СТАРОДУБСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Рябцовский Успенский мужской монастырь


  Монастырь Рябцовский мужеский Успенский благословил строить святитель Феодосий Углицкий в 1693 году, монаху Арсению Грушевскому, который перед тем был священником стародубской Рождество-Богородицкой церкви. Монастырь был устроен на земле, подаренной этой церкви в 1674 году Полонией Есимонтовной Щуцкой. Полония Есимонтовна Щуцкая не была ли дочерью Александра Есимонта, который в 1650 году управлял Почепом? Другая Есимонтовна - Раина (Регина) была замужем за Доманским, владельцем Шкрябина. В акте последней значилось, что подарен "хутор рекомый Рябцовщина, между селами Дареевичами, Пестриковым, Халеевичами, Смолевичами и Кустичами, яко предки наши заживали того хутору по привилиям короля польского".
  Устройство Рябцовского монастыря подвигалось настолько медленно, что в 1720 году он называется еще новоначинающимся. Кажется, что Арсений Грушевский, получив позволение устраивать монастырь, ничего не сделал, может быть, за скорой своей смертью.
  Действительным основателем монастыря был, кажется, игумен Гавриил Твардиевич, при котором в 1717 году полковник Жоравко отдал монастырю в послушание, сначала крестьян села Рябцова, а потом - "хутор Гасковский", т.е. тех двух тяглых крестьян деревни Гаскова. Гетман утвердил эту "надачу" и потому считался ктитором и фундатором Рябцовского монастыря. Игумен Илия Дешкевич в одном своем письме к Скоропадскому (1720 год), ходатайствуя об утверждении за монастырем какой-то кистерской мельницы, пишет: "Удиви милость свою добродейскую и нас убогих, якую на прочия обители изобилно изливаешь; остави в убогом том монастырци нашом новоначинающемся в честь преблагословенныя Девы, память вечную имени своего рейментарского! да будет в нем в основание яко камень краеуголний, ваше рейментарское ктиторство, патронство и фундация!" Из имеющихся у нас нескольких писем этого игумена к Скоропадскому и Полуботку, видно, что Дешкевич ревностно заботился о приобретении для монастыря земельных угодий. По-видимому, он особенно рассчитывал при этом на вдову Ивана Тимошенка, которая, кажется, обещала отдать Рябцевскому монастырю одну из мужниных маетностей. Когда слух об этом дошел до Скоропадского, последний поспешил предупредить Дешкевича, что пожертвование маетностей на монастыри может состояться лишь с гетманского утверждения, добавив, что вдова Тимошенка не имеет права располагать мужниными маетностями. Получив это предварение, рябцевский игумен оправдывался: "Несвушне мя удано до ясневелможности вашой строни Тимошенковой Спиридоновной, якобим я оную до того приводил, чтоб в Мироновце монастырь фундовати и Тарасовку и прочии неякии добра на оний лекговати и целе на том горливе засажался. Будучи я при боку архипастырском, ведал укази монаршии, чтоб внов а не монастырей, а не церквей не строити, а ежели строити, то певнии на тое строение положени кондиции. Еднак желанию Тимошенковой Спиридоновной не спречалем; тилко ж предлагаем оним: до сего вашего намерениа надобно изволениа рейментарского и согласия детей и покревних ваших. А того отчасти и не ведалем, же по статуту правному, жена имеючи позосталии в наследие дети, не может по своей воле дедизними и отчистими добрами, як хотя диспоновати и куда кохвек оборочати. Я еднак любо и привязалемся был оному Тимошенковой Спиридоновной намерению, на их же самих не мовлю килкакротное, але килкадесяткротное и листовное, и устное прилежное моление, толко ж як оним предлагалем, же тое их намерение без благоволения вашего рейментарского и без согласия детей, не может прийти до скутку, так и сам в сем деле описалемся до ясневелможности вашей, по которого преноважному указу, тепер не втручаюся в диспозицию добр Тимошенковой. Уже подобно пришли з собою в согласие мати з дочками, и прежднее