныя знамена, велел его всеми знаменами покрыть и по здешнему обычаю покрыв его шапками окончили тую церемонно поздравлением его полковника получением императорской милости, при чем паки из пяти штук выпалено. И пошли все в церковь. А по службе Божой было молебствие при троекратной из пушек пальбе; а на остаток из мелкого ружья козаки один залп выпалипи. Потом обедали у полковника и при многократной з мартиров и мелкого ружья пальбе гуляли до поздна в ночь". 23 числа при указе ко мне из войсковой генеральной канцелярии привез значковый товарищ Данило Зиневич перначь полку стародубовского для вручения оного полковнику стародубовскому господину Максимовичу "... 28 числа перед службою Божою были у мене старшина полковая, а после службы слушаной в церкве Духовской был у мене протопоп и отец Иван старый, також пан Александр Корецкий з женою. А потом отъехал я к полковнику. И как только въехал во двор: то з музыкою честь мне отдана и полковник з всею старшиною встретил перед крыльцом; а когда вошел я в большую избу, то випалено з троих штук. А после велел принесть перначь и оный вручив полковнику учинил ему поздравление. Далее за приготовленным большим столом севши кушали обед и пили за високие здравия при пушечной пальбе и даже до позна гуляли. При якой компании был и брат полковничий пан Василь Максимович сотник волынский з женою своею. По отъезде моем и компании учинилась ссора, в которой обозный полковый Юркевич арестован был. 29 кушали у мене пан Александр Корецкий з женою; а между тем приехал и полковник Максимович, которого я упросил освободить от аресту обозного полкового Юркевича и отдать ему шаблю, что и сделалось. За приходом его и другой старшины полковой в мой дом учинили прощение".
  В 1651 году в следствие договора гетмана с Польшею паны и жолнеры (солдаты) снова явились сюда и начались кровавые притеснения. Многие из стародубщины, бросив свои пожитки, ушли в харьковские слободы и там поселились. Те, которые были удержаны, то силою ляхов, то своим положением, были выведены из терпения насилиями всякого рода, восстали против наглых притеснителей. В 1652 году, говорит летопись, "снова по городам много пропало панов, которые наехали было в свои имения; простой народ перебил их и козаки, удалившиеся из своих дворов, опять возвратились. Простой народ выгнал жолнеров (солдат) из стародубщины, Почепа, Мглина и Дрокова и многие были убиты".
  Последующую историю стародубского полка перескажет сказка Филиппа Немировича Данченка 1735 года, данная в канцелярии министерского правления.
  "Отец де его Матвей Данилов сын Немирович Данченко за владения польского служил жолнерско при замку стародубовском когда замком заведовал Абрамович; а сколько тому лет, того неупомнить." А по выгнан Богданом Хмельницким з Украйны ляхов почал отбувать службу козацкую в полку стародубовском. И он Филипп Матвеев сын Немирович Данченко родился в Стародубе и пришовши до лет дорослих начал служить на местцу отца своего в полку стародубовском козацком, под сотнею полковою стародубовскою от 1685 года. В том 1685 году первый раз был в походе, як орда на Украйну выходила и стояли в Лохвици и на других местах, при гетмане Мазепе и при полковнику стародубском Михаилу Миклашевскому з сотником полковим стародубским Прокопом Силенком. Потом як первий раз Азов взял государь Петр Алексъевич при гетмане наказном Евфиму Лизогубу, стояли на Коломаку в Орел; тогож году зимою з гетманом Мазепою и при той же полковой старшин, для обережности от татар стояли в Баришовце и в других местах; а перезимовавши, водою пошли под Казикирмен и Тавань и стояли там чрез целое лето; а возвратясь от Казикирмену знову зимовали в Пушив и Монастырищи и по вернулися з Рашевки в домы. А на лето того ж году при гетмане Мазепе и полковнику Миклашевском з сотником полковим Силенком стояли под Шламом городком от перекопу и давали там с ордою баталию и оставивши в Тане разных полков козаков при сотнику погарском Тарасу Гавриловичу, з гетманом Мазепою пошли, перебравшись чрез Днепр в домы. Потом перелетовавши в домах, были в полку сумском в олшаном чрез целую зиму с полковником Миклашевским; а гетман Мазепа з другими полками стоял под Гадячом. А повернувшись з сумского полку в домы, того ж году (1701 год) летом (пошли) против шведов под Ругодиве (под Нарву) при наказном гетмане полковник нежинском Обедовском и зимовали с полковником наказным Яковом Заводовским во Пскове и в Печерах, где Обедовский и