"Лес плотной стеной окружал город, и в центре базарного торга, который находился возле нынешней Мостовой, стоял громадный дуб, под сенью которого могли разместиться пятнадцать подвод. Много веков стоял этот дуб и, наконец, в 1840 году усох. Тогда городничий велел свалить его, выкорчевать корни и тем самым уничтожил славный исторический памятник Стародуба", - пишет профессор А.И. Рубец в своей небольшой книжке "Стародубская старина".
Символическое изображение гигантского дуба можно увидеть на гербе города. "Старый дуб в серебряном поле". А старый герб, дошедший до нас с 1620 года, - "дуб с гнездом орлим". Этот герб мне довелось видеть в Новгород-Северске. Он высится там на каменной триумфальной арке, поставленной в 1787 году, вместе с гербами других городов.
Многие народы любили дерево дуб. Его обожали и славяне. Народная сказка знает дубы с золотыми желудями, и дубы с золотыми цепями, и дубы, под которыми спрятаны волшебные ларцы...
"Держись за дубок: дубок в землю глубок. В лесу дуб рубль, в столице - по рублю спица. Когда дуб развернулся в заячье ухо - сей овес. Когда лист с дуба и березы опал чисто, будет легкий год для людей и скота", - примечал народ.
Дуб относили к числу священных деревьев и посвятили его богу грома и молнии - Перуну. Под сенью могучих дубов приносились жертвы богам, созывались военные советы, принимались важные решения.
Названия со словом дуб распространены во многих местах - Стародубка, Стародубовка, Стародубское - населенные пункты со словом "старый" встречаются реже. Они есть на Украине, в Белоруссии, в Ставропольском крае, Омской области, а на Сахалине – Стародубское - Сахалинское.
Предание гласит, будто этому селу название дали переселенцы из Стародубского района Брянщины.
Город Стародуб Ряполовский упоминается в "Истории государства Российского" Н. Карамзина. Тот город находился в начале XIII века на Клязьме под Москвой. Не раз описывает в своем труде историк и события, связанные со Стародубом Северским, нынешним брянским Стародубом. Повествует о нем в "Истории России с древнейших времен" и С. Соловьев.
Стародуб - один из древних, крупных и оживленных городов Древней Руси. В своем знаменитом завещании, написанном в первой половине XII века, Владимир Мономах писал: "А на ту зиму повоеваши Половции Стародуб весь, и аз шед с Черниговци и с Половци на Десне изьимахом князя Асадука и Саука, и дружину их избиша..."
Ипатьевская летопись повествует, что в 1096 году Стародуб подвергся трехдневной осаде, предпринятой Владимиром и Святополком. Олег вынужден был после осады сдаться и удалиться в Смоленск.
Лаврентьевская, Ипатьевская и Воскресенская летописи упоминают Стародуб под 1141, 1154, 1156, 1167 годами... Упомянут город и в летописях более позднего периода.
Когда основан Стародуб, летописи не сообщают. Но он значительно древнее официальной даты возникновения. Об этом свидетельствуют археологические исследования.
Существует мнение, что Стародуб ХI века располагался не на месте современного города, а на высоком северном берегу речушки Вабли. Это место - Десятуха. В описании 1654 года оно названо "старым городищем". Здесь сохранились остатки валов.
В 1784 году исторический культурный слой древнерусского города Стародуба исследовал известный археолог профессор Д.Я. Самоквасов. В 1904 году - археолог П.С. Уварова. И уже в наше время - Ф.М. Заверяев, Е.А. Шинаков, Н.Е. Ющенко... Были обследованы древний детинец, расположенный на левом коренном берегу реки Бабинец, селище Заречное в урочище Солдатская Гора. Раскопки показали, что возникшее здесь поселение можно отнести к Х веку, а второе селище Заречное и Масленка - одиннадцатому столетию.
Стародуб - один из тех городов, имена которых на страницах отечественной истории.
Основание города "быть может, надобно возводить к той поре, когда власть русских князей только что начала утверждаться в глубине лесов, покрывавших земли Северы, Родимичей, Вятичей. По крайне мере, уже в ХI веке Стародуб является значительным городом Черниговского княжества…", - сообщается в книге "Городские поселения в Российской империи", изданной в Санкт-Петербурге в 1865 году.