свое намерение ревокует: на чтири части Мироновку и Тарасовку и все свои добра в духовници дочкам повелела подобно записовати, як хотят собе. Я отселе научуся в такових оказиях христовими словеси ответовати: человече, кто мя постави судию или делателя над вами, не от избитка имений его живот кому есть; еднак же любо збитнего и лишнего не желает, тилко ж по словеси апостолскому - имеюще бо пищу и одеяние, сими били доволни. До стоп добродейских ясневелможности вашой упадаю и молю всесмиренно имети милостивий респект на убогую обитель нашу Рябцевскую, в которой як и в прочих обителех, за щасливое ясневелможности вашой и всего дому рейментарского поведение, при повседневних бескровних оферах, молитви совершаются. Ставши черницей, Тимошенковая Спиридоновна леговала ясно, явно при всех своих детех, на обитель нашу, грунт в Мишковце и пожню, якой легации един пан Стефан Ширай пречит; прошу в том милостивого рейментарского призрениями на волю рейментарскую и в сем полагаемся; благодарнейши б ми били, ежели би який небудь млинок люб о едном камени, оферовали Богови, хочай часточку от всего того своего намерениа, что хотели монастирь в Мироновце заводити на честь Богу, отложили би ...". Несмотря на этот ответ игумена, говор о том, что вдова Тимошенка хочет отписать какую-то маетность на Рябцевский монастырь, продолжался. Через три года после приведенного ответа гетману, рябцевскому игумену вновь пришлось оправдываться в его исканиях Тимошенковых маетностей; в апреле 1723 года тот же Дешкевич пишет Полуботку: "Несхушне и неправедно пан Василь Романович (кажется, один из зятей Тимошенка) доносил лицу вашему рейментарскому, будто госпожа Тимошенкова Спиридоновна Шираевна учинила легацию на слободу Тарасовку монастиреви нашему Рябцевскому; неправедное то его пана Василя покойному пану гетману, так тепер велможности вашой доношение: Богом засвидетельствую, что она госпожа Тимошенкова жадной на Тарасовку не чинила монастиреви нашему легации, кроме леговала нам грунт мишковский зовомий, которому цена як в купчих виражает, талярей сто тридцать и пять золотих; а и в том грунте обиду чинит убогой обители нашой пан Стефан Ширай игрунтик оний от нас отнимает, не ведаю з якой причини ... О намерении госпожи Тимошенковой доношу велможности вашой: мела она прежде намерение в Мироновце монастирец состроити, тилко ж под такою кондициею: аще бы было рейментарское позволение и архиерейское благословение, до якого оной намерения поистинне я не билем побудкою; тилко когда она писала о том своем намерении до покойного пана гетмана, просила и мене, чтоб и я от себе написал; и як отписано от его велможности, на том она и перестала и тое свое намерение отставила. Если теди для пресечения того госпожи Тимошенковой намерениа, албо для того, жеби не завела в неналежние руки до монастира Рябцевского, в свою область слободу Тарасовку от матки своей пан Василь отбирает, то неслушную в том претенсию имеет, бо оная госпожа Тимошенкова понеже невозможно тому событися, намерениа своего попрестала, и до монастира нашего якпрежде, так и тепер, оной слободы не заводила ..." (намерение Ефимии Тимошенковой о пожертвовании части мужниного имения на монастыри померживал и Иродион Жураковский). Сведений о дальнейшей истории Рябцовского монастыря мы не имеем; видно, что, не успев разбогатеть, он остался малозаметным в ряду других обителей. Из игуменов его, кроме Твардиевича и Аешковича, известны: Савва Шпаковский (предместник Дешкевича), Товий Сморжевский, который в 1743 году был переведен в Костянский монастырь, и Емелиан, упоминаемый в 1786 году. Бедность Рябцевского монастыря видна из его описания в 1781 году: "монастырь Рябцевский с трапезною церковью; дом игуменской о 4-х покоях, да для монахов в одной связи 4-ре покоя, деревяные".
  "Описание старой Малороссии". А.М. Лазаревский, 1888 год.