умре. А весною повернулися в домы. И мало поживши в домах тойже весны при гетмане Мазепе и полковнику Миклашевском пошли было под Ругодив, из Могилева повернулися назад и домы; потом с наказным гетманом полковником Миклашевским были под Быховым, пока взяли Быхов и губернатора быховского Бинугоневича; а оттудова повернулись и домы; да и 1704 года з гетманом Мазепою и наказным полковником стародубским Яковом Заводовским под Любаровым, где гетман Мазепа высипавши могилу повернулся и домы; а полковника переяславскаго Мировича наказного гетмана с полковником наказным стародубским Мовчаном при польском рефендару Ревуцком командировали под Варшаву и там з Шведами баталию имели."
  Возвратясь из под Варшавы в домы, мало поживши в домах, в 1705 году при гетмане Мазепе и полковнике Миклашевском ходили под Замостье и зимовали в Польши с полковником Миклашевским; а гетман у Дубни в великий пост пошли до Слуцка, а з Слуцка полк стародубовский с полковником Миклашевским командирован в Несвеж, где (1706 год) нападением шведским Миклашевский убит, а он Немерович с обозным полковым стародубским Есимонтовским в кляшторе отбилися от шведов и отпущены оттуда в домы. И возвратясь поставлен Филип Немерович асаулом сотни полковой в 1706 году. Потом тогож году и хорунжим той же сотни полковой. В 1706 году ставши хорунжим был в Киеве, як государь крепость погорскую заводил. Да в 1707 году при генерале Боуре с Прокопом Силенком полковником наказным был в Быхове, где и Синицкаго взяли; а оттуда, не будучи в домах, пошли при том же командире в Киев, где и зимовали. Возвратясь с Клева в домы, в 1708 году с полковником стародубским Иваном Скоропадским, который и гетманом тогда был наказным, были на Растови и под Пропойском в польской области и оттуда против шведа пошли под Кадин и там под Кадином з шведом имели баталию при генерале Боуре; а оттуда с генералом Инфлянтом, упрежаючи шведа, маршируючого на Украйну, возвратились в полк стародубовский. Когда король шведский пришел в полк стародубовский и стал в селе Шкрябине под Стародубом, тогда он Немирович при полковнику стародубовском уставичне, аж поки пошол швед с под Стародуба, отправовал партии, а потом был з гетманом Скоропадким в Лебедине; да в 1709 году к граници польской был полк стародубовской командирован в Бобовичи и стояли над Ипутью при полковнику наказном Прокопу Силенку; потом с полковником стародубовским Лукьяном Журавкою стоял в полку лубенском в местечку Сенчи, а гетман Скоропадский в Лубнах, а оттуда возвратившись пошли под Каменный затоп при том же гетману и полковнику стародубовском в Киев фашинами город робили, а повернувшись с Киева был при полку стародубовском под Ромном в селе Николаевци з наказным полковником Захариею Искрою, когда гетман Скоропадский в Гадячом стоял; наканальную работу при полковнику наказном стародубовском Иване Чарнолузком был отправлен. В 1723 году полковником наказным ординован по инструкции в енеральной войсковой канцелярии с полком стародубовском при наказном гетмане полковнику гадяцком Милородовичу на канальную ж работу и возвращены с Калуги в домы. Того ж году при наказном полковнику Семену Березовскомъ асауле стародубовском, сотником наказным полковым был на Коломаку. В 1724 и 1725 годах в низовый поход проводил полк стародубовский в слободские полки и вручил там Федору Данченку хорунжему полковому, а другой раз до Харкова и вручил Павлу Дублянскому сотнику новомесскому полку стародубовскому, а сам возвратился с байбарашовых байраков; да в том же 1725 году был ассесором в полковой стародубовской канцелярии при Семену Березовском, а в 1726 году вольними голосами атаманов куренних и рядовых козаков сотни топальской выбран сотником топальским настоящим; а в 1728 году з гетманом Апостолом был в Москве мало не год. В 1731 году был на линейной работе полковником стародубовском с командою наказним при генералах Тараканову о Дебринею; да в 1734 году тож полковником наказним с полком стародубским командирован в польскую область; а повернувшись с Польши за царичинскою линеею стоял над Днепром при Самаре, при генералах Геину и Леонтьеву; а оттуда за пашпортом генерал-фельдмаршала и кавалера Фон Миниха отпущен в дом. И cиe он Филипп Матвеев Немирович Данченко сказал в самую сущую правду. Прибавим к этому, что 1735 года козаки стародубского и черниговского полков обязаны были беречь раскольников, высланных с Ветки; но в конце года участвовали в несчастных крымских походах.