В кровавых спорах междоусобной княжеской борьбы киевских, черниговских, московских и других князей город терпел разорения. Жгли его и татары.
С конца XIV века Стародуб становится ареной борьбы между Русским и Польско-Литовским государством. В 1446 году укрывшийся в Польше боровский князь Василий Ярославич получил в удел от короля Казимира несколько городов, в том числе и Стародуб. В 1454 году город передан бежавшему сюда же можайскому князю Ивану Андреевичу. В 1472 году удельное владение входит в состав Смоленского воеводства.
В 1500 году стародубцы во главе с князем С. и. Можайским отказались подчиняться литовским захватчикам и попросили помощи у Москвы. Стародуб вошел в состав Российского государства.
В 1534 году польские войска осадили город и разрушили его. Но уже в следующем году "по государеву слову" был поставлен новый город... Построены святые церкви, "сколько было можно". Укрепления состояли из валов, рвов и деревянных рубленых стен с проездными башнями. При Стефане Батории поляки несколько раз пытались взять Стародуб, но крепость устояла. В царствование Федора Иоанновича она была еще более усилена, а гарнизон увеличен.
В смутное время Стародуб принял сторону самозванцев. Было и такое.
"...один стародубец, сын Боярский: взял и вручил Царю, в стане под Тулою, письмо от городов Северских, в котором мятежники советовали Шуйскому уступить престол Дмитрию и грозили казню в случае упорства...", - пишет в двенадцатом томе "Истории государства Российского" Н.М. Карамзин.
В 1616 году поляки завладели городом и по Деулинскому перемирию 1618 года сохранили его за собой. Во время начавшейся в 1632 году войны России с Польско-Литовским государством русские войска овладели Стародубом и он стал их опорным пунктом. Но по Полянскому миру 1634 года город был возвращен Польше и причислен к княжеству Литовскому.
В 1649 году были составлены "реестры всего войска Запорожского", поделенного на полки; это деление легло в основу административного устройства Малороссии. Одним из полковых городов стал Стародуб. Под руководством Богдана Хмельницкого на Украине началось освободительное движение против панской неволи. В 1654 году, после присоединения Украины к России, Стародуб в числе других малороссийских городов вошел в состав Российского государства как полковой центр. За первые десять лет, сменяя друг друга, наказными полковниками были: Афанасий Ефименко, Тимофей Оникеенко, Михаил Еременко, Иван Гуляницкий, Яков Обуйноженко, Петр Рославец...
Со второй половины XVII века Стародуб стал главным торговым рынком почти для всей Малороссии. Его развитию способствовали главным образом два обстоятельства: промышленный характер края, в центре которого он находился, и прежняя известность торгового города, расположенного между Москвою и Польшей.
В Стародубе главным был сбыт продуктов местной промышленности: пеньки, конопляного масла, воска, меда, мехов. Пенька шла до половины восемнадцатого столетия преимущественно за границу. Стародубские купцы отвозили ее до Риги и Архангельска и там продавали иностранным купцам. У них, в свою очередь, покупали сукно, вино, другие товары. Мед и воск шли преимущественно в Россию. Приезжавшее из разных городов купечество привозило для мены меха соболя, куницы, белки, юфть, железо, красные товары. Торговля велась в значительных размерах. Особенно славились две ярмарки - Соборная и Десятуха.
Царь Алексей Михайлович в 1667 году дал Стародубу грамоту, подтверждающую Магдебургское право. Город управлялся Магистратом, а ремесленники были объединены в цехи - калачницкий, резницкий (мясники), олейницкий (маслобойный), кравецкий (портные) с куснерским, шевский (сапожники) с кожевницким, ткацкий, шаповальский, ковальский (кузнецы) с котлярским, музыцкий...
В 1677 году в Стародубе произошел большой пожар. Город сильно пострадал, почти полностью выгорел, включая стены и башни старой крепости. Из шести церквей - Николы Рождества Христова, Рождества Богородицы, Рисположения, Воскресения, Вознесения и Михаила Архистратига уцелели лишь три последних.
