Сведения о раскольниках Витебской губернии (фрагмент).
… От времени до времени, умножаясь в числе и составляя целые, отдельные по вероисповеданию, общества, раскольники в короткое время обзавелись молитвенными домами и начальниками церковного самоуправления. Безпоповцы, отвергая все церковные, кроме крещения и покаяния, таинства, довольствовались простыми наставниками, а поповцы, за неимением попа, подражали безпоповцам; а попы, по прибытии довершали уже недоконченное, как то: крещенных миропомазывали своим миром, исповедывали, совершали литургии, приобщали, венчали и прочая... Впрочем поповцы браков никогда не сводили без молитвословия и благословения попа. Не только богатые, но и самые бедные, все без исключения, если не было на месте попа, ездили венчаться в Ветку, если там не находили попа, то и в черниговские слободы; а в слободах и доселе не выводятся попы подпольные. Есть еще очень много таких супругов, которые ездили венчаться в слободы. Из них теперь некоторые присоединились к церкви на правах единоверия, а многие и доныне коснеют в расколе. Но те и другие рассказывают нам, что поездки для бракосочетания в слободы обходились им очень дорого. В слободах, как говорят они, есть известные Факторы - проводники к попу. К ним и надобно прежде всего обратиться с деньгами, чтоб они устроили дело: переговорили предварительно с попом и условились с ним в цене за венец. Кроме разных притеснений в квартире: дорогою платою за помещение, за пищу, за сено, за овес, на полицию и дорогой платы попу за венец, Факторы и сватьи требовали еще подарков себе. Для венчанья иногда собиралось в один раз более десяти пар. В таком случае, прежде венчалась та пара, которая не жалела денег попу. Дело обыкновенно делалось так: избирался известный дом, в который все желающие брачиться должны собраться в поздний вечер; а ночью уже привозился в сборную избу поп, который, получив чрез руки своих Факторов условленные деньги, здесь на месте начинал новый торг, "кто больше даст, того прежде и повенчаю". Не смотря на все предварительные издержки, и в этом случае давали попу по два и по три полуимпериала. Просим читателя помнить, что мы рассказываем быль, а не вымысл, и на каждое обстоятельство имеем живых свидетелей. Наш, ныне единоверческий староста, купец Е.Н.С. ездил венчаться в слободы в январе 1840 года. С ним ездили мещане: дед невесты Никон Петрович Поздняков, дядя ее Никон Федоров Хлубников и брат ее Никанор. В Могилевской губернии они не нашли попа. Поехали в Черниговскую, были в Стародубе, в Лужках, в Воронке и нигде не нашли попа. Но им, разумеется, за деньги шепнули, что есть поп в Еленке, тоже Черниговской губернии. Приехали в Еленку; тот час к проводникам с просьбою и с поклонцем: "помогите Христа ради, не допустите до греха, заставьте век Бога молить, дайте отца!" Отец-то есть, отвечают Факторы, но, ведь сами знаете, надобно и высокоблагородье и благородие ублаготворить, и попу за труд, и говорщику, и сватьям, да и нам даром не для чего время терять: будет маненько стоить. "Что хотите берите, а дайте отца". "Ну, да что с вами будешь делать! поживите, повенчаем". При этом надобно заметить, что эти Факторы живут единственно от Факторства и торга попами, и приезжих обирают до последнего рубля; поэтому они стараются как можно долее продержать приезжих. Вот живут наши витебляне в Еленке день, два и три, а Факторы все будто бы обделывают дело. Наконец указан дом и вечер на совершение браков, коих собралось уже до десяти пар. Ночью привозят попа, коего Факторы называли Никола Руссов, до того нагруженного водкой, что едва ввели его в избу. После переторжек, надобно было приступить к делу. Но отец Никола не мог стоять на ногах. Факторы взяли и держали его все время под руки, на головы молодых поставили вместо венцов иконы; дьячек пел и читал и за себя и за отца Николу, обвели молодых трижды вокруг стола, Никола вместо благословенья махнул рукой, дело тем и кончилось... Об этом, с большими еще подробностями, нам рассказывали сами брачившиеся и ездивший с ними мещанин Никон Федоров Хлубников, живущий в 12 верстах от Витебска, по смоленскому шоссе, в деревне Воронах. Говоря о недобросовестности слободских Факторов, он в подтверждение своих слов, рассказал следующее обстоятельство: по приезде в Еленку, лошадь Хлубникова заболела; Хлубников обратился к своим хозяевам с просьбою призвать коновала, коновал пришел, но не прежде приступил к лечению лошади, как получивши три рубля, и потребовал в состав лекарства два куриных яйца. Хлубников за этими вещами обратился тоже к своим хозяевам и заплатил им за два яйца 30 копеек. Лекарства не помогли лошади, она околела. Чтобы свесть эту лошадь со двора, снять с нее кожу и оторвать подковы, хозяева требовали столько, сколько не стоила кожа лошади, и Хлубников отказавшись от кожи и подков, приплатил еще 75 копеек. Не смотря однако ж на все это, витебские поповцы долго еще ездили в слободы венчаться и "исправляться", почти до времени открытия в Витебской губернии единоверческих приходов…