  При московском и гетманском правлении Стародуб был богатым торговым городом; по актам 1664-1670 годов не раз видим в Стародубе немецкую улицу (в акте 1664 года дом "на улице немецкой за парканом" (за крепостью). В другом aкте того же года "дом на улици немецкой за валом стоячий. Следующие немецкие купцы жили не в крепости, а на форштате) и купцов. В нем были сильныя ярманки: сборная начиналась на первой неделе великого поста; другая с 10 недели после пасхи шла три недели. Ныне здесь три ярманки: мая 9, августа 15 и декабря 6; но все три незначительные.
  Древний летописец не хвалит нравственности жителей гетманского Стародуба. Описывая пожар 1677 года, он пишет: "такой страшный пожар был Божиим наказанием. Ибо в том месте (в городе), прежде всего начались вражды: полковник против гетмана, священники между собою, осмеро против двух, волновались целый год; между козаками и посполитыми ссоры, позвы и потом гульба в корчмах. Едва не в каждом дворе шинок, а при шинках бесчинства и частые убийства; за разврат не чинилось никакого наказания, напротив считалось то удальством. Пьянство неудержимое, равнодушие к благочecтию: ибо духовных считали ни за что, гордясь богатством храмов Божиих; нам говорили, тяжело от попов; те напоминали им о долге, но они не слушали; от таких, которые от злодейств приводили к порядку, отходили с гневом, и по произволу выбирали себе духовников не печалясь о грехах".
  Летопись самовидца стр. 110. И по записям стародубского войта 1664-1670 годов видно множество дел худых того времени, воровства, драки, пьянство; видна даже и слабость суда в преследовании злодеeв. Гетман Демьян Игнатович от 1марта 1669 года писал полковнику Рославцу: "право на таких запомяталых и злых людей в книгах описано, - с которых едного в себе в вязеню держите. Теды же бысте оному жадного не показывали милосердия, а смертию як насрожшою, на таких в книгах описанною, перед всем народом приказжи ваша милость судити и на горля карати. Письмом обошли полк, же бы таких шукано и имано. Также кажи ваша милость писать в литовские городы, же бы таких люди шукано и до вязеня брано и по слушным доводам яко злочинцев карано, же бы не разумели на новее на уряте зостаючии и купци литовских городов, же та от войска запорожского злость такая деется, стороны Ивашково товариства". В число позвове на суд видим: "року 1666 дня 6 февраля жалил Сава Матвеевич и з жоною своею Настасью на Михаила Плохотного, обывателя остроглядовского (Остроглядовка деревня в 4 верстах от города), иж его Савину жену ведьмою и чаровницею звал, на што и памятное людем подавал Сава; а просил нас уряд, абы то записано было до книге меcких стародубовских. И мы з уряду нашого наказали наден 7 февраля; а то емо казали записать". Продолжение дела не видно. Вероятно, все кончилось попойкою в шинке.