Вскоре посад стал застраиваться заново. Первым восстановили каменный храм Рождества Христова, затем в 1683 - храм Рождества Богородицы. В 1688 - возвели новый деревянный храм Покрова. По сведениям 1690 года уже существовали церкви Воскресения, Георгия и Успения. На средства полковника М.А. Миклашевского обновляется церковь Михаила Архистратига, восстанавливается церковь Николы и в 1698 вновь построена церковь Преображения. В 1720 году на средства гетмана Скоропадского был сооружен каменный храм Иоанна Предтечи. "Летопись самовидца" отмечает великолепие стародубских храмов этого времени "по письму образов" и "по звону колоколов".
В начале XVIII века во время русско-шведской войны стародубцы активно выступали против захватчиков. Шведские отряды армии Карла XII в 1708 году пытались захватить город. О событиях этого периода на Стародубщине рассказано в "Истории России с древнейших времен" С.М. Соловьева. В томе пятнадцатом автор пишет: "Левенгаупт был у Шклова, когда получил от Карла известие, что он идет в Украину, и приказание спешить к Стародубу".
"Из шведских источников мы узнаем, что именно в это время Карл окончательно укрепился в намерении войти в Украину и 16 сентября отправил передовой отряд генерала Лагеркроны овладеть Стародубом... В то время, когда он вступал в полк Стародубский, туда же вступал с царскими силами и русский генерал Инфлянт; два враждебных генерала на том могли выиграть один перед другим: кто прежде успеет занять Стародуб. Лагеркрона доверился крестьянину, взявшемуся провести шведское войско кратчайшим путем. Этот крестьянин, будучи подослан полковником Скоропадским, обманул шведского военачальника и повел его совсем не туда, куда нужно, так что в то время генерал Инфлянт успел войти в Стародуб", - пишет Н.И. Костомаров в книге "Мазепа". Жаль, что историк не называет имени отважного героя.
А вот другой при мер героизма стародубцев в этой войне. "Слабожане сии, сами собой собравшись, первый опыт верности к отечеству показали. Безоружные мужики в некоторых местах неприятеля атаковали, несколько сотен побили и живых захватили, в Стародуб и самому государю, тогда бывшему тамо, пленниками привели".
Эта выдержка дана из старинной книги, которая носит необычное название "Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках, так называемых старообрядцах, собранное из потаенных старообрядческих изданий, записок и писем церкви сошествия Святого духа, что на Большой Охте, протоиреем Андреем Иоановым".
О Стародубе конца восемнадцатого столетия дает описание сделанное в 1781 году: "В нем Магистрат и полковое управление. Местоположение с одной стороны от главной столбовой в Глухов дороги представляет гору, являющую вид всего селения, внизу которой течет речка Бабенец, отделяющая немалую часть форштата, именуемого Заречье; с другой сего города стороны, протекает под самыми жильями речка Бычок и впадает тут в первую, и по тех речках лесные заросли. Внутри же селений - яры и развалы, удолия которых занимают сады, отделяющие в нескольких частях одно от другого селения. Сей город разделяется на два города, по занятым в них двум земляным крепостям, стены которых от древности во многих местах поразвалились. Один город называется старым, а другой новым. Предместий в нем четыре именуемые: Прадельня, Рубцовка, Запильня и Заречье. На речках Бабенце и Бычке близ города и на предместьях плотин семь о 8-ми мельничных амбарах, о 14-ти колах..."
Всего церквей в городе и предместьях было восемнадцать, в том числе шесть каменных, да кладбищенских деревянных - две. Из публичных строений находились: полковая канцелярия, три караульных избы, магистрат, присутственная камера канцелярская, земский суд, комиссарство стародубское, присутственное духовное правление, двор артиллерии полковой, дом лазаретный, почтовое правление, соляной казенный амбар, конюшен две... Были в городе Стародубе в то время и городские часы.
Всего дворов числилось 863, в которых было более тысячи хат, да еще свыше ста хат бездворных. 114 домов имели не менее трех "покоев". От пяти до десяти "покоев" числились дома за тайным советником М.В. Бурлянским, генерал-майорами И.В. Завадовским, А.С. Сулимой, отставным поручиком графом Владиславичем, надворным советником подкомория Шираем, есаулом полка Лайкевичем, графом Попраницей...
На торгу в это время располагалось 212 лавок для красного и мелочного товара, хлеба и кож, пять винных погребов и 143 шинка. Две ярмарки, проходившие в городе, продолжались от двух до трех недель.
В 1781 году Стародуб стал уездным городом Новгород-Северского наместничества, в 1797 вошел в состав Малороссийской губернии, 1802 году отошел к Черниговской губернии.
