"Старшины нишком стали за дубом, а под дубом сидит слипий кобзарь;
кругом його Запорожци и гайдамаки"...
Шевченко, "Свято в Чигирине"...
Дуб играл очень важную роль в мифологии и культуре первобытных народов Европы и издавна почитался славянами, как священное дерево.
Дубовые рощи у них явились предметом особенной заботливости, а само дерево, служившее олицетворением силы и мощи, было посвящено Перуну.
По славянскому преданию дуб существовал до сотворения мира (А. Коринфский. Народная Русь.):
по всей вселенной, когда не было еще ни земли, ни неба, разливался один окиян море;
посреди этого окияна "стояли два дуба, на тех дубах сидели два голубя;
спустились эти голуби на морское дно, захватили клювами песку да камешков и принесли Творцу мира;
так и были созданы земля и небо"...
По другому преданию "существует железный (превопосажден) дуб, на котором держатся вода, огонь и земля, а корень этого дуба стоить на силе Божией".
Понятно, что и своих покойников славяне хоронили под священными деревьями, о чем безмолвно свидетельствуют "жальники" (жальник — название древних христианских кладбищ, особенно расположенных на взгорьях, польское), встречающиеся еще кое-где на земле Русской. Для обсуждения общественных вопросов собирались также под дубами, рассчитывая таким образом на помощь Перуна.
Поселки и урочища, получившие свои названия от священных деревьев, представляют поэтому интерес для исторического их изучения; заброшенные пустыри и незначительные города вдруг оживают — и аккорды яркой, могучей жизни начинают звучать и слышатся вздохи седой старины.
Такой является Дубовая Балка, возле местечка Кривой Рог Херсонской губернии Елизаветградского уезда. Она вся покрыта дубовым лесом, в котором попадаются дубы до шести аршин в обхвате.
Огромные скалы, толпящиеся по обе стороны балки, придают ей дикую прелесть, а находящиеся в скалах пещеры — таинственность. "Гайдамацкая конюшня" и "Гайдамацкая хата" — являются из них наибольшими; здесь скрывались гайдамаки от преследования поляков, здесь найдены следы и более отдаленной культуры.
Такими являются острова Большой и Малый Дубовые, расположенные за порогом "Явленным" на Днепре; оба они по окраинам скалистые, в средине песчаные, покрытые множ?ством дубовых пней.
Почти вся поверхность Малого Дубового острова усеяна человеческими костьми — неизвестно откуда сюда попавшими.
Что это? Запорожское ли кладбище или следы грозных боев, которые здесь не раз происходили со времени Святослава?..
Таким был "святой дуб" на острове Хортице, — этом сердце запорожской "сичы". Лет 35-37 назад этот замечательный дуб засох, но по пню можно судить о его громадности.
На этом острове древние руссы приносили жертвы после побед над врагами, а позднее у "святого дуба" собиралась казацкая рада для обсуждения важнейших вопросов; здесь же произносились молитвы и слышались грозные призывы к оружию.
Под этим дубом в 1775 году собралась последняя запорожская рада, и "слышал дуб проклятия, и видел слезы казацкие, бежавшие с глаз прощавшихся с сечью ее сынов".
Таким является в ряду многих других мест и город Стародуб, Черниговской губернии.
Кем он был основан, и где находилась первоначально крепость, остается пока невыясненным, но достоверно лишь то, что он является одним из древнейших русских городов.
На заре русской истории, в 1080 году уже Мономах писал: "на ту зиму повоеваша половцы Стародуб весь"...
В 1095 году стародубская крепость выдерживает 30 дневную осаду; князем там в это время был Олег.
Далее Стародубу пришлось испытать на себе и необузданность татар, и жестокость Литвы, и иезуитство Польши, и злобу Москвы.
После татар, он перешел во власть Литвы и был во владении брянского князя.
Это было в 1380 году, когда брянским князем был Димитрий Ольгердович.
В этом же году Димитрий Донской отнял его у Литвы, но прошло немного времени, и снова стародубским князем мы видим внука Гедимина — Патрикия, а с 1400 года Александра Патрикеевича.