  Такое сильное расстройство нравственное, обнаружившееся и заговором полковника Рославца против гетмана, вызвало против себя ревность архипастыря Лазаря Барановича. По воле святительской черниговский благовещенский священник Стефан Шуба, прежний выбельский сотник, в полковой Николаевской церкви торжественно произнес анафему на буйных, сопровождавшуюся погашением свечей. Это было в 1676 году не задолго до пожара.
  И после того, вместо того, чтобы придти в себя, оплакать грехи, призвавшие гнев Божий, августа 1677 года народ взволновался против священника Якова, того, которого Рославец побил и за которого произнесено в прошлом году проклятие, выволок сего священника из алтаря после службы Божией, бил жестоко и убил бы до смерти, если бы не защитил наказный полковник, подоспевший со своими козаками.
  "Писал ко мне стародубский полковник, - доносил Мазепа в октябре 1708 года, - что шевцы и кравцы и все поспольство в Стародубе, в доме войта тамошнего, учинивши с дубьем нападение, склеп отбили, вины ренския и секти в земле закопанные повыбирали, а в иных дворах бочки с вином побрали ж и упившись жидов 50 до смерти побили ... Козаки те, которые расположены во время партикулярной батaлии со шведами при енералах Боуре и Инфлянте, врозь разбеглися и прибывши в городы разгласили везде, будто неприятель не токмо их, но и войска все великороссийские разгромил". Печальные и неверные слухи о войске русском, по всей вероятности, распускал сам Мазепа чрез своих агентов, чтобы возбудить козаков к измене. Как вели себя стародубские козаки в отношении к царю и шведам, свидетельствовал сам царь. Если в Стародубе и происходили печальные сцены, о которых пишет Мазепа, то тревоги народа могли быть вынужденными, частью по влиянию слухов ложных, частью по тесноте обстоятельств. Неприятель шел в Украйну; в видах предосторожности делались распоряжения не легкие для местных жителей (в августе 1708 года было предписано: "город (Стародуб) укрепить и около него и внутри строение на 30 сажень выломать и в уезде козакам и крестьянству хлеб спрятывать в ямы в лесах, також себе и скоту место в лесах и в крепких местах приготовить... Из мельниц жорновье и снасти вывезть в леса". Судиенки материалы. 2. 98): а Мазепа, сколько ни писали к нему поспешить стать с войсками в стародубовщине, - переходил с места на место вблизи Чернигова, край оставался без защиты, пока не подошли русские войска и с ними стародубский полк, бывший в Белоруссии. Но буйное своеволие во всяком случае - дело худое.
  Вот и еще гетманский универсал для стародубского полка.
  "Пресветлейшего и державнейшего великого государя нашего войск запорожских обоих сторон Днепра гетман Иоанн Скоропадский п. полковнику стародуб., всей старшине его полковой, сотникам, атаманам, войтам городовим и сельским, також п. державцам, духовным и свецким, в том полку маетности меючим, и прочим всем войскового и посполитого чину от старшего до наименьшего полчаном тамошним, ознаймуем универсалом сим, иж не от теперь дается нам ведати з розных мест, что в полках регименту нашего в городах, городках и селах многое от полу мужеска и женско молодие и своевольные люди, барзо не постягливо и от родителей своих, вимисливше себе безчинное гулянье вечернице, нанимают подобных себе ж легкомыслеников и збираючись по ночам купали справуют, игри, танци и пиятики, з яких бывают галаси и зачепки дозводок последовательно. Зась з того уростают забойства. Под час такових зборов чинятся ексцесси, яко то грехи блудные, растлешя девства, беззаконное детей прижитие; потом чрез тих же беззаконников закриваючих свое нерадное дело стаются детогубства, яко от разных мест не раз мелисмо о том известие. За якое безчиние видим гнев Божой на всех нас. Ибо не от теперь письмо летние неурожаи хлеба, многие падежи скота, а що большеи моровия язвы и другия тяжкия в людях болезни Малая Россия понесла и прочия поносить заключения. За чим хотячими злонравное заповеди Божой и христианскому званию противное вывести