В Харьковском архиве хранится описание Стародубского повета, сделанное в 1806 году преподавателями Стародубского училища. В нем вызывает интерес оценка городской земли, чем ее засевали. "...жители имеют обширные огороды и немалые сады", произрастают конопля, дыня, тыква, огурцы, морковь, репа, спаржа, пастернак, петрушка, редька, лук, чеснок, горох, картофель, боб, свекла, хрен, брюква, капуста, белая и красная, горчица, шалфей и разные цветы.
Сообщая о садах, где выращивают "яблоки и груши различной величины и вкуса, чернослив, сливы различных родов, вишни простые и шпанские: белые, алые и темно-красные, крыжовник, барбарис, малину и другие", авторы пишут, что жители довольствуются сами и отдают их в откуп как городским так и иногородним промышленникам, а те плоды развозят по разным городам.
"Садоводство в Стародубском уезде распространено довольно значительно, в большинстве местных хозяйств отрасль эта имеет и промышленное значение.
Значительных размеров за последнее время достигло пчеловодство. В некоторых пасеках имеется до 400 и более ульев, но большей частью колод или пней...", - читаем в другом источнике "Стародубский уезд Черниговской губернии в сельскохозяйственном отношении", составленном П.С. Трусевичем и опубликованном в 1895 году.
Пишу эти строки и вспоминаю вкус стародубских яблок и вишен. Славятся стародубские сады и в наши дни своим обилием. Что касается пчеловодства, то сегодня о нем ничего хорошего не скажешь.
По сведениям 1858 года в городе числилось более тысячи дворов и почти двенадцать с половиной тысяч жителей. В результате подъема промышленности вскоре число жителей увеличилось до 26 тысяч человек. Здесь действовали четыре пенькотрепальных фабрики, пивоваренный и кожевенный заводы, другие предприятия. В 1900 году в Стародуб от станции Унеча была подведена железнодорожная ветка, а до этого пять лет существовала узкая колея.
В 1917-1918 годах Стародуб был занят войсками кайзеровской Германии. Солдаты 106-го Баварского полка и гайдамаки Скоропадского разместились в городе, окрестных селах.
В октябре восемнадцатого они спешно покинули город. Газета "Правда" писала в те дни: "советские войска заняли Стародуб. По прибытии наших войск немцы ушли"
В 1919 году Стародубский уезд Черниговской губернии Украины вошел в Гомельскую губернию Российской Федерации. После передачи Гомеля Белоруссии в конце 1926 года Стародуб - в Брянской губернии, а в 1926 году - в Западной области...
К концу тридцатых годов Стародуб становится центром пищевой промышленности. Здесь были построены овощесушильный, маслодельный, промкомбинат, расширен пивоваренный завод, организованы промысловые артели.
В городе было открыто педагогическое училище, несколько общеобразовательных школ, кинотеатр, библиотеки, больница...
В августе сорок первого года немецко-фашистские захватчики оккупировали город и район. Некоторые его жители ушли в партизаны. В оккупированном городе возникла подпольная патриотическая организация.
22 сентября 194З года советские войска освободили Стародуб от гитлеровских оккупантов. Пустыми глазницами окон смотрели на жителей многие здания - школы, библиотека, электростанция... Отступая, враг жег и разрушал город. Рискуя жизнью, население энергично тушило пожары, но силы были не равные.
Стародубцы внесли весомый вклад в дело борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Десять тысяч человек сражались на фронтах, в партизанских отрядах.
Многие фронтовые дороги П.П. Черный из Стародубского села Голенск прошел в составе 2-ой гвардейской танковой Армии. Сражался в ее составе на Курской огненной дуге, участвовал в Чернигово-Припятской и Корсунь-Шевченковской, Усманско-Богошанской и Люблин-Брестской, Варшаво-Познанской и Восточно-Померанской операциях. Механик-водитель самоходной артиллерийской установки старшина Черный П.П. отличился и в уличных боях за Берлин. Его экипажем было подавлено пять зенитных орудий, двадцать артустановок.