С 1446 года Стародуб отдан можайскому князю, но религиозные притеснения заставляют в 1499 году князя Семена Ивановича перейти со всем краем к Московскому великому князю.
Вот выступает на темном фоне прошлого смелая личность Левина, отбившего в 1584 году осаду поляков...
Но кровью заплатил Стародуб за эту победу: в следующем же году поляки снова подступили, взорвали порохом часть стены и ринулись в город.
Резня была ужасная... Кровь лилась рекой, многие стародубцы были перебиты, остальные взяты в плен вместе с воеводами, город же был сожжен до тла.
Государь велел немедля поставить новый город и заселить его.
1579 год принес новые пожары: войска Батория сожгли предместья Стародуба.
1607 год... На кровавом фоне прошлого, озаренном заревом пожаров, обрисовывается зловещая личность Лжедимитрия ІІ-го.
Близость Стародуба от литовской границы и старания Рукина сильно помогли ему.
По поводу обретения царевича в Стародубе было всенародное торжество: жители города воздавали мнимому государю царские почести, падали в ноги ему, звонили в колокола, пели молебны.
Со всех сторон стекались военные отряды, и Стародуб представлял собой огромный торжествующий лагерь.
Отсюда самозванец и начал свои действия, отправившись на Брянск, Кромы, Орел и т.д.
Через 12 лет Стародуб по Деулинскому договору снова отходит к Литве.
Иезуиты начинают в нем свою работу, а смоленский епископ Андрей Квашнин-Золотой клянется старую веру греческого благочестия искоренить без остатку, а учинить всех людей в Стародубе и других местах "в унею".
Это было в 1632 году, но уже через 16 лет стародубцы "очистили стародубовщину от жидов, езуитов и ляхов".
1651 год... снова паны и жолнеры явились в Стародуб, и снова полились потоки крови, но через год уже жолнеры были выгнаны, и паны перебиты.
После Богдана Хмельницкого в число полков, на которых тогда поделена была Малороссия, входит и Стародубский; до этого времени казаков там не было.
Стародуб находится теперь под управлением гетмана восточного берега Днепра, и является важным административным пунктом; жители разделяются на мещан, казаков и купцов.
Город делается богатым и торговым; Московский Великий Государь Алексей Михайлович присылает жалованную грамоту на "магдебурское право и вольности", взамен прежней, которая "от разоренья Литовских людей утерялась". Грамота эта висит на стене одной из комнат в Стародубской городской управе, находящейся на Почтовой улице.
В это же время вокруг Стародуба возникают одна за другой раскольничьи слободы; сюда, в дремучие леса дубовые, стекаются гонимые и предаваемые анафеме люди старого толку, не пожелавшие принять Никоновых новшеств, и всех их прячет в своих лесах Стародубье.
В 1667 году поп Кузьма с 12 семействами явился к приятелю своему сотнику стародубскому, Гаврилу Ивановичу.
Тот велел Курковскому атаману Ломаке поселить его с остальными беглецами в мест?чке Понуровка, на реке Ревна.
Вскоре пришел еще поп Стефан со старообрядцами из Тульской и Калужской губерний (нынешних) и основал слободу Митьковку.
Раскольники все прибывали, новые слободы росли, и в небольшой промежуток времени Стародубье стало центром поповцев.
В это время в Стародубе снова разыгрывается буря... Брюховецкий, действовавший против Дорошенка, заслужил благодарность Москвы, был пожалован в бояре и получил богатую вотчину близ Стародуба, занимавшую много сел и деревень.
Стараясь угодить Москве, он предложил умножить великорусских воевод, ввести кабацкую продажу вина, сделать перепись народу, установить целовальников на великороссийский образец и тому подобное.
Вскоре прибыли в Стародуб новые Московские воеводы и с ними ратные люди для того, чтобы "доходы надлежащие денежные и хлебные збирать".
Но скоро понял боярин и гетман Брюховецкий, что всеобщая ненависть, которую он возбудил к себе, являлась очень опасной и решил, изменив Москве, соединиться с Дорошенкой.