и ускромити безчиние, ако в том в иныя регименту нашого полки послалисмо грозние указы, так и полк стародубовский ординуючися сей универсал, пильно вспоминаем и приказуем, абы пан полковник тамошний старшине своей полковой сотникам атаманам и войтам, городовым и сельским, а паны державци, духовние и свецкие, дозорцам маетностей своих, повелзли накрепко того постерегати, же бы от сего часу в городах, городках и селах на помянутые на вечерницы зборы, а к тому ж на богомерзские купальные игриска в Петров пост звиклие и на кулачные бои, чрез которые многие здоровья, а иные лишаются и жития, нихто никогда и нигде сходитися и жадного безчиния галасов и звадок, барзей с контентуючимися великороссийскими жолнерами, чрез що нам особливая деется трудность, затевати не важился. Хтобы зась упорне против заповеди Божой и сего нашего указу поступуючи впред не имел такових перестати екцессов то не тилько всякого виполняючого оное старшинам городовим и сельским вязаньем без вощяденья трапити и боем наказовати позволяем; лечь и то, хто би з легкомисленности яковой, либо сквернаго ради прибытчества важился тихъ нераднихъ сходовъ карати на горле росказуем. Того и духовнии власти постерегати таковых безчинников крипко истязовати и преслушних от церкви отлагати меют. О таковой воле и указ нам ввдали бы ... Должен есть пан полковник тамошний и оный закон веляти и оный содержати непременно должен есть пан полковник и тамошние сей универсал везде в полку своем разославши, по городам и селам оголосеты и народом читовати пильно и рейментарно приказуем. Дан в Глухове иануария року 1719".
  Акт собственно духовного управления:
  "Пречестному отцу протопопу стародубовскому и всему протопопии твоей священству объявляется з консистории епископии черниговской. Прошлого февраля 4 1725 года преосвященнейший господин Иродион Жураковский епископ черниговский, ведаючи подлинно, что Иосиф Самусенок, мещанин стародубовский, млин о двух колах мучних и о третем ступном, на реке Бабинце выше Стародуба стоячий, от покойного блаженной памяти Никиты бурмистра стародубовского на церковь Спасскую стародубовскую наданний неслушне собе привлащает, отказал приватным архиерейским листом, имеючи в епархии своей над добрами церковными власть, ему Самусенку от оного млина и вручил тот млин в заведывание ктиторам спасским Степану Яковлевичу с товарищи открытым листом, виразивши в нем: ежели бы Иосиф Самусенок в содержаньи того млина церковного им ктиторам препятие якое дерзнул учинити, то за такую церкви обиду неблагословение Божие и его архипастырское ему Самусенку объявлено будет.
  Понеже учинилося известно консистории, что Самусенок по приятии того листа архиерейскаго к заведыванью церковнаго млина не допускает ктиторов: за такую церкви святой обиду Божие и архиерейское неблагословение Иосифу Самусенку и домови его з консистории епископской объявляется и дотоль донель же не возвратит церковнаго церкве, запрещается ему и домашним его в церковь входити и в дому его священническому чину с благословением и молитвою бывати и пасхальнаго хлеба находящаго дня воскресения Христова не освящати. Року 1725 марта 13 день". После того Самусенок обязался уплатить за мельницу 100 рублей и вносить ежегодно по 150 рублей. Дело консистории 1725 года по указу синода от 7 марта 1727 года видно, что церковную мельницу продал Осипу Самуйлову владелец Левенки Корецкий за 400 рублей, но денег не отдал в церковь; святейший синод предписал о взыске денег с Корецкаго писать в малороссийскую коллегию, куда послан указ синода.
  Число прихожан:


Стародуб. Число прихожан, по церковным записям


  Число прихожан в последнее время уменьшается и от того, что в Стародубе время - от времени увеличивается население евреев, которые, захватывая в свои руки промыслы и торговлю, вынуждают коренных жителей переходить, кто куда может. Торговля падает, так-как жиды, как и везде высасывая соки из других по примеру тунеядных растений, сами остаются все-таки тощими, голыми бедняками.