В мае сорок пятого ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Стародубская земля дала Родине семь Героев Советского Союза - А.А. Булахова - из Яцкович, И.Е. Москаленко - из Дедов, Н.З. Нешкова - из Крюково, А.М. Тарасенко - из Куркович, П.И. Черненок - из Картушино, М.Е. Шкуракова - из Воронка. Полными кавалерами трех степеней ордена Славы стали Н.С. Крофта, А.Н. Теслин, С.Х. Лисовский.
Из стародубской земли взяли корни такие замечательные люди, как отец великого режиссера и артиста, писателя Немировича-Данченко. Владимир Иванович Немирович-Данченко - крупнейший реформатор русского театра. Его брат Василий Иванович - автор многочисленных художественно-этнографических очерков, романов, рассказов, мемуаров.
Всю жизнь отдал услужению людям великий ученый Николай Николаевич Миклухо-Маклай, выдающийся путешественник и ученый-этнограф, много лет он провел в экспедициях на берегах Новой Гвинеи, на Филиппинах и других местах Океании.
Замечательной художницей и добрейшим человеком была его сестра Ольга Николаевна.
Горным инженером и народовольцем, сподвижником Софьи Перовской стал Михаил Николаевич.
Доблестно защищая честь русского флага, героически погиб в бою под Цусимой командир броненосца "Ушаков", капитан первого ранга Владимир Николаевич Миклухо-Маклай.
Отец этой славной когорты, Николай Ильич, родом из Стародуба. Илья Захарович, отец Николая Ильича, и дед его детей был офицером Низовского полка. Тяжело раненый в сражении на Березине, он в 1813 году вышел в отставку. Умер он в 1822 году в Стародубе.
Не менее замечательной личностью был и казак Степан Макуха, прапрадед Миклухо-Маклая, который носил прозвище "Махлай", что по-украински значит "вислоухий" или "недотепа".
В этом городе родились писатели Александр Горский, Георгий Рыклин, Георгий Метельский, артист театра и кино Сергей Юрский, композитор Александр Маневич, ученый-гидролог, профессор Анатолий Владимирович Огневский ...
Многое сделал для культурного развития города музыкальный деятель, профессор Петербургской консерватории А.И. Рубец, который последние годы жизни провел в Стародубе.
Стародуб - древний и Стародуб - молодой. Город подвергся реконструкции, согласно проекту, разработанному в начале семидесятых годов институтом "Воронежпроект". Город поделен на три равновеликих жилых района. Два расположены на левом берегу речки Бабенец, а третий - в Заречье. Сооружено много новых общественных зданий.
Сохраняются и старые здания, памятники старины. В центре города, на бывшей рыночной площади расположен собор Рождества. Называется он также Старым или Казацким. Построен он в конце XVII, после сильного пожара 1677 года, возможно, на месте существовавшего.
Его архитектура удивительна! "Можно с уверенностью сказать, что другого подобного сооружения нет ни на Украине, ни в России. Изыскательностью пропорций собор не отличается. Создается впечатление, что его строители особенно не считались с принятыми канонами культового строительства, а пытались создать нечто свое, преднамеренно непохожее на известные типы храмов", - пишет знаток старины М. Цапенко.
В Заречной части города, доминируя среди одноэтажной окружающей застройки, находится церковь Богоявления. Сооружена она в конце XVIII века. Позднее возведена трапезная и колокольня. Памятник является своеобразным ярусным храмом типа восьмерик на четверике, выполненным в традициях украинского барокко. В 1802-1803 году вместо прежней деревянной построена из кирпича и оштукатурена Старо-Николаевская церковь. Из памятников старины сохранился Екатерининский острог, возведенный в первой трети девятнадцатого столетия. Представляет он своеобразный комплекс построек и тюрьмы, которая находится посреди обнесенного оградой двора. Есть и другие старые здания.
В XIX веке трудно было представить российский город без каланчи. Была она и в Стародубе. Мне пришлось еще созерцать ее примечательный архитектурный вид. Потом, по-моему, в семидесятых годах ее не стало.
Есть город в глубинной России,
Овеянный славой большой,
С глазами пронзительной сини,
С крестьянскою щедрой душой.
Он помнит набеги монголов,
Он видел победы Петра,
Подворья его и стодолы
Взрывали эпохи ветра.
Старинный прославленный город ...
Это о нем, о Стародубе, сказано в стихотворении "Стародуб" поэтом Александром Якушенко.
Старинному, прославленному городу есть чем гордиться.