Пишет он письмо к воеводе черниговскому, Толстому, чтобы он вместе с другими воеводами ушел из городов малороссийских; вскоре затем казаки и действовать начали более решительно против воевод.
Стародуб был взят казацкими полковниками: Сохою и Бороною, а воевода князь Игнатий Волконский был убит.
Какова же была общественная жизнь Стародуба в то время?
Горожане ссорились меж собой: "полковник против гетмана, священники между собою, осмеро против двух, волновались целый год, между казаками и посполитыми ссоры, позвы и потом гульба в корчмах. Едва не в каждом дворе шинок, а при шинках бесчинства и частые убийства; за разврат не чинилось никакого наказания, напротив, считалось то удальством. Пьянство неудержимое, равнодушие к благочестию"...
Такая жизнь стародубцев вызвала негодование архипастыря черниговского, Лазаря Барановича.
В 1676 году священник черниговской Благовещенской церкви, Стефан Шуба является по воле святительской в Стародуб и в полковой Николаевской церкви торжественно произносит анафему на всех буянивших и чинивших безобразия; анафематствование сопровождалось погашением свечей.
Но это не усмирило стародубцев: "августа 1677 года народ взволновался против священника Якова, того, которого Рославец, стародубский полковник, побил и из-за которого произнесено в прошлом году проклятие, выволок сего священника из алтаря после службы Божией, бил жестоко и убил бы до смерти, если бы не защитил наказной полковник".
Стародуб и Стародубье, один в центре другого, но какой резкий контраст между ними: пьяный рев толпы и таинственный шепот дубовых лесов; реки крови, насилия, разврат — и тихий плеск Ревны, спокойствие и целомудрие монастырей; богохульства, осквернения храмов — и стройные молитвы иноков; культ плоти и культ духа; царство ужаса и проклятия и царство Божественного спокойствия.
Но вернемся к Стародубу.
Когда собиралась рада в Глухове или Переяславле, то полковник Стародубский должен был являться туда; в 1674 году 17 марта на раде в Переяславле, в числе прочих полковников, избиравших гетмана Ивана Самойловича, объединившего казачество обоих берегов Днепра — присутствовал и стародубский Рославец, тот самый, что через 2 года побил попа в Стародубе.
В 1680 году он же через малороссийский приказ завязал переговоры с Москвой, думая отложиться от гетманского регимента, но, будучи открыт, должен был бежать в Москву.
Волнения в Стародубе не унимались и при Петре.
В 1708 году "сапожники и портные и весь черный народ напал на дом тамошнего войта с дубьем, отбили погреб, забрали закопанные в з?мле вина и в иных дворах побрали бочки с вином и, перепившись, побили до смерти пятьдесят жидов"...
После измены Мазепы Петр I велел съехаться в Глухове 4 ноября 1708 года малороссийскому духовенству и старшинам; новым гетманом здесь был выбран стародубский полковник Иван Скоропадский, а Мазепу и его соучастников духовенство предало анафеме.
Мазепа в бессильной злобе хотел хоть чем-нибудь отомстить Москве: тайными письмами думал он склонить Скоропадского вырезать московский гарнизон в Стародубе, но гетман остался тверд и верен Петру.
Между тем в Стародубе идет сплошная вакханалия, вызвавшая даже присылку в 1719 году в январе месяце из Глухова гетманского универсала, для всего стародубского полка: ... "в полках регименту нашего в городах, городках и селах многое от полу мужеска и женско молодие и своевольные люди... вимисливше себе безчинное гулянье "вечернице", нанимают подобных себе ж легкомыслеников и збираючись по ночам "купали" справуют, игры, танци... Под час таковых сборов чинятся ексцессы, яко то грехи блудные, растления девства, беззаконное детей прижитие"...
Особенно, по-видимому, любили стародубцы кулачные бои "через которые многие здоровья, а иные лишаются и жития", и более невинные купальный игры — в Петров пост.
Но нельзя сказать, чтобы со стародубцами совершенно не было сладу; правда, приходилось властям военным прибегать к крутым мерам, а духовным объявлять Божие неблагословение некоторым местностям, как это было 13 марта 1725 года.
Мещанин стародубский Иосиф Самусенок присвоил себе принадлежавшую церкви мельницу и не хотел ее отдавать причту, несмотря на бумагу епископа черниговского Иродиона Жураковского, повелевавшего это сделать.
Тогда "за такую церкви святой обиду Божие и архиерейское неблагословение Иосифу Самусенку и домови его" было объявлено и "дотоле, доколе же не возвратит церковного церкви, запрещается ему и домашним его в церковь входити и во дому его священническому чину с благословением и молитвою бывати и пасхального хлеба находящего дня Воскресения Христова не освящати".
Самусенок, когда дело приняло такой оборот, — обязался уплатить за мельницу 100 рублей, и ежегодно вносить по 150 рублей...
А кругом Стародуба шумели вековы? леса и хоронили бежавших от гнева царского — раскольников.
1685 год был тяжелым для них...
Софья и патриарх Иоаким велели полковнику применит к ним 12 статей и возвращать обратно на родину; поэтому они бежали на Ветку, принадлежавшую Халецкому, который и защищал их, взяв хороший чинш (оброк).
С превращением гонения беглецы снова возвратились в слободы Стародубья, и во время наш?ствия Карла XII даже помогали Петру, отбивая обозы у шведов и ведя партизанскую войну.
Вот отряд старообрядцев-добровольцев доставляет Петру шведов, захваченных ими в плен, и довольный их верностью Петр утверждает за ними те земли, на которых они поселились.
В 1735 году Гомельская церковь была перевезена в Стародубье и поставлена в двух верстах от слободы Клинцы.
После падения Ветки началось возвышение слобод Стародубских, сделавшихся центром поповцев.
Выросли слободы: Воронок, Ардонь, Шинка, Чуровичи, Деменки, Святская, Тимошкин перевоз, все с часовнями, а Злынка, Климовая, Зыбкая, Клинцы, Лужки, Елионка и Добрянка — с церквями.
В 1756 году поповцы имели уже и в Петербурге своих единоверцев, с которыми сносилось Стародубье; в доме купца Гутуева, близ Сенной площади в Спасском переулке была их молельня.
При Екатерине Гутуевская община имела уже 2 молельни и духовно всецело зависела от Стародубья: из Покровского монастыря ей присылали "исправленных" попов, запасные дары и мнимо древнее миро.
Книги и венчики доставлялись также из Стародубья, из Клинцовской типографии.
Так переплеталась жизнь Стародуба и Стародубья с жизнью Москвы и Петербурга.
Далее, с 1781 года он числится в Черниговском наместничестве, с 1796 года в Малороссийской губернии и лишь с 1802 года занимает окончательно место во вновь образованной Черниговской губернии.
В 1783 году из казаков был сформирован Стародубовский 34-й, драгунский полк, и этим заканчивается период бурной прошлой жизни города.
Обращенный в уездный город Черниговской губернии, с начала XIX столетия, он с каждым годом делался все более и более глухим и бедным провинциальным городком: леса кругом него вырубаются; только оставшиеся старообрядческие слободы да некоторые названия окружающих сел и воскрешают забытую жизнь.
Вот Литовск, поселенный в XIV веке во время владычества Литвы, вот села Дареевичи и Яцковичи — до татарского периода, а верстах в 20 от Стародуба раскинулись села Олехино, Яремино и Артюшино — владения бояр Северских князей Яремы, Олехи и Артюшки.
Верстах в 7 от города по берегам реки Вабли раскинулось в живописной местности село Левинка — и при этом имени встает в памяти образ прежнего владельца храброго Левина, отогнавшего когда-то поляков от города.
Гораздо дальше, за Понуровкой лежит Ломаковка — сохранившая имя атамана Ломаки...
И везде-везде следы старинных дубовых лесов, в которых одинокие проглядывают старообрядческие молельни и часовни.
Время стирает понемногу штрихи прежней жизни Украйны Стародубовской.
П. Мезерницкий.